Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 14.05.2019
Источник: ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем"

Академику Федосову — 90!

14 мая 2019 года исполняется 90 лет научному руководителю Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС), Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской премии, академику Российской Академии наук, Заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору технических наук, профессору, Евгению Александровичу Федосову.

Евгений Александрович родился 14 мая 1929 года в Москве. Отец Е.А. Федосова работал в институте мерзлотоведения Академии наук СССР, кандидат геологических наук, мать – учитель географии. Сравнительно беззаботное детство было прервано войной. Отец был командирован в Якутск для выбора аэродромных площадок в условиях вечной мерзлоты при строительстве аэродромов “подскока“, которые использовали США в соответствии с соглашением по “ленд-лизу“ по переброске с территории Аляски военной помощи СССР, а Евгений Александрович с матерью были в эвакуации в Башкирии. После возвращения из эвакуации юный Женя совмещал учебу с работой для получения “рабочей“ карточки на продукты питания и дополнительного заработка, так как отец умер в 1943 году, а мать получала небольшую зарплату учителя.

Уже со школьных лет у Евгения проявилась тяга к технике и точным наукам. В 1947 году он поступил в кузницу отечественных инженерных кадров — МВТУ им. Н.Э. Баумана на специальность “Электромеханические приборы“. Это было трудное время. Авиация переходила на реактивные самолёты, появилась необходимость в разработке новых видов авиационного вооружения, в том числе управляемых ракет. В институте для подготовки специалистов по системам управления ракет была организована новая кафедра профессора Владимира Викторовича Солодовникова, куда был переведен Евгений Александрович, что и определило дальнейшее направление его научной деятельности. Обучаясь на старших курсах, Евгений Александрович проходил практику в НИИ-2 (сегодня — ГосНИИАС), где и защитил диплом по теме “Кормовая пушечная установка для самолета Ил-40“. После окончания учебы в аспирантуре МВТУ в 1954 году он перешел на работу в НИИ-2.

В 1954 году НИИ-2 было поручено научно-техническое сопровождение разработки ракет класса “воздух – воздух“. Здесь очень пригодились знания молодого выпускника МВТУ, полученные на кафедре В.В. Солодовникова. Эрудированный и энергичный Е.А. Федосов был замечен начальством и назначен ведущим по этой тематике.

В 1956 году Е.А. Федосов защитил кандидатскую диссертацию по теме “Динамическая точность самонаводящихся снарядов класса “воздух – воздух“, а воплощением в жизнь научных идей автора и его коллег стала первая, принятая на вооружение, отечественная самонаводящаяся ракета класса “воздух – воздух“ Р-8. В дальнейшем Евгений Александрович участвовал в создании практически всех отечественных самонаводящихся ракет класса “воздух – воздух“ и “воздух – поверхность“.

В 1959 году Е.А. Федосов был назначен заместителем начальника института.

Это был непростой период в истории авиационной промышленности. В стране после запуска первого искусственного спутника Земли и других аппаратов началась эйфория космических исследований. Институт тоже поддался ракетно-космическим влияниям и стал заниматься живучестью космических аппаратов, что стало логическим продолжением работ НИИ по повышению живучести боевых самолетов.

Работая в НИИ-2, Е.А. Федосов по совместительству преподавал в МВТУ до 1970 года. В 1959 году Федосов Е.А. стал профессором на кафедре одного из ведущих создателей советского ракетного “ядерного щита“ В.Н. Челомея, где читал лекции по теории управления.

В качестве заместителя директора института, Е.А. Федосов руководил серьезным научным направлением, занимающимся исследованиями по динамике управляемого авиационного вооружения, с развитием которого институт полностью перешел на тематику, связанную с автоматизацией боевых режимов полета в военной авиации. Последующие годы были посвящены комплексному исследованию и разработке новых принципов построения управляемого оружия и систем управления самолетов в условиях боевого применения. В институте были широко развернуты работы по математическому моделированию и созданию комплексов полунатурного моделирования и наземной отработки авиационных ракет вкупе с информационными и вычислительными системами боевых самолетов и вертолетов. Большое внимание уделялось разработке математических моделей процессов пуска ракет с борта летательного аппарата и самонаведению ракет на цель в условиях различных помех – тепловых, оптических и электромагнитных. За создание первой самонаводящейся ракеты класса «воздух-воздух» в 1966 году Е.А. Федосов награжден орденом “Знак Почета“.

В 1967 году Евгений Александрович был переведен на должность первого заместителя начальника института. В этом же году в МВТУ им. Баумана он защитил докторскую диссертацию “Спектральный анализ систем со случайными параметрами“. Высшая аттестационная комиссия сочла ее одной из лучших научных работ за 1967 год.

В начале 1970 года Е.А. Федосов назначен директором института. К этому времени в институте работало три стенда полунатурного моделирования. Первый стенд — “воздушного боя“, с подвижными кабинами, где летчики “воевали“ друг с другом. На втором стенде отрабатывали локатор и все бортовое оборудование. На третьем шли работы над самонаводящейся ракетой. За работы в области моделирующих комплексов и методов полунатурного моделирования систем управляемого оружия в 1971 году Е.А. Федосов награжден орденом Ленина.

Е.А. Федосов после вручения Нобелевских премий академикам Басову Н.Г. и Прохорову А.М. за открытия в области лазерного излучения стал активно внедрять лазерные технологии в создание систем самонаведения оружия “воздух – поверхность“. В 1976 году ему и группе основных разработчиков была присуждена Ленинская премия за создание принципов построения оружия с лазерным самонаведением.

В 1979 году Е.А. Федосов избирается членом-корреспондентом академии наук СССР по специальности “Процессы управления“.

В 1983 году за цикл работ по разработке принципов построения стратегического высокоточного оружия с корреляционно-экстремальными системами наведения и системам управления вооружением самолетов Ту-95МС и Ту-160 Е.А. Федосову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали “Серп и Молот“.

В 1984 году Е.А. Федосов избирается действительным членом (академиком) Академии наук СССР и становится заместителем академика-секретаря отделения “Проблем механики, машиностроения и процессов управления“. Он возглавляет Научный совет “Управление движением и навигацией“ и становится главным редактором журнала “Известия РАН. Теория и системы управления“.

В 1989 году за выдающиеся работы в области моделирования сложных технических систем он награжден “Золотой медалью имени академика Б.Н Петрова“.

В 1994 году Евгений Александрович стал действительным членом (академиком) Российской Академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), членом президиума РАРАН.

В трудные 90-е годы Е.А. Федосов сумел сохранить Институт, несмотря на значительное сокращение финансирования оборонных заказов. Была проведена диверсификация института и развернуты конверсионные работы в области авионики гражданских самолетов, управления воздушным движением, информационным технологиям.

В 1996 году Федосову присвоено почетное звание “Заслуженный деятель науки Российской Федерации“.

В 2001 году Е.А. Федосов стал Лауреатом премии Правительства РФ по спецтехнике. В 2004 году награжден орденом “За заслуги перед Отечеством III степени“.

В период руководства Е.А. Федосова ГосНИИАС превратился в крупнейший научный центр системных исследований. В институте были созданы уникальная экспериментальная и испытательная базы, комплексы полунатурного моделирования, стенды комплексных воздействий, цифровые операционные модели и т.д. В конце 80-х годов институт вместе с филиалами стал крупнейшим научным коллективом страны, численностью более 9000 человек. В институте работало более 10% докторов и кандидатов технических наук всей авиационной промышленности СССР.

За то время, когда ГосНИИАС возглавлял Е.А. Федосов, институт был неоднократно отмечен наградами Правительства страны и получил международное признание. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР 23 августа 1977 года институт награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Постановлением Правительства РФ от 29.03.94 № 247 институту присвоен статус Государственного научного центра. Торговая Палата Франции в 2001 году наградила ГосНИИАС Большой золотой медалью. В 2003 году ГНЦ ФГУП “ГосНИИАС“ стал Лауреатом премии “Российский национальный олимп“.

ГосНИИАС широко участвует в международных программах сотрудничества, связанных с развитием высоких технологий. При непосредственном участии и руководстве Генерального директора в институте был успешно выполнен проект по отработке комплекса оборудования модификаций самолета Ил-96, создаваемого совместно с западными фирмами — Rockwell-Collins, Pratt&Whitney, Smith Industries и другими.

Е.А. Федосов непосредственно руководил большой программой военно-технического сотрудничества института с зарубежными фирмами, осуществляемого через ФГУП “Рособоронэкспорт“ и другие уполномоченные организации. Были заключены и успешно выполнены контракты с Индией по модернизации самолета МиГ 21 БИС индийских ВВС, с Китаем по разработке испытательного оборудования и моделированию систем истребителя китайского производства, с Францией по разработке авионики учебно-тренировочного самолета МиГ АТ и твердотельного накопителя полетной информации, а также с другими странами.

С 2006 года академик Федосов — научный руководитель института. В настоящее время под его непосредственным руководством проводится большой объем работ по модернизации стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3 и их вооружения.

В 2011 году Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 года N 302 Е.А. Федосов награжден Орденом Почета.

Е.А. Федосов проводил и проводит большую работу в государственных структурах страны. В 70 – 80-е годы он неоднократно избирался депутатом Моссовета. Будучи членом Научно-технического Совета при Президенте РФ в 1994 году, он был одним из инициаторов создания Президентской программы “Национальная Технологическая база“.

Он был членом Совета по науке, образованию и технологии при Президенте РФ, заместителем председателя Научно-технического Совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ и руководителем несколькими секциями этого Совета.

Е.А. Федосов большое внимание уделяет подготовке высококвалифицированных кадров для отрасли. Он возглавляет научную школу России “Системы обработки информации и управления современными и перспективными летательными аппаратами“, которая поддерживается Российским фондом фундаментальных исследований. Он более 25 лет преподавал в МГТУ им. Баумана, а с 1970 г. — заведующий кафедрой МФТИ, заслуженный профессор МФТИ. Среди учеников Е.А. Федосова два академика, один член-корреспондент РАН, 12 докторов и более двадцати кандидатов наук.

Е.А. Федосов с 2011 по 2018 формировал и руководит направлением “Интегральная модульная авионика“. Главное значение этого направления — ликвидировать отставание России от мирового уровня развития авионики (бортовое радиоэлектронное оборудование). Он непосредственно возглавляет работы в ГосНИИАС по среднемагистральному самолету МС-21-300 и МС-21-200.

Академик Е.А. Федосов является автором и соавтором более 300 научных работ, в том числе 19 монографий, по теории и системам управления вооружением, навигации и управлению воздушным движением.

Евгений Александрович продолжает посвящать все свое время институту ГосНИИАС, целиком и полностью отдавая себя главному делу своей жизни — авиации.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
17 июн 2024
Как Россия и Беларусь будут развивать авиастроение
17 июн 2024
FAA начало проверку из-за титана с неясным происхождением в самолетах Airbus и Boeing
17 июн 2024
Академия Ростеха увеличила количество участников программы кадрового резерва Госкорпорации
17 июн 2024
ГТЛК поставила первые гражданские беспилотники по государственному заказу
17 июн 2024
ПИШ "Технологии двигателестроения" получила оборудование для проведения опытов по физике
14 июн 2024
Новый иранский транспортник поднялся в воздух
14 июн 2024
Выставка в честь 90-летия КнААЗ открылась в краеведческом музее Комсомольска-на-Амуре
14 июн 2024
Определены победители профориентационного чемпионата "Построй карьеру в ОДК"
14 июн 2024
Дмитрий Ядров рассказал о снятии административных барьеров для развития рынка БАС
14 июн 2024
В центре "Небесный воин" создали квадрокоптер с системой сброса ВОГов револьверного типа
14 июн 2024
Финский концерн Patria приобрел производителя дронов Nordic Drones
13 июн 2024
Дума приняла закон для поддержки российских разработчиков и производителей беспилотников
13 июн 2024
В России на 237% повысили твердость алюминиевого сплава для авиапромышленности
13 июн 2024
"Рособоронэкспорт" наблюдает рост спроса на Су-25, Ка-52 и беспилотник "Орлан"
13 июн 2024
Литьевые полиамиды способны совершить революцию в производстве БПЛА - эксперт
13 июн 2024
В Кремле заявили о надежности российской авиатехники
13 июн 2024
Компания Baykar представила новый боевой беспилотник Kalkan Diha
13 июн 2024
WSJ: поспешный найм неопытных кадров повлиял на безопасность самолетов Boeing
11 июн 2024
Сертификация версии "Ансата" с двигателем ВК-650В будет завершена в 2024 году
11 июн 2024
«Рособоронэкспорт» покажет современные российские военные вертолеты на выставке HeliRussia 2024
11 июн 2024
"Рособоронэкспорт" анонсировал первый показ боевого вертолета Ка-52
11 июн 2024
В Москве показали работающий на нестандартных частотах легкий дрон-разведчик "Воробей"
11 июн 2024
Новые материалы для винтокрылой авиации
11 июн 2024
«Вертолеты России» принимают участие в XVII Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia-2024
17 июн 2024
«Летающая лаборатория» Ту-214 совершила первый полет
17 июн 2024
На тамбовском заводе КРЭТ создано бюро по обслуживанию изделий для гражданской авиации
14 июн 2024
Директору Иркутского авиационного завода Александру Вепреву присвоено звание Героя Труда
14 июн 2024
В Технопарке ЦАГИ обсудили вопросы развития беспилотной отрасли
14 июн 2024
ММП имени В.В. Чернышева помогает строить карьеру в ОДК
13 июн 2024
ОДК-Сатурн стимулирует решение задач по развитию производственной системы
13 июн 2024
Рыбинские студенты «Крыльев Ростеха» освоили рабочие профессии
13 июн 2024
Студенты Полиграфического института Московского Политеха пройдут практику на предприятии «РТ-Техприемка»
13 июн 2024
Московское предприятие «Салют» увеличит подготовку мультиспециалистов в колледжах
11 июн 2024
Импортозамещенный SJ-100 приступил к сертификационным летным испытаниям
11 июн 2024
Ростех передал Минобороны партию учебно-боевых самолетов Як-130
11 июн 2024
К новым высотам авиационной науки: ученые ГосНИИАС отмечены федеральными и ведомственными наградами
11 июн 2024
Предприятия ОДК посетили более 11 тысяч участников акции «Неделя без турникетов»
10 июн 2024
ОАК в ходе ПМЭФ работает над развитием кадрового потенциала, кооперационных и международных связей
10 июн 2024
ГосНИИАС — участник Международного технологического конгресса
10 июн 2024
Специалисты ГосНИИАС разработали метод обеспечения кибербезопасности перспективных воздушных судов
10 июн 2024
ОДК и НОВИКОМ подписали соглашение о сотрудничестве на Петербургском экономическом форуме
10 июн 2024
При поддержке СибНИА пройдет Первенство России по планерному спорту среди спортсменов в возрасте от 12 до 16 лет в классе "начальный"
10 июн 2024
В ГосНИИАС провели практическое занятие для студентов ВУЦ при МАИ
7 июн 2024
ЦАГИ принял участие в XVII Международном форуме по тепломассообмену
7 июн 2024
ОДК будет развивать научную деятельность среди молодежи
7 июн 2024
В Омске будут готовить мультиспециалистов для двигателестроительных предприятий ОДК
7 июн 2024
"ОДК-Пермские моторы" достойно встречают 90-летний юбилей
6 июн 2024
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко посетил Иркутский авиазавод ОАК
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».