ЦАГИ представит на МАКС-2013 модели перспективных летательных аппаратов
В центральной части объединенной экспозиции, разместятся модели перспективных летательных аппаратов, в разработке которых принимают участие все участники стенда.
Широкая публика сможет увидеть модели авиационной техники, испытываемые в аэродинамических трубах ЦАГИ и впервые представленные к показу:
— Модель демонстратора легкого многоцелевого самолета (ЛМС).
Модель демонстратора ЛМС спроектирована, изготовлена и испытана в ЦАГИ. Проект реализуется в обеспечение создания и серийного производства семейства самолетов, вместимостью 9, 13 и 19 мест, способных осуществлять недорогие региональные авиаперевозки, с использованием коротких грунтовых взлетно-посадочных полос и в других сложных условиях базирования. В перспективе самолет-демонстратор позволит отработать такие инновационные решения, как: совершенная аэродинамическая компоновка с высоконесущим крылом, которая позволит сочетать эффективный крейсерский полет с коротким взлетом и посадкой; использование двух двигателей с синхронизирующей трансмиссией; наличие гермокабины, улучшающей комфорт, дальность и скорость полета; цельнокомпозитная конструкция планера, обеспечивающая весовую эффективность и низкую трудоемкость производства; автоматизированная система управления, обеспечивающая повышенную безопасность полетов. Определив "портрет" этих будущих самолетов, ЦАГИ активно продолжает исследования. Выход на реальный демонстратор ЛА ожидается через три года.
— Модель дальнемагистрального самолета по схеме "летающее крыло".
Модель самолета спроектирована, изготовлена и испытана в ЦАГИ. "Летающее крыло" — одна из самых перспективных конфигураций для будущих самолетов. Основное преимущество "летающего крыла" — возможность получить высокое аэродинамическое качество на крейсерском режиме полета более 23 и кардинально уменьшить шум на местности путем экранирования двигателей элементами планера. В ЦАГИ подобный облик исследуется в течение целого ряда лет, и в настоящее время развеяно заблуждение о том, что такой самолет может быть только супербольшой пассажировместимости до 1000 мест, потребность в которой весьма ограничена. Представленная модель это не просто модель дальнемагистрального самолета в виде "летающего крыла", это модель самолета на 180-200 мест, что делает этот проект конкурентоспособным с точки зрения глобального рынка. "Летающее крыло" сможет развивать такую скорость как у современных дальнемагистральных самолетов, но при этом оно будет на 25-30% экономичнее. Часть кресел в подобных самолетах расположена в крыле. Рассматриваются разные варианты количества и расположения двигателей, геометрии хвостового оперения.
— Модель административного дозвукового самолета.
Модель самолета спроектирована, изготовлена и испытана в ЦАГИ. Небольшой перспективный реактивный административный самолет с повышенным уровнем комфорта имеет оригинальную запатентованную компоновку фюзеляж каплевидной формы и прямое крыло. При этом вопреки сложившимся в аэродинамическом сообществе убеждениям, новый самолет сможет развивать скорость до М=0,77 при полетах на максимальную дальность и до М=0,8 при так называемой максимальной крейсерской скорости. Высота салона этого воздушного судна, рассчитанного на 3-9 пассажиров, будет одной из самых больших в мире (1.9 м). Максимальный взлетный вес такого самолета составит около 6000 кг, дальность полета 3200 км при 6 пассажирах и 4200 км при 3 пассажирах. ЦАГИ представил компоновку, имеющую определенные преимущества. Большой размер кабины обеспечивает высокий уровень комфорта, а небольшой размер самого ЛА позволит сделать перевозку ограниченного количества пассажиров более экономичной.
"Доминирующим критерием в выборе моделей стала актуальность конкретной научной работы, ее востребованность современной отечественной промышленностью, — прокомментировал исполнительный директор ЦАГИ Сергей Чернышев. — Так, работы по созданию ЛМС это отклик на поручение руководства нашей страны заняться самолетами для местных авиалиний. Сегодня в России не очень хорошо развита административная авиация, и дозвуковой деловой самолет оригинальной компоновки — наше слово в этом сегменте. Другое воздушное судно нетрадиционной схемы — "летающее крыло" — рассчитано на более далекую перспективу, это следующее поколение летательных аппаратов, с которым не смогут конкурировать существующие самолеты".
Также на стенде ЦАГИ посетители смогут увидеть:
— Концептуальную демонстрационную модель самолета местных воздушных линий.
Модель демонстрирует оригинальную запатентованную концепцию компоновки силовой установки самолета для местных воздушных линий, разработанную специалистами ЦАГИ. Расположение двух двигателей в корме самолета, приводящих во вращение один воздушный винт, расположенный на Т-образном оперении, позволяет, в том числе, повысить экологическую безопасность, надежность работы силовой установки, а также поднять уровень комфорта полета пассажиров (снижение шума на местности и в кабине). Его высокие аэродинамические характеристики на взлетно-посадочных режимах полета обеспечивают сравнительно малую посадочную скорость. Это повышает безопасность при базировании на аэродромах, где отсутствуют радиотехнические средства автоматизации посадки. Пассажировместимость самолета местных воздушных линий — 15-19 мест. В грузовом варианте летательный аппарат может перевозить до 2000 кг.
— Схематизированную методическую модель маневренного самолета с тензометрированными органами управления.
Модель и средства измерения спроектированы и изготовлены в ЦАГИ по заказу Компании "Сухой". Эта разработка предназначена для исследований аэродинамических нагрузок и моментов, действующих на органы управления и определения их эффективности в аэродинамических трубах ЦАГИ в диапазонах больших чисел Маха, на больших углах атаки и скольжения. Эта модель показывает возможности ЦАГИ в части определения аэродинамической компоновки, формирования новых идей и решений по современным маневренным самолетам.
— Комплексную модель ракеты космического назначения "Ангара-А5".
Модель спроектирована, изготовлена и оснащена средствами измерения теплового потока и статического давления в ЦАГИ по заказу ГКНПЦ имени М.Е. Хруничева. Модель предназначена для проведения экспериментальных исследований в большой гиперзвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ для одновременного определения статического давления и тепловых потоков в зонах интерференции центрального и боковых блоков ракеты. "Ангара-А5" — пример очень плотного взаимодействия с разработчиками, демонстрация широких исследовательских возможностей института, не только области разработки авиационной техники, но и ракетоносителей.