ЦАГИ и РАН провели XXII Международную школу-семинар "Модели и методы аэродинамики"
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") провел XXII Международную школу-семинар "Модели и методы аэродинамики" совместно с Российской академией наук (РАН). Мероприятие состоялось в рамках научного форума "Национальная экосистема высокоскоростного транспорта" в Сочи на Федеральной территории "Сириус" 6-9 сентября.
Школа-семинар была посвящена памяти одного из ее основателей и сопредседателя программного комитета, известного ученого в области аэродинамики, начальника отдела ЦАГИ, члена-корреспондента РАН Игоря Липатова. Его научное наследие рассматривалось в пленарном докладе ведущего научного сотрудника отделения исследования аэротермодинамики летательных аппаратов ФАУ "ЦАГИ", доктора физико-математических наук Бориса Заметаева. В частности, речь шла о достижениях Игоря Липатова в области изучения пограничного слоя и ламинарно-турбулентного перехода, бафтинга.
Программа научной встречи охватила широкий перечень вопросов, среди которых - экспериментальная и вычислительная аэродинамика, гидродинамика, установки и методы измерений, модели механики жидкости и газа, газовая динамика и горение, пограничный слой и турбулентность. Наряду с учеными ЦАГИ, итогами своих исследований поделились ученые Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, Московского физико-технического института, Института проблем механики имени А.Ю. Ишлинского РАН, Института гидродинамики имени М.А. Лаврентьева СО РАН, НИИ механики Московского государственного института имени М.В. Ломоносова, Казанского федерального университета и др.
Ученые ЦАГИ представили на школе-семинаре свыше 30 докладов. В частности, это работы по развитию экспериментальных исследований и измерений, среди которых -исследование "Математическая модель приемника для измерения пульсаций полного и статического давления в аэродинамической трубе". Оборудование, созданное учеными института в рамках данного проекта, позволяет измерять не только полное, но и статическое давление во время испытаний моделей летательных аппаратов. В конечном счете это дает возможность экспериментально получать более точные аэродинамические характеристики.
Еще один знаковый доклад ученых центра авиационной науки - о создании методики расчета и численной оптимизации характеристик профилей для воздушных винтов, представленный в рамках секции "Аэродинамика винтов". Данная работа была нацелена на совершенствование геометрии и, как следствие, аэродинамических характеристик воздушных винтов - лопастных движителей для летательных аппаратов.
Школа-семинар позволила ученым представить и совместные исследования с коллегами из других организаций. Примером служит доклад ЦАГИ и Санкт-Петербургского университета гражданской авиации "Сопоставление и верификация подходов LES и RANS при решении задач вентиляции замкнутых объемов". Ученые показали, что методы LES и RANS (методы расчета турбулентных течений) эффективны при проектировании систем вентиляции в кабинах гражданских самолетов.
"Школа-семинар традиционно прошла на высоком уровне. Мы рады, что в новых условиях проведения конференции ее работа привлекла внимание ведущих ученых из целого ряда институтов, которые представили результаты своей деятельности и поучаствовали в научной дискуссии", - отметил сопредседатель программного комитета школы-семинара, главный научный сотрудник ФАУ "ЦАГИ", член-корреспондент РАН Александр Гайфуллин.
Международная школа-семинар "Модели и методы аэродинамики" проводится с 2001 года. Тематика мероприятия посвящена разработкам новых моделей и методов аэродинамики и механики жидкости и газа. В работе школы-семинара принимают участие представители авиационных научно-исследовательских институтов, институтов РАН, вузов и отраслевых организаций.
Научный форум "Национальная экосистема высокоскоростного транспорта" проводился в рамках реализации Программы создания и развития НЦМУ "Сверхзвук" на 2020-2025 годы при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.