Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 13.01.2023
Источник: АО "Авиасалон"

Михаил Гуревич: создатель быстрых крыльев Родины

12 января 2023 года исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Иосифовича Гуревича - знаменитого советского авиаконструктора, внесшего огромный вклад в становление и развитие отечественной инженерно-конструкторской школы разработки самолетов боевой авиации. Он был автором многих технических решений, на десятилетия опередивших свое время, и в соавторстве с Артемом Микояном стал создателем нескольких поколений истребителей марки "МиГ", получивших заслуженное мировое признание.
Историческая фотография из открытых источников сети Интернет: Михаил Гуревич и Артём Микоян
Путь будущего авиаконструктора в авиацию был непростым. Михаил Гуревич родился в 1893 году в селе Рубанщина Суджанского уезда Курской губернии в семье механика винокуренных заводов. Окончив в 1910 году гимназию с серебряной медалью, он поступил на математический факультет Харьковского университета, однако вскоре из-за участия в студенческих волнениях был исключен из университета. Для продолжения образования поехал во Францию, где в 1912-1914 годах учился сначала на математическом факультете университета в Монпелье, а позже - в Национальной школе аэронавтики и космоса в Тулузе. Для оплаты собственного обучения ему приходилось давать частные уроки.

Первая Мировая война застала его дома, куда летом 1914 года он приехал на каникулы. Вернуться на учебу во Францию было невозможно. Только в 1917 году он продолжил образование, поступив на механический факультет Харьковского технологического института. Учеба в годы гражданской войны затянулась надолго, только в 1925 году Михаил Гуревич защитил дипломный проект и получил квалификацию инженера-механика по самолетостроению. Однако даже с дипломом в Харькове было сложно найти работу по специальности, и будущий авиаконструктор занялся проектированием систем промышленной вентиляции.

В 1929 году он отправился в Москву, где поступил на работу в конструкторское бюро завода "Десятилетие Октября". Пройдя конкурсный отбор, М. Гуревич попал в КБ Поля Эме Ришара - французского авиаконструктора, прибывшего в СССР для проектирования и постройки гидросамолетов. Чтобы попасть в группу Ришара, М. Гуревич блестяще сдал сложный экзамен самому начальнику КБ. Участвуя в создании морского торпедоносца и летающих лодок, он получил ценный опыт, и после возвращения Ришара во Францию перешел в Центральное конструкторское бюро Авиапрома.

В 1936-1937 годах М. Гуревич работал в составе советской делегации в США, участвуя в закупке лицензии на производство в СССР самолетов Douglas DC-3. Вернувшись летом 1937 года в Москву, он получил приглашение возглавить группу общих видов и эскизного проектирования в ОКБ Н.Н. Поликарпова. В декабре 1939 года из состава бюро был выделен Особый конструкторский отдел, который возглавил Артем Микоян, и Михаил Гуревич стал его заместителем. Совместно они разработали проект скоростного истребителя-моноплана. В рекордно короткие сроки на базе опытного самолета И-200 был создан истребитель МиГ-1 (аббревиатура от "Микоян и Гуревич"), ставший одним из боевых самолетов нового поколения, принятых на вооружение накануне войны. Первый полет прототипа МиГ-1 состоялся 5 апреля 1940, а уже 29 октября 1940 года в небо поднялся его усовершенствованный вариант МиГ-3 с увеличенной дальностью полета. Этот самолет стал одним из основных истребителей первого периода Великой Отечественной войны. С тех пор аббревиатура "МиГ" навсегда увековечила знаменитый тандем авиаконструкторов, который оказался на редкость плодотворным и значительно повлиял на развитие отечественной боевой авиации.

В марте 1942 года в столице был организован опытный завод № 155 конструкторского бюро А.И. Микояна и М.И. Гуревича (ОКБ-155). В послевоенный период в ОКБ-155 были разработаны фронтовые реактивные истребители. Среди них - один из первых советских турбореактивных истребителей МиГ-9 и первый истребитель со стреловидным крылом МиГ-15, принесший ОКБ мировую славу: он стал самым массовым реактивным боевым самолетом в истории авиации (более 15 000 экземпляров) и стоял на вооружении 40 стран мира. МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и МиГ-23 становились, без преувеличения, эталонами истребителей своих лет.

В период 1949-1961 годов М.И. Гуревич руководил разработкой и испытаниями крылатых ракет КС, К-10, Х-20, К-22 и их модификаций, вошедших в состав вооружения ракетоносцев Ту-4, Ту-16, Ту-95К и Ту-22. В дальнейшем он принял непосредственное участие в разработке экспериментального самолета Е-155 - будущего истребителя-перехватчика МиГ-25. Сверхзвуковой высотный разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолетами, спроектированными и построенными под руководством М.И. Гуревича. В 1964 году он защитил докторскую диссертацию и в том же году в возрасте 72 лет вышел на заслуженный отдых по состоянию здоровья. Михаил Иосифович скончался 25 ноября 1976 года в Ленинграде.

Авиасалон МАКС гордится давним сотрудничеством с компанией "МиГ", демонстрируя на своей площадке достижения одной из лучших в мире конструкторских школ разработки истребителей. Начиная с "Мосаэрошоу-92" и до наших дней самолеты этого ОКБ демонстрируются в летной программе, на статической стоянке и в исторической экспозиции МАКС. В летной программе МАКС-1993 на истребителях МиГ-29 выступила пилотажная группа "Стрижи". С тех пор группа является постоянным участником летных показов в Жуковском и готовит новую программу демонстрационных полетов практически к каждому авиасалону. Появление новых версий "МиГов" традиционно находит отражение в программе салона, начиная от показа корабельного МиГ-29К на МАКС-1997 и заканчивая демонстрацией новейшего МиГ-35 поколения 4++ на МАКС-2019. Летная программа МАКС-2021 запомнилась в том числе уникальным показом короткого взлета МиГ-35. На МАКС-2021 корпорация "МиГ" впервые представила свое видение легких фронтовых авиационных комплексов будущего - модель беспилотника-дозаправщика, способного летать в паре с перспективным истребителем микояновской школы, а также модель перспективного однодвигательного истребителя.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
27 мая 2024
МС-21 выполнил автоматическую посадку по категории IIIA ICAO на российских двигателях ПД-14
27 мая 2024
NASA обещает, что экспериментальный сверхзвуковой самолет поднимется в небо в конце года
27 мая 2024
Серийное производство российско-белорусского самолета "Освей" может начаться в 2027 году
27 мая 2024
На Авиастаре побывали студенты Самарского университета
27 мая 2024
Улан-Удэнский авиазавод направит на целевое обучение в 2024 году 90 человек
27 мая 2024
ВВС США опубликовали новые фотографии бомбардировщика-невидимки B-21
27 мая 2024
В Перми нашли способ уменьшения брака при изготовлении лопаток перспективных двигателей
24 мая 2024
В Воронеже на создание проекта мотогондол для российских самолетов направят 10,5 млрд рублей
24 мая 2024
Канадские производители БПЛА Drone Delivery Canada и Volatus Aerospace объединяются
24 мая 2024
Сотрудники ИРНИТУ провели эксперименты по применению запатентованного сверла для сборки агрегатов самолета SJ-100
24 мая 2024
Почти 300 самолетов Boeing 777 могут взорваться в воздухе из-за неисправности
23 мая 2024
ОАК активизирует внедрение отечественной PLM-платформы для проектирования авиационной техники
23 мая 2024
Сергей Лавров: Россия из-за санкций США активно работает над импортозамещением в авиаотрасли
23 мая 2024
Сделано в НГТУ НЭТИ: вуз презентовал беспилотник "САРМА"
23 мая 2024
Н-20 против В-21: кто кого и за сколько?
22 мая 2024
ОАК надеется, что самолеты РФ будут использоваться также долго, как Boeing и Airbus
22 мая 2024
Учёные МАИ предложили новый способ борьбы с обледенением самолётов
22 мая 2024
В России разработают новые полярные беспилотники
22 мая 2024
Эксперты рассказали о возможностях истребителя-бомбардировщика Су-34
21 мая 2024
Почти 1 тыс. самолетов поставят гражданской авиации в России до 2030 года
21 мая 2024
Разработчик сообщил, что БПЛА Supercam S350M стал более устойчив к средствам РЭБ ВСУ
21 мая 2024
РГАТУ имени П.А. Соловьева и РТУ МИРЭА расширяют сотрудничество
21 мая 2024
В ПАО «Яковлев» будут обучать специалистов, не относящихся к авиационному персоналу
21 мая 2024
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков
27 мая 2024
В ОДК заменяют натурные испытания авиадвигателей математическим моделированием
27 мая 2024
В ГосНИИАС пройдет семинар «Средства разработки критических по безопасности систем»
27 мая 2024
В ОДК-СТАР ждут победителей олимпиады «Звезда»
27 мая 2024
Сотрудники ЦАГИ приняли участие в X Казанском марафоне - 2024
24 мая 2024
Ростех поставил два новых Ми-8МТВ-1 для работы в Арктике
24 мая 2024
Научный руководитель ЦАГИ – в программе «Поздняков» телеканала НТВ
24 мая 2024
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в конференции «Транспортное и специальное тренажеростроение»
24 мая 2024
На предприятии "Салют" молодежь вовлекают в решение научных и производственных задач
24 мая 2024
В ОДК-УМПО расширена программа социальной поддержки сотрудников
23 мая 2024
ОАК активизирует внедрение отечественной PLM-платформы для проектирования авиационной техники
23 мая 2024
ОДК представляет проекты по цифровой трансформации на конференции ЦИПР
23 мая 2024
Состоялось празднование юбилея научного руководителя ГосНИИАС Е.А. Федосова
23 мая 2024
Молодые специалисты ГосНИИАС стали призерами «Гагаринских чтений»
23 мая 2024
КВЗ принимает заявки на целевое обучение в проект "Крылья Ростеха"
22 мая 2024
В СибНИА продолжаются работы по исследованию применимости принципов бионического дизайна в авиастроении
22 мая 2024
ЦАГИ продолжает исследования по созданию магистрального самолета нового поколения
22 мая 2024
«Вертолеты России» увеличат набор студентов по проекту «Крылья Ростеха» на 50%
22 мая 2024
Учебный центр РАТА начал подготовку неавиационного персонала на МС-21
21 мая 2024
ОДК начнет «выращивать» крупногабаритные детали для нового авиадвигателя ПД-35
21 мая 2024
ЦАГИ примет участие в работе кластера «Небо» на форуме «Инженеры будущего – 2024»
21 мая 2024
Открыт набор на обучение инженеров-конструкторов по программе "Крылья Ростеха"
21 мая 2024
ОДК будет развивать технологии 3D-печати с петербургским морским университетом
21 мая 2024
В ЦИАМ состоялось торжественное собрание в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне
20 мая 2024
Команда ОДК-СТАР вошла в тройку победителей конкурса проектов "Кибердром.2024"
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».