Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 23.01.2023
Источник: ФАУ "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова"

И воин, и физик, и лирик: к 100-летию академика Г.Г. Черного

22 января исполняется 100 лет со дня рождения Горимира Горимировича Черного - академика АН СССР и РАН, выдающегося ученого, одного из основоположников отечественной современной школы газовой динамики и аэродинамики гиперзвуковых скоростей, внесшего неоценимый вклад в развитие авиационной науки. Восемнадцать лет он возглавлял газодинамическую лабораторию Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") и был научным руководителем для ее коллектива.
Многогранная личность и человек необычайной судьбы: описание его жизни невозможно уместить в одно небольшое повествование, равно как и рассказать о нем в отрыве от истории страны и от науки, которую он беззаветно любил и которой был предан до последнего дня.

Горимир Черный - выпускник механико-математического факультета МГУ по кафедре гидромеханика. Учеба его началась в 1940 году, но Великая отечественная война внесла в планы юноши свои коррективы: 5 июля 1941 года он записался добровольцем и был направлен в артиллерийский полк 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения. В начале октября Горимир Черный уже был на фронте. Набираться жизненного опыта и взрослеть ему пришлось на уроках войны, беспощадных к ошибкам. За его плечами и тяжелейшие бои, в которых юный солдат чудом остался жив, и плен, и даже расстрел с приказом об отмене в самый последний момент, и побеги, и допросы в СМЕРШе.

Его жизнь - творческая и научная - отличается богатейшим содержанием. Именно во время войны, где молодой человек познал и истинную цену жизни, и горечь потери, произошел серьезный перелом. Позже, будучи уже состоявшимся ученым, Горимир Черный выпустил книгу воспоминаний, где откровенно написал: "Это короткое время - всего четыре года - наполнено событиями и переживаниями, с которыми не может сравниться все, что было со мной в моей уже долгой жизни до войны и потом, после нее".

Учебу в МГУ Г.Г. Черный продолжил уже в мирное время, в ноябре 1945 года. Его активная научная деятельность началась на рубеже 40-50-х годов, в эпоху мощного развития мировой науки, включая механику сплошных сред и ее раздел - механику жидкости и газа. Этим направлениям Горимир Горимирович посвятил основную часть своей творческой жизни, и многие дальнейшие успехи в этих направлениях оказались связанными с его именем.

Формирование Г.Г. Черного как оригинального ученого и организатора уверенно можно связывать со временем работы в ЦИАМ, где с 1952 по 1970 годы он, будучи еще совсем молодым человеком, возглавил газодинамическую лабораторию. Под его руководством и при его непосредственном участии были проведены важнейшие комплексные исследования газодинамических процессов в современных на тот момент и перспективных авиационных двигателях, выполнены работы по физической и магнитной газовой динамике. Эти исследования имели первостепенное значение для развития авиадвигателестроения. Он также руководил работой над исследованиями по движительной и энергетической тематике (электродуговые подогреватели, стационарные холловские ускорители плазмы, импульсные электромагнитные ускорители эрозионного типа, каналы МГД генераторов, ионный двигатель). Со временем они сыграли большую роль в развитии новых научных направлений в нашей стране.

В конце 1950-х годов Г.Г. Черный принял самое активное участие в создании Института механики МГУ и организации его научных направлений, а в 1960 году стал его директором и оставался им до 1992 года.

Под его руководством институт достаточно быстро стал признанным лидером в отечественной и мировой науке по теоретической и прикладной механике. Работы, которыми руководил Горимир Горимирович в ЦИАМ и Институте механики МГУ, внесли решающий вклад в решение важнейших вопросов, актуальных и для современной науки: это аэрокосмические проблемы, воздушно-реактивные двигатели, аэродинамика летательных аппаратов и их элементов, гиперзвуковые аппараты, горение топлива в сверхзвуковом потоке, сложные трехмерные газодинамические системы, сильные разрывы в средах со сложными физико-химическими свойствами, проблемы разрушения тел. Полученные Г.Г. Черным результаты опубликованы в многочисленных статьях и монографиях, получивших мировое признание.

Научным коллективом под руководством Г.Г. Черного в ЦИАМ был проведен объемный цикл исследований течений газа с экзотермическими реакциями, где подробно изучены процессы нестационарного течения и асимптоматические законы распространения детонационных волн. В этом направлении так же был получен ряд основополагающих результатов.

Кроме того, Г.Г. Черный стал одним из создателей нового научного направления в области аэромеханики. Оно заключалось в исследовании обтекания сверхзвуковым потоком тел сложной конфигурации с образованием области пространственного дозвукового возвратного отрывного течения перед их трехмерными частями, выступающими над поверхностью. Были выявлены принципиальные особенности такого рода течений. Эти эффекты имеют исключительно важное значение в авиационных и космических приложениях.

Классик от науки, Г.Г. Черный всегда погружался в суть проблемы с вдохновением первооткрывателя. И новые, и уже известные факты он рассматривал сквозь собственную призму и для этого создавал принципиально новые физико-математические модели, применял разнообразные математические методы. Он выбирал свой уникальный путь и всегда доводил исследования до финального, важного с теоретической и практической точек зрения результата.

Много лет работая заведующим отделением механики МГУ им. М.В. Ломоносова и завкафедрой аэромеханики и газовой динамики на мехмате МГУ, Г.Г. Черный оказал ощутимое влияние на улучшение системы преподавания механики. Курсы лекций по гидродинамике и газовой динамике, которые он читал в МГУ и в МФТИ, всегда отличались новизной, глубиной погружения в физику процессов и последовательностью. Большую известность получили семинары Черного по газовой динамике и физической газовой динамике в ЦИАМ и Институте механики МГУ.

Черный основал научную школу в области гиперзвуковых технологий, воспитал ученых, которые впоследствии внесли существенный вклад в развитие гиперзвуковой аэродинамики, физической газовой динамики и магнитной гидродинамики. Отличительной особенностью этой школы стала разработка ясной адекватной физической модели изучаемого процесса, лаконичный и изящный математический анализ на основе этой модели, практическая направленность научных исследований. Ученики Г.Г. Черного всегда в совершенстве владели современными теоретическими, экспериментальными и вычислительными методами исследования. Многие из них получили признание в России и за рубежом и возглавляют сегодня стратегически важные научные направления.

Г.Г. Черный авторитетно представлял нашу страну в различных международных научных организациях, руководил международными программами по гиперзвуковой тематике, плазменной аэродинамике, течениям с детонацией и горением.

Горимир Горимирович внес существенный вклад в развитие российской академической науки в области механики. Его труды оценивались на самом высоком уровне. Г.Г. Черный - лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии РФ, двух премий им. Н.Е. Жуковского, премий им. М.В. Ломоносова и С.А. Чаплыгина, премии Совета министров СССР. Кроме того, он был награжден двумя орденами Отечественной войны, орденами Славы III степени, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV степени, медалями, в том числе боевой медалью "За отвагу".

Примером своей жизни и многочисленных научных и литературных трудов Г.Г. Черный поставил точку в споре между физиками и лириками. Разносторонний талант незаурядного ученого, пытливый ум, принципиальность гражданина своей страны и обостренное чувство жизни самым удивительным образом объединились в одной личности.

В память о выдающемся ученом и его вкладе в российскую науку на здании ЦИАМ установлена мемориальная доска. Научное наследие Горимира Горимировича продолжают его последователи, а, значит, память о нем живет не только в наших сердцах, но и продолжает жить в конкретных научных поисках и результатах, основу для которых заложил он.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 июн 2025
Владимир Путин: Boeing понес ущерб, уйдя с российского рынка
18 июн 2025
Производство самолетов Ту-214 планируется нарастить до 20 штук к 2027-2028 годам
18 июн 2025
В Новгородской области создадут центр коллективного пользования БАС
18 июн 2025
На Смоленщине утвердили программу производства беспилотников до 2030 года
18 июн 2025
ФЛА: у нас все летает
17 июн 2025
Задача № 1 для самолета МС-21-310: сбросить лишний вес
17 июн 2025
Шведским истребителем Gripen E впервые поуправлял искусственный интеллект
17 июн 2025
Иркутские политеховцы предлагают решения для авиационной отрасли
17 июн 2025
"Калашников" предложил свои БЛА учебным заведениям
11 июн 2025
Страны NATO не готовы к модернизированному российскому бомбардировщику Ту-160
11 июн 2025
Новый ZALA Т-20
11 июн 2025
Томский центр производства дронов выпустил более 20 тысяч изделий
11 июн 2025
"Аэрофлот" планирует получить более 100 МС-21 к 2030 году
10 июн 2025
Китай может опередить США в сфере истребителей шестого поколения
10 июн 2025
Катапульта учебного самолета УТС-800 успешно прошла испытания
10 июн 2025
Михаил Мишустин выступил за активное развитие технологий беспилотников
10 июн 2025
Инженеры для отрасли, которая изменит Россию
9 июн 2025
Владимир Путин призвал создавать нормативную базу для развития беспилотной авиации
9 июн 2025
Авиазавод в Саратове будет выпускать комплектующие для Як-42
9 июн 2025
Подготовка кадров для новой индустрии: Михаил Погосян поделился опытом МАИ на «Кадровом форуме БАС – 2025»
9 июн 2025
Дело за «Горизонтом»: доцент МАИ создал уникальную систему для повышения безопасности полётов
9 июн 2025
В Самарской области центр БАС выведут на мировой уровень
9 июн 2025
Порядка 5,5 тысяч школьников учатся в инженерных классах Ростеха
9 июн 2025
МГТУ ГА и «Транспорт будущего» заключили соглашение о сотрудничестве
18 июн 2025
У-УАЗ поставил "Газпром авиа" три вертолета Ми-8АМТ для обслуживания труднодоступных объектов
18 июн 2025
ОДК-Сатурн поделился опытом привлечения школьников и студентов в двигателестроение
18 июн 2025
ЦИАМ объявил прием в аспирантуру на 2025-2026 учебный год
10 июн 2025
Региональные отделения Союзмаша Челябинской и Ярославской областей обмениваются опытом в ОДК-Сатурн
10 июн 2025
Первая группа школьников получила рабочие профессии в Производственно-учебном центре "Вертолетов России"
9 июн 2025
ЦАГИ примет участие в форуме «Инженеры будущего – 2025»
9 июн 2025
ОДК-Кузнецов – двойной эколидер Самарской области
9 июн 2025
Инженер ЦИАМ стал победителем Гагаринских чтений
6 июн 2025
«Яковлев» назвал опытные «Суперджеты» в честь их создателей
6 июн 2025
На самарском предприятии ОДК открыта крупнейшая лаборатория для проверки двигателей
6 июн 2025
ОДК-Сатурн отметил победителей чемпионата «Построй карьеру в ОДК»
5 июн 2025
Молодые ученые ГосНИИАС – призеры «Гагаринских чтений»
5 июн 2025
ОДК-Сатурн привлекает молодых сотрудников к поиску инновационных решений
5 июн 2025
ОДК-Кузнецов присоединился к благотворительному проекту «Ракета Мечты»
4 июн 2025
В ОДК спроектировали детали для ПД-14 с помощью российского ПО
4 июн 2025
«Пермские моторы» награждены за внедрение новых мероприятий по охране труда
3 июн 2025
Продлен прием заявок на участие в XVIII Всероссийской мультиконференции по проблемам управления (МКПУ-2025)
3 июн 2025
На ПК «Салют» преподаватели колледжей освоили приёмы бережливого производства
2 июн 2025
Самолеты А.Н. Туполева: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
30 мая 2025
В ОДК-Сатурн повышают профессионализм специалистов в сфере метрологии
30 мая 2025
На предприятии "Вертолетов России" прошли сборы авиационных спасателей и поисковиков
30 мая 2025
ОДК-УМПО принимает заявки школьников на трек целевой подготовки инженеров «Крылья Ростеха»
29 мая 2025
У-УАЗ принял участие в "Технофесте"
27 мая 2025
ГосНИИАС участвует в разработке тренажеров самолета SJ-100
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».