АО "ОДК-Климов" отмечает 75-летие ОКБ
В 1946 году приказом Минавиапрома в Ленинграде было основано опытно-конструкторское бюро по созданию авиационных поршневых и воздушных реактивных двигателей. Предприятие возглавил выдающийся конструктор авиадвигателей В.Я. Климов, имя которого сегодня носит санкт-петербургское АО "ОДК-Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха).
Опытно-конструкторское бюро внесло значимый вклад в становление и развитие реактивного двигателестроения. Здесь был создан первый отечественный турбореактивный двигатель ВК-1, который устанавливался на истребителях МиГ-15-бис, МиГ-17 и на других самолетах военной реактивной авиации первого поколения. В начале 1950-х годов с применением новых технологий и материалов был разработан первый в СССР двигатель ВК-3 для высотного сверхзвукового истребителя Микояна. На базе ВК-1 конструкторы создали целую линейку двигателей: ВК-5, ВК-5Ф, ВК-7, а на базе ВК-3 - первый в СССР двигатель с охлаждаемыми лопатками турбины ВК-13. В 1970-1980-х предприятие разработало легендарный реактивный двигатель РД-33 для истребителя МиГ-29. Двигатели РД-33 позволяют истребителям приобретать высокие эксплуатационные характеристики и маневренность, поэтому эти самолеты пользуются большой популярностью на международном рынке.
В 1960-х ленинградское КБ занялось разработкой турбовального двигателя ГТД-350 и главного редуктора ВР-2 для вертолета Ми-2, двигателя ТВ2-117 и главного редуктора ВР-8 для вертолета Ми-8. Двигатель ГТД-350, выпущенный заводом, стал первым отечественным вертолетным двигателем.
Сегодня АО "ОДК-Климов" разрабатывает и производит современные двигатели для новых самолетов и вертолетов. В марте 2019 года двигатели ТВ7-117СТ, разработанные предприятием, впервые подняли в небо новый военно-транспортный самолет Ил-112В. В декабре 2020 года новейший пассажирский самолет Ил-114-300 совершил свой первый полет с двигателями ТВ7-117СТ-01 (гражданская версия). Двигатель малой размерности ВК-650В разрабатывается АО "ОДК-Климов" для вертолетов Ка-226Т и Ансат-У. Еще одна новинка предприятия - двигатель ВК-1600В - будет применяться на вертолетах Ка-62. В сентябре прошлого года конструкторы АО "ОДК-Климов" начали работу над созданием гибридной силовой установки - комбинацией поршневого и газотурбинного двигателя, электрического двигателя и аккумуляторных батарей.
К 75-летию со дня основания ОКБ в АО "ОДК-Климов" прошли праздничные мероприятия. Более ста климовцев были награждены почетными дипломами за многолетнюю добросовестную работу. К памятникам В.Я. Климову и С.П. Изотову (преемник Владимира Яковлевича) на территории предприятия сотрудники возложили цветы.
"В своей деятельности мы всегда отмечаем важность преемственности поколений. Сегодняшнее мероприятие — это дань уважения к нашему великому прошлому и личностям, которые за ним стоят. Мы в долгу перед теми людьми, которые в тяжелые послевоенные времена смогли создать шедевры авиационной техники, прославленные во всем мире. Современный коллектив предприятия опирается на принципы работы, заложенные в ОКБ, сохраняет и развивает уникальную конструкторскую школу, делает все возможное, чтобы быть достойными продолжателями дела, заложенного предшественниками", — отметил исполнительный директор АО "ОДК-Климов" Александр Ватагин.
"Вы носите гордое имя "Климов". Конструкторское бюро ОДК-Климов является жемчужиной двигателестроения России. Вам удалось сохранить традиции, которые были заложены. Сегодня мы видим перед собой ОКБ, которое решает самые амбициозные задачи", — сказал в своем обращении к коллективу Петр Гут, первый заместитель генерального конструктора АО "ОДК".
Михаил Лобин, генеральный директор исполнительной дирекции Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, первый вице-президент подчеркнул: "Предприятие является гордостью для нашей питерской промышленности. Мы ценим вклад, который ОДК-Климов вносит в экономику города. Передовые методы проектирования, используемые заводом, являются примером для всех остальных".