Эксперты о звуке: работники ЦИАМ приняли участие в научно-технической конференции по акустике "Суздаль-2025"
Новые методы измерения уровня шума в вертолетах и сверхзвуковых самолетах, возможности его снижения в салоне и на местности, а также вопросы, связанные с проблемами импортозамещения и ужесточением норм ИКАО в области авиаэкологии, ученые Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского") обсудили в рамках ХXI научно-технической конференции по аэроакустике в Суздале. Мероприятие, организованное ФАУ "ЦАГИ", как всегда объединило исследователей, инженеров и ведущих ученых, работающих в области аэроакустики и авиаэкологии, представителей авиационных предприятий и институтов, научно-исследовательских организаций и институтов РАН, и дало им возможность открыто обсудить полученные результаты, определить направления и пути развития в будущем.
Заместитель генерального директора ЦИАМ по науке А.В. Луковников в числе первых выступил на пленарном заседании с докладом, рассказав коллегам авиационной отрасли о перспективах развития и исследованиях в области создания авиационных двигателей и силовых установок.
- Наша основная роль - обеспечить промышленность научно-технической и экспериментальной поддержкой, определить перспективы развития авиационного двигателестроения, - отметил он. - В настоящее время ЦИАМ формирует облик двигателей текущего и следующего десятилетия (2030 - 2040 гг.). Ведем исследования по теме маршевых двигателей и вспомогательных силовых установок перспективных самолетов 5+ и 6-го поколений, малоразмерных газотурбинных, поршневых и роторно-поршневых двигателей. Активно исследуем альтернативные схемы двигателей - электрические, гибридные, изменяемого рабочего процесса и др. Но, чтобы решить задачи, которые ставит перед авиацией международная организация ИКАО по уровню шума, выбросам оксидов азота и других вредных веществ, российские ученые работают в тесной связке. И подобные конференции дают нам возможность продемонстрировать свои результаты и быть в курсе перспективных решений своих коллег.
Например, отдел "Технологии моделирования авиационных ГТД и силовых установок и системы информационной поддержки проектирования" представил на секции "Акустика авиационных двигателей и звукопоглащающие конструкции (ЗПК)" три доклада, сделанных старшим научным сотрудником отдела по результатам расчетов по нескольким актуальным проблемам аэроакустики с использованием разработанного им программного комплекса (ПК "ВиВТреккер").
Грамотой конференции был отмечен один из этих докладов, подготовленный с участием сотрудников АО "ОДК- Авиадвигатель", посвященный прямому расчету эволюции в осесимметричном канале акустического поля, генерируемого неоднородной системой ударных волн, что позволяет более достоверно предсказывать шум в дальнем поле по сравнению с традиционным подходом, основанным на анализе распространения суперпозиции индивидуальных мод. Интерес научного сообщества вызвал также доклад, посвященный валидации варианта ПК "ВиВТреккер", позволяющего дополнить возможности численного метода учетом ЗПК, посредством использования 2-х современных моделей импедансного граничного условия во временной области. В последнем из докладов представлено численное исследование резонансных колебаний в системе "осесимметричный канал воздухозаборника - рабочее колесо вентилятора", способных приводить к появлению областей со значительными уровнями акустического давления на дискретных частотах, некратных частоте следования лопаток ротора.
Также от ЦИАМ с докладами выступили начальник сектора отделения "Аэродинамика лопаточных машин воздушно-реактивных двигателей и газотурбинных установок", ведущий научный сотрудник отделения "Авиационные двигатели", главный научный сотрудник отдела "Газовая динамика и теплофизика силовых установок" и программист Центра "Информационных и суперкомпьютерных технологий".
Конференция длилась пять дней, в ней приняли участие порядка 150 ученых, прозвучало более 140 докладов на девяти секциях, также прошли тематических семинары и круглые столы.