Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 03.05.2024
Источник: АО "Авиасалон"

Су-33УБ: боевые и учебные крылья морской авиации

29 апреля 1999 года состоялся первый полет опытного экземпляра нового корабельного учебно-боевого самолета Су-33УБ, ставшего важной вехой в развитии палубной авиации России. Сегодня, спустя четверть века после этого знакового события, ведутся работы по созданию нового поколения самолетов с использованием технологий укороченного взлета и посадки. На авиасалоне МАКС-2021 состоялись премьеры концептов самолетов, которые могут составить будущее российской палубной авиации.
31 августа 1998 года указом Президента Российской Федерации на вооружение Военно-морского флота (ВМФ) России был принят корабельный истребитель Су-27К, который разрабатывался в ОКБ Сухого с 1970-х годов на основе тяжелого истребителя Су-27 и к тому времени уже был запущен в серию. Су-27К (впоследствии Су-33) опирался на конструктивно-компоновочные решения сухопутного Су-27, сохраняя все его достоинства и одновременно обеспечивая выполнение задач противовоздушной и противоракетной обороны на море.

Вопрос подготовки строевых палубных летчиков остро стоял в течение длительного времени. Посадка на палубу авианосца справедливо считается одним из сложнейших элементов летной подготовки. Если стандартная длина ВПП составляет порядка двух километра, то на авианосце "Адмирал Кузнецов" – примерно 170 метров, что требует от палубных летчиков ювелирной работы, хладнокровия и способности мгновенно принимать адекватное решение в нештатной ситуации: касание машины с посадочной массой до 26 тонн нужно обеспечить в пределах "пятачка" длиной около 40 (!) метров.

Учебно-боевая машина разработки ОКБ Сухого и отличалась от базового варианта компоновкой кабины, в которой обучаемый пилот и инструктор сидели не друг за другом, а бок о бок. Это обеспечивало более плотное взаимодействие членов экипажа в полете и позволяло выполнить жесткие ограничения на положение глаз летчика, которые накладывала оптическая система захода на посадку на палубу авианосца: при тандемном размещении пилот в задней кабине находится несколько выше переднего летчика, что затрудняет использование оптической посадочной системы.

Сокращение в конце 1980-х финансирования работ по созданию новых российских авианосцев отразилось и на развитии палубной авиации. Работы по проекту нового учебно-боевого самолета были остановлены. Однако идея новой компоновки двухместной кабины позволяла значительно расширить область применения базового Су-27, создав на его основе палубный бомбардировщик, тактический разведчик и другие модификации. К тому же было очевидно, что обучение летного состава корабельного авиаполка на самолетах Су-25УТГ недостаточно для освоения методики взлета и посадки Су-27К на палубу авианосца. В ОКБ Сухого вновь вернулись к вопросу создания специального учебно-боевого варианта палубного самолета. В конце 1990-х работы были форсированы благодаря инициативе ОКБ и серийного завода в Комсомольске-на-Амуре. Части первого опытного Су-33УБ строились на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении, а его окончательная сборка велась в Москве, куда самолет доставили в разобранном виде.

Первый летный экземпляр, получивший обозначение Су-27КУБ (позднее – Су-33УБ), был собран во второй половине 1998 года. Серьезные изменения коснулись не только конструкции кабины экипажа. Существенно обновлена была аэродинамика самолета, что позволило на 10 % повысить его аэродинамическое качество. Применение "интеллектуального" адаптивного крыла с эластичной обшивкой носка, в котором отсутствовали щели, обеспечивало плавность формы и позволяло в сочетании с отклонением флаперонов постоянно оптимизировать профиль крыла в соответствии с конкретным режимом полета, а также устраняло перетекание воздуха с нижней поверхности на верхнюю. Кроме того, крыло Су-33УБ за счет большего размаха имело увеличенную площадь, была увеличена площадь рулей вертикального оперения, изменена форма и увеличена площадь переднего горизонтального оперения. В результате были существенно улучшены летно-тактические характеристики, самолет приобрел исключительно высокую топливную эффективность. Опытный истребитель был оснащен доработанным "морским" вариантом двигателя АЛ-31Ф, работу которого контролировала цифровая система автоматического управления. Самолет был оснащен катапультными креслами К-36Д, получил усиленное шасси, выдерживающее удары при посадке, систему дозаправки в воздухе и специальное навигационное оборудование.

Первый полет Су-33УБ состоялся 29 апреля 1999 года с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова, машину подняли в воздух опытнейшие летчики-испытатели Виктор Пугачев и Сергей Мельников, которые долгое время вели испытания отечественных корабельных истребителей. Получасовой полет прошел успешно.

Создание Су-33УБ ознаменовало собой революционный скачок в "интеллектуализации" борта, получившего уникальный цифровой процессор с быстродействием в десятки миллиардов операций в секунду, новую архитектуру и современную элементную базу, что позволило снизить массу бортового радиоэлектронного оборудования при увеличении его возможностей. Многоканальный информационный комплекс обеспечивал экипажу круговую информацию о воздушной обстановке. Особое внимание уделялось отработке информационно-управляющего поля кабины экипажа, в котором был реализован принцип "темной кабины" (при штатной работе систем она не напоминает о себе экипажу) и сведено к минимуму число управляющих органов, что позволяло полностью сконцентрироваться на выполнении боевой задачи.

Фактически учебно-боевой Су-33УБ являлся многофункциональной машиной, способной решать широкий круг боевых задач – от поражения воздушных целей до применения высокоточного оружия по кораблям и наземным объектам противника. Уникальные характеристики позволяли использовать самолет не только в морской авиации. Он мог базироваться на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами и, благодаря наличию складного крыла, размещаться во всех типах ангаров, имеющихся в распоряжении Военно-воздушных сил России. Увы, развития программа учебно-боевого палубного самолета не получила, опытный самолет остался в единственном экземпляре.

Тема палубной авиации неразрывно связана с историей авиасалона МАКС. Еще в 1992 году перед посетителями "Мосаэрошоу-92" предстал первый отечественный палубный истребитель Су-33. С тех пор эти самолеты являлись постоянными участниками программы салона. На МАКС-2015 в небо над Жуковским поднялся многоцелевой истребитель Су-30СМ морской авиации Военно-морского флота РФ, который с 2017 года стал основным самолетом сил оперативно-тактической авиации берегового базирования Морской авиации (МА) ВМФ России. С тех пор незабываемыми событиями летной программы МАКС станут показательные одиночные и парные полеты летчиков морской авиации на Су-30СМ, демонстрирующие уникальные элементы высокоманевренного пилотажа. Вместе с ними сверхманевренные возможности Су-30СМ демонстрирует знаменитая пилотажная группа "Русские Витязи" и выдающиеся летчики-испытатели России. Навсегда в памяти завсегдатаев МАКС останутся управляемый плоский штопор на Су-30СМ летчиков МА ВМФ, невероятное по сложности исполнение на Су-30СМ синхронного пилотажа, включая парный колокол на минимальном расстоянии, впервые исполненный на МАКС-2019 летчиками-испытателями отцом и сыном Вячеславом и Евгением Аверьяновыми.

Тема разработки следующего поколения палубных самолетов также находит отражение в программе авиасалонов МАКС. Так на МАКС-2021 был представлен концепт перспективного комплекса палубной авиации Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" в составе многофункционального корабельного истребителя пятого поколения и работающего с ним в связке беспилотника массой более 10 тонн. Кроме того, в рамках авиасалона состоялась премьера прототипа первого российского однодвигательного легкого истребителя Су-75 от компании "Сухой" (Checkmate), который также может стать платформой для создания перспективного палубного истребителя.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 июн 2024
В Минобороны разработали уникальный ударно-транспортный беспилотный летательный аппарат «Перун»
18 июн 2024
В Новосибирской области создан научно-производственный центр беспилотных авиасистем
18 июн 2024
Научный парк МГУ представит в Китае российские проекты в сферах биотеха и авиации
18 июн 2024
Ростех не планирует передавать ОАК под контроль других компаний
18 июн 2024
NYT узнала о самолетах Boeing и Airbus с деталями из титана с поддельной сертификацией
18 июн 2024
Самолет электронного контроля А-100 "Премьер" проводит испытательные полеты
18 июн 2024
Сергей Кравцов и Сергей Чемезов договорились о дальнейшем сотрудничестве в сфере подготовки рабочих кадров
17 июн 2024
Как Россия и Беларусь будут развивать авиастроение
17 июн 2024
FAA начало проверку из-за титана с неясным происхождением в самолетах Airbus и Boeing
17 июн 2024
Академия Ростеха увеличила количество участников программы кадрового резерва Госкорпорации
17 июн 2024
ГТЛК поставила первые гражданские беспилотники по государственному заказу
17 июн 2024
ПИШ "Технологии двигателестроения" получила оборудование для проведения опытов по физике
14 июн 2024
Новый иранский транспортник поднялся в воздух
14 июн 2024
Выставка в честь 90-летия КнААЗ открылась в краеведческом музее Комсомольска-на-Амуре
14 июн 2024
Определены победители профориентационного чемпионата "Построй карьеру в ОДК"
14 июн 2024
Дмитрий Ядров рассказал о снятии административных барьеров для развития рынка БАС
14 июн 2024
В центре "Небесный воин" создали квадрокоптер с системой сброса ВОГов револьверного типа
14 июн 2024
Финский концерн Patria приобрел производителя дронов Nordic Drones
13 июн 2024
Дума приняла закон для поддержки российских разработчиков и производителей беспилотников
13 июн 2024
В России на 237% повысили твердость алюминиевого сплава для авиапромышленности
13 июн 2024
"Рособоронэкспорт" наблюдает рост спроса на Су-25, Ка-52 и беспилотник "Орлан"
13 июн 2024
Литьевые полиамиды способны совершить революцию в производстве БПЛА - эксперт
13 июн 2024
В Кремле заявили о надежности российской авиатехники
13 июн 2024
Компания Baykar представила новый боевой беспилотник Kalkan Diha
18 июн 2024
ОАК поставила Минобороны партию бомбардировщиков Су-34
18 июн 2024
Навстречу научной кооперации: ЦАГИ примет участие в организации международного симпозиума «Рахматулинские чтения»
18 июн 2024
ОДК будет ремонтировать двигатели с помощью новых материалов и технологий
18 июн 2024
На московском предприятии «Салют» студенты «Крыльев Ростеха» освоили рабочие профессии
18 июн 2024
Предприятия КРЭТ в трех регионах принимают участие в ярмарках вакансий для ветеранов СВО
17 июн 2024
«Летающая лаборатория» Ту-214 совершила первый полет
17 июн 2024
На тамбовском заводе КРЭТ создано бюро по обслуживанию изделий для гражданской авиации
14 июн 2024
Директору Иркутского авиационного завода Александру Вепреву присвоено звание Героя Труда
14 июн 2024
В Технопарке ЦАГИ обсудили вопросы развития беспилотной отрасли
14 июн 2024
ММП имени В.В. Чернышева помогает строить карьеру в ОДК
13 июн 2024
ОДК-Сатурн стимулирует решение задач по развитию производственной системы
13 июн 2024
Рыбинские студенты «Крыльев Ростеха» освоили рабочие профессии
13 июн 2024
Студенты Полиграфического института Московского Политеха пройдут практику на предприятии «РТ-Техприемка»
13 июн 2024
Московское предприятие «Салют» увеличит подготовку мультиспециалистов в колледжах
11 июн 2024
Импортозамещенный SJ-100 приступил к сертификационным летным испытаниям
11 июн 2024
Ростех передал Минобороны партию учебно-боевых самолетов Як-130
11 июн 2024
К новым высотам авиационной науки: ученые ГосНИИАС отмечены федеральными и ведомственными наградами
11 июн 2024
Предприятия ОДК посетили более 11 тысяч участников акции «Неделя без турникетов»
10 июн 2024
ОАК в ходе ПМЭФ работает над развитием кадрового потенциала, кооперационных и международных связей
10 июн 2024
ГосНИИАС — участник Международного технологического конгресса
10 июн 2024
Специалисты ГосНИИАС разработали метод обеспечения кибербезопасности перспективных воздушных судов
10 июн 2024
ОДК и НОВИКОМ подписали соглашение о сотрудничестве на Петербургском экономическом форуме
10 июн 2024
При поддержке СибНИА пройдет Первенство России по планерному спорту среди спортсменов в возрасте от 12 до 16 лет в классе "начальный"
10 июн 2024
В ГосНИИАС провели практическое занятие для студентов ВУЦ при МАИ
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».