Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 27.06.2022
Источник: АО "Авиасалон"

Як-50: полвека спортивной судьбы акробата-рекордсмена

50 лет назад, 25 июня 1972 года совершил первый полет знаменитый "акробатический" самолет Як-50, вошедший в историю благодаря установленным на нем мировым рекордам и многочисленным победам на Чемпионатах мира и Европы. Як-50 продолжил лучшие традиции яковлевской конструкторской школы в области создания легких, учебных и спортивно-пилотажных самолетов и стал основой для создания следующего поколения "летающих парт" для подготовки пилотов.
ОКБ им. А. С. Яковлева известно не только своими легендарными истребителями времен Великой Отечественной войны, самолетами вертикального взлета и посадки и пассажирскими лайнерами. Особая компетенция яковлевцев - спортивные и учебно-тренировочные самолеты, которые создавались с первых дней работы КБ. Первый полет цельнодеревянной авиетки АИР-1, состоявшийся 12 мая 1927 года, считается днем рождения прославленного КБ, создавшего впоследствии около 200 различных типов и модификаций летательных аппаратов, из которых более 100 - серийных. Среди всех отечественный авиационных КБ яковлевскую фирму отличала широчайшая тематика разработок, в числе которых особое место занимали спортивные и учебно-тренировочные машины, признанные во всем мире.

Пропаганда авиации и повсеместное развитие воздушного спорта в СССР требовали от авиационной промышленности массового производства легких самолетов для подготовки пилотов. В многочисленных аэроклубах воспитывалась молодежь, легкомоторная авиация становилась школой для целого поколения советских авиаконструкторов, которые вовлекались в построение воздушной мощи страны.

В 1935 году на базе спортивного самолета АИР-9 и его усовершенствованного варианта АИР-9бис в ОКБ Яковлева создается знаменитый самолет первоначального обучения УТ-2, более десяти лет прослуживший основным учебным самолетом в СССР, на котором были подготовлены десятки тысяч летчиков в предвоенные и военные годы. Впоследствии "летающую парту" УТ-2 сменили Як-18 и Як-11, на которых училось летать послевоенное поколение пилотов. Дальнейшим развитием линейки становятся созданные в 1970-х годах спортивный одноместный Як-50 и двухместный учебный Як-52.

Необходимость разработки одноместных спортивно-пилотажных самолетов для аэроклубов и сборной СССР по высшему пилотажу со временем возрастала. Перед конструкторами ставилась задача создать такой пилотажный самолет, который бы не уступал существующим и потенциальным самолетам соперников. В 1972 году в ОКБ Яковлева был разработан новый одноместный спортивно-пилотажный самолет Як-50. Сохранив аэродинамическую схему своего предшественника Як-18ПС, он получил уменьшенные размеры, цельнометаллическую конструкцию и более мощный поршневой двигатель воздушного охлаждения М-14П мощностью 360 л.с. Серийное производство Як-50 было развернуто в 1973 году на Арсеньевском авиазаводе.

Вскоре о новинке заговорили во всем авиационном спортивном мире. Впервые сборная СССР на Як-50 приняла участие в международных соревнованиях в 1976 году, одержав убедительную победу по всем упражнениям: из 30 призовых мест нашими спортсменами были завоеваны 23 медали, в том числе восемь золотых. С появлением Як-50 на международных состязаниях утвердился "жесткий" стиль пилотирования, при котором фигуры выполняются на больших скоростях с большими перегрузками - Як-50 обладал высокой тяговооруженностью в результате сочетания мощного двигателя и сравнительно небольшой массы планера. На самолете были установлены многочисленные мировые рекорды скорости и скороподъемности.

Як-50 поставлялся на экспорт в Австралию, Великобританию, ГДР, Данию, Чехословакию, Польшу. В ряде стран Як-50 использовался и для подготовки военных летчиков. Всего с 1976 по 1986 год было выпущено 312 Як-50. Основным недостатком самолета оказалась недостаточная надежность конструкции, что было связано с характерными условиями ее нагружения - частой повторяемостью положительных и отрицательных перегрузок при выполнении сложного спортивного пилотажа. После ряда аварий часть самолетов была выведена из состава аэроклубов.

Между тем преемственность разработок КБ продолжалась. Большая мощность двигателя Як-50 дала возможность конструкторам яковлевской фирмы создать двухместную модификацию - учебно-тренировочный самолет первоначального обучения Як-52. Эта машина появилась в 1974 году. Конструкторам удалось решить весьма сложную задачу: создать машину, которая одновременно удовлетворяла как требованиям спортивно-пилотажного самолета с минимальными запасами устойчивости, так и требованиям самолета для первоначального обучения с повышенной устойчивостью и более "тяжелым" управлением. По признанию пилотов, этот самолет уникален и не имеет аналогов в мире: он позволяет освоить как простые полеты по кругу, так и весь спектр фигур высшего пилотажа. На нем совершали свои первые полеты поколения летчиков 1980-1990-х годов. Як-52 и сегодня остается "на крыле".

Традиционно важной темой разработок ОКБ Яковлева остается создание учебных самолетов для Военно-воздушных сил. Новейший учебный Як-130, позволяющий готовить пилотов боевых самолетов четвертого и пятого поколения, в 2002 году на конкурсной основе был выбран в качестве базового самолета для основной и повышенной подготовки военных летчиков. Позже появилась соответствующая смена и для учебного самолета первоначального обучения: поршневой Як-152, после обучения на котором курсанты летных училищ и школ пересаживаются на учебно-боевой Як-130, стал прямым наследником Як-50 и Як-52, вобрав в себя лучшие конструкторские достижения яковлевских машин этого класса.

Сложнейший пилотаж на спортивных машинах ОКБ Яковлева - один из фирменных знаков летной программы авиасалона МАКС, неизменно приводящий в восторг его гостей. Незабываемым событием салона 2005 года стала премьера учебно-боевого истребителя Як-130 - первого полностью нового самолета, построенного в постсоветской России. Впоследствии Як-130 не раз украшал программу авиасалона новыми усовершенствованными версиями. Впервые сразу два новейших учебно-тренировочных Як-152 были продемонстрированы на МАКС в 2017 году. Один из них принимал участие в летной программе салона, второй был представлен на статической стоянке. Регулярно поднимают свои машины в небе над Жуковским летчики первой в России профессиональной пилотажной группы "Первый полет", доставляя истинное удовольствие зрителям. Летчики группы - победители и призеры чемпионатов России, Европы и мира - демонстрируют в квадрате 1,5 км х 1,5 км на минимальной дистанции виртуозные спортивные и художественные фигуры на шести самолетах в желто-красной окраске Як-52, Як-54 и Як-18Т. Уникальные акробаты-рекордсмены "Як", на протяжении многих лет остающиеся непременными участниками показательных полетов в Жуковском, популярен и у зарубежных пилотов: на МАКС-2019 на этих машинах выступила литовская пилотажная группа ANBO.

Ждем выступлений знаменитых акробатических самолетов яковлевского КБ и надеемся увидеть новые версии спортивных и учебно-тренировочных машин на МАКС-2023!
13 июля 2022 года
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Статья в журнале "АвиаСоюз"

Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли
28 июня 2022 года
20 июня состоялось Годовое Общее собрание членов Союза авиапроизводителей России
20 июня состоялось Годовое Общее собрание членов Союза авиапроизводителей России
14 апреля 2022 года
30 марта 2022 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков
30 марта 2022 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков
5 апреля 2022 года
Конференция ГосНИИ ГА: О Плане реализации концепции интеграции БВС в единое пространство
Конференция ГосНИИ ГА: О Плане реализации концепции интеграции БВС в единое пространство
19 марта 2022 года
17 марта 2022 г. состоялось заседание Технического комитета по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
17 марта 2022 г. состоялось заседание Технического комитета по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
17 февраля 2022 года
Состоялось заседание Комитета управления качеством
Состоялось заседание Комитета управления качеством
17 февраля 2022 года
Состоялось заседание Комитета по стандартизации и унификации
Состоялось заседание Комитета по стандартизации и унификации
13 января 2022 года
Принимаются заявки на участие в конкурсе "Авиастроитель года" по итогам 2021 года
Конкурс "Авиастроитель года - 2021"
О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 авг 2022
"Армия-2022": Михаил Погосян рассказал о цифровой кадровой платформе для предприятий ОПК
18 авг 2022
"Самый инновационный проект": в ОДК рассказали о перспективах авиадвигателя ПД-35
18 авг 2022
План создания британо-японского истребителя станет известен в этом году
17 авг 2022
Глава ОАК: планируем рост гражданского сектора и создание боевых платформ нового поколения
17 авг 2022
Ростех рассчитывает в 2022 году получить более 160 млрд рублей прибыли
17 авг 2022
«Калашников» представил серийную версию дрона ZALA 421-24 — устойчивость к глушилкам и скорость до 30 км/ч
17 авг 2022
Беспилотники "Радар ММС" смогут применять для поддержки спецопераций
17 авг 2022
Мантуров допустил замену второго пилота самолета на компьютер
16 авг 2022
Следующий шаг в развитии технологии цифровых двойников - разработка мастер-модели авиационного двигателя
16 авг 2022
Проект создания российско-китайского самолета CR929 планируют актуализировать
16 авг 2022
МГТУ ГА успешно завершил первый этап приемной кампании
15 авг 2022
Владимир Артяков: На «Армии» мы покажем более тысячи образцов военной техники и вооружений
15 авг 2022
Ростех создал высокоскоростные радиомодемы для дронов и роботов
15 авг 2022
Рособоронэкспорт презентует новинки российской оборонной промышленности партнерам из 50 стран на форуме "Армия-2022"
15 авг 2022
МАИ представит на форуме "Армия-2022" беспилотную систему для охраны периметра
15 авг 2022
Доработкой двигателя для самолетов займется крупная корпорация
12 авг 2022
Военно-воздушные силы России: 110 лет на высоте
10 авг 2022
Минпромторг России объявил тендер в сфере авиации на 2,5 млрд рублей
10 авг 2022
Ростех планирует начать поставки вертолетов Ми-171А3 в 2024 году
10 авг 2022
Air Corporate SRL станет первым европейским оператором Bombardier Challenger 3500
9 авг 2022
Светлое будущее «черного крыла»
9 авг 2022
В МАИ создают материал для космических самолетов будущего
8 авг 2022
Ростех разработал систему защиты пассажирских самолетов от птиц
8 авг 2022
КВЗ обещал представить на 100% отечественный вертолет "Ансат"
18 авг 2022
ОДК поставила двигатели для пятого борта Ту-160М
18 авг 2022
Подписан контракт на поставку партии Су-34
18 авг 2022
ЦАГИ - на форуме "Армия-2022": формируя кадровый резерв для ОПК
18 авг 2022
Аэроскрипт испытал в Туле систему контроля воздушного пространства для дронов
18 авг 2022
БАС-200 повысит эффективность проектов "Умный город" и "Умный регион"
18 авг 2022
КРЭТ подписал соглашение о сотрудничестве с КАИ
18 авг 2022
В Подмосковье установлен мемориальный знак, посвященный экипажу самолета Ил-112В
17 авг 2022
Предприятия ОАК переходят на новый единый фирменный стиль
17 авг 2022
Ростех впервые представил на "Армии" многофункциональный беспилотный вертолет с увеличенной грузоподъемностью
17 авг 2022
ОДК и ПСБ будут инвестировать в производство авиационных двигателей
17 авг 2022
"Навигатор" сделает полеты беспилотников безопасными
17 авг 2022
Ростех завершает летные испытания беспилотника БАС-200
17 авг 2022
"ОДК-Сатурн" приоткрыл школьникам мир рабочих специальностей
17 авг 2022
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева вступили в Союз Машиностроителей России
16 авг 2022
В АО "Навигатор" разработали новую бортовую радиостанцию
16 авг 2022
В Демоцентре ЦАГИ открылась выставка "Великие перелеты"
16 авг 2022
"РТ-Техприемка" успешно сертифицировала 810 авиационный ремонтный завод
16 авг 2022
"ОДК-Сатурн" взял шефство над инженерными классами
16 авг 2022
ОАК представит свои разработки на Международном военно-техническом форуме "Армия-2022"
16 авг 2022
В рамках МФД-2022 пройдет Научно-технический конгресс по двигателестроению
16 авг 2022
Первая аэрокосмическая выставка новой России
16 авг 2022
ЦАГИ – полёТу: самолет для рекордов дальности – АНТ-25
15 авг 2022
Юрий Слюсарь посетил предприятия ОАК в Воронеже и Таганроге
15 авг 2022
В ЦАГИ создали модель самолета МС-21 с крылом из отечественных композиционных материалов
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».