Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 01.03.2023
Источник: АО "Авиасалон"

НИИАО: создатели бортового оборудования и космических тренажеров

24 февраля 1983 года был образован Научно-исследовательский институт авиационного оборудования - ведущая научно-производственная организация авиакосмической отрасли по исследованиям, опытно-конструкторским разработкам и созданию цифровых комплексов и систем бортового оборудования самолетов и вертолетов гражданской авиации, а также рабочих мест космонавтов пилотируемых космических аппаратов и тренажеров для их подготовки.
Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИАО) был создан на базе филиала ЛИИ им. М.М. Громова и присоединенного к нему Специального опытно-конструкторского бюро (СОКБ) ЛИИ. Официально об этом было объявлено в приказе МАП № 99 от 24 февраля 1983 года, именно эту дату принято считать днем рождения института. Однако корни истории предприятия уходят в прошлое столетие, когда в 1932 году для проведения фундаментальных работ по созданию комплексов бортового оборудования летательных аппаратов в ЦАГИ был создан электротехнический отдел. В 1933 году отдел был преобразован в бригаду оборудования самолетов, а в 1942 году костяк специалистов этой бригады был переведен в комплекс № 4 бортового оборудования (БО) летательных аппаратов вновь образованного Летно-исследовательского института.

В 1959 году комплекс № 4 был преобразован в Филиал ЛИИ (ФЛИИ), выполняющий функции головного предприятия отрасли по бортовому оборудованию летательных аппаратов. Все навигационное, пилотажное и светотехническое оборудование, системы жизнеобеспечения, аппаратура радиосвязи и электрооборудование, устанавливаемое на пассажирских, транспортных и военных самолетах, разработанных в период 1959-1980 годов, создавалось с учетом рекомендаций ФЛИИ и проходило наземную и летную отработку на его лабораторных стендах и летающих лабораториях.

Вскоре на базе ФЛИИ была создана 47-я лаборатория для разработки систем управления и систем отображения информации для пульта пилота-космонавта. Специалистами лаборатории создано оборудование космического корабля "Восток-1". К осени 1960 года моделирующий стенд дополнен макетом спускаемого аппарата и превратился в стенд-тренажер для подготовки первой группы отряда космонавтов. В 1968 году на базе 47-й лаборатории создано СОКБ ЛИИ, которое стало головным предприятием по разработке оборудования рабочих мест космонавтов и тренажеров для их обучения. Впоследствии силами этого подразделения, вошедшего в 1983 году в состав НИИАО, были разработаны и изготовлены системы отображения информации и средства ручного управления для всех пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, от "Востока" до Международной космической станции, а также разработаны более 20 тренажеров для подготовки космонавтов.

В начале 1980-х годов в СССР наметилось существенное отставание технического и эксплуатационного уровня бортового оборудования пассажирских самолетов от уровня, достигнутого к тому времени за рубежом. Главным инициатором и организатором создания НИИАО стал министр авиационной промышленности Иван Степанович Силаев. На предприятие были возложены задачи формирования концепции развития следующего поколения комплексов БО летательных аппаратов; координации научных исследований в области авиационного БО, проводимых предприятиями и организациями отрасли и смежных министерств; разработки долгосрочных прогнозов развития комплексов и систем БО с учетом наземных средств управления воздушным движением, навигацией и посадкой; разработки рекомендаций по проектированию стендово-моделирующих комплексов для наземной отработки БО; выполнения в полном объеме задач в области пилотируемых космических аппаратов.

Решая поставленные задачи, коллектив НИИАО совместно с предприятиями авиационной, радиотехнической и радиоэлектронной промышленности в короткие сроки создал отечественные комплексы самолетного цифрового пилотажно-навигационного оборудования (КСЦПНО) и цифровые пилотажно-навигационные комплексы (ЦПНК) для самолетов нового поколения Ил-96-300, Ту-204 и Ил-114. Уже в феврале 1986 года в НИИАО была введена в эксплуатацию первая очередь уникального стендово-моделирующего комплекса с мощным вычислительным центром для наземной отработки КСЦПНО. Опыт эксплуатации новых комплексов подтвердил правильность концепции построения и научно-технических решений, принятых при создании КСЦПНО: по функциональным возможностям и основным техническим и эксплуатационным характеристикам они не уступали аналогичным решениям того времени на самолетах Airbus А310, Boeing 757 и Boeing 767.

Разработка и внедрение в эксплуатацию первого поколения отечественных цифровых пилотажно-навигационных комплексов подготовили работы по созданию следующего поколения авионики, которые начались в НИИАО в 1990 году. Комплексы авионики второго поколения соответствовали всем современным международным требованиям и были построены на принципах глубокой интеграции центральных вычислительных систем, применения полноцветных ЖК-экранов, интегрированной системы самолетовождения, интеллектуальных пультов управления и др. В институте продолжалась разработка третьего поколения комплексов авионики с использованием новейших решений в области электроники и информационных технологий. Разработанные в НИИАО комплексы и системы авионики эксплуатируются на самолетах Бе-200, Ил-114, Ил-112В, Ил-96-300 и других.

В 2009 году был создан Концерн "Авиаприборостроение", головным институтом которого стал НИИАО, с целью интеграции предприятий отрасли по системному проектированию и поставкам авиационных приборов и комплексов радиоэлектронного оборудования. В 2012 году объединение вошло в концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ, в составе госкорпорации Ростех).

В настоящее время институт участвует в создании комплексов БО для самолетов МС-21, SSJ-NEW, Бе-200Т, Ил-96-400М. В рамках гособоронзаказа ведутся работы по проектированию систем автоматического управления полетом и тягой легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Выполняются работы по модификации ЦПНК Ил-114 в части импортозамещения систем комплекса бортового радиоэлектронного оборудования ЦПНК-114М2, а также внедрения новых систем и функций на базе комплектующих изделий и систем интегрированной модульной авионики для самолета местных воздушных линий типа Ил-114-300. Важнейшим направлением деятельности НИИАО остаются проекты по космической тематике. В рамках Федеральной космической программы идут работы по модернизации систем отображения информации для транспортных пилотируемых и грузовых космических кораблей нового поколения, а также модернизации и разработке новых космических тренажеров для подготовки космонавтов в ЦПК им. Ю.А. Гагарина.

НИИАО - одно из градообразующих предприятий города Жуковского, которое неизменно принимает участие в работе авиасалонов МАКС, в последние годы - в составе объединенной экспозиции КРЭТ. Институт традиционно представляет на салоне свои новейшие разработки и достижения в области современных комплексов БРЭО. На МАКС-2021 НИИАО был вручен сертификат разработчика и изготовителя авиационного оборудования для российских воздушных судов, в том числе проходящих в настоящее время сертификацию.

Поздравляем коллектив НИИАО с 40-летним юбилеем и надеемся узнать о новых исследованиях и разработках предприятия на МАКС-2023!

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 апр 2024
ГТЛК назначили единственным поставщиком беспилотников по госконтрактам
18 апр 2024
Китайские палубные истребители
18 апр 2024
Пентагон планирует закупить до середины 2030-х годов не более 100 новых B-21 Raider
18 апр 2024
Разработчики внедрили ИИ в последнюю версию детектора дронов "Булат"
18 апр 2024
МАИ посетила делегация Министерства образования и подготовки кадров Вьетнама
18 апр 2024
«Росэлектроника» представила перспективные комплектующие для аппаратуры связи и навигации
17 апр 2024
"От винта!": о подготовке специалистов и научных проектах для создания вертолетов нового поколения
17 апр 2024
БПЛА MQ-25A может стать боевым
17 апр 2024
Деконфликтинг в небе: путь к безопасному воздушному движению
17 апр 2024
СТАН импортозаместил фрезерные станки для предприятий авиастроения и оборонной промышленности
16 апр 2024
Традиционными темами являются новые технологии и инновации в отрасли
16 апр 2024
В Иркутске собирают шестой летный экземпляр лайнера МС-21. Он первым получит и российское крыло, и отечественные двигатели ПД-14
16 апр 2024
Россия и Белоруссия подписали договор о производстве самолета "Освей"
16 апр 2024
Разработчик сообщил о внедрении ИИ в FPV-дроны "Пиранья" для работы ночью
16 апр 2024
В Белоруссии заявили о готовности наращивать производство авиакомпонентов
16 апр 2024
Новая поточная линия на авиазаводе "Авиастар"
16 апр 2024
Медицинский беспилотник "Аэромедик-30" испытали в Нижегородской области
16 апр 2024
Начал работу проект по расширению первого совместного предприятия Boeing в Китае
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
18 апр 2024
В Технопарке ЦАГИ состоялась встреча со студентами-целевиками
18 апр 2024
ГосНИИАС принял участие в Общем собрании членов Ассоциации ГНЦ «НАУКА»
18 апр 2024
ОДК обсудит на Международном форуме в Рыбинске передовые технологии двигателестроения
18 апр 2024
В музее ОДК-Сервис ко Дню космонавтики прошла игра для школьников
17 апр 2024
В ЦАГИ прошла встреча с производителем отечественных композитов
17 апр 2024
Научно-техническое сопровождение создания нового SJ-100: ГосНИИАС в программе «Военная приемка»
17 апр 2024
ОДК-Сатурн знакомит жителей региона с производством авиационных двигателей
16 апр 2024
Памяти Анатолия Николаевича Квочура
16 апр 2024
Предприятие КРЭТ и Раменский колледж запустят совместную программу подготовки специалистов
16 апр 2024
В ЦИАМ провели заседание секции 66-й Всероссийской научной конференции МФТИ
16 апр 2024
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева получили награды Союза машиностроителей России
16 апр 2024
Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло
16 апр 2024
В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».