Сергей Дементьев: Завод вышел на новый уровень производства
— Сергей Геннадьевич, как идет освоение серийного производства Ил-76МД-90А?
— Правительством России в 2006 году было принято решение о переносе производства "Илов" из Ташкента в Ульяновск. С этого времени на предприятии началось серьезное техническое перевооружение и переобучение персонала, т.к. параллельно была поставлена задача строительства самолетов в цифровом формате. Завод за эти 6 лет вышел на совершенно другой уровень производства с точки зрения и кадрового вопроса, и технического состояния.
За это время мы построили и подняли в воздух летный образец Ил-76МД-90А.
4 октября 2012 года самолет в присутствии Президента РФ совершил демонстрационный полет. В этот же день был заключен контракт с Министерством обороны РФ на поставку 39 самолетов Ил-76МД-90А.
В настоящее время летный образец успешно прошел заводские испытания и приступил к государственным. Также изготовлен ресурсный образец данного самолета. Он находится в ЦАГИ на испытаниях.
В производстве сейчас находятся еще три серийных самолета из установочной партии. Первая машина — в высокой степени готовности. На второй и третьей — ведется стыковка агрегатов.
В январе следующего года первая машина будет отправлена на ЛИК (летно-испытательный комплекс). И в 2014 году мы планируем передать два готовых самолета: один — в апреле, второй — в октябре.
— На какую мощность сегодня вышел "Авиастар", если говорить о серийном выпуске новых "Илов"?
— Сегодня наши сборочные и агрегатные мощности цехов уже позволяют изготавливать до 6-8 самолетов в год. По задачам, поставленным нам Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), к 2018 году мы должны выйти на мощность 18 самолетокомплектов в год.
— Какова сегодня ситуация с производством самолетов семейства Ту-204? Ведутся ли работы по их изготовлению, каков портфель заказов?
— Сегодня завод занимается поддержанием летного состояния авиалайнеров этого семейства. Если говорить о самолете Ту-204-100В, то производство этих машин приостановлено в связи с принятием в 2010 году решения о глубокой модернизации данной модификации в новую версию Ту-204СМ. Перед нами поставили задачу - построить два таких самолета. Завод с ней справился. В течение 2011-12 годов авиалайнеры проходили различные испытания, а в мае текущего года МАК выдал сертификат на Ту-204СМ. Думаю, что уже в ближайшее время мы узнаем первых контрактантов. В первую очередь в качестве потенциальных заказчиков рассматривается Правительство РФ. Возможен и интерес со стороны российских авиакомпаний.
Также в период 2014-2016 годов мы планируем выпускать самолеты другой модификации, Ту-204-300, скорее всего, в рамках консолидированного заказа, в компоновке VIP-класса. Конечно, для этого потребуются дополнительные ресурсы, персонал. Будут контракты — вопросы будем решать.
— В настоящее время завершается модернизация очередного "Руслана". Расскажите, как идет работа по этому транспортнику, каковы планы на ближайшие годы?
— Между "Авиастаром" и Министерством обороны России заключен контракт на восстановление летной годности и модернизацию парка "Русланов" (шесть самолетов). Два ВС уже передали заказчику, третий находится на летно-испытательном комплексе — его планируем передать заказчику в сентябре. Четвертый контрактный "Руслан" сделаем до конца года. Оставшиеся две машины отработаем в 2014 году. Параллельно завод занимается поддержанием летной годности парка "Русланов" авиакомпаний "Волга-Днепр" и "Полет".
— По-прежнему всех интересует, будет ли возобновлено производство Ан-124?
— В планах ОАК данная тема присутствует. Чтобы реализовать эту задачу, потребуется довольно значительное финансирование программы. Но прежде чем вкладывать эти средства, необходим конкретный консолидированный стартовый заказ.
— В чем заключается сегодня общая стратегия развития "Авиастара"? Каким программам уделяется наибольшее внимание?
— "Авиастар" позиционируется как головное предприятие по изготовлению транспортных самолетов. И основным продуктом сегодня является Ил-76МД-90А. Также мы являемся кооперантами по изготовлению транспортного самолета МТА. Это российско-индийский проект. Кроме того, завод занимается и гражданской тематикой. О теме Ту-204 и Ан-124 я уже говорил. В настоящее время завод также устанавливает интерьер на самолетах SSJ-100. Мы довольно серьезные участники проекта по изготовлению среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Уже в августе-сентябре этого года на территории завода откроется наше дочернее предприятие ЗАО "АэроКомпозит - Ульяновск". Новое предприятие будет выпускать детали из композиционных материалов для МС-21 и в интересах других перспективных программ ОАК.
— Производство развивается, требуются новые сотрудники и рабочие. Как на предприятии ведется кадровая политика?
— После подписания контракта на серийное производство Ил-76МД-90А с января этого года открылся прием новых сотрудников на завод. И понятно, что это нелегкий процесс. Но мы к этому готовились заранее. В 2010 году при поддержке правительства Ульяновской области открыли ресурсный центр. В прошлом году для подготовки и переподготовки инженерных кадров и основных рабочих профессий запустили свой учебный центр. У нас также заключены долгосрочные договоры с различными вузами — как с ульяновскими, так и иногородними: Самарским аэрокосмическим, Казанским технологическим, Московским авиационным университетами.
— Сколько сегодня основных рабочих трудится на заводе и какое количество новых сотрудников потребуется при выходе предприятия на полную мощность?
— У нас сейчас порядка 2000 основных рабочих. При выходе на максимальные мощности их численность должна увеличиться до 5000 человек. Но это под те заказы, что уже есть. Если добавится Ту-204 и другие контракты, людей понадобится еще больше.
— На предприятии для привлечения новых кадров, создания комфортных условий для работы и жизни реализуются различные социальные программы. Не могли бы вы вкратце рассказать о некоторых из них?
— В 2008 году мы реанимировали наш детский оздоровительный лагерь "Березка" в Тереньгульском районе. Последние два года загрузка лагеря стопроцентная, по 650 детей за летний период. Мы поддерживаем и молодежь. В 2010 году был сдан в эксплуатацию Дом молодежи. Сейчас в нем проживают 92 семьи. Условие лишь одно — оба супруга должны работать на "Авиастаре". Не оставляем без внимания и наших ветеранов: у нас действует программа "Забота".
Работаем мы и над созданием комфортных условий для проживания наших сотрудников. Так, "Авиастар-СП" запустил жилищную программу, благодаря которой заводчане могут приобрести собственное жилье на выгодных условиях. Правительство Ульяновской области снизило заводу налоговые ставки на землю и имущество, что позволило высвободить определенные денежные ресурсы для финансирования жилищной программы. А именно, в зависимости от приобретаемого жилья (1-, 2-, 3-хкомнатные квартиры) завод оплачивает за работника первоначальный взнос в размере до 150 тысяч рублей. Банк, в свою очередь, обеспечил для нас ставку ипотечного кредита значительно ниже рыночной. Найден и надежный партнер в строительстве жилья — ООО "Запад-2", который предоставляет существенные скидки сотрудникам "Авиастара" при покупке жилья. В ближайшее время мы планируем построить более 4000 квартир. Первые участники уже получили ключи от нового жилья и готовятся к переезду.
Дмитрий Чуров