Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 20.01.2023
Источник: АО "Авиасалон"

Стратегический бомбардировщик М-4: на страже ядерного паритета 1950-х

20 января 1953 года состоялся первый полет первого советского стратегического бомбардировщика с турбореактивными двигателями - самолета М-4 разработки ОКБ Владимира Михайловича Мясищева. Эпоха бомбардировщиков В. Мясищева продлилась без малого 40 лет: М-4 положил начало семейству "стратегов", стоявших на вооружении Дальней авиации вплоть до 1994 года.
Создав собственную атомную бомбу на четыре года позже США, Советский Союз в 1950-е годы уступал потенциальному противнику не только в размерах ядерного арсенала, но и в средствах доставки "оружия возмездия". Ядерное противостояние требовало разработки авиационного средства доставки оружия массового поражения на межконтинентальную дальность. Для того, чтобы уходить от преследования средствами ПВО, нужен был самолет, имеющий скорость полета 900-950 км/ч на высоте 12-13 км, способный нести на предельную дальность пять тонн боевой нагрузки (именно столько весила первая советская атомная бомба РДС-1) и имеющий мощное оборонительное вооружение.

Постановление правительства о проектировании и строительстве нового самолета было подписано 24 марта 1951 года. Разработкой занялся коллектив под руководством В. Мясищева. В качестве производственной базы был выбран московский завод № 23. Уже при создании первого варианта машины был принят целый ряд неординарных решений, без которых реализовать этот проект было бы невозможно. В конструкции самолета, получившего обозначение "М", впервые были применены высокопрочные алюминиевые сплавы В-65 и В-95. Увеличенная стреловидность крыла позволила уменьшить сопротивление на высокой скорости полета. Использование безопасно деформируемой конструкции крыла делало его более легким, сохранив при этом прочность. Велосипедная схема шасси с двумя основными и двумя поддерживающими опорами на законцовках крыла давала существенный выигрыш в весе по сравнению с традиционным трехопорным шасси. В качестве силовой установки были выбраны четыре двигателя АМ-3 конструкции Александра Микулина с тягой по 8700 кгс. Вместо механической системы управления использовались гидравлические бустеры. Для всех членов экипажа были предусмотрены катапультные кресла. Максимальная бомбовая нагрузка составила 24 тонны и включала, помимо ядерных боеприпасов, обычные бомбы калибром от 500 до 9000 кг, морские мины, торпеды и управляемые бомбы.

Первый опытный самолет "М" был заложен 15 мая 1952 года, а уже 20 января 1953 года экипаж под управлением знаменитого летчика-испытателя, ветерана Великой Отечественной войны Федора Федоровича Опадчего впервые поднял "М" в воздух. Всего за время испытаний было выполнено 99 полетов. Испытания шли трудно - проект перерабатывался на ходу, чтобы привести характеристики самолета к заданным. 25 июля 1955 года был подписан акт государственных совместных испытаний, тогда же новый стратегический бомбардировщик получил официальное обозначение М-4. Это был первый в мире реактивный межконтинентальный носитель ядерного оружия, поступивший на вооружение. Всего было изготовлено два опытных и 32 серийных самолета.

Главной проблемой М-4 оставался недобор дальности полета, самолет мог преодолеть немногим более 8 000 км. После проведения его глубокой модернизации удалось существенно улучшить характеристики машины. Новый бомбардировщик, получивший обозначение 3М, имел более мощные двигатели ВД-7 разработки Владимира Добрынина с взлетной тягой более 11 000 кгс, новую геометрию крыла и хвостового оперения, переделанную переднюю кабину, улучшенное шасси и систему управления. Самолет имел практическую дальность 11 800 км и был оснащен системой дозаправки "штанга-конус", разработанной в ОКБ-918 Семена Алексеева. Первый полет 3М состоялся в марте 1956 года, а в 1958 году самолет был принят на вооружение частей стратегической авиации. Находившиеся к этому времени в строю М-4 были оборудованы системой дозаправки и использовались в дальнейшем в качестве топливозаправщиков. Всего было выпущено около 90 самолетов М-4 и его модификаций.

Создание бомбардировщиков М-4 и 3М обеспечило в 1950-е годы паритет СССР и США в средствах доставки атомного оружия. Следующим крупным проектом ОКБ Мясищева стала разработка сверхзвукового стратегического бомбардировщика М-50, который должен был прийти на смену М-4, 3М и Ту-95. Несмотря на то, что М-50 так и не пошел в серию, его разработка стала важным этапом в развитии сверхзвуковой дальней авиации СССР благодаря передовым решениям и технологиям, ставшим заделом для создания стратегических ракетоносцев следующего поколения.

В 1967 году на базе ОКБ-23 был создан "Экспериментальный машиностроительный завод" (ЭМЗ) и В. Мясищев стал его генеральным конструктором. В 1976 году ЭМЗ включился в программу разработки космической системы многоразового использования "Буран-Энергия". На базе бомбардировщика 3М был создан тяжелый транспортный самолет ВМ-Т "Атлант" для доставки крупногабаритных элементов системы "Буран-Энергия" на космодром "Байконур". При максимальной взлетной массе в 210 тонн "Атлант" мог перевозить грузы массой до 50 тонн на расстояние до 9 400 км. Доработанные до транспортной версии самолеты получили новые двигатели ВД-7МД, усиленное шасси и планер, новые хвостовую часть и двухкилевое оперение. Через год после начала летных испытаний ВМ-Т "Атлант" выполнил первые рейсы, доставив на "Байконур" водородный бак ракеты "Энергия" с обтекателями, а также носовой обтекатель, кислородный бак и два негерметичных отсека ракеты. Всего на двух "Атлантах" было выполнено 152 испытательных и коммерческих полета.

Сегодня сфера деятельности ЭМЗ им. В.М. Мясищева включает опытно-конструкторские разработки авиационной и авиационно-космической техники, переоборудование самолетов и их модификацию, летные испытания, экспериментальную отработку систем самолетов и космических аппаратов на стендах. ЭМЗ является головным предприятием по доработке и модернизации самолетов L-39 и L-410, по заказу ОКБ Сухого ведутся работы по перспективным истребителям марки "Су".

История показов на МАКС уникальных самолетов разработки ОКБ Мясищева восходит к демонстрации высотного самолета-разведчика М-17 на "Мосаэрошоу-92". Позже М-55 "Геофизика" принимала участие в летной программе МАКС в 2005 и 2017 году, а также не раз демонстрировалась на статической стоянке салона. Начиная с 2013 года посетители МАКС могут видеть уникальную ретро-экспозицию исторических самолетов, в которой одним из наиболее впечатляющих и популярных раритетов стал носитель "Бурана" ВМ-Т "Атлант", отсылающий нашу память к самому грандиозному проекту в истории отечественной авиации. "Атлант" поражает воображение не только своими гигантскими размерами, но и габаритами стоящего на его "спине" груза - головного и хвостового обтекателей водородного бака центральной ступени ракеты "Энергия", состыкованных в один агрегат.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 мар 2024
ОАК: для увеличения объемов производства нужны новые производственные мощности и высококвалифицированные кадры
18 мар 2024
На ВАСО в ближайшие годы привлекут около 2 тысяч сотрудников
18 мар 2024
Разработка ученых Пермского Политеха ускорит и улучшит производство деталей для снижения веса самолета
18 мар 2024
В Москве впервые показали воздушный винт из кабинета авиаконструктора Владимира Александрова
18 мар 2024
В Новосибирске разработали технологию повышения устойчивости керамики к трещинам
15 мар 2024
Ростех запустил серийное производство модулей управления для беспилотников
15 мар 2024
Авиастроительный завод Сокол отчитался за выполненный гособоронзаказ
15 мар 2024
Турецкие БПЛА научились запускать сверхзвуковые ракеты
15 мар 2024
EASA не исключило отзыва сертификации безопасности на заводах Boeing
15 мар 2024
В Росавиации сообщили о возможности сертификации новой авиатехники в 2025 году
15 мар 2024
Студенческий конкурс авиационного творчества: создать беспилотник и выиграть приз
14 мар 2024
В Ульяновске на модернизацию завода "Авиастар" требуется около 10 млрд рублей
14 мар 2024
НПК «Техновотум» разработала российский блендоскоп для обследования двигателей самолетов
14 мар 2024
Гиперзвуковой беспилотник КНР сравнили с самым совершенным с точки зрения аэродинамики истребителем США
14 мар 2024
В Ульяновске планируют выпускать более 5 тыс. беспилотников "Пиранья" в месяц
14 мар 2024
Омским предприятиям ОДК не хватает 1,3 тысячи сотрудников
14 мар 2024
Удар за ударом. Кризис Boeing бьет по всей авиаотрасли
13 мар 2024
Новый гиперзвуковой самолет впервые испытан в полете и почти в пять раз превысил скорость звука
13 мар 2024
Создана теория для улучшения контроля над полетами на сверхзвуке
13 мар 2024
В Бурятии создали научно-производственный центр беспилотных авиасистем
13 мар 2024
Посол Белоруссии в России Дмитрий Крутой: Беларусь заинтересована в сотрудничестве с российскими партнерами в области авиастроения
13 мар 2024
Иркутский политех привлекли к изготовлению оснастки нового вертолета Ми-171АЗ
13 мар 2024
В МАИ стартовал финал Национальной технологической олимпиады по профилю «Беспилотные авиационные системы»
13 мар 2024
Пентагон запросил 5,3 миллиарда долларов на создание бомбардировщиков B-21 Raider
18 мар 2024
Сотрудники СибНИА успешно прошли обучение и получили свидетельства специалистов экспериментальной авиации
18 мар 2024
Лидерство подтвердили
18 мар 2024
УКБП передало Симбирской Епархии Русской Православной Церкви здание бывшего музея предприятия
18 мар 2024
"Наш учитель"
18 мар 2024
В ОДК-СТАР появились постаматы для спецодежды
15 мар 2024
От студента до академика: 13 лет назад Евгений Федосов награжден Орденом Почета
15 мар 2024
Рыбинское предприятие ОДК-Сатурн продолжает подготовку мультиспециалистов
15 мар 2024
ОДК-Кузнецов объявил набор 60 студентов на программу «Крылья Ростеха»
14 мар 2024
В ЦАГИ проведены испытания аварийной турбонасосной установки для МС-21
14 мар 2024
Профиль "Беспилотные авиационные системы" проходит в МАИ
14 мар 2024
Идеи рационализаторов помогли саратовскому предприятию КРЭТ сэкономить около 1,6 млн рублей
13 мар 2024
Достижения науки - для прогресса отрасли: ЦАГИ провел ежегодную конференцию по аэродинамике
12 мар 2024
Ростех передал ГТЛК пять вертолетов Ми-8МТВ-1
12 мар 2024
«Вертолеты России» представили инновационные проекты на Всемирном фестивале молодежи
12 мар 2024
ЦАГИ представил передовые разработки на Всемирном фестивале молодежи
12 мар 2024
ОДК запустила новый суперкомпьютер для создания цифровых двойников авиадвигателей
12 мар 2024
В ЦИАМ испытания огнем прошли агрегаты двигателя для Ил-114-300
12 мар 2024
К 90-летию Юрия Гагарина: как ЦАГИ помог человеку покорить космос
7 мар 2024
СибНИА представил макет аэродинамической трубы малых дозвуковых скоростей Т-203 в Сириусе
7 мар 2024
ОДК-Климов принимает заявки на целевое обучение в проекте «Крылья Ростеха»
7 мар 2024
Новая импортозамещающая антенна для гражданских воздушных судов одобрена для эксплуатации
7 мар 2024
Сотрудники ОДК-Кузнецов представили авторскую программу обучения школьников 3D-моделированию
7 мар 2024
Команда ОДК-СТАР вышла в полуфинал "Кибердрома"
7 мар 2024
Раменское предприятие КРЭТ получило сертификат на производство гражданской авионики
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».