О Союзе
  • Комитеты         
  • Документы Союза         
  • Члены САП         
  • Награды САП         
  • Контакты         
  • Избранное
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    В архив избранного...
    Новости Комитета по беспилотным авиационным системам
    01.08.2019Заседание Комитета по беспилотным авиационным системам НП "САП" от 05.07.2019
    27.12.2018Отчет о деятельности Комитета по БАС за 2018 год
    Основным направлением, требующим первоочередного решения остается подготовка предложений по разработке и совершенствованию нормативной правовой и технической базы в сфере БАС, решение проблемных вопросов, связанных с проведением сертификации и обеспечением безопасной эксплуатации БАС гражданского назначения.

    Работа по формированию нормативной правовой базы осуществляется в рамках мероприятий "дорожной карты" по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров (ДК) "Аэронет".

    ДК сформирована на площадке РГ "Аэронет" НТИ по инициативе Ассоциации "Аэронет", утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2018г. № 576-р. Образована рабочая специальная группа по разработке и участию в реализации "дорожной карты" по законодательству. В настоящее время наступил этап реализации ДК в порядке, установленным постановлением Правительства РФ от 27.09.2017г. № 1184.

    Мероприятия ДК направлены на развитие и продвижение новых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках, предусмотренных планом мероприятий "Аэронет". Ответственными за выполнение мероприятий ДК являются  федеральные органы исполнительной власти, АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов  (АСИ), АО "РВК", а также непосредственно рабочая группа по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий "дорожной карты" НТИ "Аэронет", в состав которой входят члены Комитета по БАС, Ассоциации "Аэронет".

    В числе основных задач, требующих решения для начала интенсивного развития российских компаний сферы беспилотных авиационных систем, развития внутреннего рынка и выхода на международный рынок, определены, в том числе вопросы стандартизации и сертификации БАВС.

    В рамках реализации ДК, рассчитанной до 2035 года, предусмотрена разработка и принятие  (издание) нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Евразийского экономического союза (в том числе о внесении изменений в технические регламенты Евразийского  экономического союза), принятие или изменение межгосударственных и национальных стандартов, в том числе содержащих формы подтверждения  соответствия, методы исследований (испытаний) и измерений, включая  правила отбора  образцов, подготовка соответствующих проектов международных договоров. Основная работа Комитета по БАС направлена на обеспечение выполнения указанных мероприятий.

    22 мая 2018 года проведено заседание Комитета по БАС (протокол № 7), посвященное вопросам реализации указанной ДК. По итогам заседания рекомендовано сосредоточить усилия Комитета по БАС на реализации мероприятий "дорожной карты" по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет". Признано целесообразным создание экспертной рабочей группы из представителей ФОИВ, Росавиации, Авиарегистра России, промышленности, научных и иных заинтересованных организаций для непосредственного участия в разработке проектов НПА в сфере сертификации авиационной техники, ее разработчиков  и изготовителей, установлению процедур проведения сертификации, разработки соответствующих сертификационных базисов и МОС в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО.

    В течение 2018 года осуществлялась предварительная проработка указанных вопросов на различных площадках, в том числе РГ "Аэронет", Ассоциации "Аэронет" с непосредственным участием членов Комитета по БАС. Вопросы стандартизации и сертификации неоднократно обсуждались при проведении ежегодной конференции "Аэронет" в ходе круглых столов.

    Тема развития производства и применения беспилотной авиационной техники является предметом внимания Ассоциации "АЭРОНЕТ" и САП. 13 июня 2018 года организации подписали соглашение о сотрудничестве, в котором заявлено стремление объединить усилия в целях создания работающей системы сертификации и нормирования летной годности, соответствующих международным стандартам, что сделает производимую в России авиационную технику конкурентоспособной на мировом рынке.

    В декабре 2018 года проведено совещание в Росавиации по вопросам сертификации БАС под председательством заместителя Руководителя Росавиации А.А. Новгородова, с участием представителей Управления по сертификации АТ Росавиации, Авиарегистра России, компаний-разработчиков БАС. Обсуждены общие подходы к проведению сертификации БАС в составе с БВС максимальной взлетной массой 30 кг, а также подтверждения соответствия их разработчиков. Достигнута договоренность о создании временной рабочей группы для дальнейшей проработки вопросов, подготовке совместных предложений в разрабатываемые Минтрансом России проекты НПА, работа над изданием которых значительно затянулась.

    Требует нормативного регулирования вопросы, связанные с реализацией системы управления безопасностью полетов (СУБП) в организациях-разработчиках и изготовителях БАС с учетом требований ст.24.1. Воздушного кодекса Российской Федерации.

    Большинство задач ДК реализуется с непосредственным участием Минпромторга России, в том числе по вопросам установления требований и порядка подтверждения соответствия требованиям ФАП юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление БАС, порядка проведения обязательной сертификации БАС и их элементов, авиационных двигателей воздушных винтов и бортового оборудования . Предстоит совместная работа по разработке и созданию системы и порядка категорирования БАС, вопросам установления требований к летной годности для каждой отдельной категории БВС.

    За выполнение ряда мероприятий ДК ответственным исполнителем является Минпромторг России, в том числе в части оптимизации процедур лицензирования деятельности по разработке, изготовлению, испытанию и ремонту БАС, распространению предусмотренных законодательством о государственном регулировании развития авиации мер поддержки на сферу БАС.

    Комитет БАС принял участие в подготовке IV Съезда авиапроизводителей России, состоявшегося в августе 2018 года в г. Казани.

    Определенным пробелом является тот факт, что развитие производства беспилотной авиационной техники не отражено в Государственной программе развития авиационной промышленности на 20132-120125 годы, и это вопрос стал одним из предметов обсуждения на Съезде.

    Обсуждены предложения и рекомендации в Резолюцию IV Съезда авиапроизводителей России в части внесения необходимых дополнений в документы стратегического планирования деятельности отечественной авиационной промышленности, направленных на разработку и производство БАС гражданского назначения.

    Решение указанных вопросов направлено на реализацию объявленной Президентом Российской Федерации Национальной Технологической Инициативы, а также Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204,касающихся создания законодательной базы и снятия барьеров для разработки и широкого применения робототехники и беспилотного авиационного транспорта по направлению "Аэронет".

    В рамках проведения Съезда организован и проведен совместно с ассоциацией "Аэронет" круглый стол "Расширение производства и применения беспилотных авиационных систем" (БАС) на котором были рассмотрены следующие вопросы:
    - О мерах по совершенствованию стратегического планирования в области разработки и производства беспилотных авиационных систем гражданского назначения в целях содействия развития рынка БАС и реализации задач Национальной Технологической Инициативы;
    - Технологические и нормативные задачи развития рынка БАС гражданского назначения;
    - Особенности нормативно-технического регулирования Открытой (А) и Специальной (В) категории беспилотных авиационных систем с беспилотными летательными аппаратами массой менее 30 кг. Для обеспечения безопасности полетов;
     - Проблемные вопросы интеграции БАС в общее воздушное пространство.

    Еще одним важнейшим вопросом в деятельности Комитета по БАС является обеспечение решения ключевой задачи - интеграция БВС в общее воздушное пространство.

    Согласно статистике Госкорпорации по ОрВД количество разрешений на ИВП для БВС за 3 года с 2015 по 2018 г. г.) возросло в 8 раз, рынок БАС вырос в 10 раз. Число нарушений по использованию воздушного пространства, связанных с полетами БВС по статистике Ространснадзора за 2016 год с 26 происшествий возросло за 2017 год до 43 происшествия.

    Указанная проблема требует незамедлительного решения, выработки концептуальных подходов, используя соответствующие технические решения.

    Одним из узловых вопросов при выборе решений для БАС, является обеспечение кибербезопасности. Тема кибербезопасности в последнее время приобретает первостепенную важность в деятельности всей гражданской авиации, особенно в связи с внедрением в практику деятельности БАС, организации полетов БВС в общем воздушном пространстве — основной цели интеграции БАС в существующую систему гражданской авиации. Для надежного и безопасного функционирования БАС должно быть обеспечено киберзащищенное взаимодействие между внешним пилотом (пунктом дистанционного пилотирования) и беспилотным воздушным судном (БВС) посредством линии контроля и управления (линия С2), а также с органами ОрВД и другими пользователями воздушного пространства.

    01.06.2018Заседание Комитета по беспилотным авиационным системам НП "САП" от 22.05.2018
    12.02.2018О работе Комитета по БАС в 2017 году и плане работ на 2018 год
    30.12.2017Отчет о деятельности Комитета по БАС за 2017 год
    Основными направлениями, требующими первоочередного решения, по мнению Комитета по БАС, остается подготовка предложений по разработке и совершенствованию нормативной правовой и технической базы в сфере БАС, решение проблемных вопросов, связанных с проведением сертификации и обеспечением безопасной эксплуатации БАС гражданского назначения.

    Деятельность членов Комитета по БАС в 2017 году была направлена на участие в формировании нормативной правовой базы, связанным с подготовкой экспертных заключений по проектам ФАП, разработанных Минтрансом России, а также плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы "Аэронет" в рамках созданной межведомственной рабочей группы, а также взаимодействии с Ассоциацией "Аэронет" по вопросам формирования системы стандартизации и сертификации, разработки технических требований и профессиональных стандартов.

    Проект Плана мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2017 № 1184 "О порядке разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и направлен на развитие и продвижение новых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках, предусмотренных планом мероприятий "Аэронет". В январе 2018 г. проект "дорожной карты" прошел первичное согласование с ФОИВ и в настоящее время  проводится работа по реализации полученных замечаний и предложений.

    В рамках реализации мероприятий настоящей "дорожной карты" ответственными ФОИВ и организациями предусмотрена разработка и принятие (издание) нормативных правовых актов Российской Федерации и актов Евразийского экономического союза, принятие или изменение межгосударственных и национальных стандартов, в том числе содержащих формы подтверждения соответствия, методы исследований (испытаний) и измерений, подготовка соответствующих проектов международных договоров.

    Реализация мероприятий настоящей "дорожной карты" будет осуществляться поэтапно с 2017 по 2035 годы. Комитет по БАС планирует принять в этом активное участие.

    Вызывают озабоченность низкие темпы разработки Минтрансом России подзаконных актов, обеспечивающих реализацию требований Воздушного кодекса и создающих правовую основу в части обязательной сертификации БАС, установления сертификационных требований к БАС различных категорий, требований и процедуры подтверждения соответствия юридических лиц — разработчиков и изготовителей БАС. Это является препятствием для реализации процедур сертификации типовой конструкции БАС, получения действующего сертификата летной годности для допуска их к эксплуатации, что является серьезным сдерживающим фактором развития в России сферы БАС гражданского назначения.

    Сроки принятия необходимых ФАП, ранее неоднократно переносимые, по настоящее время так и не определены, разработчики БАС и сертифицирующие органы находятся фактически в положении правовой неопределенности. Существуют примеры отказа Росавиации в приеме заявки на сертификацию от разработчиков БАС и бортового авиационного оборудования по причине отсутствия утвержденной нормативной правовой базы. Одновременно с этим, Минтранс России считает возможным до принятия ФАП руководствоваться положениями Авиационных правил АП-21 "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей", введенного в действие Минтрансом России приказом от 19.12.2013 № 474, которые носят условный характер и не могут быть применимы в полной мере к процедуре сертификации БАС. Правовую неопределенность усиливают действия Росавиации, превышающей пределы предоставленных полномочий и размещающей на своем официальном сайте ряд документов, в том числе контрольных карт проверки организаций-разработчиков и изготовителей, по существу устанавливающих дополнительные сертификационные требования.  

    Имеется правовая неопределенность в отношении необходимости подтверждения соответствия организаций-разработчиков БАС в составе с БВС максимальной взлетной массой до 30 кг, не подлежащих обязательной сертификации, а также разработчиков комплектующих элементов для БАС.             С учетом международной практики, а также принятых для временного использования положений АП-21, установление требований о необходимости подтверждения соответствия организаций-разработчиков БАС, не подлежащих обязательной сертификации, представляется избыточной нормой, однако данная проблема также нормативно не урегулирована.

    Следует учитывать, что действие Раздела J "Сертификация разработчика" Авиационных правил АП-21 применимо к организациям, впервые подавшим заявку в Авиарегистр на получение Сертификата типа/Дополнительного Сертификата типа или Свидетельства о годности вспомогательного двигателя и, таким образом, не может быть применимо к разработчикам, не планирующим в дальнейшем проведение сертификации типовой конструкции БАС (в составе с БВС до 30 кг), а также на разработчиков комплектующих изделий. Однако,  в размещенном на официальном сайте Росавиации документе "Методические рекомендации" по сертификации организаций-разработчиков (не являются нормативным правовым актом, носят рекомендательный характер) заявлено, что они предназначены для применения разработчиками, обратившимся с заявкой на проведение обязательной сертификации гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта или бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.

    Требует нормативного регулирования вопросы, связанные с реализацией системы управления безопасностью полетов (СУБП) в организациях-разработчиках и изготовителях БАС с учетом требований ст. 24.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, в том числе вопрос применимости указанных требований к разработчикам БАС, не подлежащих обязательной сертификации.

    Решению указанных проблем будет посвящена деятельность Комитета по БАС в 2018 году. В целях всестороннего рассмотрения вопросов и формирования консолидированной позиции в рамках  САП планируется проведение совместного заседания Комитета по БАС и Комитета по безопасности полетов, рекомендации которого будут направлены в Наблюдательный совет  САП.

    Комитет по БАС поддерживает целесообразность проведения круглого стола "Беспилотные авиационные системы" при проведении очередного Съезда Союза авиапроизводителей (Казань, 10 августа 2018 г.) в целях обсуждения ключевых проблемных вопросов отрасли и подготовки соответствующих рекомендаций. Члены Комитета считают  целесообразным проведение круглого стола совместно с участием Ассоциации "Аэронет".

    Все большую актуальность приобретает задача обеспечения интеграции БВС в общее воздушное пространство совместно с пилотируемыми ВС. Активную деятельность в этом направлении предпринимает Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, которая своим решением (протокол от 24 октября 2017 года № 5) поручила ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" разработку проекта концепции интеграции беспилотных авиационных систем и воздушных судов авиации общего назначения в единое воздушное пространство Российской Федерации". Тема интеграции получит отражение также в проектах Стратегии развития Аэронавигационной системы Российской Федерации до 2030 года и Аэронавигационного плана Российской Федерации, разрабатываемых в настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации.

    Установленный в России порядок использования воздушного пространства предусматривает существенные ограничения при эксплуатации БАС и является сдерживающим фактором развития рынка БАС. Поэтому одной из ключевых задач, по мнению Комитета по БАС, является технологическое и нормативное обеспечение безопасного выполнения полетов БВС, их интеграция в общее воздушное пространство совместно с пилотируемыми ВС. При этом процесс интеграции БАС не должен привести к снижению общего уровня безопасности полетов, введению определенных ограничений и изменению порядка выполнения полетов пилотируемой авиации.

    Вместе с тем, традиционные технические средства обеспечения полетов пилотируемой авиации не в полной мере могут быть применимы для обеспечения полетов БВС. Требуют совместного решения вопросы, связанные с организацией связи, навигации и наблюдения при эксплуатации БВС в различных классах воздушного пространства, при полетах на малых и сверхмалых высотах, предоставлением оперативной метео и аэронавигационной информации (автоматически и дублированием по средствам речевой связи), недопущения столкновения с ними других ВС и БВС, организации взаимодействия внешнего пилота с БВС, с органами ОрВД, другими пользователями воздушного пространства. С учетом весовых и габаритных ограничений, перспективное оборудование БАС должно быть максимально функциональным, компактным, не энергоемким в части потребления, относительно недорогим.

    Реализация задачи обеспечения безопасной эксплуатации БАС в общем воздушном пространстве совместно с пилотируемыми является ключевой для сферы БАС и должна основываться на выборе определенных технологий, а также наличии определенных технических решений. Рассмотрению основных технических проблем и вопросов нормативно-технического обеспечения интеграции БАС в гражданское воздушное пространство уделяется постоянное внимание в деятельности Комитета по БАС. Эта работа будет продолжена в 2018 году.

    Одним из узловых вопросов при выборе решений для БАС, является обеспечение кибербезопасности. Тема кибербезопасности в последнее время приобретает первостепенную важность в деятельности всей гражданской авиации, особенно в связи с внедрением в практику деятельности БАС, организации полетов БВС в общем воздушном пространстве — основной цели интеграции БАС в существующую систему гражданской авиации. Для надежного и безопасного функционирования БАС должно быть обеспечено киберзащищенное взаимодействие между внешним пилотом (пунктом дистанционного пилотирования) и беспилотным воздушным судном (БВС) посредством линии контроля и управления (линия С2), а также с органами ОрВД и другими пользователями воздушного пространства.

    Дальнейшему рассмотрению указанных выше проблем также будет посвящена деятельность Комитета по БАС в 2018 году.

    28.12.2016Отчет о деятельности Комитета по БАС за 2016 год
    Первоочередной задачей Комитета по БАС в 2016 году явилось рассмотрение вопросов, связанных, в том числе, со стандартизацией сферы БАС и процедурой проведения сертификации БАС, формирования необходимых сертификационных требований к БАС различных категорий.

    В 2016 году Комитетом по БАС было организовано и проведено заседание, посвященное обсуждению процедуры сертификации БАС (протокол от 03.03.2016 №5). В целях реализации требований воздушного законодательства в области сертификации БАС признано необходимым:
    1) нормативное закрепление терминов и определений;
    2) разработка и утверждение Минтрансом России правил проведения сертификации гражданской авиационной техники с описанием процедур сертификации БАС (в настоящее время проект ФАП находится на стадии общественного обсуждения);
    3) разработка и утверждение норм летной годности (НЛГ) с учетом рекомендаций ИКАО; подготовка разработчиком совместно с сертифицирующими органами методов оценки соответствия (МОС) заявленной типовой конструкции;
    4) разработка квалификационных требований для обеспечения сертификации компонентов (бортового оборудования) БВС.

    На указанном заседании были также рассмотрены вопросы исполнения резолюции 2-го Съезда авиапроизводителей России в части, касающейся разработки законодательной и нормативной правовой базы по БАС, а также подготовки к проведению в рамках 3-го Съезда круглого стола по теме БАС.

    В соответствии с решением Наблюдательного совета Союза авиапроизводителей России от 19 февраля 2016 года № 31 Комитет по БАС принял участие в организации и проведении круглого стола: "Нормативное и законодательное обеспечение разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем, в том числе национальной технологической инициативы AeroNet". В работе круглого стола приняло участие около 130 человек, представляющих более 40 организаций. В рамках проведения круглого стола представлено 6 докладов. В обсуждении вопросов, связанных с разработкой, производством и эксплуатацией БАС, участниками Круглого стола высказаны предложения, направленные на создание нормативно-правовой и нормативно-технической базы в сфере БАС, включающие следующие:
    1. Порядок государственной регистрации БАС.
    2. Сертификация БАС и их взаимосвязанных элементов. Допуск к эксплуатации БАС.
    3. Порядок подготовки к полету БВС и порядок выполнения полета.
    4. Порядок использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами (БВС). Организация совместных полетов пилотируемых ВС и БВС.
    5. Требования к оснащению БАС техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими наблюдение БВС и недопущение столкновения с ними других ВС и БВС.
    6. Правила выполнения авиационных работ и предоставления услуг с использованием БАС. Сертификация эксплуатантов БАС.
    7. Порядок привлечения эксплуатантов БАС к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ.
    8. Требования к специалистам БАС, порядок допуска авиационного персонала БАС к деятельности, выдача свидетельств авиационного персонала БАС.
    9. Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов БАС.
    10. Требования по авиационной безопасности и порядок их выполнения эксплуатантами БАС.


    Участниками Круглого стола высказаны следующие предложения:

    1. Считать приоритетной задачей создание нормативно-правовой и нормативно-технической базы в сфере БАС.
    2. Принять меры по реализации через Подкомитет "Беспилотные авиационные системы" (ПК11) Технического комитета "Авиационная техника" (ТК323) ФГУП "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" предложений в проект "Программы стандартизации в авиационной промышленности на 2016 – 2020 гг.".
    3. Рассмотреть вопрос о создании на базе НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского" сертификационных центров, осуществляющих деятельность в целях подтверждения соответствия создаваемых БАС и их элементов требованиям разработанных норм летной годности.
    4. Создание сертификационных центров осуществить с учетом компетенций ФГУП "ЦАГИ" и ФГУП "ГосНИИАС" с привлечением специалистов других предприятий, входящих в НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского".
    5. Рекомендовать от имени III Съезда авиапроизводителей направить в адрес Росавиации и ФАУ "Авиационный регистр Российской Федерации" предложения о привлечении указанных центров компетенций для выполнения сертификационных работ по одобрению типов гражданских БАС.
    6. Рекомендовать Росавиации рассмотреть вопрос аккредитации сертификационных центров для проведения сертификационных работ по гражданским БАС.
    7. Для обеспечения разработки процедур и создания нормативно-технической базы в целях реализации норм воздушного законодательства направить обращение в Минтранс России и Минпромторг России о необходимости решения вопроса финансирования и выработки план-проспекта по разработке и выпуску нормативно-технических документов для различных категорий БАС в обеспечение проведения сертификационных работ.

            
    Представлены соответствующие предложения в Резолюцию III Съезда.

    Работа членов Комитета по БАС и, в частности, ФГУП "ГосНИИАС", в 2016 году была посвящена подготовке предложений по реализации требований подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросу повышения уровня безопасности полетов от 29.04.2016 № Пр-800 о внедрении в Российской Федерации единого стандарта системы автоматического зависимого наблюдения за воздушными судами.

    Технология АЗН-В рассматривается в качестве базовой для реализации ключевой задачи в сфере БАС – обеспечение безопасных полетов беспилотных воздушных судов в общем воздушном пространстве совместно с пилотируемыми. Решению этой задачи посвящены усилия ИКАО и всего передового авиационного сообщества.

    В связи с этим, применительно к беспилотной авиации первостепенную важность имеет правильный выбор стандарта линий передачи данных, обеспечивающий задачи АЗН-В, а также реализацию дополнительных функциональных применений.

    Проблема обеспечения интеграции БВС в общее воздушное пространство и используемой базовой технологии АЗН-В неоднократно рассматривалась на заседаниях Комитета по БАС. Решением Комитета по БАС от 17.09.2015 № 4 одобрено и поддержано применение технологии АЗН-В на базе ЛПД режима 4 (VDL-4) для обеспечения полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов в общем воздушном пространстве, предусмотренной к внедрению в Российской Федерации в соответствии с утвержденной Минтрансом России в 2011 г. Программой.

    Одним из узловых вопросов при выборе решения по использованию ЛПД при внедрении АЗН-В, особенно для беспилотных авиационных систем, является обеспечение кибербезопасности. Комитетами ИКАО по БАС (RPAS) и по наблюдению (ASP) была подтверждена легитимность используемых в Российской Федерации подходов по организации наблюдения и другим аэронавигационным технологиям с обеспечением необходимой кибербезопасности.

    Вместе с тем, несмотря на положительные результаты выполнения пилотных проектов "Ямал-АЗН" и "Москва-МВЗ", а также многочисленных экспериментальных работ по внедрению АЗН-В режима 4 в интересах различных пользователей, Минтрансом России принято необоснованное решение об использовании АЗН-В только на основе ЛПД 1090ES.

    Вопросы, касающиеся обеспечения кибербезопасности в гражданской авиации, формирования необходимой нормативной правовой базы в части, касающейся развития и использования БАС, рассмотрены на заседании Комитета по БАС 30 августа 2016 г., протокол № 6 (по обращению  САП от 23.08.2016 № 404).

    Тема обеспечения кибербезопасности приобретает первостепенную важность в связи внедрением в практику деятельности гражданской авиации беспилотных авиационных систем (БАС). Для надежного и безопасного функционирования БАС как системы должно быть обеспечено взаимодействие между внешним пилотом (пунктом дистанционного пилотирования) и беспилотным воздушным судном (БВС) посредством линии контроля и управления (линия С2). При этом ИКАО уделяет внимание именно управлению между внешним пилотом и БВС, что представляется недостаточным. Необходимо рассматривать вопросы кибербезопасности при организации полетов БВС в общем воздушном пространстве — основной цели интеграции БАС в существующую систему гражданской авиации.

    В 2016 г. появились рабочие документы ИКАО, подтверждающие незащищенность ЛПД 1090 ES от киберугроз. Для возможности использования информации АЗН-В 1090 ES должна осуществляться постоянная верификация информации АЗН-В с применением методов вторичной радиолокации или мультилатерации. Прежде всего по этим причинам западные страны подтвердили необходимость либо поддержания радарной системы наблюдения (но тогда теряется главный смысл введения АЗН-В), либо разворачивания новой, не менее дорогой чем РЛС системы мультилатерации, что пытаются реализовать в Российской Федерации сторонники стандарта 1090 ES.

    Реализация АЗН-В только на основе единственного стандарта 1090 ES и "мультилатеризация" всей страны потребует значительно большего финансирования из средств федерального бюджета, либо из внебюджетных источников за счет средств Госкорпорации по ОрВД (аэронавигационные сборы). При этом вопросы обеспечения государственной безопасности в части кибербезопасности, закрытости каналов связи и др. остаются без внимания.

    Общий вывод — информация, касающаяся наблюдения и управления в части ОрВД, должна быть криптографирована. При этом должна быть обеспечена техническая возможность криптографирования, что ЛПД 1090 ES в настоящее время не позволяет реализовать.

    Членами Комитета по БАС признано целесообразным проведение работ по разработке норм летной годности гражданских БВС различных категорий с учетом реализации требований по кибербезопасности.

    С учетом рекомендаций  САП (письмо от 11.11.2016 № 488) Комитет по БАС планирует включить в план работы в 2017 г. мероприятия по исполнению резолюции 3 Съезда авиапроизводителей России, а также рассмотрение вопросов по стандартизации, сертификации и кибербезопасности беспилотных авиационных систем.

    Разработан  План работы Комитета по БАС на 2017 год.

    13.09.201630 августа 2016 года состоялось заседание Комитета САП по беспилотным авиационным системам
    Заседание было посвящено вопросу обеспечения кибербезопасности при использовании беспилотных авиационных систем в гражданской авиации.

    Протокол заседания
    03.03.2016Заседание комитета 03.03.2016
    28.01.2016Опубликован отчет Комитета о деятельности в 2015 году
    25.11.2015Заседание Комитета 17.09.2015 г.
    25.03.2015Заседание Комитета 12.03.2015 г.
    13.09.2014Заседание Комитета 12.09.2014 г.
    27.06.2014Заседание Комитета 26.06.2014 г.
    Назад
     
    © 2020 Союз авиапроизводителей России. Все права защишены. Наш адрес: Москва, Ленинградский проспект, д.24, стр.2. Тел.: (495) 125-73-73; e-mail: info@aviationunion.ru.

     

    Союз авиапроизводителей России Союз авиапроизводителей России Написать письмо Поиск по порталу Союз авиапроизводителей России Карта портала