ЦАГИ провел семинар по созданию и развитию нормативно-технической документации в области авиационной прочности
Ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") обсудили вопросы развития нормативно-технической документации обеспечения прочности конструкций летательных аппаратов. Семинар с одноименным названием прошел на площадке Дома ученых ЦАГИ (г.о. Жуковский, Московская область) в декабре.
Встречу открыл первый заместитель генерального директора ФГУП "ЦАГИ", доктор физико-математических наук Александр Медведский. Он поздравил присутствующих с 90-летием отдела прочности авиационных конструкций (ОПАК) ЦАГИ (сегодня - научно-исследовательский комплекс прочности летательных аппаратов). Также А.Л. Медведский отметил актуальность темы семинара, позволяющей обсудить сложные аспекты совершенствования и гармонизации законодательной и нормативной базы системы сертификации авиационной техники.
С кратким экскурсом в историю ОПАК выступил заместитель генерального директора ФГУП "ЦАГИ" - начальник комплекса прочности летательных аппаратов Михаил Зиченков. Он рассказал, что отдел был образован в 1931 году и первым его руководителем стал известный авиаконструктор, профессор, доктор технических наук Г.А. Озеров. Первые нормы прочности военных и гражданских самолетов, как согласованные документы, появились в начале 1930-х годов.
"Комплекс прочности ЦАГИ имеет богатую историю, и за каждым свершением, каждым отдельным руководителем и специалистом стоит огромный пласт работы. Сегодня прочнисты института трудятся по трем основным направлениям. Первое из них - создание научно-технического задела в области перспективных летательных аппаратов, второе - прикладные научные исследования и испытания. И третий вектор, под эгидой которого проходит наш сегодняшний семинар, - экспертиза и нормативно-техническая документация. Ежегодно мы оформляем свыше 300 заключений, в том числе на первые вылеты авиатехники, поддержание летной годности самолетов по условиям ресурса и срока службы и др.", - сообщил Михаил Зиченков.
Одним из основных на встрече стал доклад заместителя начальника отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости ФГУП "ЦАГИ" О.С. Мамедова, в ходе которого был презентован проект Положения "Порядок выполнения расчетных и экспериментальных работ для обеспечения прочности конструкции гражданского воздушного судна". Специалисты института при участии представителей промышленности разрабатывают этот организационно-правовой документ с 2019 года. В нем актуализировано действующее Положение 1983 года с учетом практики применения современной авиационной техники, Федеральных авиационных правил и новых национальных стандартов.
Представленный свод правил вызвал оживленную дискуссию среди участников семинара. Так, со своими замечаниями и дополнениями выступили руководители и специалисты Союза авиапроизводителей России, НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", ПАО "Ил", ПАО "Корпорация "Иркут", АО "НЦВ Миль и Камов", ФАУ "ЦИАМ" и др.
Отдельное внимание было уделено сертификации винтокрылых машин. Так, заместитель начальника отделения ресурса конструкций летательных аппаратов ФГУП "ЦАГИ" А.В. Панков проинформировал о данных, полученных в результате анализа отечественных и зарубежных нормативных требований по ресурсу вертолетных конструкций. В свою очередь, главный специалист отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости ФГУП "ЦАГИ" Д.В. Неделько раскрыл метод определения безопасного ресурса по условиям усталости агрегатов винтокрылых летательных аппаратов.
В рамках подведения итогов семинара выступил генеральный директор Союза авиапроизводителей России Е.А. Горбунов, который подчеркнул важность актуализации нормативно-технических документов с учетом накопленного за последние годы положительного опыта в отечественном и зарубежном авиастроении, активизации дальнейших шагов в этом направлении.
Всего в мероприятии приняли участие более 100 человек - представителей Союза авиапроизводителей России, НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", ФГУП "ГосНИИ ГА", АО "ЛИИ имени М.М. Громова", ПАО "Ил", ПАО "Корпорация "Иркут", ФГУП "СибНИА имени С.А. Чаплыгина", АО "НЦВ Миль и Камов", ЭМЗ имени В.М. Мясищева, ПАО "Туполев", ОНПП "Технология" и др. По итогам семинара было предложено провести еще несколько встреч по обсуждению развития нормативно-технической документации в области обеспечения прочности авиационной техники.