Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 01.09.2023
Источник: АО "Авиасалон"

"Яковлев": от истоков до наших дней

31 августа 1993 года образовано предприятие по разработке и производству авиационной техники АООТ "ОКБ им. А.С. Яковлева" первое в постсоветской России приватизированное самолетостроительное конструкторское бюро, ведущее свою историю с 1927 года и создавшее свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 " серийных. Недавно имя великого авиаконструктора было увековечено в структуре российского гражданского авиастроения: Корпорация "Иркут", являющаяся ведущим разработчиком и производителем гражданской авиационной техники, получила имя "Яковлев". А Международные авиационно-космические салоны МАКС были и остаются основной площадкой, на которой демонстрируются современные и исторические самолеты разработки и производства "Яковлева".
История яковлевского КБ восходит к 1926 году, когда будущий авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев вместе с группой энтузиастов приступил к созданию первой отечественной двухместной авиетки АИР-1. Постройка заняла восемь месяцев. Самолет представлял собой легкий одностоечный биплан деревянной конструкции и шасси из стальных труб. Днем рождения КБ принято считать 12 мая 1927 года, когда летчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский впервые поднял АИР-1 в воздух. Самолет оказался на редкость удачным " на нем практиковались летчики на Центральном аэродроме, он эксплуатировался на колесах и на лыжах, зимой и летом, не уступая по востребованности и надежности большим самолетам заводской постройки.

Постепенно в процессе работы над последовавшим рядом легких самолетов (АИР-2, АИР-3 и т.д. вплоть до АИР-19) складывалась группа специалистов, которая впоследствии составила костяк конструкторского бюро А.С. Яковлева. В 1931 он поступил работать на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу легкой авиации. В 1934 году группа выделилась в самостоятельную конструкторско-производственную единицу и получила название "Завод № 115".

С декабря 1940 года, согласно постановлению правительства, все советские самолеты стали именоваться по первым буквам фамилий главных конструкторов " так в историю авиации вошли самолеты марки "Як". Фирменным знаком яковлевского КБ стала широчайшая тематика разработок: модельный ряд созданных в нем летательных аппаратов поражает своим разнообразием. Помимо знаменитых на весь мир спортивных, акробатических и учебно-тренировочных самолетов, он включал легкие самолеты различного назначения, легендарные истребители Великой Отечественной войны, первые советские реактивные истребители и перехватчики, сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики, десантные планеры и вертолеты, первые в СССР самолеты короткого и вертикального взлета и посадки, реактивные пассажирские самолеты, беспилотные летательные аппараты. Всего построено более 70 тысяч самолетов марки "Як", в том числе свыше 40 тысяч самолетов " во время Великой Отечественной войны. Самолеты Як-1, Як-3, Як-7 и Як-9 отличало оптимальное сочетание скорости, маневренности и вооруженности. Они составляли основу истребительной авиации СССР " две трети истребителей времен войны составляли самолеты Яковлева.

В 1959 году завод № 115 был передан в ведение Государственного комитета по авиационной технике, а в апреле 1966 года предприятие получило новое название " "Московский машиностроительный завод "Скорость", которому в 1990 году было присвоено имя Александра Сергеевича Яковлева.

В постсоветский период именно яковлевское КБ стало одним из лидеров приватизации. В 1992 году был утвержден план приватизации ММЗ "Скорость", завод стал Акционерным обществом открытого типа "Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева". 2004 стал для предприятия годом масштабных преобразований: значительная часть персонала компании была переведена в Инженерный центр ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут", производственная база была ликвидирована. Тем не менее, предприятие продолжало работы по продлению ресурсов самолетов "Як", сопровождению и авторскому надзору. В 2014 году ОКБ Яковлева приступило к разработке учебно-тренировочного комплекса первоначальной летной подготовки на базе самолета Як-152 в интересах Минобороны России.

Корпорация "Иркут" в нынешнем столетии прошла путь от корпоративного центра при Иркутском авиазаводе до ведущего разработчика и производителя гражданской авиационной техники, объединяющего предприятия в 10 городах страны, на которых выпущено свыше 80 тысяч самолетов и трудятся более 20 тысяч человек. Компетенции компании включают полный цикл работ по проектированию, испытаниям, производству, маркетингу, реализации и послепродажному обслуживанию гражданской авиационной техники. Значительная часть этих компетенций связана с уникальным наследием ОКБ Яковлева, включающим не только опыт разработки и строительства летательных аппаратов различных видов и назначения, но и опыт объединения отдельных предприятий для решения задач государственной важности, накопленный еще в 1940-е годы. Через десятки лет, в новых экономических условиях, на новом витке развития технологий, этот опыт остается важен, особенно сегодня, когда перед гражданским авиастроением стоят новые большие задачи. Главной из них является оснащение авиакомпаний страны отечественными воздушными судами всех размерностей, которые были бы сопоставимы по надежности, уровню комфортабельности и другим характеристикам с самолетами ведущих мировых брендов.

26 июля 2023 года в рамках реструктуризации "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) Корпорация "Иркут" была переименована в ПАО "Яковлев", что стало закономерным признанием заслуг ОКБ им. А.С. Яковлева в развитии отечественного гражданского авиастроения. Подчеркивая преемственность отечественного авиастроения и отдавая дань памяти великим авиаконструкторам прошлого, сформированные в периметре ОАК дивизионы назвать в честь советских авиаконструкторов: дивизион стратегической авиации " "Туполев", дивизион военно-транспортной авиации " "Ильюшин" и дивизион гражданской авиации " "Яковлев". Ожидается, что в период до 2030 года ОАК поставит российским авиакомпаниям порядка 500 гражданских самолетов, в числе которых " 142 SJ-100 и 270 МС-21 производства ПАО "Яковлев".

Основными проектами "Яковлева" сегодня остаются отечественные гражданские авиалайнеры нового поколения " региональный SJ-100 и среднемагистральный МС-21, однако компетенции компании в части маркетинга, продаж и послепродажного обслуживания используются в том числе по программам Ил-114-300 и Ту-214.

Самолеты марки "Як" на протяжении 30 лет неизменно остаются хедлайнерами авиасалонов в Жуковском. Появление Як-130 на МАКС-1999, первый показ новейших учебно-тренировочных Як-152 на МАКС-2007 " наглядные свидетельства того, что традиции яковлевской конструкторской школы сохранены и вносят важный вклад в развитие отечественной авиации. Знаменитые яковлевские спортивные самолеты-акробаты Як-50, Як-52, Як-54 и Як-18Т неизменно притягивают на МАКС сотни тысяч энтузиастов и любителей авиации: групповые и одиночные показательные полеты с элементами высшего пилотажа " поистине незабываемое зрелище, которое как ничто другое способствует приходу в авиацию все новых и новых поколений инженеров, конструкторов и летчиков. А самолеты гражданского дивизиона ОАК стали символом возрождения отечественного гражданского авиастроения, поэтому мировые премьеры МС-21 на МАКС-2019 и МС-21-300 с российскими двигателями ПД-14 на МАКС-2021 стали, без преувеличения, самыми яркими событиями этих двух авиасалонов.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
14 фев 2025
Компания "Яковлев" работает над тремя опытными образцами самолета Як-130М
14 фев 2025
На выставке Aero India показали дрон с подвесным АК-47
14 фев 2025
Aero India 2025: Индийские компании заинтересовались совместным производством гражданских БАС ZALA
14 фев 2025
На Aero India показали успешно испытанный боевой БПЛА CATS Warrior
14 фев 2025
ТГУ и НПЦ БАС создадут кафедру для подготовки кадров в сфере БПЛА
14 фев 2025
ВВС Индонезии заинтересованы в российских истребителях Су-35 и Су-57
14 фев 2025
Госдума разрешает производить неоригинальные запчасти для самолетов
14 фев 2025
Алжир стал первым заказчиком истребителя пятого поколения Су-57
13 фев 2025
ОАК разрабатывает системы для запуска ударных БПЛА с самолетов
13 фев 2025
Строительство центра развития производства региональной и беспилотной авиации в Комсомольске-на-Амуре планируют завершить до конца года
13 фев 2025
Boeing сообщил о небывалом сокращении числа заказов на лайнеры
13 фев 2025
«Калашников» впервые представит новейший ударный беспилотник «КУБ-10Э» в Абу-Даби
13 фев 2025
Индийский летчик заявил, что никакой другой самолет не может превзойти Су-57
12 фев 2025
Глава ОАК Бадеха: Су-57 станет центральным элементом боевых систем будущего
12 фев 2025
ФСВТС: Россия готова к совместному с Индией производству Су-57
12 фев 2025
Посол РФ в Индии Денис Алипов: американский F-35 не составит конкуренцию российскому Су-57Э
12 фев 2025
РФ впервые показала применяющийся в зоне СВО "Ланцет-Э" на выставке в Индии
12 фев 2025
«Кронштадт» на «АЭРО ИНДИЯ - 2025»
12 фев 2025
Локализация производства истребителей Су-30МКИ в Индии достигла 60%
12 фев 2025
Демонстратор пассажирского авиалайнера Overture совершил второй и последний сверхзвуковой полет
12 фев 2025
В МАИ стартовал полуфинал Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал»
11 фев 2025
На авиасалоне в Индии пролетел российский истребитель пятого поколения Су-57Э
11 фев 2025
В Уфе разработали технологию изготовления полой лопатки вентилятора для ПД-14
11 фев 2025
Дроны «Калашникова» впервые будут представлены на зарубежной выставке IDEX 2025 в Абу-Даби
14 фев 2025
На площадке Технопарка ЦАГИ состоялась конференция, посвящённая открытию нового высокотехнологичного производственного центра
14 фев 2025
Студенты «Крыльев Ростеха» решают актуальные конструкторские задачи в ОДК-Сатурн
14 фев 2025
«РТ-Техприемка» на 20% увеличила количество аудитов в 2024 году
13 фев 2025
ОДК впервые показала новейший двигатель для легких вертолетов на Aero India
13 фев 2025
ОДК расширила возможности эксплуатации авиационного двигателя ПД-14
13 фев 2025
Профессия – инженер: ЦИАМ принял участие в Дне карьеры в МАИ
12 фев 2025
Новым управляющим директором ТАНТК назначен Сергей Шамшура
12 фев 2025
Первые двигатели ПД-8 переданы для испытаний регионального самолета SJ-100
12 фев 2025
ОДК расширяет сотрудничество с Индией в сфере производства авиационных двигателей АЛ-55Э
12 фев 2025
ЦАГИ – на XLIX Академических чтениях по космонавтике
12 фев 2025
«РТ-Техприемка» и химический факультет МГУ выпустили первых слушателей курса по метаматериалам и основам трансформационной оптики
12 фев 2025
Генеральный директор КРЭТ принял участие в итоговом заседании Бюро СоюзМаш
11 фев 2025
ОАК участвует в Десятилетии науки и технологий
11 фев 2025
ОДК представит на Aero India новейшие российские авиадвигатели для самолетов и вертолетов
11 фев 2025
Специалисты ГосНИИАС и ЦАГИ обсудили совместные работы в области разработки новых технологий авиастроения
10 фев 2025
ОДК получилa сертификат типа на первый отечественный двигатель для легких вертолетов
10 фев 2025
Генеральный директор ЦИАМ принял участие во вручении сертификата типа двигателю ВК-650В
10 фев 2025
Ростех разработал первый в России стенд для испытания пиротехнических устройств
10 фев 2025
Поздравление генерального директора ФАУ «ЦАГИ», члена-корреспондента РАН Кирилла Сыпало с Днём российской науки
10 фев 2025
Проздравление генерального директора ЦИАМ А.Л. Козлова с Днём российской науки
10 фев 2025
Поздравление генерального директора ГосНИИАС С.В. Хохлова с Днем российской науки
7 фев 2025
Новейший Су-57Э впервые примет участие в международной выставке Aero India 2025
7 фев 2025
ОАК принимает участие в НАИС 2025
7 фев 2025
В ОДК-УМПО подготовили почти 1000 специалистов востребованных профессий в 2024 г.
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».