Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 16.04.2024
Источник: ФАУ "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова"

В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре

На территории ЦИАМ открыли мемориальную доску в память о выдающемся ученом в области механики и авиационного двигателестроения, ветеране Великой Отечественной войны, ветеране труда Борисе Федоровиче Шорре.
В церемонии приняли участие руководство ЦИАМ, коллеги Бориса Федоровича в разные годы его работы, ветераны Института, представители предприятий отрасли, в том числе пять начальников отделов прочности двигателестроительных КБ, родные, близкие, друзья, многочисленные ученики и последователи.

От руководителей и сотрудников большого количества предприятий и организаций, не сумевших посетить в этот день ЦИАМ, были получены письма, в которых говорилось о больших заслугах Бориса Федоровича и выражалось одобрение решения руководства Института об увековечивании памяти Б.Ф. Шорра.

Участники мероприятия собрались у легендарного 22 корпуса, в котором трудились выдающиеся, талантливые ученые, оставившие яркий свет в истории авиационной науки. Одним из них был Борис Федорович. В этих стенах он весьма плодотворно провел многие годы своей трудовой жизни, работая с такими корифеями науки, как И.А. Биргер, С.В. Серенсен, мемориальные доски которым украшают фасад корпуса отделения прочности.

Собрание открыл заместитель генерального директора-директор исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность» Ю.А. Ножницкий. Он кратко рассказал о жизненном пути Бориса Федоровича и его большом вкладе в науку создания двигателей, воспитание нескольких поколений ученых и специалистов.

В 1948 году Б.Ф. Шорр окончил Московский авиационный институт, получив специальность «инженер-механик по авиационным двигателям», в ЦИАМ работал с 1949 по 2023 год.

С самого начала он занимался в ЦИАМ вопросами прочности и спустя некоторое время стал сотрудником прочностной лаборатории № 14. Работал инженером, старшим и ведущим инженером, старшим научным сотрудником. С 1965 по 1993 г. был начальником отдела динамики отделения динамики и прочности, заместителем начальника отделения.

В 1955 году Б.Ф. Шорр защитил кандидатскую диссертацию, в 1965 году – докторскую, в 1970 году ему присвоено ученое звание профессора. Долгие годы Борис Федорович был председателем диссертационного совета.

Многие результаты его научных работ нашли применение не только в авиадвигателестроении, но и способствовали развитию ряда направлений механики деформируемого твердого тела. Он разработал: прикладную теорию закрученных стержней и на ее основе – практические методы расчета прочности и колебаний лопаток турбомашин, нашедшие широкое применение в промышленности; методы расчета частот и форм собственных колебаний рабочих колес турбомашин; усовершенствованные методы расчета динамических нагрузок в зубчатых передачах; принципы вибрационной диагностики; провел обширные исследования динамики авиадвигателей. В числе его работ также новый метод расчета нестационарных динамических процессов в деталях машин и основы конечно-элементного волнового подхода и прямого математического моделирования; методы расчета напряжений в лопатках компрессоров при воздействии попадающих в двигатель птиц, льда и града.

Существенен вклад Бориса Федоровича в развитие методов исследования термопрочности при неизотермическом нагружении, методов подтверждения ресурса двигателей и критических по последствиям разрушения деталей. Он принимал непосредственное участие в создании и повышении надежности практически всех советских и российских авиационных двигателей. Участвовал в создании Норм летной годности самолетов, Норм прочности газотурбинных двигателей и других нормативных технических документов. Результаты научной деятельности Б.Ф. Шорра опубликованы в 19 книгах и в более чем 200 печатных работах. Им получено 20 патентов и авторских свидетельств на изобретения.

– Борис Федорович Шорр был настоящим исследователем – увлеченным, принципиальным, философски подходил к жизни и к делу, которому посвятил себя, – отметил в своём приветственном выступлении генеральный директор ЦИАМ А.Л. Козлов. – Он – один из ярких представителей знаменитой на весь мир научной школы прочности ЦИАМ и, безусловно, легендарная личность для Института. Вся его трудовая биография связана с ЦИАМ, здесь он проработал 74 года!

Сегодня Борису Федоровичу исполнилось бы 98 лет. Его уход – невосполнимая утрата для отрасли, Института, для родных и близких ему людей, коллег и друзей. Наш долг – хранить светлую память о выдающейся личности Бориса Федоровича, передать новым поколениям и последователям его ценное наследие – результаты многолетних трудов. Пусть через годы этот пример профессионального подвига вдохновляет молодежь и будет образцом достойного служения науке, авиации и Отечеству.

К мероприятию в память о Борисе Федоровиче присоединился ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана М.В. Гордин. Обращаясь к участникам церемонии, он подчеркнул, что ученые уровня Б.Ф. Шорра составляют основу ЦИАМ, его научных школ и являются движущей силой для Института.

– Мы видим здесь много мемориальных досок в память о великих людях, создававших славу школе прочности ЦИАМ и советской авиационной науке. Я думаю, что появление мемориальной доски в память о Борисе Федоровиче подтверждает: научная школа живет и продолжает развиваться, – сказал Михаил Валерьевич.

С большой теплотой отозвался о Борисе Федоровиче патриарх отечественного двигателестроения – Президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) В.М. Чуйко. В «золотой» период авиадвигателестроения он занимал должность заместителя Министра Авиапрома СССР и был прекрасно осведомлен о том, чем «болел» каждый создаваемый в стране двигатель. Столь же хорошо он знал и специалистов, работающих над устранением этих проблем.

Виктор Михайлович вспоминал, что познакомился с Борисом Федоровичем, будучи сотрудником запорожского конструкторского бюро, и был поражен тому, как он практически мгновенно определили далеко не очевидную причину дефекта двигателя.

– Благодаря таким людям, как Борис Федорович сегодня отделение прочности не теряет своей прочности и пользуется заслуженным авторитетом среди ученых и в промышленности. В жизни блестящий ученый Б.Ф. Шорр был человеком простым, никогда не выпячивал заслуг, но своими делами он заложил тот фундамент, который еще долгие годы будет надежной основой для новых работ коллектива ЦИАМ, – убежден Виктор Михайлович.

– Как все талантливые люди, он выделялся среди других, – поделился своими воспоминаниями Ю.А. Ножницкий, много лет работавший с Б.Ф. Шорром. – Это был очень интересный в общении человек, и талант его был разнонаправленным. Борис Федорович писал замечательные философские стихи.

История пестрит фактами о непродолжительности и трагичности судеб поэтов. В свою очередь, философы как правило – долгожители. Я считаю, что Борису Федоровичу посчастливилось прожить большую и яркую жизнь, и это наводит на мысль, что философский склад в нем все же победил.
В любом возрасте Борис Федорович продолжал оставаться на острие событий, был в состоянии поиска и никогда не ставил перед собой границ. Так свое 95-летие он встретил в привычном ему активном творческом порыве – завершал работу над новой уникальной для авиасообщества книгой «Птицестойкость авиационных газотурбинных двигателей», одновременно продолжал успешно руководить аспирантами и участвовать в выполнении научно-исследовательских и договорных работ. Эта книга стала «лебединой песней» ученого и получила престижную национальную научную премию имени профессора Н.Е. Жуковского, которая стала второй в жизни выдающегося прочниста.

В день торжества светлой памяти над временем многие пожелали вспомнить добрым словом близкого и важного для себя человека. На собрании выступили заведующий кафедрой МАИ А.Б. Агульник, главный научный сотрудник ЦИАМ – коллега Б.Ф. Шорра, главный редактор журнала «Авиационные двигатели» Ю.М. Темис, начальник отдела прочности КБ им. А. Люльки М.А. Богданов, профессор, представитель ИМАШ РАН С.М. Каплунов, ученик Бориса Федоровича, успешно защитивший при его консультировании кандидатскую и докторскую диссертации Б.Б. Коровин, представляющий ЛИИ им. М.М. Громова, бывший генеральный конструктор НПЦГ «Салют» и заместитель начальника отделения динамики и прочности ЦИАМ М.Е. Колотников, доцент МАИ, в прошлом заместитель начальник отделения динамики и прочности ЦИАМ А.И Архипов, вдова, коллега и помощница Бориса Федоровича Г.В. Мельникова. Каждый подчеркивал его авторитет в отрасли, искреннюю заинтересованность в решении любой возникающей проблемы и деятельное участие в поиске её причин и их устранении.

Выступавшие отдавали дань уважения многолетней высокоэффективной работе Бориса Федоровича, отмечали его авторитет в отрасли и выдающийся вклад в создание и развитие научной школы динамики и прочности авиационных двигателей. Многие делились воспоминаниями о встречах и совместных работах, подчеркивая уникальное качество Б.Ф. Шорра – искреннюю заинтересованность в решении любой возникающей проблемы и деятельное участие в поиске её причин, а затем – и в их устранении.

В этот день прозвучало еще много теплых, искренних и пронзительных слов, сказанных о коллеге, друге, наставнике и просто удивительном и незаурядном человеке – Борисе Федоровиче Шорре.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
23 янв 2025
Ростех разработал интерактивный интерфейс для операторов станков
22 янв 2025
Производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф
22 янв 2025
ОДК применяет аддитивные технологии для создания авиационных двигателей
22 янв 2025
Чтобы лайнер скорее взлетел. Иркутский авиазавод освоил новое производство для МС-21 - раньше узлы готовили в Ульяновске
22 янв 2025
Концерн «Калашников» впервые представит новейшие ударные «КУБы» в Абу-Даби
22 янв 2025
В Самаре завершают изготовление фюзеляжа самолета ТВРС-44 "Ладога"
22 янв 2025
В России нашли экологичный метод создания материалов для авиастроения
21 янв 2025
НПЦ "Ушкуйник": опыт СССР лежит в основе успеха Новгородчины в развитии БАС
21 янв 2025
Белоруссия и Россия обсуждают создание совместной программы в области авиастроения
21 янв 2025
Антон Алиханов побывал в индустриальном парке «Руднево»
21 янв 2025
В Ростовской области производители беспилотных авиасистем получат льготные займы
21 янв 2025
Японцы сделали всенаправленный сферический дрон
21 янв 2025
В Лобне откроется предприятие авиационной отрасли
21 янв 2025
Анонсы Мероприятий
20 янв 2025
На Иркутском авиазаводе ОАК приступил к разделке отверстий в узлах навески киля МС-21
20 янв 2025
Белоруссия выпустит первый совместный с Россией самолет "Освей" в 2026 году
20 янв 2025
Предприятия Пермского регионального отделения СоюзМаш наградили за вклад в развитие края
20 янв 2025
Высокопрочную технологическую оснастку для авиадеталей методом 3D-печати создают в ИРНИТУ
20 янв 2025
Ростех: борьба США с российским авиапромом способствовала пожарам в Лос-Анджелесе
20 янв 2025
В Петербурге открыли научно-производственный комплекс гражданских беспилотников
20 янв 2025
5-6 февраля - дни беспилотной авиации на выставке НАИС
17 янв 2025
Эксперты согласовали проект постройки инновационного авиакомплекса
16 янв 2025
Пермские ученые придумали новый тест для повышения надежности авиадвигателей
16 янв 2025
Базовый авиаперевозчик Норильска планирует приобрести 10 самолетов МС-21
23 янв 2025
«РТ-Техприемка» познакомила студентов Московского Политеха с новыми ИТ-разработками в области метрологии
22 янв 2025
Заместителем гендиректора ОАК по экономике и финансам назначена Ольга Осауленко
22 янв 2025
На научно-техническом семинаре представители КБ ОАК обменялась передовым опытом цифрового моделирования
21 янв 2025
Ростех поставил российским авиакомпаниям 14 новых вертолетов
20 янв 2025
ГосНИИАС в 2024 году: ключевые итоги и перспективы
20 янв 2025
Ко дню рождения основателя ЦАГИ Н.Е. Жуковского
15 янв 2025
Двигатели ОДК обеспечили 15 пусков ракет-носителей «Союз» в 2024 году
14 янв 2025
НЦМУ «Сверхзвук» - «Искусственный интеллект и безопасность полётов»: итоги работ специалистов ГосНИИАС за 2024 год
13 янв 2025
Губернатор Пермского края встретился с председателем Пермского регионального отделения СоюзМаш России
13 янв 2025
Дети сотрудников ОДК из новых регионов провели зимние каникулы в Москве
30 дек 2024
«Косатки» Ми-8МТВ-1 совершили перелет в 6300 км
28 дек 2024
Город начинается с ЦАГИ: развивая туристическую привлекательность наукограда Жуковского
28 дек 2024
Будущие инженеры ОДК изучили технологию искусственного интеллекта на стажировке в Китае
28 дек 2024
Специалисты ГосНИИАС выступили на форуме "Человеческий фактор в авиации"
28 дек 2024
Авиамоделисты ЦАГИ стали лучшими на международном турнире
27 дек 2024
На НАЗ «Сокол» создается корпоративный Центр компетенций по литейному производству
27 дек 2024
ЦАГИ заключил соглашение с Санкт-Петербургским политехническим университетом П
27 дек 2024
Специалисты ГосНИИАС награждены медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени
26 дек 2024
ЦАГИ провел III Научно-практическую конференцию аспирантов
26 дек 2024
Двигатели ОДК обеспечили запуск ракеты-носителя со спутником «Ресурс-П»
25 дек 2024
Эксперты обсудили развитие авиастроительной отрасли
25 дек 2024
Технопарк ЦАГИ продемонстрировал дистанционные технологии обучения студентам РАНХиГС
24 дек 2024
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-57 и Су-34
24 дек 2024
Мера ответственности: подразделению измерительной техники и метрологии ЦАГИ – 80 лет
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».