Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 20.01.2022
Источник: АО "Авиасалон"

Аэрохиммузей: летопись истории авиации России

18 января 1927 года в Москве открылся Аэрохиммузей - старейший в стране и один из старейших в мире музеев, посвященных авиационно-космической тематике. Впоследствии названный Центральным домом авиации и космонавтики, музей хранит бесценное собрание документов, моделей и раритетов авиакосмической техники. Он помогает проследить грандиозный путь, который прошло человечеств от первых попыток подняться в небо до наших дней. Продолжая авиационные музейные традиции, историческая экспозиция МАКС регулярно знакомит посетителей с уникальными образцами российской летательной техники прошлого.
Идея создания в СССР авиационного музея относится к 1924 году, когда группа авиационных работников при поддержке Осоавиахима (Добровольного общества содействия авиационному и химическому строительству СССР) Северо-Западной области приступила к организации в Ленинграде первого в стране аэромузея. Однако в городе не нашлось достаточных средств для организации крупного музея, и в 1925 году принимается постановление об устройстве Центрального Аэрохиммузея общесоюзного значения в Москве. После продолжительных поисков места для организации музея выбор падает на порядком обветшавшее к тому времени здание бывшего ресторана "Аполло" постройки 1911 года. В немалой степени выбор был обусловлен и тем, что места в районе нынешнего метро "Динамо" были исторически связаны с авиацией и воздухоплаванием: рядом находились аэродром на Ходынском поле и Военно-воздушная академия.

После ремонта здания весной 1926 года в музей начали свозить будущие экспонаты. Активное участие в организации коллекции принял ЦАГИ, где были изготовлены миниатюрная аэродинамическая труба, наглядные модели и диаграммы, экспонаты моторного отдела музея. Участвовали в обустройстве всех отделов музея и слушатели находящейся рядом Военно-воздушной академии, занимаясь вместе с авиационными специалистами разработкой планов отделов, научной обработкой и установкой экспонатов.

Открытие музея, получившего название "Центральных аэрохиммузей им. М.В. Фрунзе", состоялось 18 января 1927 года. Посетителям впервые была представлена экспозиция, иллюстрирующая историю и современное состояние воздухоплавания, а также способы применения химии в военной обороне и в борьбе с вредителями в сельском хозяйстве. Модели самолетов, бывших на вооружении РККА в гражданскую войну, уникальный планер Отто Лилиенталя 1895 года, выписанный из Германии по инициативе Н.Е. Жуковского, самолет Вуазена и триплан "Сопвич" времен Первой мировой войны, модель знаменитого "Ильи Муромца" конструкции И.И. Сикорского, модели дирижаблей, планеры, натуральная корзина воздушного шара, фотографии, картины - все это наравне с другими экспонатами составляло основу коллекции музея. Воображение посетителей поражала модель гражданского аэропорта в масштабе 1/500, занимавшая целую комнату и позволявшая при затенении помещения наглядно наблюдать работу авиаторов в ночное время. При музее действовали обширная научно-техническая библиотека, фототека, кинолекторий, модельно-макетная мастерская, до 1932 года Аэрохиммузей издавал ежемесячный журнал "Хроника воздушного дела", его сотрудники вели важнейшую просветительскую работу.

История музея знала и немало драматических моментов. Один из них - потеря части экспонатов в годы Великой Отечественной войны, когда в музее не работало отопление. Другой - утрата части коллекции в послевоенные годы, когда на волне борьбы с космополитизмом музей критиковали за то, что в его экспозиции уделялось много внимания зарубежной авиации, после чего из музея убрали иностранные экспонаты. Часть ценных экспонатов была утрачена во время затянувшегося ремонта 1987-1994 годов.

В 1958 году музей переименуется в Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ СССР, у него появляется космический раздел. Экспозиция музея продолжает активно пополняться - ежегодно заказываются модели новых самолетов, приобретаются образцы новейших моторов, различных приборов и пр. В богатейшем собрании музея - история зарождения воздухоплавания и развитие авиации до 1917 года, авиация советского периода, авиационные двигатели, спортивная авиация и парашютный спорт, космонавтика. Фонды музея насчитывают около 36 тысяч экспонатов, в том числе свыше 300 моделей летательных и космических аппаратов, обширное собрание специальной тематической литературы и документов, десятки тысяч уникальных фотоматериалов. Экспозиция музея занимает девять залов, в которых демонстрируется свыше тысячи экспонатов. Семь залов посвящены авиационной тематике, еще два - истории развития космонавтики, где представлены первые работы К.Э. Циолковского и Ф.А. Цандера, жидкостные реактивные двигатели и ракеты 1930-х годов, кабина тренажера космического корабля "Буран", макеты искусственных спутников земли, космических аппаратов и ракет-носителей, а также космические скафандры, питание космонавтов и многое другое.

Музей и сегодня продолжает активно заниматься патриотическим воспитанием и профориентацией школьников, проводит тематические лекции и выставки, посвященные памятным датам в истории авиации и освоения космоса, предлагает бесплатные курсы для ребят от 8 до 16 лет по аэрокосмической робототехнике и беспилотным летательным аппаратам, методикам изучения экосистем планеты, программированию, 3D-моделированию и многому другому.

Однако история отечественной авиации живет не только в закрытых залах музейных пространств: знаменитая авиационная техника разных лет продолжает жизнь под открытым небом во многих городах России. Авиасалон МАКС традиционно уделяет большое внимание сохранению исторической памяти и демонстрации интереснейших образцов отечественной авиационной техники. Отдельные экспонаты уникальной исторической экспозиции авиасалона в Жуковском демонстрируются не только на статической стоянке, но и принимают участие в летной программе салона. В разные годы посетители МАКС могли увидеть в исторической части экспозиции МАКС такие машины с героическим боевым прошлым как И-15бис, И-153 "Чайка", И-16, ДИТ, Ш-2, По-2, МиГ-3 и Ил-2, знаменитую "летающую бочку" - раритетный экземпляр тяжелого самолета ВМ-Т "Атлант" для транспортировки планера космического челнока "Буран", экспериментальный истребитель с обратной стреловидностью крыла Су-47, летающую лабораторию для отработки силовых установок на криогенном топливе Ту-155 и многие другие уникальные экспонаты.

Хранить традиции, демонстрировать настоящее и смотреть в будущее - авиасалон МАКС остается верен своим целям и задачам, достойным главного форума российских авиаторов и покорителей космоса. Надеемся увидеть новые экспонаты в исторической экспозиции МАКС-2023!

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 май 2022
Сергей Михайлов: Ту-214 не хуже любой зарубежной техники
18 май 2022
Military Watch назвал пять самых опасных самолетов для ВВС США
18 май 2022
МАИ стал одной из площадок IV Московского академического экономического форума
18 май 2022
Появились первые кадры нового российского авиадвигателя ПД-8
18 май 2022
В авиационном центре МГТУ ГА прошел День открытых дверей
17 май 2022
Ростех увеличил ресурс газотурбинных двигателей для самолетов дальней авиации
17 май 2022
Пермское предприятие планирует в 10 раз расширить импортозамещающее производство продукции для двигателей
17 май 2022
ВИАМ подтвердил статус ГНЦ
17 май 2022
В Саратове разработали мобильную систему для посадки самолетов
16 май 2022
Казанский авиазавод обеспечен загрузкой до 2030 года
16 май 2022
В Китае завершились испытания летной пригодности вертолета AC352
16 май 2022
В Турции назвали сроки первого полета перспективного учебно-боевого самолета собственной разработки Hürjet
16 май 2022
Визит руководства "ОДК-УМПО" в Уфимский авиационный техникум
13 май 2022
МАИ представит на выставке HeliRussia стенд для испытания воздушных винтов беспилотников
13 май 2022
Конференция в честь дня основания ВИАМ
13 май 2022
В Москве разработали сверхтонкий оптический кабель широкого применения
13 май 2022
Челябинские инженеры избавятся от импортной техники в аэропортах
12 май 2022
Ростех завершил испытания первого опытного двигателя ПД-8
12 май 2022
Китайская авиакомпания заявила о покупке первых лайнеров Comac C919
12 май 2022
УЗГА подготовит "Байкал" к серийному производству за 3,5 миллиарда
6 май 2022
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
6 май 2022
19FortyFive: Су-27 оказался еще лучше, чем его задумали
6 май 2022
Самарские ученые акклиматизировали российские беспилотники к жаркому климату Ближнего Востока
6 май 2022
Boeing представил ВВС США первый опытный образец Т-7А Red Hawk
18 май 2022
От студента до академика. Научному руководителю ФАУ «ГосНИИАС» Е.А. Федосову исполнилось 93 года
18 май 2022
ЦАГИ продолжает исследования перспективного административного самолета
18 май 2022
ФАУ «ГосНИИАС» предложит дополнительные меры поддержки ИТ-специалистам
17 май 2022
ЦАГИ определил научные приоритеты на ближайшие годы
17 май 2022
Казанский вертолетный завод удостоен звания "Предприятие трудовой доблести"
17 май 2022
ОДК-Климов подготовил программу для выставки HeliRussia-2022
17 май 2022
На "Салюте" наградили победителей и участников конкурса детского рисунка
16 май 2022
Состоялось заседание Cовета директоров ПАО "Туполев"
16 май 2022
Доступ к воздушному пространству упрощается с помощью цифровых технологий российской платформы "Небосвод"
16 май 2022
На У-УАЗ пройдет корпоративный чемпионат профессионального мастерства холдинга "Вертолеты России"
16 май 2022
Научный руководитель ЦАГИ принял участие в акции "Лес Победы"
13 май 2022
В ЦАГИ разрабатывают термоанемометр, не имеющий отечественных аналогов
13 май 2022
На ММП имени В.В. Чернышева наградили победителей чемпионата "Построй карьеру в ОДК"
13 май 2022
Музей ОДК-Климов открыл свои двери в начале туристского сезона
12 май 2022
ЦАГИ создал генератор звука для отечественных акустических камер
12 май 2022
КВЗ сертифицировал новый тренажер для подготовки пилотов вертолета Ми-38
12 май 2022
ЦАГИ посетил депутат Госдумы Денис Кравченко
12 май 2022
"ОДК-Сатурн" направит на целевое обучение по проекту "Крылья Ростеха" 40 человек
12 май 2022
На "СТАРе" прошла "тройная" "Неделя без турникетов"
6 май 2022
День Победы в истории ЦАГИ
6 май 2022
В ЦИАМ подведены итоги конкурса инициативных проектов
6 май 2022
ОАК объявил победителей корпоративного чемпионата по стандартам WorldSkills
6 май 2022
История одного ордена
6 май 2022
На "СТАРе" впервые прошел конкурс "Защити себя сам!"
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».