Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 20.01.2022
Источник: АО "Авиасалон"

Аэрохиммузей: летопись истории авиации России

18 января 1927 года в Москве открылся Аэрохиммузей - старейший в стране и один из старейших в мире музеев, посвященных авиационно-космической тематике. Впоследствии названный Центральным домом авиации и космонавтики, музей хранит бесценное собрание документов, моделей и раритетов авиакосмической техники. Он помогает проследить грандиозный путь, который прошло человечеств от первых попыток подняться в небо до наших дней. Продолжая авиационные музейные традиции, историческая экспозиция МАКС регулярно знакомит посетителей с уникальными образцами российской летательной техники прошлого.
Идея создания в СССР авиационного музея относится к 1924 году, когда группа авиационных работников при поддержке Осоавиахима (Добровольного общества содействия авиационному и химическому строительству СССР) Северо-Западной области приступила к организации в Ленинграде первого в стране аэромузея. Однако в городе не нашлось достаточных средств для организации крупного музея, и в 1925 году принимается постановление об устройстве Центрального Аэрохиммузея общесоюзного значения в Москве. После продолжительных поисков места для организации музея выбор падает на порядком обветшавшее к тому времени здание бывшего ресторана "Аполло" постройки 1911 года. В немалой степени выбор был обусловлен и тем, что места в районе нынешнего метро "Динамо" были исторически связаны с авиацией и воздухоплаванием: рядом находились аэродром на Ходынском поле и Военно-воздушная академия.

После ремонта здания весной 1926 года в музей начали свозить будущие экспонаты. Активное участие в организации коллекции принял ЦАГИ, где были изготовлены миниатюрная аэродинамическая труба, наглядные модели и диаграммы, экспонаты моторного отдела музея. Участвовали в обустройстве всех отделов музея и слушатели находящейся рядом Военно-воздушной академии, занимаясь вместе с авиационными специалистами разработкой планов отделов, научной обработкой и установкой экспонатов.

Открытие музея, получившего название "Центральных аэрохиммузей им. М.В. Фрунзе", состоялось 18 января 1927 года. Посетителям впервые была представлена экспозиция, иллюстрирующая историю и современное состояние воздухоплавания, а также способы применения химии в военной обороне и в борьбе с вредителями в сельском хозяйстве. Модели самолетов, бывших на вооружении РККА в гражданскую войну, уникальный планер Отто Лилиенталя 1895 года, выписанный из Германии по инициативе Н.Е. Жуковского, самолет Вуазена и триплан "Сопвич" времен Первой мировой войны, модель знаменитого "Ильи Муромца" конструкции И.И. Сикорского, модели дирижаблей, планеры, натуральная корзина воздушного шара, фотографии, картины - все это наравне с другими экспонатами составляло основу коллекции музея. Воображение посетителей поражала модель гражданского аэропорта в масштабе 1/500, занимавшая целую комнату и позволявшая при затенении помещения наглядно наблюдать работу авиаторов в ночное время. При музее действовали обширная научно-техническая библиотека, фототека, кинолекторий, модельно-макетная мастерская, до 1932 года Аэрохиммузей издавал ежемесячный журнал "Хроника воздушного дела", его сотрудники вели важнейшую просветительскую работу.

История музея знала и немало драматических моментов. Один из них - потеря части экспонатов в годы Великой Отечественной войны, когда в музее не работало отопление. Другой - утрата части коллекции в послевоенные годы, когда на волне борьбы с космополитизмом музей критиковали за то, что в его экспозиции уделялось много внимания зарубежной авиации, после чего из музея убрали иностранные экспонаты. Часть ценных экспонатов была утрачена во время затянувшегося ремонта 1987-1994 годов.

В 1958 году музей переименуется в Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ СССР, у него появляется космический раздел. Экспозиция музея продолжает активно пополняться - ежегодно заказываются модели новых самолетов, приобретаются образцы новейших моторов, различных приборов и пр. В богатейшем собрании музея - история зарождения воздухоплавания и развитие авиации до 1917 года, авиация советского периода, авиационные двигатели, спортивная авиация и парашютный спорт, космонавтика. Фонды музея насчитывают около 36 тысяч экспонатов, в том числе свыше 300 моделей летательных и космических аппаратов, обширное собрание специальной тематической литературы и документов, десятки тысяч уникальных фотоматериалов. Экспозиция музея занимает девять залов, в которых демонстрируется свыше тысячи экспонатов. Семь залов посвящены авиационной тематике, еще два - истории развития космонавтики, где представлены первые работы К.Э. Циолковского и Ф.А. Цандера, жидкостные реактивные двигатели и ракеты 1930-х годов, кабина тренажера космического корабля "Буран", макеты искусственных спутников земли, космических аппаратов и ракет-носителей, а также космические скафандры, питание космонавтов и многое другое.

Музей и сегодня продолжает активно заниматься патриотическим воспитанием и профориентацией школьников, проводит тематические лекции и выставки, посвященные памятным датам в истории авиации и освоения космоса, предлагает бесплатные курсы для ребят от 8 до 16 лет по аэрокосмической робототехнике и беспилотным летательным аппаратам, методикам изучения экосистем планеты, программированию, 3D-моделированию и многому другому.

Однако история отечественной авиации живет не только в закрытых залах музейных пространств: знаменитая авиационная техника разных лет продолжает жизнь под открытым небом во многих городах России. Авиасалон МАКС традиционно уделяет большое внимание сохранению исторической памяти и демонстрации интереснейших образцов отечественной авиационной техники. Отдельные экспонаты уникальной исторической экспозиции авиасалона в Жуковском демонстрируются не только на статической стоянке, но и принимают участие в летной программе салона. В разные годы посетители МАКС могли увидеть в исторической части экспозиции МАКС такие машины с героическим боевым прошлым как И-15бис, И-153 "Чайка", И-16, ДИТ, Ш-2, По-2, МиГ-3 и Ил-2, знаменитую "летающую бочку" - раритетный экземпляр тяжелого самолета ВМ-Т "Атлант" для транспортировки планера космического челнока "Буран", экспериментальный истребитель с обратной стреловидностью крыла Су-47, летающую лабораторию для отработки силовых установок на криогенном топливе Ту-155 и многие другие уникальные экспонаты.

Хранить традиции, демонстрировать настоящее и смотреть в будущее - авиасалон МАКС остается верен своим целям и задачам, достойным главного форума российских авиаторов и покорителей космоса. Надеемся увидеть новые экспонаты в исторической экспозиции МАКС-2023!

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 апр 2024
ГТЛК назначили единственным поставщиком беспилотников по госконтрактам
18 апр 2024
Китайские палубные истребители
18 апр 2024
Пентагон планирует закупить до середины 2030-х годов не более 100 новых B-21 Raider
18 апр 2024
Разработчики внедрили ИИ в последнюю версию детектора дронов "Булат"
18 апр 2024
МАИ посетила делегация Министерства образования и подготовки кадров Вьетнама
18 апр 2024
«Росэлектроника» представила перспективные комплектующие для аппаратуры связи и навигации
17 апр 2024
"От винта!": о подготовке специалистов и научных проектах для создания вертолетов нового поколения
17 апр 2024
БПЛА MQ-25A может стать боевым
17 апр 2024
Деконфликтинг в небе: путь к безопасному воздушному движению
17 апр 2024
СТАН импортозаместил фрезерные станки для предприятий авиастроения и оборонной промышленности
16 апр 2024
Традиционными темами являются новые технологии и инновации в отрасли
16 апр 2024
В Иркутске собирают шестой летный экземпляр лайнера МС-21. Он первым получит и российское крыло, и отечественные двигатели ПД-14
16 апр 2024
Россия и Белоруссия подписали договор о производстве самолета "Освей"
16 апр 2024
Разработчик сообщил о внедрении ИИ в FPV-дроны "Пиранья" для работы ночью
16 апр 2024
В Белоруссии заявили о готовности наращивать производство авиакомпонентов
16 апр 2024
Новая поточная линия на авиазаводе "Авиастар"
16 апр 2024
Медицинский беспилотник "Аэромедик-30" испытали в Нижегородской области
16 апр 2024
Начал работу проект по расширению первого совместного предприятия Boeing в Китае
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
18 апр 2024
В Технопарке ЦАГИ состоялась встреча со студентами-целевиками
18 апр 2024
ГосНИИАС принял участие в Общем собрании членов Ассоциации ГНЦ «НАУКА»
18 апр 2024
ОДК обсудит на Международном форуме в Рыбинске передовые технологии двигателестроения
18 апр 2024
В музее ОДК-Сервис ко Дню космонавтики прошла игра для школьников
17 апр 2024
В ЦАГИ прошла встреча с производителем отечественных композитов
17 апр 2024
Научно-техническое сопровождение создания нового SJ-100: ГосНИИАС в программе «Военная приемка»
17 апр 2024
ОДК-Сатурн знакомит жителей региона с производством авиационных двигателей
16 апр 2024
Памяти Анатолия Николаевича Квочура
16 апр 2024
Предприятие КРЭТ и Раменский колледж запустят совместную программу подготовки специалистов
16 апр 2024
В ЦИАМ провели заседание секции 66-й Всероссийской научной конференции МФТИ
16 апр 2024
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева получили награды Союза машиностроителей России
16 апр 2024
Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло
16 апр 2024
В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».