Беспилотникам пропишут правила воздушного движения
Научно-исследовательский центр "Аэроскрипт" приступил к созданию экспериментальной зоны для движения беспилотных летательных аппаратов в Белгородской области. Соответствующее соглашение организация подписала с инновационным центром "Бирюч" компании "ЭФКО". Речь идет как о физической, так и об информационной инфраструктуре, в основе которой - первая российская цифровая платформа для организации беспилотного воздушного движения "Небосвод".
Проект подразумевает комплексное изучение, моделирование и тестирование цифровой среды для организации бесконфликтного воздушного движения в интересах новых видов бизнеса, связанного с оказанием услуг с помощью беспилотных технологий.
В "большой авиации" за подобную навигацию участников воздушного движения отвечает система CNS (communication - "связь", navigation - "навигация", surveillance - "наблюдение"). Подобная система нужна и для дронов.
В основе проекта лежит цифровая платформа "Небосвод". Она представляет собой мобильное приложение, в котором владелец дрона - вне зависимости от функциональности беспилотника - может зарегистрировать свой аппарат и указать маршрут полета на цифровой карте области. Система согласует поданные данные с органами, выдающими разрешение на использование воздушного пространства, и информирует пользователя о возможности полета. В процессе полета пользователь обеспечивается необходимой метеорологической, аэронавигационной и геопространственной информацией. "Небосвод" принимает данные наблюдения за полетами беспилотного воздушного судна (БВС) и проверяет соответствие фактического полета согласованному плану.
Приложение позволит систематизировать и обезопасить движение всех беспилотников в регионе. Завершающий этап - разработка и согласование нормативной базы, которая затем может быть масштабирована на федеральный уровень.
Благодаря автоматизации процесс получения доступа к воздушному пространству может быть сокращен в 10 раз. Для сравнения: сегодня, чтобы получить официальное разрешение на проведение полетов, нужно собрать множество документов и ждать одобрения заявки от двух недель до месяца.
При создании пилотной зоны будут отработаны механизмы и процессы организации беспилотного воздушного движения, городской аэромобильности и транспортно-логистической связности населенных пунктов.
"Аэроскрипт" уже тестирует подобную систему в Ленинградской области и на Сахалине. В Санкт-Петербурге интерес к проекту связан с активным развитием городской аэромобильности: это полеты бортов малой авиации, в том числе санитарной, и беспилотных воздушных судов. На Сахалине - с природными особенностями ландшафта и труднодоступностью многих населенных пунктов. Белгородская область станет первой в России, где экспериментальная зона новой аэромобильности будет адаптирована к движению аэротакси, предназначенного для перевозки пассажиров.
"ЭФКО" связывает с проектом Hi-Fly свое будущее в ближайшие годы и даже десятилетия. В создании самого летательного аппарата мы уже продвинулись достаточно далеко. У нас есть четкий план действий на ближайшие несколько лет.
Организация беспилотного воздушного движения - сначала в Белгородской области, а затем по всей стране и, возможно, даже за ее пределами - один из основных инфраструктурных вызовов разработчиков. Мы рады, что в лице компании "Аэроскрипт" нашли надежного партнера в этом направлении. Администрация Белгородской области также поддерживает эту идею, а значит, наш регион может стать одним из первых в России, где работа всех беспилотных летательных аппаратов будет систематизирована и автоматизирована. Это не только повысит безопасность полетов всех аппаратов, но, главное, приблизит белгородцев к новому качеству жизни. Некоторые его элементы, как аэротакси, вплоть до последних лет могли казаться фантастикой. Но уже не сегодня-завтра могут стать такой же доступной услугой, как обычное такси или сервисы доставки продуктов".
Генеральный директор инновационного центра "Бирюч" Юрий Козаренко
"Наши компании активно работают над передовыми технологиями в сфере организации беспилотного воздушного движения в рамках концепции RuSPACE. Компетенции позволяют сделать небо доступнее с учетом всех требований к безопасности полетов и информационно-коммуникационной защищенности. Совместно с ИЦ "Бирюч" мы проработаем технологические новшества, реализуем проекты для бесконфликтного воздушного движения, а также обозначим основные точки для усовершенствования нормативно-правовой базы".
Генеральный директор компании "Аэроскрипт" Алексей Хрипунов
Инновационный центр "Бирюч" создан "ЭФКО" в 2013 году. Сегодня это 12 современных лабораторий, которые занимаются научными разработками в области фудтеха, искусственного интеллекта и аэродинамики. Благодаря разработкам ученых центра "ЭФКО" успешно диверсифицирует и создает новые направления бизнеса. В частности, производит ферменты для пищевой промышленности и растительные альтернативы мяса и молока под брендом Hi! Основное внимание разработчиков на данный момент связано с развитием Healthy Innovation: реализацией проектов в области биотехнологий - Hi-Bio; воздухоплавания - Hi-Fly и экологичных топливных элементов - Hi-Energy. В работе над ними участвуют более 300 человек, а также привлечены два научно-технических совета "ЭФКО": московский и новосибирский.
Первый беспилотный полет Hi-Fly Taxi состоялся в октябре 2021 года. Прототип аппарата уже может совершать беспилотные полеты дальностью до 15 км и перевозить грузы массой до 120 кг. Компания также ведет разработку грузового беспилотного летательного аппарата Hi-Fly Cargo. "ЭФКО" рассчитывает запустить его в серийное производство к 2024 году, первый беспилотный полет аэротакси из Алексеевки в Белгород компания намерена осуществить в 2028 году.