Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 16.04.2024
Источник: АО "Авиасалон"

Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло

90 лет назад, 13 апреля 1934 года, благополучно закончилась легендарная "челюскинская эпопея", когда советские летчики выполнили сложнейшую операцию по спасению участников полярной экспедиции затонувшего парохода "Челюскин", переживших двухмесячную зимовку на арктическом льду. Эта история потрясла мир и продемонстрировала эффективность полярной авиации, которая впоследствии сыграла важнейшую роль в освоении территорий Крайнего Севера и стала незаменимым элементом транспортной системы Арктики. Также спасение челюскинцев стало важным этапом в развитии авиационного поиска и спасания. Сегодня авиасалоны МАКС не обходятся без демонстрации крылатой техники, всегда готовой прийти на помощь попавшим в беду людям.
История полярной авиации началась в России в 1914 году, когда летчик Ян Нагурский и механик Евгений Кузнецов совершили полет на гидроплане Maurice Farman в Арктике в поисках пропавшей экспедиции Георгия Седова. Следов экспедиции не нашли, однако эффективность использования авиации в освоении Крайнего Севера стала очевидной.

В 1923 году СССР стал отстаивать свой приоритет на земли, находящиеся в советском секторе Арктики. Однако объявить о приоритете было мало – предстояло доказать, что государство способно освоить побережье Северного Ледовитого океана. Начало регулярной работы авиации в Арктике было положено в 1924 году Борисом Чухновским, который совершил первый полет на гидросамолете Ю-20 в составе Карской гидрографической экспедиции, а затем начал выполнять регулярные полеты над Новой Землей с целью фотосъемки и изучения ледовых условий архипелага.

Начиная с 1930-х годов в СССР развернулись работы по освоению Северного морского пути как транспортной магистрали. В августе 1933 года пароход "Челюскин" вышел из Мурманска и взял курс на восток. Капитаном корабля был опытный Владимир Воронин, возглавил экспедицию известный ученый-математик, начальник Главсевморпути Отто Шмидт. "Челюскин" должен был пройти из Белого моря в Тихий океан, чтобы доказать возможность прохождения транспортными кораблями Северного морского пути за одну летнюю навигацию. За месяц "Челюскин" преодолел три четверти пути и в первой половине сентября достиг Чукотского моря, однако затем его движение замедлилось – девять десятых поверхности моря впереди были покрыты льдом. До успешного завершения похода судну не хватило пары десятков миль – именно столько отделяло его от чистой воды в Беринговом проливе. Затертый льдами, пароход начал дрейфовать обратно в Чукотское море, пока 13 февраля 1934 года не был раздавлен льдами и не ушел под воду. Шмидтовцы были готовы к такому развитию событий и успели организованно перенести на лед аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолет и радиоприборы. 104 участника экспедиции, включая детей, оказались на дрейфующей льдине.

Операция по спасению шла по нескольким направлениям. По железной дороге во Владивосток были отправлены дирижабли, которые планировали перебросить на Чукотку морем. Из Ленинграда через Атлантику и Панамский канал пошел ледокол "Красин". Ледорез "Литке" и пароходы "Лейтенант Шмидт" и "Свердловск", двинувшиеся на спасение людей, сами застряли во льдах и были вынуждены зимовать. Основные надежды оставались на авиацию. Точных координат льдины с лагерем челюскинцев не было. Искать его предстояло с воздуха, а, найдя, суметь посадить на лед самолеты.

Первым до лагеря челюскинцев (после 29 безуспешных полетов) добрался 05 апреля 1934 года Анатолий Ляпидевский на двухмоторном АНТ-4. Он смог виртуозно посадить самолет на небольшой участок ровного льда, расчищенный зимовщиками – всего 150 на 450 метров. Не без труда разместив в салоне десятерых женщин и двух детей, А. Ляпидевский успешно перевез их на базу в Уэлене. Второй раз удалось добраться до лагеря только 07 апреля. В итоге наибольшую роль в операции по спасению людей сыграли не тяжелые многоместные АНТ-4, а небольшие двухместные бипланы-разведчики Р-5. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря наибольшее число зимовщиков: Николай Каманин за девять рейсов вывез 34, а Василий Молоков за восемь полетов – 39 членов экспедиции. Сажали по 3-4 человека в штурманские кабины, а после дополнительно приспособили для перевозки людей подкрыльевые парашютные ящики. 12 апреля на помощь подоспели Михаил Водопьянов на самолете Р-5 и Иван Доронин на многоместном ПС-4. 13 апреля на трех самолетах Р-5 из лагеря челюскинцев эвакуировали последних зимовщиков вместе с капитаном "Челюскина" Владимиром Ворониным. Уже сутки спустя мощный шторм полностью разрушил лагерь. В общей сложности в операции участвовали 17 самолетов и почти три десятка летчиков, из которых шестеро занимались непосредственно вывозом людей со льдины, а остальные перегоняли самолеты и переправляли людей из Ванкарема и Уэллена дальше на юг.

История "Челюскина" потрясла планету: сам факт спасения в полярных условиях такого количества людей не имел аналогов в истории. Весь мир с волнением наблюдал за арктической драмой, итог которой имел мощный общественный резонанс. Были и очевидные политические дивиденды: после спасения челюскинцев все поняли, что страна, организовавшая столь масштабную научную экспедицию и сумевшая в тяжелейших условиях спасти ее участников из ледового плена, заслуживает уважения и с ней нельзя не считаться. Отечественное авиастроение праздновало победу: самолеты, спасшие людей, были сконструированы и произведены в СССР. В честь подвига полярных летчиков в СССР было учреждено звание Героя Советского Союза – высшее признание заслуг перед страной. Первыми этого звания были удостоены Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин и Сигизмунд Леваневский.

Опыт спасения полярной экспедиции сыграл большую роль в организации работы авиации в Заполярье. Ледовая разведка, обслуживание высокоширотных экспедиций в Арктике, формирование карт морского дна для плавания подводных лодок, снабжение растущих в Заполярье городов, спасательные работы и проч. стали повседневной работой для тысяч авиаторов. Во многих деревнях от Баренцева до Охотского моря были обустроены посадочные площадки и аэродромы, а малая авиация была сродни рейсовым автобусам.

Распад СССР привел к прекращению работ по развитию многих видов авиации, однако в Российской Федерации достаточно быстро пришли к выводу о необходимости применения воздушных судов в интересах спасателей, работающих во всех регионах страны и за рубежом. В марте 1992 года был сформирован Центральный аэромобильный спасательный отряд, который в тесном сотрудничестве с МЧС России выполнял в том числе и работы на Сахалине и в Якутии. И если спасавшие челюскинцев самолеты приходилось доставлять и готовить к вылету днями и неделями, то сегодня готовность к вылету самолетов "Центроспаса" в зону ЧС составляет всего три часа.

Авиасалон МАКС традиционно уделяет внимание авиационной технике, применяемой для спасательных операций, представляя новые версии специально оборудованных самолетов и вертолетов, выполняющих поисковые, медицинские, спасательные и другие миссии, востребованные в том числе в Арктике. На МАКС-2021 большой интерес вызвали региональный пассажирский Ил-114-300, созданный на замену Ан-24 и приспособленный к работе на малооборудованных аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами, в том числе в арктических широтах, многоцелевой ЛМС-901 "Байкал" и двухмоторный L-410 для местных воздушных линий, производство которого локализовано на базе "Уральского завода гражданской авиации". Неоднократно демонстрировались специализированные версии вертолетов Ми-8МТВ-1 и "Ансат", оснащенные медицинскими модулями и оборудованием для поисково-спасательных миссий. Любимцем публики стал самолет-амфибия Бе-200ЧС. Вместе с воздушными судами авиации МЧС и беспилотниками, уже сегодня выполняющими ряд задач в Арктике, новинки авиасалона МАКС вызывают интерес не только авиационных специалистов, но и региональных властей, заинтересованных в новом витке развития малой авиации.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
27 мая 2024
МС-21 выполнил автоматическую посадку по категории IIIA ICAO на российских двигателях ПД-14
27 мая 2024
NASA обещает, что экспериментальный сверхзвуковой самолет поднимется в небо в конце года
27 мая 2024
Серийное производство российско-белорусского самолета "Освей" может начаться в 2027 году
27 мая 2024
На Авиастаре побывали студенты Самарского университета
27 мая 2024
Улан-Удэнский авиазавод направит на целевое обучение в 2024 году 90 человек
27 мая 2024
ВВС США опубликовали новые фотографии бомбардировщика-невидимки B-21
27 мая 2024
В Перми нашли способ уменьшения брака при изготовлении лопаток перспективных двигателей
24 мая 2024
В Воронеже на создание проекта мотогондол для российских самолетов направят 10,5 млрд рублей
24 мая 2024
Канадские производители БПЛА Drone Delivery Canada и Volatus Aerospace объединяются
24 мая 2024
Сотрудники ИРНИТУ провели эксперименты по применению запатентованного сверла для сборки агрегатов самолета SJ-100
24 мая 2024
Почти 300 самолетов Boeing 777 могут взорваться в воздухе из-за неисправности
23 мая 2024
ОАК активизирует внедрение отечественной PLM-платформы для проектирования авиационной техники
23 мая 2024
Сергей Лавров: Россия из-за санкций США активно работает над импортозамещением в авиаотрасли
23 мая 2024
Сделано в НГТУ НЭТИ: вуз презентовал беспилотник "САРМА"
23 мая 2024
Н-20 против В-21: кто кого и за сколько?
22 мая 2024
ОАК надеется, что самолеты РФ будут использоваться также долго, как Boeing и Airbus
22 мая 2024
Учёные МАИ предложили новый способ борьбы с обледенением самолётов
22 мая 2024
В России разработают новые полярные беспилотники
22 мая 2024
Эксперты рассказали о возможностях истребителя-бомбардировщика Су-34
21 мая 2024
Почти 1 тыс. самолетов поставят гражданской авиации в России до 2030 года
21 мая 2024
Разработчик сообщил, что БПЛА Supercam S350M стал более устойчив к средствам РЭБ ВСУ
21 мая 2024
РГАТУ имени П.А. Соловьева и РТУ МИРЭА расширяют сотрудничество
21 мая 2024
В ПАО «Яковлев» будут обучать специалистов, не относящихся к авиационному персоналу
21 мая 2024
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков
27 мая 2024
В ОДК заменяют натурные испытания авиадвигателей математическим моделированием
27 мая 2024
В ГосНИИАС пройдет семинар «Средства разработки критических по безопасности систем»
27 мая 2024
В ОДК-СТАР ждут победителей олимпиады «Звезда»
27 мая 2024
Сотрудники ЦАГИ приняли участие в X Казанском марафоне - 2024
24 мая 2024
Ростех поставил два новых Ми-8МТВ-1 для работы в Арктике
24 мая 2024
Научный руководитель ЦАГИ – в программе «Поздняков» телеканала НТВ
24 мая 2024
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в конференции «Транспортное и специальное тренажеростроение»
24 мая 2024
На предприятии "Салют" молодежь вовлекают в решение научных и производственных задач
24 мая 2024
В ОДК-УМПО расширена программа социальной поддержки сотрудников
23 мая 2024
ОАК активизирует внедрение отечественной PLM-платформы для проектирования авиационной техники
23 мая 2024
ОДК представляет проекты по цифровой трансформации на конференции ЦИПР
23 мая 2024
Состоялось празднование юбилея научного руководителя ГосНИИАС Е.А. Федосова
23 мая 2024
Молодые специалисты ГосНИИАС стали призерами «Гагаринских чтений»
23 мая 2024
КВЗ принимает заявки на целевое обучение в проект "Крылья Ростеха"
22 мая 2024
В СибНИА продолжаются работы по исследованию применимости принципов бионического дизайна в авиастроении
22 мая 2024
ЦАГИ продолжает исследования по созданию магистрального самолета нового поколения
22 мая 2024
«Вертолеты России» увеличат набор студентов по проекту «Крылья Ростеха» на 50%
22 мая 2024
Учебный центр РАТА начал подготовку неавиационного персонала на МС-21
21 мая 2024
ОДК начнет «выращивать» крупногабаритные детали для нового авиадвигателя ПД-35
21 мая 2024
ЦАГИ примет участие в работе кластера «Небо» на форуме «Инженеры будущего – 2024»
21 мая 2024
Открыт набор на обучение инженеров-конструкторов по программе "Крылья Ростеха"
21 мая 2024
ОДК будет развивать технологии 3D-печати с петербургским морским университетом
21 мая 2024
В ЦИАМ состоялось торжественное собрание в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне
20 мая 2024
Команда ОДК-СТАР вошла в тройку победителей конкурса проектов "Кибердром.2024"
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».