Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 02.06.2021
Источник: ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова"

Международная конференция ICAM 2020 стала масштабным событием в авиадвигателестроении

350 докладов, 750 участников из 120 организаций - Международная научно-техническая конференция ICAM 2020 (International Conference on Aviation Motors), прошедшая в Москве с 18 по 21 мая 2021 года, стала масштабным событием в авиационном двигателестроении. Мероприятие, приуроченное к 90-летию Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"), объединило представителей научно-исследовательских центров, производственных предприятий, университетов, бизнес-структур и организаций из России, Бразилии, Великобритании, Германии, Китая, США, Франции, Швеции, стран Ближнего Зарубежья и др.
Работа была организована в рамках тематических секций и круглых столов, прошедших в очно-дистанционном формате.

Силовые и энергетические установки

Традиционная для конференций ЦИАМ секция "Силовые и энергетические установки" стала одной из самых представительных — 43 доклада. В этом году в нее вошли четыре тематических блока по наиболее актуальным направлениям авиадвигателестроения. По первому — математическое моделирование ГТД - были представлены работы и основные результаты, полученные как с использованием одномерных термогазодинамических расчетов ГТД, так и с использованием современных программных средств численного моделирования процессов в авиационных двигателях.

Большинство докладов подсекции "Общие вопросы авиационного двигателестроения" было посвящено исследованию путей развития ГТД и энергетических установок, повышению их эффективности.

Активный интерес аудитории вызвала подсекция авиационных поршневых двигателей, значительную часть докладов в которой представили сотрудники ЦИАМ.

Не менее интересной стала подсекция гибридных и электрических силовых установок. На ней были рассмотрены перспективы развития, схемные решения, вопросы моделирования, разработки и испытаний таких силовых установок, их узлов и систем. Площадкой для обсуждения стал тематический круглый стол. Как подчеркнул на нем представитель Фонда перспективных исследований Анатолий Матвеев, "наработки по двигателям и генераторам в Российской Федерации достаточно серьезные". Он отметил, что в последнее время разработчики авиационной техники "увидели преимущества ГСУ", к которым относятся возможность повышения топливной эффективности и, соответственно, продолжительности и дальности полета, а также установки на борт ЛА потребителей электрической мощности, что ранее было невозможно. В числе перспективных рыночных ниш — разработка аккумуляторных батарей, создание кабельных систем под большие мощности для передачи электроэнергии, преобразовательных устройств на отечественной компонентной базе.

ICAM 2020 стала площадкой консолидации мнений профессионального сообщества. Это показали итоги прошедшего в рамках секции международного круглого стола "Глобальные долгосрочные цели ИКАО и глобальная система рыночных мер CORSIA, их потенциальное влияние на развивающиеся страны и Россию". В нем приняли участие зарубежные и российские эксперты рабочих групп Комитета по охране окружающей среды от воздействия авиации (CAEP) Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Развернувшаяся дискуссия способствовала выработке консолидированной позиции отечественных разработчиков и эксплуатантов авиационной техники. По итогам мероприятия будут представлены согласованные рекомендации экспертов.

Круглый стол "Гражданский сверхзвуковой полет. Задачи и перспективы", организованный в рамках реализации программы создания и развития Научного центра мирового уровня "Сверхзвук", прошел в новом для мероприятий ЦИАМ формате: дискуссия участников без подготовленных докладов. В нем приняло участие более 50 представителей из 15 организаций. В ходе обсуждения отмечены основные проблемы и задачи, стоящие перед российской авиаотраслью в области сверхзвуковой гражданской авиации, в том числе в части сертификации, технологий, экономики и кадров. Участники провели экспресс-анализ потенциальных возможностей, рисков, сильных и слабых сторон имеющегося научно-технологического задела. По итогам мероприятия предложено выработать рекомендации по формированию стратегии развития сверхзвуковой гражданской авиации России.

Интересным и для науки, и для промышленности был круглый стол, посвященный технологиям "цифровых двойников" (ЦД) авиационных двигателей. ЦИАМ активно разрабатывает демонстраторы ЦД на базе собственных наработок в области турбореактивных и малоразмерных ГТД, а также гибридных силовых установок.

Динамика. Прочность. Надежность. Материалы. Технологии

Обширный круг актуальных вопросов авиационного двигателестроения стал предметом обсуждения на секции "Прочность, надежность, новые материалы и технологические процессы". На ней было представлено 90 докладов. Обсуждались, в частности, обеспечение прочностной надежности при применении композиционных материалов, аддитивных технологий; подтверждение ресурса критических по последствиям разрушений деталей с учетом дефектов; совершенствование методов расчета и экспериментальных исследований динамики и прочности; новые технологические методы повышения надежности.

В работе секции приняло участие большое количество специалистов различных предприятий, включая зарубежные, в том числе из немецкого подразделения Rolls-Royce. Ряд докладов был представлен онлайн, как, например, пленарный доклад по аддитивным технологиям (Siemens, Швеция) и доклад по развитию численных методов нелинейного анализа вибраций (Imperial College, Великобритания).

Системы автоматического управления, контроля и диагностики

За три дня работы секции было заслушано 35 докладов от 15 организаций. 15 докладов были сделаны специалистами ЦИАМ, 4 — АО "ОДК-Авиадвигатель", 3 - АО "ОДК-СТАР". В работе секции приняли участие около 50 специалистов.

Первый день был посвящен пленарным докладам руководителей работ по системам автоматического управления авиационными двигателями. Заместитель генерального директора, директор исследовательского центра ЦИАМ Оскар Гуревич выступил с докладом "Работы ГНЦ ЦИАМ в области автоматического управления авиационными силовыми установками", в котором были определены перспективные направления работ, их связь с мировыми тенденциями. Главные конструкторы агрегатных и двигательных ОКБ рассказали о разработках своих предприятий.

В докладах последующих двух дней были рассмотрены наиболее актуальные работы в этом направлении науки: модельно-ориентированные методы проектирования современных САУ ГТД, способы повышения надежности и качества управления путем применения в САУ математической модели двигателя, электрификация ГТД, средства и системы измерения, перспективные технологии контроля и диагностики двигателей. Результаты этих работ активно используются при разработке перспективных САУ ГТД различного назначения.

Испытания. Методы и средства измерений

На секции был рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с актуальными проблемами в области измерений. Ведущие специалисты ЦИАМ и отрасли рассказали о проводимых исследованиях, разработанных новых методах и средствах измерений. Оживленную дискуссию вызвали доклады, посвященные высокотемпературным измерениям, применению перспективных датчиков на поверхностных акустических волнах для измерения различных параметров в ходе испытаний элементов двигателей.

Лопаточные машины

На секции "Лопаточные машины" рассматривались актуальные вопросы турбомашиностроения: методы численного моделирования, проблемы оптимизации и автоматизированного проектирования, исследования акустики вентиляторов, способы повышения аэродинамических характеристик. Интересные результаты были продемонстрированы в работе по моделированию течения в турбинной решетке с применением вихреразрешающего метода, а также в работах по исследованию шума вентиляторов гражданских ЛА. Отдельного внимания заслуживают труды по исследованию надроторных устройств и нестационарной аэродинамики лопаточных венцов ввиду сложности их выполнения, как в экспериментальных условиях, так и расчетными методами, а также по анализу результатов испытаний статорных лопаточных венцов, изготовленных по аддитивной технологии.

Авиационная химмотология

На секции "Авиационная химмотология" был представлен 21 доклад от 10 научно-исследовательских и производственных организаций. В фокусе внимания были актуальные вопросы в области создания новых горюче-смазочных материалов (ГСМ): альтернативных топлив, энергоемких соединений, новых смазочных материалов и др. Обсуждались механизмы горения и кинетика термического разложения углеводородных соединений, предложены новые модели горения энергетических материалов, новые методы оценки эксплуатационных и физико-химических свойств ГСМ.

Большой интерес вызвали доклады "Методы оценки склонности к образованию высокотемпературных отложений смазочных масел для газотурбинных двигателей" (Сергей Поляков, ООО "ГазпромВНИИГАЗ"), "Закономерности высокотемпературного превращения поли-2-метил-5-винилтетразола в твердотопливных составах на его основе" (Нина Волкова, ИПХФ РАН) и "Показатели качества реактивного топлива, получаемого совместной переработкой нефтяного и растительного сырья" (Людмила Гуляева, АО "ВНИИНП").

Впечатления. Эстафета поколений

Оживленные дискуссии на полях конференции прошли также в рамках тематических секций "Бескомпрессорные двигатели" и "Газовая динамика".

Все руководители секций отметили высокий уровень представленных докладов и их практическую значимость для промышленности.

Как отметил исполняющий обязанности генерального директора ЦИАМ Виктор Марков, "ICAM 2020 — это очень важное событие не только для нашего института, но и для двигателестроительной отрасли. Мы обобщаем и подводим итог своей деятельности за несколько лет, делимся знаниями, опытом, разработками с опытно-конструкторскими бюро. Стараемся привлечь специалистов из смежных областей, зарубежных партнеров, чтобы максимально пополнить свой багаж знаний для использования в нашей работе, нацеленной прежде всего на разработку научно-технического задела в обеспечение создания перспективных авиационных двигателей".

Важность научно-технического задела и новых технологий для создания конкурентоспособных двигателей в кратчайшие сроки подчеркнул на пленарном заседании заместитель генерального директора - генеральный конструктор АО "ОДК" Юрий Шмотин: "Чтобы развиваться и четко осознавать перспективы деятельности, нужно понимать, что без создания опережающего научно-технического задела (означающего возможность коммерциализации сделанного ранее) с горизонтом планирования 30 лет невозможно рассчитывать на присутствие в таком высокотехнологичном направлении, как авиационное двигателестроение".

Глобальная задача подобных мероприятий, на которых обсуждается широкий спектр проблем, это общение специалистов, которое способствует возникновению контактов.

"ЦИАМ как крупный научный центр активно участвует в международных научных форумах, — говорит заместитель генерального директора - директор Исследовательского центра "Динамика. Прочность. Надежность" ЦИАМ Юрий Ножницкий. — Наличие интернета не отменяет необходимости личного общения, когда можно задать вопросы, обменяться мнениями и опытом. Сейчас это особенно важно из-за смены поколений на предприятиях: старшее поколение уходит, младшее активно работает, а среднее "выбито" тяжелыми 90-ми. ICAM помогает преодолевать эти трудности передачи "эстафетной палочки"".

По впечатлениям участников, дискуссии были интересными и плодотворными. Показательно мнение генерального директора ОАО "НПП "Темп" им. Ф. Короткова" Дениса Иванова: "Мероприятие проведено на высочайшем, современном уровне. Сразу возникло огромное количество новой информации и интересных идей".

Дополнительным подтверждением авторитета конференции в международном научном сообществе является публикация сборника тезисов докладов в электронной версии британского журнала Journal of Physics: Conference Series (JPCS). Журнал JPCS индексируется в SCOPUS и подается для индексации в Web of Science (CPCI).

Участники ICAM 2020 также имели возможность ознакомиться с юбилейной серией научно-технических изданий ЦИАМ и приобрести их для использования в работе.

В рамках конференции была организована выставка измерительного и испытательного оборудования компаний ООО "АСМ тесты и измерения", ООО "ИНДУМОС", ОКТАВА+, Camera IQ.

Организаторами ICAM 2020 выступили ЦИАМ и АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (входит в Госкорпорацию Ростех).

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 апр 2024
ГТЛК назначили единственным поставщиком беспилотников по госконтрактам
18 апр 2024
Китайские палубные истребители
18 апр 2024
Пентагон планирует закупить до середины 2030-х годов не более 100 новых B-21 Raider
18 апр 2024
Разработчики внедрили ИИ в последнюю версию детектора дронов "Булат"
18 апр 2024
МАИ посетила делегация Министерства образования и подготовки кадров Вьетнама
18 апр 2024
«Росэлектроника» представила перспективные комплектующие для аппаратуры связи и навигации
17 апр 2024
"От винта!": о подготовке специалистов и научных проектах для создания вертолетов нового поколения
17 апр 2024
БПЛА MQ-25A может стать боевым
17 апр 2024
Деконфликтинг в небе: путь к безопасному воздушному движению
17 апр 2024
СТАН импортозаместил фрезерные станки для предприятий авиастроения и оборонной промышленности
16 апр 2024
Традиционными темами являются новые технологии и инновации в отрасли
16 апр 2024
В Иркутске собирают шестой летный экземпляр лайнера МС-21. Он первым получит и российское крыло, и отечественные двигатели ПД-14
16 апр 2024
Россия и Белоруссия подписали договор о производстве самолета "Освей"
16 апр 2024
Разработчик сообщил о внедрении ИИ в FPV-дроны "Пиранья" для работы ночью
16 апр 2024
В Белоруссии заявили о готовности наращивать производство авиакомпонентов
16 апр 2024
Новая поточная линия на авиазаводе "Авиастар"
16 апр 2024
Медицинский беспилотник "Аэромедик-30" испытали в Нижегородской области
16 апр 2024
Начал работу проект по расширению первого совместного предприятия Boeing в Китае
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
18 апр 2024
В Технопарке ЦАГИ состоялась встреча со студентами-целевиками
18 апр 2024
ГосНИИАС принял участие в Общем собрании членов Ассоциации ГНЦ «НАУКА»
18 апр 2024
ОДК обсудит на Международном форуме в Рыбинске передовые технологии двигателестроения
18 апр 2024
В музее ОДК-Сервис ко Дню космонавтики прошла игра для школьников
17 апр 2024
В ЦАГИ прошла встреча с производителем отечественных композитов
17 апр 2024
Научно-техническое сопровождение создания нового SJ-100: ГосНИИАС в программе «Военная приемка»
17 апр 2024
ОДК-Сатурн знакомит жителей региона с производством авиационных двигателей
16 апр 2024
Памяти Анатолия Николаевича Квочура
16 апр 2024
Предприятие КРЭТ и Раменский колледж запустят совместную программу подготовки специалистов
16 апр 2024
В ЦИАМ провели заседание секции 66-й Всероссийской научной конференции МФТИ
16 апр 2024
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева получили награды Союза машиностроителей России
16 апр 2024
Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло
16 апр 2024
В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».