Исполняется 55 лет ЭМЗ им. В.М. Мясищева
В 1967 году генеральный конструктор Мясищев возглавил созданное предприятие и приступил к его формированию как полноценного ОКБ, состоящего из собственно конструкторского бюро, летно-испытательной базы и опытного производства.
Фото: сайт soyuzmash.ru
Новое предприятие с уникальной экспериментальной направленностью было создано по инициативе В.М.Мясищева, занимавшего в это время должность начальника ЦАГИ им.проф.Н.Е.Жуковского. В 1967 году генеральный конструктор Мясищев возглавил созданное предприятие и приступил к его формированию как полноценного ОКБ, состоящего из собственно конструкторского бюро, летно-испытательной базы и опытного производства.
ЭМЗ, в сущности, стал преемником всех предыдущих КБ Мясищева, умевшего своими идеями привлекать во вновь создаваемые КБ специалистов, работавших с ним прежде, а свою историю созданное предприятие отсчитывает с 24.03.1951 г. — дня создания ОКБ-23, возглавляемого В.М.Мясищевым.
К тому времени за плечами Мясищева уже были такие значительные разработки, как создание дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102 (первый полет 17.02.1942г.), стратегических реактивных бомбардировщиков М-4 (первый полет 20.01.1953г.) и 3М (первый полет 27.03.1958г.), сверхзвукового стратегического самолета М-50 (первый полет 28.10.1959г.). Именно эти стратегические самолеты, способные доставлять атомный заряд до цели, обеспечили паритет нашей страны во времена холодной войны.
Надо отметить, что в 1950-х годах ОКБ-23, возглавляемое В.М.Мясищевым, занималось и космическими разработками. Тогда был создан проект и начались наземные испытания опытного образца межконтинентальной ракеты со ставшим позже знаменитым именем “Буран“. На основе разработанной Мясищевым МКР им были предложены проекты крылатых спутников, в том числе пилотируемых с одним и двумя космонавтами.
На созданном ЭМЗ В.М.Мясищев развернул экспериментальные работы по исследованию ламинаризации и сдува пограничного слоя; возможностей реализации дозвукового высотного полета; перспектив создания самолета вертикального взлета; исследованию облика многоразового воздушно-космического самолета.
Задачей НПО было определено создание отечественного космического крылатого “челнока“. В итоге, по результатам конкурса была принята разработанная на ЭМЗ принципиальная аэродинамическая схема ВКС, работу над которой В.М.Мясищев начал ещё в 1974г. в рамках программы “Холод-2“, утверждённой Министром авиационной промышленности и Главкомом ВВС. По инициативному предложению В.М.Мясищева в качестве транспортировщика РН “Энергия“ и ВКС “Буран“ конструкторами ЭМЗ на базе серийного стратегического бомбардировщика М-4 был создан самолет, позже названный ВМ-Т “Атлант“. Подобное решение существенно сократило финансовые затраты по созданию отечественной многоразовой космической системы.
ЭМЗ, кроме того, были поручены работы по созданию силовой установки БТС, аналога “Бурана“, проведение совместно с ЛИИ им.М.М.Громова горизонтальных летных испытаний аналога в обеспечение автоматической посадки самого “Бурана“, а также разработка герметичного модуля кабины ВКС с системами жизнеобеспечения, терморегулирования и аварийного спасения. Заметим, что подобной системы спасения экипажа нет даже на “Шаттле“.
В рамках той же программы “Холод-2“ под руководством Мясищева были разработаны проекты сверхзвуковых ударных комплексов М-20 и М-18, в том числе и с ядерной силовой установкой. Продолжением этих работ стал проект одноступенчатого крылатого многоразового космического корабля М-19 с целевой нагрузкой до 40 000кг.
В это же время на ЭМЗ был отработан эскизный проект и выпущены рабочие чертежи высотного дозвукового самолета М-17 “Стратосфера“ с одним двигателем, предназначенного для уничтожения дрейфующих аэростатов. Высотный дозвуковой полет самолета удалось обеспечить за счет нового высоконесущего крылового профиля, предложенного специалистами ЭМЗ.
До февраля 1979г. предприятием руководил Степан Анастасович Микоян. 22.02.1979г. ЭМЗ возглавил Валентин Александрович Федотов, ученик Мясищева. Под его руководством завершилось создание транспортировщика ВМ-Т “Атлант“ и начались его летные испытания.
2.06.1981г. по ходатайству коллектива, Постановлением СМ РСФСР №294-14 ЭМЗ было присвоено имя В.М.Мясищева.
29.04.1981г. состоялся первый полет самолета ВМ-Т “Атлант“ в автономном варианте. А уже 1.03.1983г. в небо поднялся пятый, наиболее сложный вариант — ВМ-Т “Атлант“ с ВКС “Буран“ на “спине“. Этим полетом завершилось создание уникального транспортного самолета, аэродинамическая схема и система управления которого обеспечивала безопасный полет при 5 конфигурациях загрузки.
В итоге, два самолета ВМ-Т “Атлант“ осуществили 152 полета, обеспечив успешный старт отечественного челнока “Буран“.
Одновременно завершилась постройка высотного самолета М-17 “Стратосфера“ и 26.05.1982г. высотник впервые поднялся в небо. В середине 1989г. на этом самолете было установлено 25 мировых рекордов, зафиксированных ФАИ.
10.11.1985г. отправился в полет БТС — аналог “Бурана“. 15.11.1988 г. состоялся старт космической системы "Энергия-Буран". За заслуги в создании и проведении испытаний МКС "Буран" Указом Президента СССР М. С. Горбачева № 1275 от 30.12.1990 г. правительственными наградами отмечены 57 специалистов "ЭМЗ. им. В.М. Мясищева".
В.А.Федотов развернул также работы по новому направлению — создание аэростатических аппаратов, таких как дирижабли и вертостаты.
16.08.1988г. поднялся в воздух стратосферный самолет М-55 “Геофизика“ (М-17РМ). В 1989г. на этом самолете установлено 16 мировых рекордов.
31.03.1995г. осуществил первый полет самолет бизнес-класса М-101Т "Гжель" серийное производство которого было организовано на Нижегородском авиастроительном заводе "Сокол". Этот самолет стал первенцем гражданского самолетостроения фирмы Мясищева.
В декабре 2011г. высотная исследовательская лаборатория-самолёт М-55 «Геофизика» завершила очередной этап международных исследований состояния атмосферы в северных широтах.
10.01.2013г. состоялся первый облёт самолёта Як-42Д, переоборудованного по техническому заданию “Росгидромета“ в вариант уникальной летающей лаборатории по исследованию состояния атмосферы. 31.07.2013г. начались лётные испытания этого самолёта с экипажем операторов и апробированием систем активного воздействия на различные типы облаков.
Сегодня предприятие состоит из трех основных подразделений: конструкторское бюро, опытное производство, летно-испытательный комплекс и имеет богатый опыт создания авиационной, авиационно-космической, аэростатической и десантируемой техники.