Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 16.03.2023
Источник: АО "Авиасалон"

"Русский витязь": начало эры многомоторных тяжелых самолетов

110 лет назад, 15 марта 1913 года состоялся первый полет двухмоторной версии самолета "Русский витязь" конструкции Игоря Сикорского. С этой машины началась эра тяжелых многомоторных самолетов. Дальние наследники первого летающего гиганта представлены на авиасалоне МАКС: это широкофюзеляжные пассажирские лайнеры, тяжелые бомбардировщики и самолеты транспортной авиации.
Историческая фотография из открытых источников сети Интернет
Разработка опытного многомоторного самолета началась зимой 1912-1913 годов на Русско-Балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге. Руководил проектом молодой Игорь Сикорский - будущему великому авиаконструктору было всего 23 года. К идее создания многомоторного самолета И. Сикорского подтолкнул случай, когда он едва не погиб из-за того, что во время полета мотор его самолета вышел из строя. По замыслу, новый самолет представлял собой полностью деревянный четырехдвигательный биплан с закрытой кабиной и максимальной взлетной массой свыше четырех тонн, что в четыре раза превышало массу самого большого самолета, существовавшего на тот момент в мире. Самолет должны были поднять в воздух немецкие двигатели "Аргус" мощностью в 100 л.с. Габариты и вес будущего гиганта, поначалу получившего название "Гранд", вызывали скепсис многих экспертов: считалось, что такой тяжелый самолет не сможет оторваться от земли; что многомоторная силовая установка в случае отказа одного из двигателей сделает самолет неуправляемым; что закрытая кабина лишит пилота возможности чувствовать силу и направление воздушного потока.

Выкатка "Гранда" состоялась на Комендантском аэродроме 04 марта 1913 года. Самолет поражал не только своими размерами, но и смелостью и новизной конструкторских решений. Размах верхнего крыла составлял 27 м, нижнего - 20 м, общая площадь крыльев составляла 125 кв.м. В носовой части фюзеляжа располагался открытый балкон, за которым возвышалась закрытая остекленная кабина длиной 5,75 м и высотой 1,85 м. В кабине размещались два сиденья летчиков, за ними - стеклянная перегородка с дверью в пассажирский салон, позади которого находились умывальник и туалет. Боковые выходы из кабины вели к нижним крыльям, обеспечивая доступ к двигателям.

Для начала И. Сикорский решил опробовать машину в двухдвигательном варианте. 15 марта 1913 года он совершил несколько пробежек и маленький подлет, который дал надежду на дальнейшие успешные испытания. Тренажеров еще не существовало, и И. Сикорский, будучи к тому времени уже опытным пилотом, много времени провел в кабине на пилотском кресле, мысленно "проигрывая" первый полет по кругу, еще и еще раз повторяя свои действия в случае возможных отказов. Он старался довести свои действия до автоматизма, бросая короткие точные взгляды на приборы, чтобы не тратить в воздухе время на их поиск. 27 апреля он вновь выполнил подлет. Машина вела себя послушно, и И. Сикорский принял решение совершить первый полет по кругу. Полет прошел успешно: набрав 100 м, самолет выполнил первый разворот, затем второй, уверенно прошел над ангарами в горизонтальном полете со скоростью 80 км/ч, хорошо слушаясь рулей. На посадке "Гранд" тоже послушен - пробежав 150 м, он остановился. Это был настоящий триумф: летающий гигант доказал свое право на существование.

Тем не менее, первый полет показал, что мощности двух двигателей для самолета недостаточно. Следующим шагом стала установка дополнительных двигателей, сначала - тандемно к уже стоящим. Первый полет самолета в четырехдвигательном варианте состоялся 6 мая 1913 года. Машина стала заметно мощнее, легко набирала высоту, была устойчива и управляема. Вертикальное оперение обеспечивало путевую устойчивость и давало запас управляемости даже при отказе двух двигателей с одной стороны. Тогда И. Сикорский принял решение отказаться от тандемной схемы и разместить двигатели на крыле в ряд, что должно было улучшить летные качества самолета: при тандемной схеме задний винт, находясь в потоке от переднего, работал с меньшим КПД.

Первый полет "Гранда" с рядным размещением двигателей состоялся 23 июня 1913 года. Перестановка существенно улучшила взлетные характеристики и дала прибавку в скорости и скороподъемности. Вскоре самолет получил новое имя - "Русский витязь". 2 августа 1913 года И. Сикорский установил на нем мировой рекорд продолжительности полета - 1 час 54 минуты. Всего самолет выполнил 53 полета с общим налетом 11 часов и навсегда вошел в историю мирового самолетостроения: Игорю Сикорскому впервые в мире удалось создать успешно летающий многомоторный самолет, разрушив миф о том, что при отказе одного из двигателей разворачивающий момент сделает самолет неуправляемым.

"Русский витязь" дал огромный объем информации для постройки более совершенной машины - знаменитого четырехмоторного "Ильи Муромца". Новый самолет был готов уже в декабре 1913 года. По сравнению с предшественником, он "потяжелел" почти до пяти тонн, размах крыльев вырос до 31 м, он имел вдвое большие нагрузку и максимальную высоту полета. Первый полет "Илья Муромца" состоялся 23 декабря 1913 года. В июне 1914 года И. Сикорский оснастил второй экземпляр самолета более мощными двигателями и совершил на нем перелет длиной 1100 км по маршруту Санкт-Петербург - Киев. Это была очередная победа, открывающая новые возможности для самолетов тяжелого класса. В годы Первой мировой войны из "Муромцев" было сформировано первое соединение стратегической авиации, которое эффективно использовались в качестве тяжелых бомбардировщиков и дальних разведчиков. Всего было построено 85 самолетов шести основных типов, при этом каждый тип имел ряд модификаций.

Исторически спектр задач, выполняемых тяжелой транспортной авиацией, был связан с интересами армии, однако на практике военно-транспортные самолеты выпускались и в гражданских версиях для решения народно-хозяйственных задач, выполнения гуманитарных миссий и пр. В годы Великой Отечественной войны примерно треть от общего числа вылетов пришлась на высадку десантов, снабжение воинских подразделений продовольствием, вооружением и боеприпасами. После войны парк военно-транспортной авиации (ВТА) пополнился самолетами Ил-12, Ил-14, Ан-8, Ан-12, Ан-22 и Ан-26. С 1974 года на вооружение ВТА стали поступать средние военно-транспортные Ил-76 в различных модификациях, начиная с 1987 году к ним добавились тяжелые Ан-124 "Руслан". В 2012-2013 годах была запущена программа переоснащения ВТА, включающая как ремонт стоящего на вооружении авиапарка, так и поставку новых машин, в частности глубоко модернизированной версии Ил-76МД-90А.

Дальние потомки "Русского витязя" и "Ильи Муромца" - современные многодвигательные гиганты пассажирской, транспортной и стратегической авиации России - традиционно представлены на авиасалоне МАКС. Пассажирские дальнемагистральные самолеты Ил-96-300 и Ил-96М, тяжелый транспортный Ил-96-400Т, новый транспортник Ил-76МД-90А и топливозаправщик Ил-78М-90А в разные годы встречали посетителей на статической стоянке салона и принимали участие в его летной программе. Начиная с "Мосаэрошоу-92" и первого МАКС-1993 участниками авиасалона в Жуковском являются знаменитые туполевские "стратеги" - четырехдвигательные гиганты Ту-95МС и Ту-160. Символично, что один из "именных" самолетов Ту-160 носит сегодня имя своего дальнего предшественника "Ильи Муромца".

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
6 июн 2023
Заседание Научного отделения "Летная годность и безопасность на воздушном транспорте" Академии наук авиации и воздухоплавания
6 июн 2023
Студенты МАИ отправятся на учёбу в Пекинский технологический институт
5 июн 2023
Качества российского самолета Су-25 оценили
5 июн 2023
В регионе создадут научно-производственный центр беспилотников
5 июн 2023
МАИ поможет снизить уровень шума в салоне пассажирского самолета
2 июн 2023
НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" осуществил научно-методическое обеспечение этапа "Авиационная работа" всероссийского конкурса "Кибердром"
2 июн 2023
Минпромторг назвал сроки сертификации российского авиадвигателя ПД-8
2 июн 2023
Bombardier работает над прототипом самолета со "смешанным крылом"
2 июн 2023
День Военно-транспортной авиации
1 июн 2023
Уральский завод гражданской авиации представит самолеты "Байкал" и "Ладога" на "Иннопроме"
1 июн 2023
Дагестанский завод провел испытания вертолета собственной разработки
1 июн 2023
Boeing увеличит объемы производства лайнеров 787 Dreamliner
1 июн 2023
В Минпромторге заявили, что дата первого полета Sukhoi Superjet New пока не определена
1 июн 2023
"Иркут" готов обсуждать ремоторизацию SSJ100 при желании собственника самолета
31 май 2023
В разработке сверхзвукового пассажирского самолета мы можем опередить Запад - член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало
31 май 2023
Проблемные двигатели самолетов F-35 могут обойтись Пентагону в $38 млрд
31 май 2023
Студент МАИ из Курска создал модель для вычисления мощности деталей самолета
30 май 2023
"Калашников" открывает новое производство БЛА
30 май 2023
"Мы планируем радикально изменить подход к подготовке специалистов" - ректор МАИ о реформе образования
30 май 2023
Инженеры завершили летные испытания российского дрона на водородном топливе
30 май 2023
Китайский самолет C919 совершил первый коммерческий рейс
30 май 2023
Очень малая авиация: кто создает беспилотные летательные аппараты
29 май 2023
В МАИ завершается обучение второго потока руководителей среднего звена из ОАК
29 май 2023
Петербургский ЛЭТИ открыл лабораторию по разработке беспилотников
6 июн 2023
Сотрудники ОДК-УМПО взяли «золото» и «бронзу» корпоративного чемпионата ОДК
6 июн 2023
«ОДК-Авиадвигатель» вручил именные стипендии
6 июн 2023
ОДК-Сатурн и Волковский театр продолжают социально-культурное партнерство
5 июн 2023
"Вертолеты России" провели переподготовку пилотов Ми-171А2
5 июн 2023
Музей истории ГосНИИАС награжден Памятным знаком к 30-летию программы «Памятники науки и техники России»
5 июн 2023
Молодежь объединяется
2 июн 2023
ОАК передала ВКС России очередную партию фронтовых бомбардировщиков Су-34
2 июн 2023
ЦАГИ продолжает исследования в интересах перспективной авиации местных авиалиний
2 июн 2023
СибНИА примет участие в создании Новосибирского научно-производственного центра беспилотников
2 июн 2023
«ОДК-Сатурн» завершил четвертый этап проекта «Комплексное внедрение цифровой платформы «Умный цех»
2 июн 2023
Двенадцать студентов трудоустроились в АО "Навигатор" по итогам практики
1 июн 2023
На авиазаводе ОАК создана базовая кафедра Казанского университета
1 июн 2023
ЦИАМ принял участие в круглом столе «Критические технологии для систем электродвижения»
1 июн 2023
В ОДК-Сатурн соревнуются работники в сфере метрологического обеспечения
1 июн 2023
Сотрудники У-УАЗ стали лучшими в трех компетенциях на чемпионате профмастерства
1 июн 2023
В ОДК-УМПО прошли профориентационные занятия для школьников инженерных классов
31 май 2023
Очередной серийный Ил-76МД-90А передан в эксплуатацию
31 май 2023
ЦАГИ принял участие в международной конференции по гражданской авиации
31 май 2023
ЦИАМ провел мастер-класс по проектированию авиадвигателей с использованием "цифровых двойников"
30 май 2023
В ГосНИИАС обсудили вопросы критических технологий для систем электродвижения
30 май 2023
Ан-26: эпоха в истории тактической военно-транспортной авиации
30 май 2023
Шесть лет со дня первого полета МС-21: инновационные разработки и технологии ГосНИИАС
29 май 2023
Итоги 5-ой Международной научно-технической конференции "Фотограмметрические методы мониторинга окружающей среды и инфраструктуры, биометрии и биомедицины" (ISPRS PSBB23)
29 май 2023
ОДК-Сатурн направит на целевое обучение по программе "Крылья Ростеха" 40 человек
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».