В ЦАГИ прошла встреча с производителем отечественных композитов
Создание и применение в конструкциях современных летательных аппаратов полимерных композиционных материалов (ПКМ) - один из приоритетов развития авиастроения. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") проводит расчетно-экспериментальные исследования отечественных перспективных ПКМ, взаимодействуя с их производителями, в частности - ООО "ИТЕКМА".
В конце марта на площадке Технопарка ЦАГИ состоялась рабочая встреча с руководством компании. На ней присутствовали первый заместитель генерального директора ФАУ "ЦАГИ", доктор физико-математических наук Александр Медведский, заместитель генерального директора - начальник центра прочности летательных аппаратов ФАУ "ЦАГИ" Михаил Зиченков, руководитель управления инновационной инфраструктуры и технологий ФАУ "ЦАГИ" Дмитрий Чернышев и др. ООО "ИТЕКМА" на совещании представляли заместитель генерального директора по развитию Вадим Микрин, технический директор Александр Бабкин, руководитель отдела прочности Михаил Козлов и др.
Ранее в рамках Международного конгресса по аэронавтике, прошедшего 4-5 декабря 2023 года в Москве, было подписано стратегическое соглашение о сотрудничестве между руководителями ЦАГИ и ООО "ИТЕКМА". Среди основных направлений кооперации - разработка интеллектуальных, функциональных и других материалов и многокомпонентных полимерных систем; проектирование, создание и изготовление деталей, элементов и частей летательных аппаратов, их физических моделей, оснастки для производства; формирование комплексной технологии обнаружения ударных повреждений и оперативного ремонта (в полевых условиях) композитных авиаконструкций; проведение физико-химических испытаний новых ПКМ и др. Кроме того, предполагается подача совместных заявок на гранты различных фондов, в том числе Российского научного фонда.
Мероприятие открыл Михаил Зиченков: "Композиционные материалы сегодня активно внедряются в силовые конструкции российских перспективных летательных аппаратов. Они обладают такими свойствами, как легкость, прочность, технологичность. Одна из наших ключевых задач - изучение поведения композитов при воздействии различных внешних факторов и нагрузок, в этом направлении важно сотрудничать с промышленными предприятиями - производителями ПКМ". В свою очередь, Вадим Микрин отметил, что для разработки инновационных материалов, поиска новых решений в этой области промышленности необходима поддержка прикладной науки - в частности, ЦАГИ, обладающего высоким научным потенциалом.
В настоящее время ЦАГИ и ООО "ИТЕКМА" начали проведение совместных поисковых исследований, целью которых является создание эффективной процедуры определения пористости ПКМ с помощью лазерно-ультразвукового метода неразрушающего контроля. В ходе работ будут получены экспериментальные зависимости характеристик прочности образцов ПКМ от их пористости. Предполагается, что новая разработка позволит оценивать прочность композитных авиаконструкций как в лабораторных условиях, так и заводских цехах и на аэродромах. Данные исследования планируется завершить к концу 2024 года.
"В настоящее время в отечественном авиапроме проводится активная работа по импортозамещению комплектующих изделий, в том числе выполненных из ПКМ. Для испытаний новых материалов и элементов конструкций мы можем предложить широкий набор экспериментальных установок, в том числе климатическую базу ЦАГИ - стенды нагревания и охлаждения, влагонасыщения с имитацией воздействия дождя, тумана и др. Также в институте развиты технологии неразрушающего контроля - как традиционные методики, так и перспективные - например, метод инфракрасной термографии", - отметил, подводя итоги совещания, Александр Медведский.
Для организации эффективного взаимодействия в краткосрочной перспективе было выделено шесть актуальных научно-технических направлений, деятельность по которым будет вестись в формате рабочих групп.