Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 29.09.2022
Источник: АО "Авиасалон"

Создатель уникальных самолетов: 120 лет Владимиру Мясищеву

28 сентября 1902 года родился Владимир Михайлович Мясищев - выдающийся советский авиаконструктор, создатель тяжелых бомбардировщиков и целого ряда самолетов специального назначения с уникальными характеристиками. Его ученики и последователи создали уникальные самолеты М-17 "Стратосфера", М-55 "Геофизика", ВМ-Т "Атлант" и другие машины, оставившие яркий след в истории отечественного авиастроения и полюбившиеся гостям авиасалона МАКС.
Владимир Мясищев родился 28 сентября 1902 года в городе Ефремов Тульской области. В 1920 году он поступил в МВТУ им. Баумана. Еще в студенческие годы работал в ЦИАМ у В.Я. Климова, начинавшего в те годы проектировать авиационные двигатели. После окончания МВТУ работаk в КБ А.Н. Туполева в составе ЦАГИ, участвуя в создании самолетов ТБ-1, ТБ-3 и АНТ-20 "Максим Горький". Уже в те годы В. Мясищев выделялся среди коллег фундаментальными физико-математическими знаниями. С 1934 года он стал начальником конструкторского отдела ЦАГИ, который в 1936 году создал бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937-1938 годах В. Мясищев назначен главным конструктором ОКБ завода № 84 в Химках, готовившего документацию для запуска в серию лицензионного самолета DC-3.

Арестованный в 1938 году по ложному обвинению, В. Мясищев работал в ЦКБ № 29 НКВД под руководством В.М. Петлякова. В конце 1939 года он предложил проект дальнего высотного бомбардировщика с герметичными кабинами ДВБ-102, который впервые для самолетов такого класса обеспечивал нормальные физиологические условия работы экипажа. После освобождения в 1940 году В. Мясищев возглавил работы по модификациям и серийному производству бомбардировщика Пе-2 и доводке самолета ДВБ-102. В начале 1944 года под руководством В. Мясищева разработан пикирующий бомбардировщик Пе-2И, который впоследствии стал базовым для создания опытных самолетов Пе-2М, ДБ-108, а также дальнего истребителя сопровождения ДИС.

В 1946 году мясищевское КБ было расформировано. Пять лет авиаконструктор посвятил преподавательской деятельности в МАИ. Стремясь вернуться к конструкторской работе, в начале 1950-х годов В. Мясищев предложил создать стратегический самолет с дальностью полета 11-12 тысяч километров. В 1951 году он получил ОКБ-23 завода № 23 в Филях и вскоре стал его генеральным конструктором. Для создания самолета потребовались новые аэродинамические исследования, разработка конструкции планера из крупногабаритных прессованных панелей, исключающих процесс клепки, освоение герметизации больших объемов крыла и фюзеляжа для использования их в качестве емкостей для топлива. Ракетоносец М-50 совершил первый полет в 1959 году, однако впоследствии программу закрыли из-за невозможности достижения самолетом заданных характеристик.

На конкурсной основе ОКБ-23 разработало стратегический бомбардировщик М-4 с четырьмя ТРД и стреловидным крылом большого удлинения, способный нести на борту ядерное оружие. Впервые в практике отечественного авиастроения была применена электронно-вычислительная техника при расчетах и проектировании. Также впервые на самолете была отработана система дозаправки топливом в воздухе "штанга-конус". Дальнейшим развитием М-4 стал реактивный стратегический бомбардировщик ЗМ с улучшенной аэродинамикой.

В 1960 году ОКБ-23 было расформировано, и в 1960-1967 годах В. Мясищев "вынужденно" возглавлял ЦАГИ. В эти годы в институте широко велись исследования в области больших сверхзвуковых скоростей для летательных аппаратов принципиально новых схем, включая самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, вертикальных взлета и посадки и пр.

В 1967 году на территории летно-испытательной и доводочной базы ОКБ-23 был создан "Экспериментальный машиностроительный завод" (ЭМЗ), В. Мясищев стал его генеральным конструктором и затем директором. Под его руководством на протяжении 10 лет были проведены экспериментальные работы по увеличению дальности полета за счет ламинаризации обтекания, использованию композитов, проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.

В 1970 году началась разработка высотного реактивного дозвукового самолета М-17 "Стратосфера" для перехвата дрейфующих аэростатов-разведчиков. Вскоре было подписано межгосударственное соглашение о запрещении запуска аэростатов в чужое воздушное пространство и программа М-17 была закрыта. Опыт работы над М-17 был использован при создании следующего высотного самолета М-55 "Геофизика", который был задействован для высотных исследовательских полетов, в том числе по программе "Глобальный резерв озона".

В 1976 году ЭМЗ вошел в состав НПО "Молния" и включился в разработку корабля многоразового использования "Буран". На предприятии была разработана кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования, осуществлен комплекс атмосферных летных испытаний на аналоге "Бурана". Коллективом В. Мясищева создан тяжелый транспортный самолет ВМ-Т "Атлант" для доставки крупногабаритных элементов системы "Буран-Энергия" на космодром "Байконур". В 1981 году ЭМЗ было присвоено имя Владимира Михайловича Мясищева. С 2011 года завод и ОКБ Мясищева вошли в структуру "Объединенной авиастроительной корпорации". Сегодня сфера деятельности ЭМЗ - опытно-конструкторские разработки авиационной и авиационно-космической техники, переоборудование самолетов и их модификация, летные испытания, экспериментальная отработка систем самолетов и космических аппаратов на стендах и др.

ЭМЗ им. В.М. Мясищева - постоянный участник авиасалонов МАКС в Жуковском. История показов высотного дозвукового самолета-разведчика М-55 началась с "МосАэрошоу-92", затем М-55 стал участником МАКС-1993, и с тех пор неоднократно экспонировался на салонах. Показы красивейшего и уникального во многих отношениях самолета традиционно вызывали интерес и специалистов, и зрителей. На МАКС-2003 ЭМЗ впервые представил натурный макет воздушно-космического самолета, установленного на М-55. "Геофизика" принимала участие в летной программе МАКС в 2005 году, в 2007-2015 годах демонстрировалась на статической стоянке салона. На МАКС-2011 вместе с М-55 "Геофизика" был показан бизнес-джет М-101 "Гжель" разработки ЭМЗ (в варианте аэрофотосъемщика). На МАКС-2017 самолет М-55 "Геофизика" вновь выполняла демонстрационные полеты, поражая зрителей своей красотой и летными качествами. А самолет ВМ-Т "Атлант" является постоянным участником исторической экспозиции авиасалонов МАКС.

Надеемся узнать о новых проектах и разработках ЭМЗ им. В.М. Мясищева и вновь видеть уникальные самолеты разработки мясищевского КБ на МАКС-2023!

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 апр 2024
ГТЛК назначили единственным поставщиком беспилотников по госконтрактам
18 апр 2024
Китайские палубные истребители
18 апр 2024
Пентагон планирует закупить до середины 2030-х годов не более 100 новых B-21 Raider
18 апр 2024
Разработчики внедрили ИИ в последнюю версию детектора дронов "Булат"
18 апр 2024
МАИ посетила делегация Министерства образования и подготовки кадров Вьетнама
18 апр 2024
«Росэлектроника» представила перспективные комплектующие для аппаратуры связи и навигации
17 апр 2024
"От винта!": о подготовке специалистов и научных проектах для создания вертолетов нового поколения
17 апр 2024
БПЛА MQ-25A может стать боевым
17 апр 2024
Деконфликтинг в небе: путь к безопасному воздушному движению
17 апр 2024
СТАН импортозаместил фрезерные станки для предприятий авиастроения и оборонной промышленности
16 апр 2024
Традиционными темами являются новые технологии и инновации в отрасли
16 апр 2024
В Иркутске собирают шестой летный экземпляр лайнера МС-21. Он первым получит и российское крыло, и отечественные двигатели ПД-14
16 апр 2024
Россия и Белоруссия подписали договор о производстве самолета "Освей"
16 апр 2024
Разработчик сообщил о внедрении ИИ в FPV-дроны "Пиранья" для работы ночью
16 апр 2024
В Белоруссии заявили о готовности наращивать производство авиакомпонентов
16 апр 2024
Новая поточная линия на авиазаводе "Авиастар"
16 апр 2024
Медицинский беспилотник "Аэромедик-30" испытали в Нижегородской области
16 апр 2024
Начал работу проект по расширению первого совместного предприятия Boeing в Китае
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
18 апр 2024
В Технопарке ЦАГИ состоялась встреча со студентами-целевиками
18 апр 2024
ГосНИИАС принял участие в Общем собрании членов Ассоциации ГНЦ «НАУКА»
18 апр 2024
ОДК обсудит на Международном форуме в Рыбинске передовые технологии двигателестроения
18 апр 2024
В музее ОДК-Сервис ко Дню космонавтики прошла игра для школьников
17 апр 2024
В ЦАГИ прошла встреча с производителем отечественных композитов
17 апр 2024
Научно-техническое сопровождение создания нового SJ-100: ГосНИИАС в программе «Военная приемка»
17 апр 2024
ОДК-Сатурн знакомит жителей региона с производством авиационных двигателей
16 апр 2024
Памяти Анатолия Николаевича Квочура
16 апр 2024
Предприятие КРЭТ и Раменский колледж запустят совместную программу подготовки специалистов
16 апр 2024
В ЦИАМ провели заседание секции 66-й Всероссийской научной конференции МФТИ
16 апр 2024
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева получили награды Союза машиностроителей России
16 апр 2024
Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло
16 апр 2024
В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».