Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 23.05.2023
Источник: АО "Авиасалон"

Первый полет "Суперджета": путь от SSJ-100 до SSJ-NEW

19 мая 2008 года совершил начал летные испытания пассажирский самолет SSJ-100 - первый лайнер, созданный в постсоветской России "с нуля" в кооперации с глобальными поставщиками авиационных компонентов. В итоге появился продукт, который стал одним из наиболее популярных в своем классе и наиболее массовым новым отечественным лайнером. Однако внешнеполитический контекст в корне изменил дальнейшее развитие проекта: Россия перешла на создание полностью импортозамещенного самолета SSJ-NEW, сделав ставку на обеспечение национальной безопасности и достижение технологического суверенитета в области гражданской авиации.
Фотография ОАК
Создание ближнемагистрального самолета SSJ-100 началось в 2001 году и было связано с необходимостью заменить Ту-134 и другие региональные лайнеры советского производства, которые постепенно выводились из парков авиакомпаний. Кроме того, предполагалось, что на международном рынке SSJ-100 будет претендовать на нишу региональных турбореактивных лайнеров, в которой доминировали самолеты компаний Embraer и Bombardier, и из которой ранее ушел Fokker.

В июле 2002 года Росавиакосмос объявил конкурс, в котором приняли участие три проекта: Russian Regional Jet (ЗАО "Гражданские самолеты Сухого"), Ту-414 (ОКБ А.Н. Туполева) и М-60-70 (ЭМЗ им. В.М. Мясищева). Победителем конкурса был признан RRJ-95 (впоследствии SSJ-100): чашу весов перевесили более убедительные экспортные перспективы и наличие внебюджетного финансирования проектных работ. Планировалось строить семейство из трех самолетов - на 60, 75 и 95 пассажиров, с дальностью полета до 3500 км. В детальную проработку была принята модель RRJ-95, способная в базовой компоновке вместить до 98 пассажиров.

Проект стартовал как международный: в стратегическом партнерстве с итальянской Alenia Aeronautica, в кооперации с французской компаний Snecma, при поддержке американской корпорации Boeing. Впервые в России новый гражданский самолет создавался полностью в цифровом формате. От своих одноклассников он должен был отличаться экономичностью, а также повышенным уровнем комфорта пассажиров. Самолет оснащался двигателями SaM146, разработанными компанией PowerJet в сотрудничестве Snecma Moteurs и НПО "Сатурн". Весь комплект авионики, включая оборудование кабины пилота, системы связи, навигации и наблюдения поставляла французская Thales. В общей сложности уровень импортных комплектующих SSJ-100 составлял около 70 %. Выкатка первого опытного SSJ-100 состоялась 26 сентября 2007 года, а 19 мая 2008 года новый самолет впервые был поднят в воздух с аэродрома завода в Комсомольске-на-Амуре. 03 февраля 2011 года Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета выдал сертификат типа на SSJ-100, а в начале 2012 года самолет был сертифицирован Европейским агентством авиационной безопасности (EASA).

Эксплуатация и обслуживание SSJ-100 шли непросто, однако самолет постепенно занимал свою нишу в региональных перевозках. По итогам 2019 года на SSJ-100 пришлось свыше 51 % суммарного пассажирооборота, выполненного российскими авиаперевозчиками на всех региональных самолетах. К началу 2023 года парк SSJ-100 в российской ГА достиг 160 самолетов, при этом крупнейшим их эксплуатантом являлась авиакомпания "Россия" (76 машин), далее шли авиакомпании Red Wings (20), "Азимут" (19), "Ямал" (15) и др. Общий же объем выпуска самолетов SSJ-100 в различных вариантах достиг к концу 2022 года объема 230 машин (включая опытные экземпляры). Среди зарубежных эксплуатантов значились мексиканский авиаперевозчик Interjet, ирландская авиакомпания CityJet, швейцарская Comlux, ВВС Таиланда, Пограничная служба Казахстана.

Ситуация начала меняться в 2014 году после введения антироссийских санкций. Взаимодействие с западными партнерами попало в зависимость от внешнеполитических факторов. Кроме того, у эксплуатантов возникали вопросы и претензии относительно надежности комплектующих иностранного производства. В 2018 году Минпромторгом России было принято решение заняться импортозамещением самолета. Фактически, SSJ-NEW должен стать новым, более эффективным самолетом, у которого будут замещены на отечественные не только двигатель, но и десятки систем и тысячи компонентов: система кондиционирования воздуха, тормозная система, система электроснабжения, кислородная систему экипажа, датчики утечки воздуха, сигнализатор обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла и многое другое. Предполагается, что самолет станет более привлекательным для российских авиакомпаний, в том числе благодаря господдержке финансовых инструментов продаж - субсидированию лизинга.

Реализация программы по созданию импортозамещенного SSJ-NEW идет полным ходом: на сегодняшний день российская промышленность готова к поставке всех комплектующих и систем самолета. Одним из главных нововведений в SSJ-NEW стала замена двигателя на отечественный ПД-8, разработанный предприятиями "Объединенной двигателестроительной корпорации". Первый этап стендовых испытаний опытного ПД-8 завершился в мае 2022 года, в ноябре 2022-го модель SSJ-NEW с двигателями ПД-8 прошла испытания в ЦАГИ, а 26 декабря в ЛИИ им. М.М. Громова состоялся первый полет летающей лаборатории Ил-76ЛЛ с таким двигателем. Сертификацию ПД-8 планируется завершить к концу 2023 года, в те же сроки планируется получить одобрение главного изменения к сертификату SSJ-100 (RRJ-95) на модификацию RRJ-95NEW-100.

В 2022 году в Комсомольске-на-Амуре приступили к постройке первых опытных экземпляров SSJ-NEW. К концу июля был изготовлен и отправлен на испытания в ЦАГИ ресурсный образец самолета, первый летный экземпляр поступил на сборку в августе, второй - в конце ноября. 11 января 2023 года планер самолета был доставлен в СибНИА для проведения сертификационных испытаний на прочность, которые планируется завершить осенью 2023 года. Полученные результаты наряду с итогами летных испытаний будут использованы для сертификации самолета в новом, импортозамещенном облике. Ожидается, что в конце 2023 года в эксплуатацию будут переданы два самолета SSJ-NEW. С 2024 года российским авиакомпаниям планируется поставлять ежегодно до 20 SSJ-NEW, всего в период 2022-2030 годов ожидаются поставки 89 SSJ-NEW.

Начиная с МАКС-2007, где впервые был представлен тренажер SSJ-100, самолет стал непременным участником авиасалонов в Жуковском. С 2009 году посетители МАКС могли наблюдать "Суперджет" в различных комплектациях в статической экспозиции, а также в летной программе салона. История сделок на поставку "Суперджетов", заключенных в рамках салона, началась на МАКС-2009, когда между ОАК и авиакомпанией "Россия", входящей в группу компаний "Аэрофлот", было подписано соглашение на поставку 10 самолетов SSJ-100, а также соглашение между компанией "Сухой" и Внешторгбанком по дальнейшему финансированию производства лайнера. На МАКС-2015 благодаря мерам господдержки общая стоимость контрактов по SSJ-100, заключенных между ГСС и Государственной транспортной лизинговой компанией превысила 1 млрд долларов, включая твердый контракт на поставку 32 SSJ-100 плюс опцион на 28 машин. В рамках МАКС-2021 прошла конференция, посвященная результатам и перспективам развития "Суперджета", ставшего основой российского парка региональных самолетов.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 апр 2024
ГТЛК назначили единственным поставщиком беспилотников по госконтрактам
18 апр 2024
Китайские палубные истребители
18 апр 2024
Пентагон планирует закупить до середины 2030-х годов не более 100 новых B-21 Raider
18 апр 2024
Разработчики внедрили ИИ в последнюю версию детектора дронов "Булат"
18 апр 2024
МАИ посетила делегация Министерства образования и подготовки кадров Вьетнама
18 апр 2024
«Росэлектроника» представила перспективные комплектующие для аппаратуры связи и навигации
17 апр 2024
"От винта!": о подготовке специалистов и научных проектах для создания вертолетов нового поколения
17 апр 2024
БПЛА MQ-25A может стать боевым
17 апр 2024
Деконфликтинг в небе: путь к безопасному воздушному движению
17 апр 2024
СТАН импортозаместил фрезерные станки для предприятий авиастроения и оборонной промышленности
16 апр 2024
Традиционными темами являются новые технологии и инновации в отрасли
16 апр 2024
В Иркутске собирают шестой летный экземпляр лайнера МС-21. Он первым получит и российское крыло, и отечественные двигатели ПД-14
16 апр 2024
Россия и Белоруссия подписали договор о производстве самолета "Освей"
16 апр 2024
Разработчик сообщил о внедрении ИИ в FPV-дроны "Пиранья" для работы ночью
16 апр 2024
В Белоруссии заявили о готовности наращивать производство авиакомпонентов
16 апр 2024
Новая поточная линия на авиазаводе "Авиастар"
16 апр 2024
Медицинский беспилотник "Аэромедик-30" испытали в Нижегородской области
16 апр 2024
Начал работу проект по расширению первого совместного предприятия Boeing в Китае
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
18 апр 2024
В Технопарке ЦАГИ состоялась встреча со студентами-целевиками
18 апр 2024
ГосНИИАС принял участие в Общем собрании членов Ассоциации ГНЦ «НАУКА»
18 апр 2024
ОДК обсудит на Международном форуме в Рыбинске передовые технологии двигателестроения
18 апр 2024
В музее ОДК-Сервис ко Дню космонавтики прошла игра для школьников
17 апр 2024
В ЦАГИ прошла встреча с производителем отечественных композитов
17 апр 2024
Научно-техническое сопровождение создания нового SJ-100: ГосНИИАС в программе «Военная приемка»
17 апр 2024
ОДК-Сатурн знакомит жителей региона с производством авиационных двигателей
16 апр 2024
Памяти Анатолия Николаевича Квочура
16 апр 2024
Предприятие КРЭТ и Раменский колледж запустят совместную программу подготовки специалистов
16 апр 2024
В ЦИАМ провели заседание секции 66-й Всероссийской научной конференции МФТИ
16 апр 2024
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева получили награды Союза машиностроителей России
16 апр 2024
Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло
16 апр 2024
В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».