Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 18.01.2024
Источник: Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина

90 лет Ледовому переходу

17 января, 90-лет назад завершился Ледовый переход военных строителей.
В феврале 1932 года для укрепления безопасности дальневосточных границ в 400 километрах вниз по Амуру от Хабаровска, у села Пермского были выбраны площадки для строительства авиационного и судостроительного заводов. Уже в мае к берегу у стойбища Дземги причалил пароход "Рыбак" и высадил отряд первостроителей авиазавода, около 140 человек. Строительными специальностями владела очень небольшая часть прибывших. Первой их заботой стало обустройство жилья - бараков упрощенной конструкции.

Итоги 1932 года оказались неутешительными. Осенний разлив Амура, уничтоживший большую часть результатов труда строителей, показал непригодность ранее выбранной площадки под завод. Предстояло выбрать новую и заново выполнять проект.

С приближением зимы 1933-1934 гг. стало очевидным, что одного героизма и самоотверженности для решения поставленных задач недостаточно.

В сентябре 1933 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение о создании особого строительного корпуса (ОСК) для оборонного строительства на Дальнем Востоке. Призыв в ОСК был проведен в строго установленные сроки с 1-го ноября по 15-е декабря 1933 года. Формирование ОСК производилось на базе Московского и Ленинградского военных округов. Командно-политический состав комплектовался из кадров строевых частей Красной Армии; инженерно-технический - из инженеров запаса, рядовой - из очередного призыва в армию. Взводы и отделения в процессе формирования роты строились по специальностям - плотники, каменщики, штукатуры, слесари, электрики и т. д.

В Комсомольск-на-Амуре была направлена 1-ая бригада ОСК, состоящая из шести строительных батальонов: 25, 26, 27, 28, 29, 30 (шесть тысяч красноармейцев), остальные - от города Свободного до Владивостока, в районах Читы и Иркутска.

30-й строительный батальон комплектовался за счет новобранцев из Нижегородской области. Формирование 30-го батальона проводилось на станции Шуя.

Эшелоны первой бригады ОСК стали прибывать в Хабаровск в конце декабря 1933 года и сразу, по прибытию начиналась подготовка к единственно возможному способу прибыть на строительные площадки - пешему походу по четырехсоткилометровой ледовой трассе.

Учитывая длительность пути и неподготовленность трассы, весь маршрут разбили на пять этапов: Хабаровск-Вятское, Вятское-Найхин, Найхин-Малмыж, Малмыж-Вознесенское и Вознесенское-Комсомольск. График предусматривал движение батальонами с интервалом в одни сутки.

Бойцы и командиры шли с полной армейской выкладкой: постельные принадлежности, белье, летнее обмундирование, обувь, мобзапас питания и…винтовка или ручной пулемет с боевым запасом патронов. Вес ноши составлял около 30 килограмм.

"…трудный путь ощущался ежедневно, но неизгладимым в памяти сохранился один этап - Найхин-Малмыж. Внезапно налетела бешеная амурская пурга. Вокруг все закружилось, завыло, видимость почти полностью исчезла…Вся колонна изогнулась дугой, люди едва удерживались на ногах, пробивая себе путь всей тяжестью тела сквозь плотную стену снега и ветра. Идущих в голове колонны заменяли каждые 15 минут. Крепкие дальневосточные морозы в 35-40 градусов и коварный даже в зимней спячке Амур сумели с избытком одарить всех участников похода сильными впечатлениями…", - вспоминал командир 26-го батальона полковник И.Ч. Чезлов.

17 января 1934 года воины 30-го отдельного строительного батальона прибыли на Дземги. Торжественная встреча состоялась на берегу Амура на Старой площадке, где в мае 1932 года высадились первые комсомольцы - строители будущего авиационного завода.

К прибытию военных строителей дземгинцы построили "военный городок": семь рубленых бараков, три из которых были использованы под казармы с отдельными для каждого красноармейца койками-топчанами, установленными в два этажа, в двух бараках разместились штаб батальона и санчасть, также была оборудована столовая, которая вечерами использовалась как клуб.

Всего же в Комсомольске-на-Амуре успели построить для военных строителей около сорока бараков, изготовили несколько тысяч топчанов, табуретки, печки, бачки и даже чайники…

После недельного отдыха, военные строители приступили к работе. Перед ними были поставлены конкретные задачи:
  • батальону № 25 - организовать и вести автотранспортные перевозки, строительство дорог и транспортных сооружений.
  • батальону № 26 - строительство промышленных объектов судостроительного завода № 199.
  • батальону № 27 - строительство электроэнергетических объектов.
  • батальону№ 28 - строительство жилых и социально-бытовых зданий, главным образом в центральной части города.
  • батальону№ 29 - лесозаготовки и гидротехнические работы. батальону № 30 - строительство промышленных и социально-бытовых объектов авиационного завода № 126.
"Сама стройка производила малоприятное впечатление, - вспоминал полковой комиссар Наумов. - Почти у самого берега реки на небольшой возвышенности стояли два двухэтажных деревянных дома, несколько саманных домиков и один каркасный барак. Два невзрачного вида промышленных деревянных здания - двухрамный лесозавод и маломощная временная электростанция. Вот и все".

Все делали вручную, с помощью кирки, лопаты, только после стали применять ручную лебедку.

Сложная обстановка на стройках города вынуждала использовать труд военных строителей и на аварийных работах. Об одном таком примере вспоминал комиссар бригады ОСК И.Куприн. В феврале 1934 года внезапно прекратилась транспортировка леса с пиваньского лесоучастка. Возникла реальная угроза остановить все строительные работы в городе. И тогда появилась мысль - пробить канал в ледовом покрытии Амура, заполнить его водой и, не давая воде замерзнуть, вести непрерывную трелевку леса…Ледовый канал длиной в 3,5 км по озеру Пивань и 5,5 км по Амуру стал не только спасательной мерой для строек города, но и суровым испытанием мужества для людей, стоявших тесной цепочкой вдоль канала и в 35-ти градусный мороз, днем и ночью гнавших баграми бревна.

"С первого апреля 1934 года четыре роты нашего батальона вышли к месту будущего самолетостроительного завода в качестве корчевщиков и землекопов, - вспоминал полковой комиссар Наумов. - Особенно сложным стал участок постройки главного корпуса завода. Дни стояли теплые, солнечные. Снег быстро стаял, и низкая болотистая площадка превратилась в сплошное месиво грязи. Рыть котлованы приходилось, стоя по колено в болоте, строительной техники никакой, даже самой примитивной, и все же к первому мая была закончена корчевка и подготовлены котлованы под фундаменты колонн".

Красноармейцы расчищали площадку под строительство авиационного завода, строили низкую и среднюю зоны главного корпуса, а также многие другие промышленные и жилые объекты.

Военные строители доказали, что им многое по плечу. В мае 1934 года 30-му батальону поручили срочное внеплановое задание - проложить дорогу между старой и новой строительными площадками завода № 126. Задача была не из простых. В отдельных местах приходилось работать по пояс в ледяной болотной воде. Прорыв дренажные канавы и, спустив воду, пришлось снимать глубокий растительный слой и засыпать сухим грунтом высотой до 1,5 метров. Затем дорогу засыпали гравием и укатали. Пятикилометровая дорога шириной 16 метров было проложена за 20 дней - 15 июня по ней пошел поток грузов.

Военный городок, стоящий на одной из первых застраиваемых улиц рабочего поселка авиастроителей, жил полнокровной жизнью. После ужина столовая превращалась в клуб. Здесь демонстрировались кинофильмы, действовала библиотека, выходила стенная газета "Ильичевка", творили собственные поэты и композиторы, которые читали и исполняли свои произведения. Летом у военного городка была оборудована спортивная площадка, где проводились соревнования и сдача норм ГТО.

"Работали мы здорово, - вспоминал Михаил Федорович Фокин. - Нормы старались не только выполнять, но и перевыполнять. Наш батальон за ударный труд премировали баяном, балалайками и патефоном…"

Около тысячи крепких парней и организованный командный состав 30-го батальона, который возглавляли комбат Кривчиков, комиссар Наумов и главный инженер Кушнарев, быстро вписались в коллектив первостроителей, нашли общий деловой язык с руководством стройки, и это незамедлительно оказало благотворное влияние на темпы строительства и организацию работ.

Уже 18 июля 1934 года состоялась торжественная закладка главного корпуса завода. Весь коллектив стройки, военные строители собрались на митинг. Ярким солнцем была залита строительная площадка: по периметру фундамента будущего здания - в четыре ряда ямы для железобетонных опор. Длинной полосой чернел глубокий котлован...

Вместо времянок стали сооружать капитальные двух-, трех-, а затем и пятиэтажные здания. Деревянные дома строились не 2-3 месяца как раньше, а возводились за 17 и даже 12-14 дней. За 12 месяцев был построен крупный механизированный хлебозавод, производительностью 60 тонн хлеба в сутки. За 3,5 месяца - хорошо оборудованная городская баня. И что особенно важно - при скоростных методах строительства многие из тех зданий десятилетиями продолжали служить людям…

Город сохранил в памяти этот подвиг - в 2002 года в сквере у городского театра установлен памятник "Воин-строитель". Каждому из них и всем вместе - прошедшим сквозь пургу и холод 400 ледовых километров…

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
17 апр 2025
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
17 апр 2025
Топ-менеджеры предприятий ОПК будут изучать стратегический менеджмент в Академии Ростеха
17 апр 2025
В России запатентовали уникальный программный комплекс для обнаружения беспилотников
16 апр 2025
На КАЗ им. С.П. Горбунова прошла конференция поставщиков партнёров предприятия
16 апр 2025
В Казани завершили строительство интерактивного музея на базе самолета Ту-144
16 апр 2025
"Разработчики перекрестились". Авиаэксперт оценил, как модернизация двигателя повлияет на выпуск МС-21
16 апр 2025
Акции Boeing упали на 5% на фоне запрета Китая покупать самолеты компании
16 апр 2025
Беспилотники и развитие инфраструктуры БАС обсудят на форуме "Инновации. Технологии. Производство" в Рыбинске
14 апр 2025
Гендиректор ЦАГИ сравнил МС-21 и Ту-154 по расходу топлива
14 апр 2025
В ЦАГИ рассказали о концепции "летающего крыла"
14 апр 2025
Гендиректор ЦАГИ Кирилл Сыпало: у МС-21 более десяти ограничений параметров, повышающих безопасность
14 апр 2025
ЦАГИ разрабатывает самолеты с гибридной силовой установкой
14 апр 2025
Грызлов обсудил с руководством 558 АРЗ реализацию проекта по производству самолета "Освей"
14 апр 2025
Cудьба истребителя F-47 зависит от поставок редкоземельных металлов из Китая
14 апр 2025
Китай разработал первый в мире спасательный беспилотник
11 апр 2025
"Суперджет" с двигателями ПД-8 продолжает испытательные полеты
11 апр 2025
Ульяновский завод начал производить титановые детали для МС-21
11 апр 2025
На модернизацию вертолетов "Ансат" и Ми-38 выделят 5,7 млрд рублей
11 апр 2025
Габариты прибора для коррекции курса самолета уменьшены втрое
11 апр 2025
"Техноджет" планирует начать производство беспилотника на базе самолета
11 апр 2025
Airbus в I квартале поставил клиентам 136 самолетов и опередил Boeing
11 апр 2025
В Саратове разработали дронопорт с автозаменой аккумуляторов для беспилотника
11 апр 2025
В Пентагоне признали доминирование Китая в индустрии БПЛА
11 апр 2025
Развитие беспилотных авиационных систем обсудили в Правительстве Красноярского края
17 апр 2025
В ЦАГИ состоялся День открытых дверей
17 апр 2025
"РТ-Техприемка" обсудила вопросы развития метрологического обеспечения промышленных предприятий
16 апр 2025
Очередной демо-день индустриального центра компетенций «Двигателестроение»
16 апр 2025
Самолет А.И. Микояна и М.И. Гуревича: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
16 апр 2025
ПК «Салют» получил официальный статус промышленного комплекса Москвы
16 апр 2025
Победная летопись ЦАГИ: женщина-токарь Прасковья Белова
16 апр 2025
Предприятия КРЭТ передали экспонаты музею Ю.А.Гагарина в Саратовской области
14 апр 2025
Эксперты обсудили законодательные аспекты развития беспилотной авиации в России
14 апр 2025
Поздравление генерального директора ФАУ «ЦАГИ», члена-корреспондента РАН Кирилла Сыпало с Днём космонавтики
14 апр 2025
День космонавтики: 35 лет назад успешно прошел испытания первый в СССР «космический мотоцикл»
11 апр 2025
Генеральный директор ЦИАМ имени П.И. Баранова Андрей Козлов: наука быть лидером технологических изменений
11 апр 2025
Мастера-наставники ПК «Салют» обменялись опытом с преподавателями московских колледжей
10 апр 2025
ЦАГИ принял участие в XIX Всероссийской школе-конференции молодых учёных по проблемам механики
10 апр 2025
КРЭТ импортозаместил оборудование для предотвращения аварий на производстве
10 апр 2025
Самолеты С.А. Лавочкина: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
9 апр 2025
Учёный в области прикладной аэродинамики Анатолий Беспалов
9 апр 2025
На тамбовском предприятии КРЭТ по программе переподготовки операторов станков с ЧПУ обучились 180 человек
9 апр 2025
Двигатели ОДК отправили на МКС международный экипаж
8 апр 2025
УКБП – лидер по охране труда в России
8 апр 2025
ОДК-Сатурн обучил более 100 профессиональных наставников в 2024 году
8 апр 2025
Специалисты У-УАЗ оценили проекты школьников
7 апр 2025
Росавиация выдала аттестат аккредитации испытательной лаборатории ГосНИИАС
7 апр 2025
«РТ-Техприемка» подтвердила качество измерительного оборудования
4 апр 2025
«Вертолеты России» открыли новую «Фабрику процессов» в Татарстане
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».