Рост объемов производства в 2017 году к уровню 2016 года составил по авиационной промышленности в целом 111,7%.
Численность работающих в авиационной промышленности составила 438,1 тыс. человек с учетом присоединения ремонтных заводов Министерства обороны.
Производительность труда на промышленных предприятиях отрасли в 2017 году составила 4114 рублей в год на одного работника.
Средняя заработная плата работающих в целом по отрасли составила 50,6 тыс. рублей или 109,4% к предыдущему году, в том числе на промышленных предприятиях - 46,1 тыс. рублей или 108,3%, в научных и опытно-конструкторских организациях - 63,6 тыс. рублей или 111,8% соответственно.
Производственно-экономические показатели деятельности предприятий (организаций) авиационной промышленности России в 2015 - 2017 годах и прогноз на 2018 год
Показатели |
Един. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
1. Объем производства продукции |
% |
105,9 |
109,0 |
111,7 |
100,3 |
в том числе: |
|||||
1.1. объем производства гражданской продукции в % к предыдущему году |
% |
90,8 |
121,2 |
111,3 |
105,9 |
1.2. объем производства продукции государственного назначения в % |
% |
108,4 |
106,2 |
113,7 |
98,9 |
2. Численность работников |
тыс. чел. |
411,0 |
414,4 |
438,1* |
|
3. Среднемесячная зарплата на одного работника |
руб. |
41364 |
46251 |
50607 |
54540 |
*Численность работников приведена с учетом включения в состав авиационной промышленности авиаремонтных заводов из Минобороны России.
Оценка выполнения целевых индикаторов ГП РАП на 2013-2025 годы
в 2017 году
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
план |
факт |
план |
факт |
план |
||
Количество поставленных самолетов гражданской и государственной авиации (за исключением малой авиации) |
единиц |
198 |
136 |
129 |
133 |
135 |
Количество поставленных вертолетов |
единиц |
390 |
169 |
220 |
213 |
234 |
Количество поставленных авиационных двигателей |
единиц |
1 961 |
844 |
1 185 |
955 |
937 |
Количество поставленных неавиационных двигателей |
единиц |
114 |
423 |
360 |
314 |
565 |
Количество произведенных гражданских самолетов в 2008-2017 годах:
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Магистральные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 2017 году организациями и предприятиями отрасли была продолжена работа по формированию научно-технического задела направленного на развитие отрасли, создание и производство новой отечественной авиатехники в объемах, предусмотренных Государственной программой Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы".
Работы проводились по всем приоритетным направлениям авиационной науки и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности.
По итогам 2017 года получено 219 объектов интеллектуальной собственности, 48 ноу-хау, 1 патент на изобретение, 7 свидетельств на программы на ЭВМ и 19 патентов на промышленный образец.
Федеральным Законом от 5 декабря 2017 г. были предусмотрены ассигнования из федерального бюджета на Государственную программу в объеме 58,9 млрд. рублей.
Кассовое исполнение федерального бюджета на реализацию Государственной программы по итогам 2017 года составило 55,5 млрд. рублей.
Кроме того, привлечено внебюджетных средств на реализацию мероприятий Государственной программы в размере 7,5 млрд. рублей.
Характеризуя основные результаты Госпрограммы, достигнутые в отчетном году, следует отметить:
по мероприятиям подпрограммы "Самолетостроение"
Расширены условия эксплуатации самолета Sukhoi Superjet 100.
28 мая 2017 года впервые поднялся в небо новый среднемагистральный самолет МС-21-300.
Начаты работы по модернизации самолетов Ил-96-400М и Ил-114-300.
По мероприятиям подпрограммы "Вертолетостроение"
Завершаются работы по созданию модификации сертифицированного в 2015 году вертолета Ми-38 для использования в Минобороны России, МЧС России, ФСБ России.
25 мая 2017 года летный образец вертолета Ка-62 совершил первый испытательный полет. Завершена постройка 3-го летного образца вертолета Ка-62.
Разработана рабочая конструкторская документация на установку модернизированной топливной системы вертолета "Ансат.
Вертолет Ка-226Т доработан для обеспечения выполнения медицинских перевозок.
По подпрограмме "Авиационное двигателестроение"
Проведены 150-ти часовые сертификационные испытания двигателя ПД-14. Подготавливается для представления авиационным властям доказательная документация на получение сертификата типа двигателя ПД-14 (планируется получение сертификата на август 2018 года).
В декабре завершен первый этап летных испытаний двигателя ТВ7-117СТ на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
Разработано Техническое предложение на двигатель ПД-35.
Изготовлены макетные образцы деталей, узлов и элементов систем двигателя для перспективного скоростного вертолета.
В 2017 году холдинг "Технодинамика" выполнил мероприятия по импортозамещению 52 изделий для авиационной техники и начал их серийное производство.
Направлены заявки в Росавиацию для получения сертификата годности комплектующих изделий на агрегаты самолетов SSJ-100 и МС-21.
Концерном "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) в 2017 году продолжались разработка, производство и совершенствование комплексов бортового радиоэлектронного оборудования практически для всех российских гражданских и военных самолетов и вертолетов.
В рамках подпрограммы "Авиационная наука и технологии"
Государственными научными центрами авиационной промышленности выполнены полномасштабные научно-исследовательские работы по обеспечению научно-технического задела для создания широкофюзеляжного самолета и двигателя ПД-35 для него, перспективного скоростного вертолета и двигателя ПДВ для него, а также ведется разработка импортозамещающих отечественных агрегатов и бортового радиоэлектронного оборудования для этих летательных аппаратов, новых материалов и технологий.
Основные результаты работы в 2017 году предприятий авиационной промышленности по производству и поставке авиатехники в рамках реализации Гособоронзаказа показывают, что плановое задание выполнено на 98,4%.
Предприятия ПАО "ОАК" обеспечили в 2017 году производство и поставку заказанных Минобороны России гражданских и военных самолетов, в том числе:
Дальнейшее развитие данной модификации будет осуществляться при создании прототипа стратегического ракетоносца Ту-160М2 с повышением его боевой эффективности в 2,5 раза и оснащением его высокоточными ракетами.
В 2017 году общее количество переданных по Гособоронзаказу в ВКС и ВМФ России боевых и учебно-боевых самолетов сократилось, что связано прежде всего с завершением в 2016 году контрактов на поставку истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29КР/КУБР, прекращением поставок истребителей Су-30М2, а также со снижением темпов поставок учебно-боевых самолетов Як-130.
В то же время поставки основных современных боевых самолетов Су-30СМ, Су-34 и Су-35С поддерживались на прежнем уровне.
Предприятия холдинга АО "Вертолеты России" в соответствии с контрактами с Минобороны России обеспечили производство и поставку для ВКС России ударных вертолетов Ка-52, Ми-28Н и учебно-боевых Ми-28УБ, транспортно-боевых вертолетов Ми-35М, транспортно-десантных вертолетов Ми-8АМТШ и других, военно-транспортных вертолетов Ми-26, а также выполняли ремонт военных вертолетов. В соответствии с действующей Государственной программой вооружения АО "Камов" проводит модернизацию вертолетов Ка-27 в вариант Ка-27М.
АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" в полном объеме обеспечила поставки авиационного и морского вооружения по всей номенклатуре продукции холдинга.
Экспорт авиационной техники и международное сотрудничество
В 2017 году Россия экспортировала вооружения и военной техники на сумму более 16 млрд. долларов, доля авиационной продукции составляет примерно 50%.
В рамках российско-китайского сотрудничества продолжалась реализация программы разработки, производства, коммерциализации и послепродажного обслуживания широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета и программы создания гражданского перспективного тяжелого вертолета.
По контракту, подписанному Россией и Китаем в 2015 году, поставлены в 2017 году в Китай первые четыре самолета Су-35.
Продолжается поставка самолета SSJ-100 в Мексику.
АО "Вертолеты России" и иранская государственная компания Iran Helicopter Support & Renewal Company (IHSRC) в рамках международной выставки HeliRussia-2017 подписали меморандум о взаимопонимании, определяющий взаимодействие сторон в рамках проекта сборки легкого вертолета в Исламской Республике Иран.
В 2017 году ПАО "ОАК" и Корпорация "ХАЛ" подписали договор по сервисной поддержке самолетов Су-30МКИ ВВС Индии.
АО "ОДК" и ХАЛ 17 марта 2017 года в ходе Российско-индийской военно-промышленной конференции в Нью-Дели подписали контракт о долгосрочном сотрудничестве, который определяет ключевые аспекты взаимодействия сторон по послепродажному обслуживанию авиационных двигателей АЛ-31П, РД-33 различных серий и других двигателей, эксплуатируемых Минобороны Индии.
В марте 2017 года создано совместное российско-индийское предприятие по производству вертолетов Ка-226Т в форме акционерного общества.
По контракту с Индией продолжены работы по ремонту вертолетов Ка-28 и их модернизации в вариант Ка-28М.
Продолжается работа по участию российских предприятий в проектах рамочных программ Европейского союза по научно-техническому развитию с учетом приоритетов развития отечественного авиастроения.
В 2017 году на мероприятия по капитальному строительству были запланированы бюджетные ассигнования в рамках 2 федеральных целевых программ в объеме 119 % от уровня 2016 года.
Задания по финансированию объектов капитального строительства (за счет средств федерального бюджета) на 2017 год выполнены на 99,3%. В эксплуатацию введено 30 объектов капитального строительства.
Что касается охраны труда на предприятиях отрасли, то в 2017 году отмечено небольшое снижение общего уровня производственного травматизма: зарегистрировано 487 страховых случаев, что чуть ниже аналогичного показателя 2016 года.
Однако в отрасли продолжается рост тяжелого травматизма. В отчетном периоде произошло 46 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, 7 работников погибли на производстве.
Воздействие вредных факторов производственной среды и нарушения технологических режимов являются основными причинами развития профессиональных заболеваний у работников. В отрасли зарегистрировано 2359 работников, имеющих профессиональное заболевание, в том числе у 157 работников профзаболевание было установлено в 2017 году.
Одной из основных причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний является слабый административный ресурс — неукомплектованность служб охраны труда на предприятиях. Травматизм и профзаболеваемость на предприятиях, — это следствие отсутствия должного контроля и надзора за соблюдением работодателями и выполнением работниками требований охраны труда.
II. Характеризуя результаты работы ОАО "Авиапром" в 2017 году, В.Д. Кузнецов отметил, что в преддверии своего 25-летия Общество продолжало выполнять большой комплекс общеотраслевых задач в интересах развития авиационной промышленности России, ее научно-технического, производственного и организационно-управленческого потенциала. В тесном взаимодействии с государственными органами исполнительной и законодательной власти, отраслевыми научными центрами, предприятиями и организациями, Общество активно участвовало в выработке и реализации государственной промышленной политики в области авиастроения, в том числе в формировании и выполнении инвестиционных программ по техническому и технологическому перевооружению отрасли, обеспечивало регулирование авиационной деятельности в экспериментальной авиации России, выполняло научно-исследовательские работы по совершенствованию структуры отрасли и повышению эффективности ее государственного и корпоративного управления.
Объем выполненных работ и оказанных услуг ОАО "Авиапром" в 2017 году составил 333,7 млн. рублей.
При этом выполнялись работы по следующим направлениям:
В 2017 году Обществом по четырем государственным контрактам с Минпромторгом России и двум договорам с организациями отрасли выполнен общий объем научно-исследовательских работ на сумму 81,9 млн. руб.
Результаты выполненных ОАО "Авиапром" научно-исследовательских работ подлежат использованию при осуществлении планирования и управления государственными программами Российской Федерации и разработке "Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации до 2030 года", а также положены в основу мероприятий по повышению эффективности проведения летных испытаний и обеспечения безопасности полетов экспериментальных воздушных судов при разработке и производстве авиационной техники.
Объем выполненных проектно-строительных работ и оказанных услуг ОАО "Авиапром" в 2017 году составил:
Наиболее существенные объемы работ выполнены в АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", АО "ОДК-Сатурн".
В 2017 году в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 11 декабря 1997 года № 1552 и от 15 апреля 2000 года №344 Управление летной службы (УЛС) ОАО "Авиапром" продолжало выполнять работы и услуги, связанные с регулированием деятельности в области экспериментально авиации.
В 2017 году на предприятиях авиационной промышленности и авиаремонтных заводах, входящих в ПАО "ОАК" и АО "Вертолеты России", продолжались испытания серийных и модернизированных воздушных судов.
В отчетном году налет летно-испытательных подразделений авиационных организаций экспериментальной авиации составил:
общий налет — 22133 часов;
испытательный налет — 15109 часов.
В 2017 году авиационных происшествий в экспериментальной авиации не произошло, зарегистрировано 38 авиационных инцидентов.
Причинами авиационных инцидентов явились:
В соответствии с требованиями организационно-методических рекомендаций по организации летно-испытательной работы в 2017 году, утвержденными Департаментом авиационной промышленности Минпромторга России, Управлением летной службы ОАО "Авиапром"
Управление летной службы ОАО "Авиапром" постоянно осуществляет проверки готовности экспериментальных воздушных судов и экипажей к выполнению испытательных полетов, демонстрационных полетов на авиационных выставках в России и за рубежом, при поставках российской авиатехники иностранным заказчикам и другим полетам.
В 2017 году Управление летной службы принимало участие в подготовке и проведении международных авиакосмических салонов и выставок:
Все летные программы были выполнены без авиационных происшествий и инцидентов.
Как и в предыдущие годы, на основе данных мониторинга нормативно-правовой базы авиастроения и в целом авиационной деятельности, состояния материально-технической базы предприятий отрасли, качества выпускаемой ими продукции, охраны труда, выполнения целевых индикаторов Госпрограммы РФ "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы", ОАО "Авиапром" в 2017 году обеспечивало комплексную информационную поддержку деятельности Департамента авиационной промышленности Минпромторга России. В том числе содействовало реализации политики министерства по повышению информированности авиационной общественности и в целом гражданского общества о состоянии и перспективах развития авиационной промышленности России, обеспечивая подготовку для публикации информационно-аналитических материалов.
В 2017 году ОАО "Авиапром" при активной информационной поддержке со стороны предприятий-акционеров подготовило и издало очередную книгу серии "История авиационной промышленности России" — "Авиастроение России в эпоху перемен (1991-2016)", посвященную 25-летию создания Российского союза объединений, ассоциаций, предприятий и организаций авиационной промышленности — Россоюза "Авиапром".
Составной частью информационного обеспечения общеотраслевых функций ОАО "Авиапром" является награждение общественными наградами, учрежденными Советом директоров Общества.
Золотой медалью имени П.В. Дементьева (за заслуги в создании и организации производства новейших образцов авиационной техники, в реконструкции и модернизации мощностей научной и производственной базы авиационной промышленности) в 2017 году награждены 30 руководителей предприятий, научных и конструкторских организаций;
23 заслуженным работникам отрасли, проработавшим более 30 лет на предприятиях и в организациях авиационной промышленности, присвоено почетное общественное звание "Ветеран авиационной промышленности";
почетным званием "Надежда авиастроения" награждены 22 молодых специалиста отрасли за успешную и эффективную научную, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, разработку и осуществление мероприятий, направленных на повышение эффективности организации производства и качества выпускаемой продукции.
Награды ОАО "Авиапром" являются формой признания авиационной общественностью личных заслуг и значительных достижений в области создания образцов авиационной техники и развития авиационной промышленности, а также способствуют повышению престижности работы на предприятиях отрасли среди молодых специалистов.
В заключительной части своего обстоятельного доклада В.Д. Кузнецов представил участникам годового общего собрания акционеров рекомендованные Советом директоров Общества основные направления деятельности ОАО "Авиапром" на 2018 год и дальнейшую перспективу. В них предусмотрены скоординированная работа Общества с органами исполнительной власти, прежде всего с Минпромторгом России, и развитие сотрудничества с ведущими отраслевыми институтами, интегрированными структурами промышленности и другими отраслевыми организациями и предприятиями, определяющими промышленную политику и развитие авиастроения; взаимодействие с Минпромторгом России в части реализации мероприятий, предусмотренных "Основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года"; активное участие в общеотраслевых мероприятиях, в том числе в Парламентских слушаниях, "круглых столах" Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обсуждению проектов федеральных законов в интересах авиационной промышленности, 4 Съезде авиапроизводителей России в Казани, 12-й международной выставке и научной конференции по гидроавиации "Гидроавиасалон-2018" в Геленджике…
И конечно, главной задачей в 2018 году для коллектива ОАО "Авиапром" является выполнение более 200 государственных контрактов и хозяйственных договоров в интересах акционеров Общества — предприятий и организаций авиационной промышленности России.
— Крайне напряженная внешнеполитическая обстановка в мире ставит перед авиационной промышленностью России, в том числе предприятиями - акционерами Общества, задачи по безусловному выполнению плановых заданий 2018 года, и в первую очередь — Гособоронзаказа, обеспечению программных объемов производства гражданской авиатехники, реализации планов импортозамещения, — отметил В.Д. Кузнецов. — Очень важно усилить на всех направлениях авиационной деятельности техническую и технологическую безопасность, а также обеспечить способность предприятий и организаций к быстрому развертыванию мобилизационных мощностей и реализации соответствующих планов и заданий.
В этих условиях ветераны авиационной промышленности и акционеры Общества выражают крайнюю обеспокоенность многолетним отсутствием "Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации до 2030 года", планируемым ПАО "ОАК" — ГК "Ростех", переподчинением АО "Корпорация "ТРВ" — Роскосмосу, ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского" — Министерству науки и высшего образования.
Таким образом, нарушается консолидирующая роль авиационной промышленности в качестве локомотива инновационного развития российской экономики. Кроме того, существующие программные документы развития авиационной промышленности России не конкретизируют механизмы обеспечения роста производительности труда, повышения конкурентоспособности авиационной продукции, реализации кадровой политики в отрасли, вопросы технической и технологической безопасности в условиях существующей кооперации с зарубежными производителями и поставщиками, и, наконец, даже не декларируют персональную ответственность за производство авиационной продукции в заданных объемах и в установленные сроки.
Характерным примером являются показатели реализации основных индикаторов Госпрограммы РФ "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" в сопоставлении с первоначально принятыми планами:
Поэтому понятно, что Госпрограмма неоднократно корректировалась с уменьшением основных плановых показателей, но даже эти в разы сниженные индикаторы не выполняются.
Все эти системные проблемы имеют организационный характер и упираются в отсутствие государственного общеотраслевого координирующего центра — аналога Минавиапрома СССР…
В.Д. Кузнецов выразил уверенность, что авиационное сообщество общими усилиями с постоянной настойчивостью будет добиваться решения организационных и других проблем, чтобы обеспечить возврат авиационной промышленности на инновационный путь развития и реализовать задачи, поставленные Президентом России в своем послании, по наращиванию производства конкурентоспособной военной и гражданской авиатехники российской разработки.
В обсуждении отчетного доклада приняли участие президент АССАД, член совета директоров ОАО "Авиапром" Виктор Михайлович Чуйко и заместитель председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности "Профавиа" Юрий Игоревич Кононов.
Они отметили значительный вклад Общества в решение большого комплекса общеотраслевых задач, а также плодотворность сотрудничества предприятий и организаций авиационной промышленности с высокопрофессиональным коллективом ОАО "Авиапром".
Общее собрание акционеров утвердило бухгалтерский баланс акционерного общества и финансовые результаты (Отчет о прибылях и убытках) за 2017 год. Утверждено было также рекомендованное Советом директоров распределение прибыли, которая направлена на развитие ОАО "Авиапром".
Собрание акционеров выбрало новый состав Совета директоров, ревизионную комиссию и утвердило аудитора Общества.
В состав Совета директоров ОАО "Авиапром", в частности, вошли: