Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 17.04.2023
Источник: АО "Авиасалон"

От палубного Ка-15 до гражданских бестселлеров Камова

70 лет назад, 14 апреля 1953 года, состоялся первый полет вертолета корабельного базирования Ка-15 - первой серийной машины ОКБ Камова, положившей начало широкому использованию легких вертолетов соосной схемы в интересах палубной авиации Военно-морского флота, а также для самого широкого круга приложений в гражданской авиации и народном хозяйстве.
Фотография Ростех: Вертолёт Ка-226Т
В 1951 году в СССР была принята программа развития национального вертолетостроения, в рамках которой сразу три опытно-конструкторских бюро - Михаила Миля, Николая Камова и Александра Яковлева - начали разработку многоцелевых вертолетов первого поколения.

Для ОКБ-2 Н. Камова основной тематикой стала разработка вертолетов соосной схемы в интересах корабельной авиации. Первый опыт применения палубных Ка-10, разработанных в ОКБ, убеждал командование ВМФ в том, что флоту необходим универсальный компактный палубный вертолет. Сверхлегкий Ка-10 с экипажем из одного человека мог решать только задачи наблюдения и связи, морякам же требовалась машина большей грузоподъемности, которая могла бы выполнять не только разведывательные, связные и спасательные функции, но и стать одним из эффективных элементов системы противолодочной обороны.

Разработка эскизного проекта двухместного палубного вертолета Ка-15 началась весной 1951 года. Вертолет проектировался очень компактным - его длина была почти в два раза меньше, чем у Ми-1. Фюзеляж смешанной конструкции состоял из силовой пространственной фермы из стальных труб, дюралевого каркаса и короткой хвостовой балки с горизонтальным и вертикальным оперением. Остекление кабины открывало пилоту и наблюдателю хороший обзор, бортовое оборудование обеспечивало выполнение полетов днем и ночью, конструкция лопастей имела фанерную обшивку и прорезанные, заполненные пенопластом отверстия в хвостовой части профиля. Мотор устанавливался внутри фюзеляжа в "горячем" отсеке и обдувался вентилятором. Впервые палубный вертолет получил традиционное колесное шасси, в варианте корабельного базирования было предусмотрено применение двух баллонов по типу поплавкового шасси у Ка-10.

14 апреля 1953 года летчик-испытатель, шеф-пилот камовского ОКБ Дмитрий Ефремов впервые поднял в воздух первый опытный экземпляр Ка-15. После этого начался длительный и весьма сложный процесс доводки вертолета. На предшественниках - вертолетах Ка-8 и Ка-10 - в силу их малых размеров многие опасные для малоизученной в те годы соосной схемы явления не проявились. Прежде всего это касалось разного рода вибраций, "земного резонанса", перехлеста лопастей и т.д. Фактически, на Ка-15 впервые шла отработка всех "детских болезней", присущих вертолетам соосной схемы.

Государственные испытания Ка-15 завершились в мае 1955 года, серийное производство вертолета началось на Улан-Удэнском авиационном заводе в апреле 1956 года, а уже в марте 1957 года новые машины начали поступать в строевые части. На флоте Ка-15 выполнял множество задач: был противолодочным вертолетом (из-за малой грузоподъемности их применяли группами по три машины, каждая из которых несла свою часть ПЛО), работал в роли целеуказателя для комплекса противокорабельных крылатых ракет, выполнял обязанности наблюдательного и связного вертолета. В общей сложности было выпущено 375 вертолетов Ка-15, что сделало его первым в истории ОКБ Камова крупносерийным вертолетом. Прослужили они недолго: после нескольких серьезных катастроф в мае 1963 года полеты Ка-15 в ВМФ были прекращены. Однако, несмотря на относительно небольшой срок службы, опыт эксплуатации вертолета дал бесценный опыт для разработки и внедрения следующих поколений камовских машин.

Параллельно с серийным производством Ка-15 в ОКБ продолжались работы над повышением ресурса вертолета и расширением областей его применения. Были созданы многочисленные стенды для испытаний в условиях динамических нагрузок узлов и элементов конструкций, проводились длительные ресурсные испытания, а также комплекс специальных летных испытаний, включающий посадку на поплавковом шасси на воду, посадку на авторотации и т.д. Были проведены сложные летные исследования режима "вихревого кольца", установлены границы попадания и методы выхода из этого опасного режима.

В 1957 году на базе Ка-15 был создан учебный вертолет УКа-15 с двойным управлением, разработаны различные варианты народнохозяйственного многоцелевого вертолета Ка-15М, который отличался от базовой версии более мощным двигателем, доработанной несущей системой, повышенной надежностью и эксплуатационной технологичностью. Ка-15М оборудовался в различных версиях аппаратурой для химической защиты растений, контейнерами для перевозки почты и грузов, гондолами для транспортировки больных и иным специализированным оборудованием. В итоге Ка-15 и его модификации оставались на службе в гражданской авиации и ДОСААФ два десятилетия, вплоть до второй половины 1970-х. В определенном смысле Ка-15, и в еще большей степени его чисто гражданскую версию Ка-18 можно считать прообразом вертолетного аэротакси: у Ка-18 был удлинен фюзеляж и расширена кабина, он мог перевозить двух-трех пассажиров и был оборудован отопительной системой.

Рост объемов сельхозработ сделал очевидным необходимость постройки более грузоподъемного вертолета для этих и других народнохозяйственных целей. Такой машиной стал многоцелевой вертолет модульной конструкции Ка-26, впервые воплотивший в себе идею "летающего шасси", когда неизменная база дооснащается комплектами быстросъемного специального оборудования в зависимости от назначения вертолета. По критерию "эффективность/стоимость" Ка-26 стал выдающимся вертолетом и существенно превзошел своего одноклассника одновинтовой схемы Ми-2 по дальности полета, транспортировке грузов на внешней подвеске, ресурсу (свыше 5000 летных часов) и прочим показателям. Сельскохозяйственный, пассажирский, транспортный, лесоохранный, санитарный, "летающий кран", корабельно-спасательный, патрульный - многочисленные модификации безотказного Ка-26 много лет несли трудовую вахту не только в стране, но и в 17 странах мира. Всего с 1968 по 1978 год на заводе в Кумертау было построено 816 таких вертолетов.

Дальнейшим развитием программы стало создание на базе Ка-26 однодвигательного Ка-126 и двухдвигательного Ка-226. Следующей модификацией камовского бестселлера стал вертолет Ка-226Т для выполнения специальных работ в труднодоступных условиях высокогорья, жаркого климата и над морскими акваториями.

Уникальная исследовательская и конструкторская школа ОКБ им. Н.И. Камова (входит в состав Национального центра вертолетостроения "Миль и Камов" холдинга "Вертолеты России") до сих пор остается единственным в мире разработчиком серийных вертолетов соосной схемы. Новые поколения современных вертолетов марки "Ка" гражданского и военного назначения традиционно представлены на статической стоянке и в летной программе авиасалона МАКС. Одним из заметных событий МАКС-2021 стала презентация модернизированного вертолета Ка-226Т "Альпинист" с измененным и облегченным фюзеляжем, "стеклянной" кабиной, адаптированной для использования очков ночного видения, новыми колонкой несущего винта, лопастями и редуктором, авариестойкой топливной системой с увеличенной емкостью баков. Впереди у Ка-226Т - ремоторизация на новые отечественные двигатели ВК-650В.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
16 июл 2024
"Технология" модернизировала оборудование для производства остекления МС-21 и SJ-100
16 июл 2024
Ростех поставил авиакомпаниям три новых Ми-8МТВ-1
16 июл 2024
Глава Росавиации Дмитрий Ядров ознакомился с самолетным производством УЗГА
16 июл 2024
На Авиастаре совершенствуется сборка отсеков фюзеляжа транспортного самолета
16 июл 2024
"Превосходит все аналоги": Италия представила новый ударный вертолет AW249 Fenice
16 июл 2024
В МАИ открылись две летние школы для студентов из Китая
15 июл 2024
Сергей Чемезов посетил Иркутский авиазавод
15 июл 2024
Реализации проекта по самолету ЛМС-901 продолжается
15 июл 2024
СМИ: ВВС Индии могут получить первый истребитель LCA Mark к 15 августа
15 июл 2024
МГТУ ГА выпустил очередную группу операторов для беспилотной авиации
12 июл 2024
Глава Минпромторга заявил, что объем поставок МС-21, SJ-100 и Ту-214 до 2030 года не изменится
12 июл 2024
"Ижевские беспилотные системы" намерены в 2025 году увеличить выпуск в разы
12 июл 2024
Northrop Grumman опубликовала первую фотографию новейшего малозаметного дрона XRQ-73
12 июл 2024
Комсомольский-на-Амуре авиазавод расширят новым ангаром для испытаний техники
12 июл 2024
Симбиоз FPV-дрона "Пиранья" и БПЛА самолетного типа применяется в зоне СВО
11 июл 2024
Исследование ученых Пермского Политеха предскажет разрушение конструкций из углепластика
11 июл 2024
Разработана модель оптимизации кислородных систем самолетов
11 июл 2024
Студенты МАИ создали уникальный испытательный стенд с собственным ПО для двигателей беспилотников
11 июл 2024
Boeing во II квартале сократил поставки самолетов на 32%
11 июл 2024
В Южной Корее начали производство реактивных истребителей KF-21
10 июл 2024
Владимир Путин и Нарендра Моди обсудили взаимодействие в авиастроении
10 июл 2024
Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов: России нужен дальнемагистральный самолет
10 июл 2024
ФРП в рамках ИННОПРОМ-2024 профинансировал проект по увеличению производства систем управления для вертолетных двигателей на сумму свыше 940 млн рублей
10 июл 2024
В Минске заявили, что проект по созданию российско-белорусского самолета идет по графику
16 июл 2024
ОАК передала Минобороны самолеты МиГ-31 в рамках ГОЗ
16 июл 2024
ЦАГИ провел образовательную программу на форуме «Инженеры будущего»
16 июл 2024
За 80 лет работы «Аэроприбор-Восход» произвел более 200 тыс. приборов для летательных аппаратов
15 июл 2024
Ученые ГосНИИАС разработали модель бортовой сети на базе оптических и фотонных технологий
15 июл 2024
«Крылья Ростеха» проходят межрегиональную практику в ОДК-Сатурн
15 июл 2024
«Симфония заводских цехов» прозвучала в ОДК-Климов
12 июл 2024
ОДК и компания Рейнольдс объявили об объединении
12 июл 2024
КРЭТ создаст для своих работников современную базу отдыха под Екатеринбургом
11 июл 2024
Организатор авиасалона МАКС запустит онлайн-демонстрацию достижений отечественного авиастроения
11 июл 2024
СибНИА представил перспективы развития в направлении исследования беспилотных авиационных систем
11 июл 2024
В ОДК-УМПО студенты «Крыльев Ростеха» приступили к производственной практике
10 июл 2024
Уведомление о возможности осуществления преимущественного права приобретения дополнительных акций ПАО "ОАК"
10 июл 2024
ЦАГИ – на школе-конференции «Актуальные проблемы механики»
10 июл 2024
Заместитель генерального директора ГосНИИАС по науке принял участие в XI Международном симпозиуме «Безопасность космических полетов»
10 июл 2024
Успешными запусками модельных ракет-носителей ЦИАМ завершил работу на форуме "Инженеры будущего-2024"
10 июл 2024
На московском предприятии "Салют" завершили капремонт инструментального цеха
10 июл 2024
ОДК расширяет мощности для выпуска газовых турбин ГТД-110М
9 июл 2024
ОАК подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с КУМЗ
9 июл 2024
Ростех разрабатывает перспективное семейство гибридных и электрических авиадвигателей мощностью до 1,5 МВт
9 июл 2024
ОДК построит в Свердловской области новый комплекс для ремонта авиационных и промышленных двигателей
9 июл 2024
КРЭТ показывает на «Иннопроме» антидроновый комплекс «Сапфир» и электродвигатели для беспилотников
8 июл 2024
ОДК приступила к опытной эксплуатации системы послепродажного обслуживания двигателей ПД-14
8 июл 2024
ОДК представит разработки для беспилотной авиации и энергетики на международной выставке
8 июл 2024
"Я со школы активный"
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».