ЦАГИ принял участие в форуме "Российская современная авионика - 2022"
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") принял участие в III форуме "Российская современная авионика - 2022". Мероприятие, посвященное обсуждению актуальной ситуации в авиа- и вертолетостроительных отраслях, прошло в конце апреля в г. Санкт-Петербурге.
Встреча открылась пленарной дискуссией "Авионика времен перемен", в ходе которой эксперты рассмотрели возможные тактические и стратегические шаги для достижения стабильного развития российской авиационной промышленности. Среди них - импортозамещение оборудования, систем и комплектующих, создание отечественного программного обеспечения, оперативное внедрение технологий в современных реалиях и др.
В рамках деловой программы форума инженер Научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем (НИЦ БАС) ФАУ "ЦАГИ" Александра Гаврилова выступила с докладом, посвященным изучению новых подходов при разработке алгоритмов систем автоматического управления для вертолетов транспортной категории (соавторы В.М. Шибаев, Д.В. Аполлонов, А.П. Парфентий, К.И. Бибикова).
Она рассказала, что в ЦАГИ продолжаются работы по расширению функций автопилота как пилотируемых, так и беспилотных винтокрылых машин. Ранее в рамках сотрудничества с АО "Навигатор" ученые института создали и отработали на пилотажных стендах ряд алгоритмов автоматических бортовых систем управления. В частности, изучили методы обеспечения автоматического вывода летательного аппарата из сложного пространственного положения в горизонтальный полет и возможность применения алгоритмов на основе скользящего режима и принципов нечеткой логики.
"Мы отрабатывали наше программное обеспечение в среде MATLAB/Simulink (интерактивная среда для модельно-ориентированного проектирования). Для вывода винтокрылой машины из сложного пространственного положения в горизонтальный полет был создан оригинальный бортовой алгоритм. Он предполагает реализацию этой процедуры не традиционным методом, выполняя последовательное изменение углов крена, тангажа и курса, а с применением кватернионов для описания углового положения вертолетов (кватернионы - система гиперкомплексных чисел, образующая четырехмерное векторное пространство). Использование этих векторных характеристик в бортовой системе позволяет быстро, одним поворотом, вернуть летательный аппарат в горизонтальное положение", - рассказала Александра Гаврилова.
На настоящий момент ученые ЦАГИ готовятся апробировать созданные алгоритмы для автопилотов на стенде полунатурного моделирования АО "Навигатор". Это программное обеспечение может применяться и в бортовых системах беспилотных летательных аппаратов. За работу, представленную на форуме, специалисты НИЦ БАС получили памятную награду "За самый фундаментальный доклад".
В форуме также приняли участие специалисты таких предприятий авиастроительной отрасли, государственных компаний, научно-исследовательских организаций и вузов, как АО "Рособоронэкспорт", ГК "Ростех", АО "НЦВ Миль и Камов", ПАО "Корпорация "Иркут", АО "УЗГА", Группа "Кронштадт", ПАО "Туполев", АО "Компания "Сухой", ПАО "Аэрофлот" и др. Среди тем, заявленных к обсуждению, - разработка и модернизация комплексов бортового оборудования, бортовых многофункциональных систем, систем безопасности полетов, индикации, навигации, посадки и др. Отдельный трек был посвящен беспилотным воздушным судам, их гражданскому применению в грузоперевозках, мониторинге и лесозащите.
Форум "Российская современная авионика" - это площадка для диалога между профессионалами в области авионики, а также представителями бизнеса, власти, массмедиа, образовательных структур и общественных организаций, заинтересованных в развитии безопасных, технологичных и импортонезависимых бортовых радиоэлектронных систем. Кроме того, традиционно работает выставочная экспозиция, на которой производственные предприятия, университеты и молодые инженеры представляют свои проекты. Организатором мероприятия по традиции выступает АО "Навигатор".