ОАК представил Экспертному совету в Госдуме новую индустриальную модель корпорации
"ОАК приступил к масштабной трансформации производств, созданию центров специализации и компетенций в рамках перехода на новую индустриальную модель,— сообщил первый вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Александр Туляков, выступая 8 февраля в Госдуме на первом заседании Экспертного совета по авиационной промышленности. — Переход предусматривает более эффективное использование инвестиций, производственных мощностей корпорации (производственных и непроизводственных площадей, персонала и оборудования), в том числе передача части низких переделов на аутсорсинг. Результатом изменения индустриальной модели, по оценкам ОАК, должна стать экономия около 700 млрд. рублей до 2035 года".
Решение о переходе на новую индустриальную модель принято в конце прошлого года. “Заводы в составе ОАК должны концентрироваться на ключевых компетенциях, таких как проектирование, сборка, испытания, продажи и сервисное обслуживание. Ряд неключевых для самолетостроения производств деталей, частей агрегатов и комплектующих могут быть переданы на аутсорсинг, что позволит значительно сократить сроки и себестоимость изготовления изделий. В то же время, компетенции, обеспечивающие технологическое преимущество, такие как, например, обработка и сварка конструкций из титана, выпуск наукоемких конструкций из композиционных материалов, останутся внутри корпорации“, — рассказал на заседании совета технический директор – директор департамента развития индустриальной модели ОАК Юрий Тарасов.
Опыт зарубежных авиапроизводителей доказал эффективность такого решения, у мировых лидеров только 10 процентов комплектующих самолета производится внутри компании, остальное покупается у десятков тысяч поставщиков по всему миру, включая Россию. Именно такой подход будут использовать и российские самолетостроители. В горизонте до 2035 года ОАК планирует передать около 40 процентов объема выпуска непрофильной продукции сторонним организациям, или организовать с ними совместные предприятия.
В рамках перехода на новую индустриальную модель продолжится создание новых центров специализации и компетенций, дальнейшее развитие которых позволит на треть увеличить производительность труда и в разы сократить инвестиционную нагрузку для предприятий ОАК.
Пилотные проекты по созданию центров специализации и компетенций на производственных площадях ОАК уже реализованы. Центр компетенции по производству конструкций из композитных материалов создан на заводе “АэроКомпозит“ в Ульяновске. Центр комплексирования, занимающийся интеграцией бортового оборудования самолетов, действует в Москве. Центры специализации по производству люков, дверей, фюзеляжных панелей, где создаются агрегаты сразу для нескольких самолетных программ МС-21, Ил-76МД-90А, Ил-112В, работает в Ульяновске на производственной площадке “Авиастар-СП“, центры специализации по мотогондолам и пилонам создаются в Воронеже.
Экспертный совет по авиационной промышленности создан при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. 8 февраля в Госдуме под председательством Первого зампреда Комитета Госдумы Владимира Гутенева состоялось совместное заседание Экспертного совета и профильного комитета Союзмаша России, на котором обсуждали тему: “Пути совершенствования эффективности отраслевой модели авиационной индустрии“.
“Потребности повышения эффективности отечественных высокотехнологичных производств подвели нас к необходимости трансформации индустриальной модели в направлении расширения и развития горизонтальных кооперационных связей при минимуме дублирующих производств и выстраивания технологической цепочки в соответствии с жизненным циклом продукта“, — сказал Владимир Гутенев, резюмируя итоги Экспертного совета.
Справка:
ОАК в рамках программы развития поставщиков приступила к реализации совместных проектов. В 2016 году холдинг “Промышленные технологии“ открыл в Ульяновске собственное производство бортовой кабельной сети и трубопроводов для самолетов. Аналогичные предприятия строятся рядом с заводами ОАК в Казани и Иркутске. За счет использования современных материалов — облегченных сплавов металлов, особых видов пластика для изоляции — вес бортовой кабельной сети, к примеру, для тяжелого транспортника Ил-76-МД-90А стал на несколько сот килограммов легче по сравнению с предыдущими аналогами.
Фото: Юлия Кузьмина