Авиахиты 2012 года // Корпорация "Иркут" наращивает поставки для ВВС РФ

Уже 19 декабря прошлого года официальный пресс-релиз ОАО "Корпорация "Иркут" цитировал президента Корпорации Олега Демченко: "Наше предприятие полностью выполнило обязательства по государственному оборонному заказу 2012-го года". В тот же день летчики учебного авиационного центра ВВС РФ перегнали три самолета Як-130 с аэродрома Иркутского авиационного завода — филиала ОАО "Корпорация "Иркут" — к месту постоянного базирования в город Борисоглебск.
В декабре 2011 года Министерство обороны РФ и ОАО "Корпорация "Иркут" подписали контракт на поставку ВВС России 55 учебно-боевых самолетов Як-130. В марте 2012 года заключен контракт, предусматривающий поставку ВВС России 30 истребителей Су-30СМ. По информации ОАО "Корпорация "Иркут", в 2012 году Корпорация поставила Военно-воздушным силам России 15 учебно-боевых самолетов нового поколения Як-130 и два многоцелевых истребителя Су-30СМ.
Примечательно, что также 19 декабря 2012 года был подписан контракт на поставку Министерству обороны РФ второй партии Су-30СМ в количестве 30 самолетов. Олег Демченко отмечает: "Высокий профессионализм сотрудников корпорации, отлаженное крупносерийное производство, эффективное взаимодействие с ведущими предприятиями ОАО "OAK", работа с поставщиками по долгосрочным контрактам — все это позволяет нам своевременно и с высоким качеством выполнять государственные и экспортные контракты".
"Наше предприятие длительное время работало на экспорт. Но мы целеустремленно готовились к поставкам новых машин ВВС России, поскольку строить самолеты для своей Родины — главная задача авиастроителей", — заявил глава ОАО "Корпорация "Иркут".
Корпорация "Иркут" под занавес прошлого года стала ньюсмейкером еще одного очень важного события в сфере оборонной промышленности. В рамках реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 года в Минске был подписан контракт между Министерством обороны Республики Беларусь и ОАО "Корпорация "Иркут" на поставку в 2015 году четырех учебно-боевых самолетов Як-130.
В церемонии подписания приняли участие Министр обороны Республики Беларусь Ю. В. Жадобин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь А. А. Суриков, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России А. В. Фомин, президент ОАО "Корпорация "Иркут" О. Ф. Демченко. Республика Беларусь стала первым государством СНГ, закупающим Як-130.
Как уже рассказывал "Промышленный еженедельник", двухместный учебно-боевой самолет Як-130 разработан ОАО "ОКБ им. А. С. Яковлева" (входит в состав ОАО "Корпорация "Иркут") и серийно выпускается на Иркутском авиационном заводе. Як-130 стал первым в мире учебно-боевым самолетом нового поколения, позволяющим на самом современном уровне обучать пилотов для боевых самолетов поколения "4+" и "5". Як-130 разработан по заказу ВВС России и соответствует современным требованиям международного рынка. Самолет предназначен как для обучения и боевой подготовки летного состава, так и боевого применения в простых и сложных метеоусловиях по воздушным и наземным целям, общая боевая нагрузка на девяти узлах внешней подвески может достигать 3000 кг.
Кроме того, Як-130 — первый в России серийный самолет, полностью построенный с использованием "сквозных" цифровых технологий. Их применение позволило снизить трудоемкость на 40%, сократить цикл изготовления на 25-30%, повысить качество сборки; сократить расходы на создание оснастки; создать базу для крупносерийного выпуска. Передовая аэродинамика, бортовое радиоэлектронное оборудование нового поколения, новейшие бортовые системы и силовая установка обеспечивают: высокую эффективность учебной подготовки и боевого применения; высокий уровень безопасности полетов; низкую стоимость летного часа и жизненного цикла. Летно-технические и маневренные характеристики Як-130 близки к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полета, самолет позволит на самом современном уровне решить задачу обучения пилотов для российских и зарубежных боевых самолетов поколения "4+" и "5".
Як-130 является основным компонентом учебно-тренировочного комплекса ВВС России, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры. Самолет отличается превосходной маневренностью и современным комплексом БРЭО, характерными для новейших боевых самолетов, а также высокой надежностью и длительным ресурсом. Як-130 является единственным в мире учебным самолетом с аэродинамической компоновкой и летно-техническими характеристиками дозвукового полета, аналогичными современному реактивному истребителю, репрограммируемая система управления полетом позволяет летчикам в короткое время осваивать и совершенствовать свои навыки в пилотировании новейших боевых самолетов семейства Су, МиГ и т. д. Примечательно также, что на базе Як-130 может быть разработан легкий ударный самолета, при этом степень унификации учебно-боевого и ударного вариантов предположительно будет достигать 90%.
Еще одним авиационным "хитом" от Корпорации "Иркут" стал в прошлом году стал Су-30СМ: два истребителя осенью "Иркут" передал ВВС России. Президент ОАО "Корпорация "Иркут" Олег Демченко прокомментировал: "Мы много лет работали на экспорт, а теперь начали поставлять самолеты Родине. Девять наших Як-130 уже летает в борисоглебском учебном центре, а сегодня мы передаем ВВС России два первых истребителя Су-30СМ. Это — историческое событие для нашего коллектива, для компании "Сухой", для всей "Объединенной авиастроительной корпорации".
Начальник Военного учебно-научного центра ВВС РФ "Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина" Александр Харчевский, присутствовавший при передаче техники, заявил: "Су-30СМ позволяют повысить боевые возможности ВВС России". Известный военный летчик, многие годы возглавлявший Центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС имени В. П. Чкалова, имеющий опыт пилотирования истребителей данного типа, отметил возможности Су-30СМ по одновременному обнаружению и поражению нескольких целей и его сверхманевренность.
"Важно, что этот самолет уже находится в серийном производстве и будет поступать в ВВС не единичными экземплярами, а эскадрильями", — подчеркнул генерал-майор Харчевский.
Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30СМ является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МК. Специалисты ОАО "ОКБ Сухого" адаптировали истребитель под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем. Также внесены изменения в состав вооружения.
Контракт на поставку в войска 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ в период до 2015 года между Министерством обороны РФ и ОАО "Корпорация "Иркут" был подписан в марте 2012 года.
"Промышленный еженедельник» уже писал, что программа Су-30СМ стала одним из национальных машиностроительных "хитов" этого года. Пожалуй, самым значительным профессиональным событием в отрасли накануне празднования Дня машиностроителя стал первый полет этого истребителя Су-30СМ, разработанного ОАО "ОКБ Сухого" и предназначенного для Министерства обороны России. Как сообщил тогда совместный официальный пресс-релиз Корпорации "Иркут", самолет Су-30СМ в его первом полете пилотировали летчики-испытатели ОАО "ОКБ Сухого": командир экипажа — летчик-испытатель 1 класса Сергей Владимирович Костин, штурман — заслуженный штурман-испытатель РФ Павел Николаевич Маловечко. Полет продолжался два часа и прошел без замечаний.
Как неоднократно заявляли самые высокопоставленные руководители Минобороны, поступление в Вооруженные Силы современных сверхманевренных двухместных истребителей Су-30СМ существенно увеличивает боевую мощь российских ВВС. Кроме того, технические возможности самолета позволяют достигать более высокого уровня подготовки летчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объема закупок боевой авиационной техники нового поколения.
***
ОАО «Научно-производственная корпорация "Иркут" занимает лидирующие позиции в российском самолетостроении. На долю компании приходится порядка 15% объема российского оружейного экспорта. Корпорация "Иркут" производит боевые самолеты Су-30 и Як-130. Министерство промышленности и торговли РФ по результатам 2008, 2009, 2010 и 2011 гг. присваивало ОАО "Корпорации "Иркут" звание лучшего экспортера в номинации "Авиастроение (самолетостроение)". За последние 10 лет выручка компании возросла более чем в три раза. Портфель заказов Корпорации "Иркут" по состоянию на начало июня 2012 года составляет около $7 млрд. Выручка компании в 2011 году превысила $1.6 млрд (по МСФО). Ее основу составляет экспорт многоцелевых истребителей типа Су-30МК и с 2011 года — учебно-боевых самолетов Як-130. Корпорация в качестве головного исполнителя активно работает над реализацией основного перспективного проекта авиационной промышленности России в сегменте гражданской авиации — созданием семейства ближне-среднемагистральных самолетов МС-21.