Михаил Гуревич: создатель быстрых крыльев Родины
12 января 2023 года исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Иосифовича Гуревича - знаменитого советского авиаконструктора, внесшего огромный вклад в становление и развитие отечественной инженерно-конструкторской школы разработки самолетов боевой авиации. Он был автором многих технических решений, на десятилетия опередивших свое время, и в соавторстве с Артемом Микояном стал создателем нескольких поколений истребителей марки "МиГ", получивших заслуженное мировое признание.
Историческая фотография из открытых источников сети Интернет: Михаил Гуревич и Артём Микоян
Путь будущего авиаконструктора в авиацию был непростым. Михаил Гуревич родился в 1893 году в селе Рубанщина Суджанского уезда Курской губернии в семье механика винокуренных заводов. Окончив в 1910 году гимназию с серебряной медалью, он поступил на математический факультет Харьковского университета, однако вскоре из-за участия в студенческих волнениях был исключен из университета. Для продолжения образования поехал во Францию, где в 1912-1914 годах учился сначала на математическом факультете университета в Монпелье, а позже - в Национальной школе аэронавтики и космоса в Тулузе. Для оплаты собственного обучения ему приходилось давать частные уроки.
Первая Мировая война застала его дома, куда летом 1914 года он приехал на каникулы. Вернуться на учебу во Францию было невозможно. Только в 1917 году он продолжил образование, поступив на механический факультет Харьковского технологического института. Учеба в годы гражданской войны затянулась надолго, только в 1925 году Михаил Гуревич защитил дипломный проект и получил квалификацию инженера-механика по самолетостроению. Однако даже с дипломом в Харькове было сложно найти работу по специальности, и будущий авиаконструктор занялся проектированием систем промышленной вентиляции.
В 1929 году он отправился в Москву, где поступил на работу в конструкторское бюро завода "Десятилетие Октября". Пройдя конкурсный отбор, М. Гуревич попал в КБ Поля Эме Ришара - французского авиаконструктора, прибывшего в СССР для проектирования и постройки гидросамолетов. Чтобы попасть в группу Ришара, М. Гуревич блестяще сдал сложный экзамен самому начальнику КБ. Участвуя в создании морского торпедоносца и летающих лодок, он получил ценный опыт, и после возвращения Ришара во Францию перешел в Центральное конструкторское бюро Авиапрома.
В 1936-1937 годах М. Гуревич работал в составе советской делегации в США, участвуя в закупке лицензии на производство в СССР самолетов Douglas DC-3. Вернувшись летом 1937 года в Москву, он получил приглашение возглавить группу общих видов и эскизного проектирования в ОКБ Н.Н. Поликарпова. В декабре 1939 года из состава бюро был выделен Особый конструкторский отдел, который возглавил Артем Микоян, и Михаил Гуревич стал его заместителем. Совместно они разработали проект скоростного истребителя-моноплана. В рекордно короткие сроки на базе опытного самолета И-200 был создан истребитель МиГ-1 (аббревиатура от "Микоян и Гуревич"), ставший одним из боевых самолетов нового поколения, принятых на вооружение накануне войны. Первый полет прототипа МиГ-1 состоялся 5 апреля 1940, а уже 29 октября 1940 года в небо поднялся его усовершенствованный вариант МиГ-3 с увеличенной дальностью полета. Этот самолет стал одним из основных истребителей первого периода Великой Отечественной войны. С тех пор аббревиатура "МиГ" навсегда увековечила знаменитый тандем авиаконструкторов, который оказался на редкость плодотворным и значительно повлиял на развитие отечественной боевой авиации.
В марте 1942 года в столице был организован опытный завод № 155 конструкторского бюро А.И. Микояна и М.И. Гуревича (ОКБ-155). В послевоенный период в ОКБ-155 были разработаны фронтовые реактивные истребители. Среди них - один из первых советских турбореактивных истребителей МиГ-9 и первый истребитель со стреловидным крылом МиГ-15, принесший ОКБ мировую славу: он стал самым массовым реактивным боевым самолетом в истории авиации (более 15 000 экземпляров) и стоял на вооружении 40 стран мира. МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и МиГ-23 становились, без преувеличения, эталонами истребителей своих лет.
В период 1949-1961 годов М.И. Гуревич руководил разработкой и испытаниями крылатых ракет КС, К-10, Х-20, К-22 и их модификаций, вошедших в состав вооружения ракетоносцев Ту-4, Ту-16, Ту-95К и Ту-22. В дальнейшем он принял непосредственное участие в разработке экспериментального самолета Е-155 - будущего истребителя-перехватчика МиГ-25. Сверхзвуковой высотный разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолетами, спроектированными и построенными под руководством М.И. Гуревича. В 1964 году он защитил докторскую диссертацию и в том же году в возрасте 72 лет вышел на заслуженный отдых по состоянию здоровья. Михаил Иосифович скончался 25 ноября 1976 года в Ленинграде.
Авиасалон МАКС гордится давним сотрудничеством с компанией "МиГ", демонстрируя на своей площадке достижения одной из лучших в мире конструкторских школ разработки истребителей. Начиная с "Мосаэрошоу-92" и до наших дней самолеты этого ОКБ демонстрируются в летной программе, на статической стоянке и в исторической экспозиции МАКС. В летной программе МАКС-1993 на истребителях МиГ-29 выступила пилотажная группа "Стрижи". С тех пор группа является постоянным участником летных показов в Жуковском и готовит новую программу демонстрационных полетов практически к каждому авиасалону. Появление новых версий "МиГов" традиционно находит отражение в программе салона, начиная от показа корабельного МиГ-29К на МАКС-1997 и заканчивая демонстрацией новейшего МиГ-35 поколения 4++ на МАКС-2019. Летная программа МАКС-2021 запомнилась в том числе уникальным показом короткого взлета МиГ-35. На МАКС-2021 корпорация "МиГ" впервые представила свое видение легких фронтовых авиационных комплексов будущего - модель беспилотника-дозаправщика, способного летать в паре с перспективным истребителем микояновской школы, а также модель перспективного однодвигательного истребителя.