Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 16.04.2024
Источник: ФАУ "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова"

В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре

На территории ЦИАМ открыли мемориальную доску в память о выдающемся ученом в области механики и авиационного двигателестроения, ветеране Великой Отечественной войны, ветеране труда Борисе Федоровиче Шорре.
В церемонии приняли участие руководство ЦИАМ, коллеги Бориса Федоровича в разные годы его работы, ветераны Института, представители предприятий отрасли, в том числе пять начальников отделов прочности двигателестроительных КБ, родные, близкие, друзья, многочисленные ученики и последователи.

От руководителей и сотрудников большого количества предприятий и организаций, не сумевших посетить в этот день ЦИАМ, были получены письма, в которых говорилось о больших заслугах Бориса Федоровича и выражалось одобрение решения руководства Института об увековечивании памяти Б.Ф. Шорра.

Участники мероприятия собрались у легендарного 22 корпуса, в котором трудились выдающиеся, талантливые ученые, оставившие яркий свет в истории авиационной науки. Одним из них был Борис Федорович. В этих стенах он весьма плодотворно провел многие годы своей трудовой жизни, работая с такими корифеями науки, как И.А. Биргер, С.В. Серенсен, мемориальные доски которым украшают фасад корпуса отделения прочности.

Собрание открыл заместитель генерального директора-директор исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность» Ю.А. Ножницкий. Он кратко рассказал о жизненном пути Бориса Федоровича и его большом вкладе в науку создания двигателей, воспитание нескольких поколений ученых и специалистов.

В 1948 году Б.Ф. Шорр окончил Московский авиационный институт, получив специальность «инженер-механик по авиационным двигателям», в ЦИАМ работал с 1949 по 2023 год.

С самого начала он занимался в ЦИАМ вопросами прочности и спустя некоторое время стал сотрудником прочностной лаборатории № 14. Работал инженером, старшим и ведущим инженером, старшим научным сотрудником. С 1965 по 1993 г. был начальником отдела динамики отделения динамики и прочности, заместителем начальника отделения.

В 1955 году Б.Ф. Шорр защитил кандидатскую диссертацию, в 1965 году – докторскую, в 1970 году ему присвоено ученое звание профессора. Долгие годы Борис Федорович был председателем диссертационного совета.

Многие результаты его научных работ нашли применение не только в авиадвигателестроении, но и способствовали развитию ряда направлений механики деформируемого твердого тела. Он разработал: прикладную теорию закрученных стержней и на ее основе – практические методы расчета прочности и колебаний лопаток турбомашин, нашедшие широкое применение в промышленности; методы расчета частот и форм собственных колебаний рабочих колес турбомашин; усовершенствованные методы расчета динамических нагрузок в зубчатых передачах; принципы вибрационной диагностики; провел обширные исследования динамики авиадвигателей. В числе его работ также новый метод расчета нестационарных динамических процессов в деталях машин и основы конечно-элементного волнового подхода и прямого математического моделирования; методы расчета напряжений в лопатках компрессоров при воздействии попадающих в двигатель птиц, льда и града.

Существенен вклад Бориса Федоровича в развитие методов исследования термопрочности при неизотермическом нагружении, методов подтверждения ресурса двигателей и критических по последствиям разрушения деталей. Он принимал непосредственное участие в создании и повышении надежности практически всех советских и российских авиационных двигателей. Участвовал в создании Норм летной годности самолетов, Норм прочности газотурбинных двигателей и других нормативных технических документов. Результаты научной деятельности Б.Ф. Шорра опубликованы в 19 книгах и в более чем 200 печатных работах. Им получено 20 патентов и авторских свидетельств на изобретения.

– Борис Федорович Шорр был настоящим исследователем – увлеченным, принципиальным, философски подходил к жизни и к делу, которому посвятил себя, – отметил в своём приветственном выступлении генеральный директор ЦИАМ А.Л. Козлов. – Он – один из ярких представителей знаменитой на весь мир научной школы прочности ЦИАМ и, безусловно, легендарная личность для Института. Вся его трудовая биография связана с ЦИАМ, здесь он проработал 74 года!

Сегодня Борису Федоровичу исполнилось бы 98 лет. Его уход – невосполнимая утрата для отрасли, Института, для родных и близких ему людей, коллег и друзей. Наш долг – хранить светлую память о выдающейся личности Бориса Федоровича, передать новым поколениям и последователям его ценное наследие – результаты многолетних трудов. Пусть через годы этот пример профессионального подвига вдохновляет молодежь и будет образцом достойного служения науке, авиации и Отечеству.

К мероприятию в память о Борисе Федоровиче присоединился ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана М.В. Гордин. Обращаясь к участникам церемонии, он подчеркнул, что ученые уровня Б.Ф. Шорра составляют основу ЦИАМ, его научных школ и являются движущей силой для Института.

– Мы видим здесь много мемориальных досок в память о великих людях, создававших славу школе прочности ЦИАМ и советской авиационной науке. Я думаю, что появление мемориальной доски в память о Борисе Федоровиче подтверждает: научная школа живет и продолжает развиваться, – сказал Михаил Валерьевич.

С большой теплотой отозвался о Борисе Федоровиче патриарх отечественного двигателестроения – Президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) В.М. Чуйко. В «золотой» период авиадвигателестроения он занимал должность заместителя Министра Авиапрома СССР и был прекрасно осведомлен о том, чем «болел» каждый создаваемый в стране двигатель. Столь же хорошо он знал и специалистов, работающих над устранением этих проблем.

Виктор Михайлович вспоминал, что познакомился с Борисом Федоровичем, будучи сотрудником запорожского конструкторского бюро, и был поражен тому, как он практически мгновенно определили далеко не очевидную причину дефекта двигателя.

– Благодаря таким людям, как Борис Федорович сегодня отделение прочности не теряет своей прочности и пользуется заслуженным авторитетом среди ученых и в промышленности. В жизни блестящий ученый Б.Ф. Шорр был человеком простым, никогда не выпячивал заслуг, но своими делами он заложил тот фундамент, который еще долгие годы будет надежной основой для новых работ коллектива ЦИАМ, – убежден Виктор Михайлович.

– Как все талантливые люди, он выделялся среди других, – поделился своими воспоминаниями Ю.А. Ножницкий, много лет работавший с Б.Ф. Шорром. – Это был очень интересный в общении человек, и талант его был разнонаправленным. Борис Федорович писал замечательные философские стихи.

История пестрит фактами о непродолжительности и трагичности судеб поэтов. В свою очередь, философы как правило – долгожители. Я считаю, что Борису Федоровичу посчастливилось прожить большую и яркую жизнь, и это наводит на мысль, что философский склад в нем все же победил.
В любом возрасте Борис Федорович продолжал оставаться на острие событий, был в состоянии поиска и никогда не ставил перед собой границ. Так свое 95-летие он встретил в привычном ему активном творческом порыве – завершал работу над новой уникальной для авиасообщества книгой «Птицестойкость авиационных газотурбинных двигателей», одновременно продолжал успешно руководить аспирантами и участвовать в выполнении научно-исследовательских и договорных работ. Эта книга стала «лебединой песней» ученого и получила престижную национальную научную премию имени профессора Н.Е. Жуковского, которая стала второй в жизни выдающегося прочниста.

В день торжества светлой памяти над временем многие пожелали вспомнить добрым словом близкого и важного для себя человека. На собрании выступили заведующий кафедрой МАИ А.Б. Агульник, главный научный сотрудник ЦИАМ – коллега Б.Ф. Шорра, главный редактор журнала «Авиационные двигатели» Ю.М. Темис, начальник отдела прочности КБ им. А. Люльки М.А. Богданов, профессор, представитель ИМАШ РАН С.М. Каплунов, ученик Бориса Федоровича, успешно защитивший при его консультировании кандидатскую и докторскую диссертации Б.Б. Коровин, представляющий ЛИИ им. М.М. Громова, бывший генеральный конструктор НПЦГ «Салют» и заместитель начальника отделения динамики и прочности ЦИАМ М.Е. Колотников, доцент МАИ, в прошлом заместитель начальник отделения динамики и прочности ЦИАМ А.И Архипов, вдова, коллега и помощница Бориса Федоровича Г.В. Мельникова. Каждый подчеркивал его авторитет в отрасли, искреннюю заинтересованность в решении любой возникающей проблемы и деятельное участие в поиске её причин и их устранении.

Выступавшие отдавали дань уважения многолетней высокоэффективной работе Бориса Федоровича, отмечали его авторитет в отрасли и выдающийся вклад в создание и развитие научной школы динамики и прочности авиационных двигателей. Многие делились воспоминаниями о встречах и совместных работах, подчеркивая уникальное качество Б.Ф. Шорра – искреннюю заинтересованность в решении любой возникающей проблемы и деятельное участие в поиске её причин, а затем – и в их устранении.

В этот день прозвучало еще много теплых, искренних и пронзительных слов, сказанных о коллеге, друге, наставнике и просто удивительном и незаурядном человеке – Борисе Федоровиче Шорре.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
27 мая 2024
МС-21 выполнил автоматическую посадку по категории IIIA ICAO на российских двигателях ПД-14
27 мая 2024
NASA обещает, что экспериментальный сверхзвуковой самолет поднимется в небо в конце года
27 мая 2024
Серийное производство российско-белорусского самолета "Освей" может начаться в 2027 году
27 мая 2024
На Авиастаре побывали студенты Самарского университета
27 мая 2024
Улан-Удэнский авиазавод направит на целевое обучение в 2024 году 90 человек
27 мая 2024
ВВС США опубликовали новые фотографии бомбардировщика-невидимки B-21
27 мая 2024
В Перми нашли способ уменьшения брака при изготовлении лопаток перспективных двигателей
24 мая 2024
В Воронеже на создание проекта мотогондол для российских самолетов направят 10,5 млрд рублей
24 мая 2024
Канадские производители БПЛА Drone Delivery Canada и Volatus Aerospace объединяются
24 мая 2024
Сотрудники ИРНИТУ провели эксперименты по применению запатентованного сверла для сборки агрегатов самолета SJ-100
24 мая 2024
Почти 300 самолетов Boeing 777 могут взорваться в воздухе из-за неисправности
23 мая 2024
ОАК активизирует внедрение отечественной PLM-платформы для проектирования авиационной техники
23 мая 2024
Сергей Лавров: Россия из-за санкций США активно работает над импортозамещением в авиаотрасли
23 мая 2024
Сделано в НГТУ НЭТИ: вуз презентовал беспилотник "САРМА"
23 мая 2024
Н-20 против В-21: кто кого и за сколько?
22 мая 2024
ОАК надеется, что самолеты РФ будут использоваться также долго, как Boeing и Airbus
22 мая 2024
Учёные МАИ предложили новый способ борьбы с обледенением самолётов
22 мая 2024
В России разработают новые полярные беспилотники
22 мая 2024
Эксперты рассказали о возможностях истребителя-бомбардировщика Су-34
21 мая 2024
Почти 1 тыс. самолетов поставят гражданской авиации в России до 2030 года
21 мая 2024
Разработчик сообщил, что БПЛА Supercam S350M стал более устойчив к средствам РЭБ ВСУ
21 мая 2024
РГАТУ имени П.А. Соловьева и РТУ МИРЭА расширяют сотрудничество
21 мая 2024
В ПАО «Яковлев» будут обучать специалистов, не относящихся к авиационному персоналу
21 мая 2024
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков
27 мая 2024
В ОДК заменяют натурные испытания авиадвигателей математическим моделированием
27 мая 2024
В ГосНИИАС пройдет семинар «Средства разработки критических по безопасности систем»
27 мая 2024
В ОДК-СТАР ждут победителей олимпиады «Звезда»
27 мая 2024
Сотрудники ЦАГИ приняли участие в X Казанском марафоне - 2024
24 мая 2024
Ростех поставил два новых Ми-8МТВ-1 для работы в Арктике
24 мая 2024
Научный руководитель ЦАГИ – в программе «Поздняков» телеканала НТВ
24 мая 2024
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в конференции «Транспортное и специальное тренажеростроение»
24 мая 2024
На предприятии "Салют" молодежь вовлекают в решение научных и производственных задач
24 мая 2024
В ОДК-УМПО расширена программа социальной поддержки сотрудников
23 мая 2024
ОАК активизирует внедрение отечественной PLM-платформы для проектирования авиационной техники
23 мая 2024
ОДК представляет проекты по цифровой трансформации на конференции ЦИПР
23 мая 2024
Состоялось празднование юбилея научного руководителя ГосНИИАС Е.А. Федосова
23 мая 2024
Молодые специалисты ГосНИИАС стали призерами «Гагаринских чтений»
23 мая 2024
КВЗ принимает заявки на целевое обучение в проект "Крылья Ростеха"
22 мая 2024
В СибНИА продолжаются работы по исследованию применимости принципов бионического дизайна в авиастроении
22 мая 2024
ЦАГИ продолжает исследования по созданию магистрального самолета нового поколения
22 мая 2024
«Вертолеты России» увеличат набор студентов по проекту «Крылья Ростеха» на 50%
22 мая 2024
Учебный центр РАТА начал подготовку неавиационного персонала на МС-21
21 мая 2024
ОДК начнет «выращивать» крупногабаритные детали для нового авиадвигателя ПД-35
21 мая 2024
ЦАГИ примет участие в работе кластера «Небо» на форуме «Инженеры будущего – 2024»
21 мая 2024
Открыт набор на обучение инженеров-конструкторов по программе "Крылья Ростеха"
21 мая 2024
ОДК будет развивать технологии 3D-печати с петербургским морским университетом
21 мая 2024
В ЦИАМ состоялось торжественное собрание в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне
20 мая 2024
Команда ОДК-СТАР вошла в тройку победителей конкурса проектов "Кибердром.2024"
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».