135 лет со дня рождения Андрея Николаевича Туполева
Один из самых выдающихся конструкторов ХХ века родился 10 ноября 1888 г. в селе Пустомазово, Тверской области. В 1908 г. поступил в Императорское Московское техническое училище. В 1916-1918 г. А.Н.Туполев работал в первом в России авиационном расчетном бюро, вместе с Н.Е.Жуковским формировал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Фото с сайта kadet39.ru
В октябре 1922 г. по предложению Госпромцветмета при ЦАГИ организовали Комиссию по постройке цельнометаллических самолетов. Председателем Комиссии был назначен А.Н.Туполев, отвечавший за общее руководство работами. Это событие можно считать отправной точкой отсчета истории будущего всемирно известного ОКБ.
В 20-30-е гг. под руководством А.Н.Туполева были созданы прорывные машины как военного, так и гражданского назначения. Советские военно-воздушные силы и гражданский флот пополнились целым рядом самолетов АНТ: АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3), АНТ-20, АНТ-35.
Успехи А.Н.Туполева в конструировании самолетов позволили ему в 1936 г. стать первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности.
21 октября 1937 г. А.Н.Туполев был арестован по ложному обвинению во вредительстве и шпионаже и приговорен к 15 годам лишения свободы. Находясь в заключении, А.Н.Туполев работал в специальном ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), которое состояло из авиаконструкторов, также как и он, попавших в круговорот тотальных репрессий.
С началом войны, 21 июля 1941 г., А.Н.Туполев был досрочно освобожден из заключения и вскоре вместе с коллективами КБ и ЦКБ-29 был эвакуирован в Омск, где для производства самолета «103» (Ту-2) был выделен недостроенный авиасборочный завод.
На фронтах Великой Отечественной войны были задействованы 11 типов самолетов и торпедных катеров А.Н.Туполева. В 1943 г. А.Н.Туполев вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем завода № 156, где была развернута главная база ОКБ А.Н.Туполева.
В тяжелое послевоенное время разработка стратегического бомбардировщика, способного нести атомную бомбу, была доверена туполевскому ОКБ. Проект самолета, получившего обозначение Ту-4, был успешно реализован и стал платформой для многочисленных модификаций, вставших на вооружение отечественных ВВС на долгие годы.
Под руководством А.Н.Туполева был разработан и внедрен целый ряд высококлассных бомбардировщиков «Ту», заложены основы программ модификаций Ту-95 и Ту-22, а также создания многорежимного стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160 – самолетов, которые сегодня стоят на вооружении отечественных ВВС и составляют один из компонентов ядерной триады российской армии.
Помимо работ по военной тематике А.Н.Туполев внес колоссальный вклад в развитие гражданской авиации, снабдив отечественные и международные авиалинии массовыми и надежными самолетами Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-144, Ту-134 и Ту-154. Под руководством А.Н.Туполева начинались поиски возможностей для создания новых типов магистральных пассажирских самолетов, которые привели к появлению современных машин Ту-204/214 и Ту-334. Самолеты туполевского ОКБ обеспечили до 75% рейсов советской и российской гражданской авиации.
А.Н. Туполев взрастил целую плеяду первоклассных конструкторов и специалистов. Среди них: В. М. Петляков, П. О. Сухой, Е. И. и И. И. Погосские, В. М. Мясищев, А. А. Архангельский, А. И. Путилов, С. М. Егер, А. М. Черемухин, И. Ф. Незваль, Д. С. Марков, Н. А. Соколов, Г. С. Френкель, Л. Л. Кербер, Л. Л. Селяков, К. В. Минкнер, А. В. Надашевич, Г. А. Озеров, А. Р. Бонин, Н. С. Некрасов, С. А. Вигдорчик, А. С. Файнштейн, А. Э. Стерлин, И. Б. Иосилович, А. В. Мещеряков, И. Л. Головин, Т. П. Сапрыкин, Б. М. Кондорский, И. С. Лебедев, Б. А. Саукке, Е. К. Стоман, Б. Н. Гроздов, В. А. Чижевский, Д. А. Горский, В. П. Сахаров, Н. В. Кирсанов, Т. С. Куликов и другие.
К ним же в 1950-е - 1960-е гг. постепенно включалось и следующее поколение: А.А. Туполев, Я.А. Лившиц, Н.Т. Козлов, Б.В. Сахаров, В.М. Вуль, К.В. Январёв, Г.А. Черемухин, Г.М. Гофбауэр, В.А. Андреев, А.С. Кочергин, В.И. Близнюк,А.С. Шенгардт, Н.Н. Селиверстов, А.П. Ганнушкин, Б.Н. Соколов, И.М. Гофбауэр, Б.А. Ганцевский, Б.П. Белоглазов, Г.В. Махоткин, Л.М. Роднянский, Л.А. Лановский, А.Л. Пухов, Л.Т. Куликов, В.М. Разумихин, В.В. Сулименков, В.А. Вишневский, В.В. Садков и десятки других специалистов, хорошо известных в авиационных кругах.
Заслуги А.Н.Туполева отмечены почетнейшими отечественными и иностранными званиями, орденами, медалями. Всего под руководством выдающегося конструктора спроектировано свыше 200 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.
Андрей Николаевич скончался 23 декабря 1972 г. в Москве.