Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 04.12.2012
Источник: "Aviation Explorer "

МИГ-29 от коллапса до расцвета

Усилия нового руководства были направлены прежде всего на активизацию корпоративного строительства. На базе осколков ВПК "МАПО" создана вертикально интегрированная компания, получившая наименование "Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ".

Более динамичным стал инновационный процесс: ускорились работы по созданию новых версий МиГ-29, прежде всего МиГ-29СМТ и МиГ-29К. Заключен целый ряд контрактов, которые позволили постепенно возобновить производство и хотя бы частично профинансировать НИОКР.

Вплоть до кризиса

В 2000-2003 годах заключены контракты с рядом стран Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Экспортировано в общей сложности более 45 истребителей различных модификаций. Кроме того, получены контракты на поставку модификации МиГ-29СМТ или модернизацию до этого стандарта ранее приобретенных самолетов.

В 2001-м в Эритрею поставлено два МиГ-29, которые затем модернизированы до стандарта МиГ-29СМТ ("9-18"). В 2003-2004 годах 12 машин МиГ-29 получил Судан, заплативший за истребители предположительно $140-$150 млн. Такую же партию МиГ-29 законтрактовала в 2001-м Мьянма, поставки осуществлены в 2001-2002 годах. Наконец, крупная программа закупок и последующей модернизации в общей сложности 20 машин была реализована в интересах Йемена. Сначала в 2001-м закуплены 12 истребителей МиГ-29 и два МиГ-29УБ на сумму $420 млн. Затем в 2004-м подписан дополнительный контракт, который предусматривал покупку шести новых МиГ-29СМТ и модернизацию ранее переданных 14 машин до версии МиГ-29СМТ.

Таким образом, к середине нулевых годов компания РСК "МиГ" вышла из кризисной ситуации конца 90-х. Значительно укрепилась ее корпоративная структура, улучшилось финансовое положение, создан новый конкурентоспособный продукт МиГ-29СМТ, появились предпосылки для восстановления производства полного цикла.

Расцвет экспортных перспектив истребителей семейства МиГ-29 пришелся на период 2004-2007 годов. 24 января 2004-го одновременно с подписанием соглашения по перестройке для Индии авианосца Vikramaditya заключен контракт предположительной стоимостью около $750 млн на разработку и поставку индийским ВМС 16-палубных истребителей МиГ-29К/КУБ в новом облике ("9-41"/"9-47"). В 2004-2005 годах велись переговоры о продаже большой (до 50 единиц) партии МиГ-29СМТ в Венесуэлу. В конце 2005 - начале 2006-го подписан хорошо известный контракт стоимостью $1,3 млрда на поставку в Алжир 28 МиГ-29СМТ ("9-19") и шести МиГ-29УБТ ("9-53").

Наконец, в апреле 2007 года Сирия законтрактовала 12 истребителей МиГ-29М/М2 и четыре перехватчика МиГ-31Э на общую сумму ?1,5 млрда, став фактически стартовым заказчиком машин обоих типов.

В случае успешной реализации проектов поставки истребителей семейства МиГ-29 вполне могли бы стать сопоставимыми с продажами различных версий истребителей Су-30. Однако Венесуэла в конечном итоге закупила Су-30МК2. Алжирская сделка по причинам, связанным с конкуренцией различных фракций алжирской военно-политической элиты, закончилась возвратом 15 поставленных в эту страну машин и отказом от продолжения проекта.

Не определены в связи с гражданской войной в Сирии и перспективы реализации сирийского контракта. Все это в сочетании с начавшимся в 2008 году мировым экономическим кризисом вновь поставило компанию в весьма сложное финансовое положение.

Прогноз продаж

Благодаря новым контрактам и своевременно оказанной государственной поддержке РСК "МиГ" очень быстро начала восстанавливаться.

Конечно, алжирский кризис имел для компании негативные имиджевые последствия, но с чисто финансовой точки зрения оказался скорее благом. Компания сохранила аванс в размере $250 млн и получила контракт российских ВВС на выкуп всех предназначенных изначально для Алжира 34 машин, который, по самой консервативной оценке, оценивается в 15-20 млрд рублей.

В декабре 2009 года подписывается важный как с экономической, так и с имиджевой точки зрения контракт стоимостью ?410 млн на поставку 20 истребителей МиГ-29Б/СЭ/УБ в Мьянму. В 2010-м следует перевод в твердый контракт опциона индийских ВМС на закупку еще 29 палубных МиГ-29К/КУБ стоимостью $1,5 млрда. Наконец, в 2012 году российский ВМФ, следуя своей закупочной стратегии "покупай серийные системы", заказывает РСК "МиГ" 24 таких же корабельных истребителя МиГ-29К/КУБ для 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка.

Перспективы продаж истребителей семейства МиГ-29 как на экспорт, так и в интересах российских ВВС определяются следующими фундаментальными факторами:

  • относительная (по сравнению с "предельными" тяжелыми платформами) простота этих боевых авиационных комплексов и дешевизна их эксплуатации;
  • незначительная политическая чувствительность поставок средних истребителей с умеренным радиусом действия и боевой нагрузкой в сравнении с мощными тяжелыми истребителями взлетной массой более 30 тонн;
  • наличие большого парка истребителей МиГ-29 предыдущих версий в 28 странах мира, уже развернувших соответствующую наземную инфраструктуру и имеющих подготовленный персонал. Часть таких государств представляется естественными кандидатами на приобретение новых партий современных модификаций на базе платформы МиГ-29;
  • наличие уникального для мирового рынка предложения — палубного истребителя МиГ-29К, единственного на сегодня серийно выпускаемого самолета горизонтального взлета, способного оперировать с авианосных кораблей без катапульты;
  • сохраняющаяся пока для России возможность контролировать (за счет поставок двигателей) экспорт наиболее близких по своим техническим, финансовым и политическим параметрам китайских легких и средних истребителей FC-1/JH-17 и J/F-10.
Соответственно можно предположить следующие потенциальные закупки МиГ-29.

Даже после подведения итогов тендера MMRCA МиГ-29 сохраняет неплохие шансы продаж на индийском рынке. В принципе нет особых сомнений, что имеющиеся в настоящее время у индийской стороны разногласия с Dassault Aviation по поводу стоимости проекта и передачи технологий истребителя Dassault Rafale будут в конечном итоге разрешены. Но переговорный процесс займет определенное время, кроме того, учитывая опыт реализации других больших международных проектов в Индии, сама программа лицензионного производства истребителей Rafale силами индийской авиастроительной корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL) наверняка будет развиваться крайне медленно.

Для поддержания численности парка истребительной авиации индийским ВВС в любом случае потребуются промежуточные закупки истребителей, естественно, тех типов, которые уже имеются в их составе.

Поскольку истребитель Dassault Mirage 2000 снят с производства, такими машинами могут быть только Су-30МКИ и МиГ-29. Так, можно предполагать возможность закупки Индией 20-24 истребителей МиГ-29UPG ("9-20") новой постройки. Кроме того, по мере развития программы строительства национальных авианосных кораблей IAC индийским ВМС потребуется увеличение парка уже законтрактованных и частично поставленных 45 МиГ-29К/КУБ. Вероятнее всего дополнительная закупка также будет предусматривать приобретение 20-24 этих палубных истребителей.

Кроме того, в последние годы наблюдается заметное оживление спроса на ВВТ со стороны нефтедобывающих государств СНГ - Азербайджана, Казахстана и в меньшей степени Туркменистана. Все три страны могут рассматриваться и как потенциальные покупатели МиГ-29М/М2. Недвусмысленный интерес к приобретению именно этих машин уже проявил Казахстан.

Очевидное и невероятное

В настоящее время наиболее перспективные из "антизападных" и "блокадных" рынков — сирийский и иранский по известным политическим причинам оказались закрыты. Поставки в Сирию остановлены до прояснения исхода идущей в этой стране гражданской войны. Иран оказался под действием эмбарго Совета Безопасности ООН на поставки в эту страну оружия. Однако политическая ситуация весьма динамична и переменчива. Потребность в модернизации парка сирийских ВВС никуда не исчезнет вне зависимости от итогов гражданского противостояния, а законтрактованные в 2007 году 12 МиГ-29М/М2 эту задачу полностью не решат.

Значит, можно ожидать как минимум финализации имеющегося опциона на 24 таких истребителя. Ситуация вокруг Ирана также может измениться. Например, в случае дальнейшего обострения российско-катарских отношений одним из естественных ответов на агрессивную политику салафитских монархий должна стать интенсификация российско-иранских военно-технических связей. В этой же нише покупателем МиГ-29 может стать Зимбабве. Основными ограничителями такой сделки здесь выступают отсутствие у этой страны свободных валютных ресурсов и возможная конкуренция со стороны КНР. Однако сама по себе бывшая Южная Родезия является страной с богатейшими запасами минеральных ресурсов, так что всегда найдутся гибкие способы организации оплаты контракта. Китайские же попытки продвинуть свои истребители могут быть блокированы благодаря сохраняющейся зависимости от России по двигателям.

Выбор в пользу опции МиГ-29 является наиболее естественным и логичным для ВВС тех относительно небогатых государств, которые уже оперируют этими машинами предыдущих модификаций. К числу таких стран можно отнести Перу, Кубу, Судан, Бангладеш и Мьянму, а в Европе — Сербию. Хотя официально малайзийские ВВС планируют объявить тендер на закупку новых 18 многоцелевых истребителей, наиболее рациональным решением с точки зрения "эффективность-стоимость" стала бы модернизация 16 имеющихся в составе малайзийских ВВС МиГ-29N до версии МиГ-29UPG или закупка МиГ-29М/М2 с выкупом Россией МиГ-29N по схеме trade-in.

Следует помнить, что рынок вооружений и военной техники остается, пожалуй, одним из наименее предсказуемых рынков, поскольку сильно подвержен воздействию изменчивых политических и непрогнозируемых коррупционных факторов.

В этом смысле всегда остается место для кажущихся сегодня невероятными сделок. Примерами такого рода стали приобретение Угандой истребителей Су-30МК2 и подписание в августе этого года крупного пакета контрактов России с Ираком, который закупил системы ПВО и боевые вертолеты. Между тем еще в начале года подписание крупных контрактов с Ираком считалось даже среди профессионалов практически нереальным.

Известно, что представители багдадского правительства проявили интерес и к продукции РСК "МиГ", так что, как бы это ни казалось сегодня маловероятным, нельзя полностью исключать иракских закупок МиГ-29.

То же самое относится и к Ливии, где как минимум триполитанская фракция нового режима может заинтересоваться реанимацией военно-технического сотрудничества с Россией. Неожиданный интерес к МиГ-29 вообще может проявить любое государство, способное в течение трех-пяти лет выделить на модернизацию своих ВВС $0,5-1 млрд, то есть 40-50 стран мира — от Аргентины в Латинской Америке до Нигерии или Экваториальной Гвинеи в Африке или Шри-Ланки в Азии.

Константин Макиенко


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
28 мар 2024
Иран показал свой новый беспилотник
28 мар 2024
В Омске разработали станок для производства шин к самолету Ту-214
28 мар 2024
Разработчик БПЛА "Альбатрос" рассказал о его роли в отражении атак ВСУ на границу РФ
28 мар 2024
Призраки в небе: стелс-технологи на службе военной авиации
28 мар 2024
С отечественной начинкой: вертолет Ка-62 стал еще более патриотичным в Приморье
28 мар 2024
В Белоруссии будут производить продукцию из композитных материалов для авиастроения
28 мар 2024
Американские аналитики заявили, что проблемы Boeing не ограничены самолетами
28 мар 2024
Nikkei: Япония планирует еще одну попытку разработать собственный пассажирский самолет
27 мар 2024
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями
27 мар 2024
Минпромторг до 12 апреля ждет заявок на гранты на сертификацию беспилотных систем
27 мар 2024
Вузы России и Китая займутся гибридными двигателями БПЛА на базе водородных технологий
27 мар 2024
Скажутся ли перестановки в руководстве Boeing на качестве продукции?
27 мар 2024
Займет место сверхзвукового "Конкорда": самолет XB-1 поднялся в воздух
27 мар 2024
В ПНИПУ нашли баланс в создании деталей для авиадвигателей
27 мар 2024
Кабмин Японии разрешил экспорт истребителей нового поколения в третьи страны
26 мар 2024
Пять поколений истребительной авиации
26 мар 2024
В Крыму инженеры разработали аналоги комплектующих для Superjet и МС-21
26 мар 2024
Платформа Superjet: как создается новая модификация самолета SJ-100
26 мар 2024
Министр транспорта РФ Виталий Савельев посетил филиал ПАО «Ил» – Авиастар
26 мар 2024
Рейтинг лучших: какие истребители имеют самые мощные двигатели
26 мар 2024
Ростех обсудил вопросы подготовки инженеров в рамках нацпроекта "Кадры"
26 мар 2024
Эксперт заявил, что новый истребитель J-35 КНР имеет преимущество над конкурентом США
26 мар 2024
NI заявил о возможной победе Су-27 над F-15 в воздушной дуэли
26 мар 2024
Ростех: кабина Superjet с новой российской авионикой стала удобней для пилотов
28 мар 2024
Ученые ГосНИИАС приняли участие в деловой программе тематического дня выставки-форума «Россия»
28 мар 2024
Изобретения «Салюта» взяли «золото» и «бронзу» на «Архимеде»
28 мар 2024
На Байконур за новым опытом
28 мар 2024
Открыта регистрация на форум "Российская современная авионика-2024"
28 мар 2024
Разработки ОДК-УМПО отмечены медалями на международном салоне изобретений "Архимед"
28 мар 2024
От школьника до профессии инженер
27 мар 2024
ГосНИИАС на семинаре Российской академии образования
27 мар 2024
Учебный центр ОДК-СТАР получил лицензию на образовательную деятельность
26 мар 2024
ЦАГИ принял участие в школе-семинаре «Аэродинамика и динамика полета летательных аппаратов»
26 мар 2024
"Вертолеты России" передали вертолет Ми-8МТВ-1 для краснодарской авиакомпании
26 мар 2024
Двигатели ОДК отправили международный экипаж на МКС
25 мар 2024
ОАК проводит форум студентов-целевиков в Доме молодежи на ВДНХ
25 мар 2024
Уникальные изделия для отечественной авиации: "Аэросиле" - 85!
25 мар 2024
ИФК передала Ту-204 в эксплуатацию авиакомпании Red Wings
25 мар 2024
Впереди большая стройка
22 мар 2024
ОДК возведет в Перми новый корпус для испытаний агрегатов двигателей ПД-8 и ПД-14
22 мар 2024
От студента до академика: 23 года назад научный руководитель ГосНИИАС Е.А. Федосов стал лауреатом премии Правительства РФ
22 мар 2024
В СибНИА завершилась XXII Всероссийская школа-семинар по аэродинамике и динамике полета летательных аппаратов
22 мар 2024
ОДК открыла образовательное пространство в петербургском Политехе
22 мар 2024
ОДК представила инновационные разработки на международном салоне «Архимед»
22 мар 2024
В ЦАГИ прошли съемки познавательной программы "Знание - сила"
21 мар 2024
В ОДК-УМПО началась подготовка новой группы мультиспециалистов
21 мар 2024
В ОДК-Сатурн определили лучших конструкторов в области инженерного дизайна CAD
21 мар 2024
У-УАЗ подписал коллективный договор на 2024-2025 годы
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».