Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 28.08.2013
Источник: ОАО "Авиасалон"

Информация ОАО "Авиасалон": Итоги первого дня работы авиасалона МАКС-2013

ОАО "Авиасалон" размещает на страницах информационного проекта "Все новости МАКС" (news.aviasalon.com) важнейшие новостные материалы, статьи, интервью и обзоры, посвященные мероприятию и его участникам. В ленту новостей проекта включаются авторские материалы Агентства "АвиаПорт", партнера проекта, пресс-релизы организаторов и участников МАКС, публикации аккредитованных СМИ.

Контракты первого дня

Российские и зарубежные компании-производители подписали в первый день работы МАКС-2013 контракты и соглашения на поставку воздушных судов. Крупнейшие сделки заключены на самолеты Sukhoi Superjet-100 и МС-21.

Компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) утром 27 числа заключила договор о поставке шести самолетов Sukhoi Superjet 100LR в интересах авиакомпании "ЮТэйр". Сделку профинансирует "ВЭБ-Лизинг". Согласно планам сторон, поставки будут осуществляться в 2014 году. Сумма контракта составила $217,2 млн в каталожных ценах. Комментируя сделку, гендиректор авиакомпании "ЮТэйр" Андрей Мартиросов не исключил, что в ближайшие годы перевозчик купит ещё несколько SSJ-100.

Крупную сделку ГСС заключила с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс" (ИФК). В рамках двух контрактов авиапроизводитель поставит 20 самолетов Sukhoi Superjet 100. Первый предусматривает передачу ИФК пяти самолетов Sukhoi Superjet 100LR вместимостью 103 кресла, второй – пятнадцати самолетов в базовой версии. По информации лизингодателя, лайнеры в базовой компоновке предназначены для заказчиков в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.

Кроме того, на МАКС-2013 была анонсирована поставка первого самолета Sukhoi Superjet 100 в VIP компоновке. Салон самолета, рассчитанный на 19 пассажиров, имеет сервисную, деловую зоны и отдельный рабочий кабинет. Самолет должен быть передан заказчику до конца текущего года. Лайнер будет эксплуатироваться в интересах компании "Рособоронэкспорт".

Существенно увеличила портфель заказов входящая в "Объединенную авиастроительную корпорацию" (ОАК) компания "Иркут". Твердый контракт на поставку 22 самолетов МС-21-300 она заключила с ИФК. По условиям сделки, поставки начнутся в 2019 году. Генеральный директор ИФК Александр Рубцов, отметил, что самолеты предназначены для российских и зарубежных заказчиков.

Ещё 30 таких самолетов получит компания "ВЭБ-лизинг" в 2018-2022 годах. Соответствующая сделка была подписана в первый день работы МАКС-2013. По условиям контракта "Иркут" обязуется предоставить заказчикам гарантии в отношении каждого самолета на срок 36 месяцев с даты поставки.

Меморандум о намерениях в отношении покупки шести самолетов МС-21 "ВЭБ-лизинг" подписал с авиакомпанией "Трансаэро". Они должны быть переданы перевозчику в период с 2020 по 2021 годы. Аналогичных договоренностей лизингодатель достиг и с другим российским перевозчиком — авиакомпанией "ЮТэйр". Эта компания получит десять самолетов МС-21-300 в период с 2018 по 2020 год.

Холдинг "Вертолеты России" и колумбийская компания Vertical de Aviacion подписали меморандум о намерениях в отношении покупки десяти вертолетов: пяти Ка-62 и пяти Ми-171А1. Меморандум планируется перевести в твердый контракт до конца текущего года. Согласно планам "Вертолетов России", поставки Ми-171А1 начнутся в 2016 году, поставки Ка-62 — в 2015 году.

Договоренностей о поставке продукции также достигли представители двигателестроительной отрасли. Так контракт на четыре двигателя для самолетов Ил-76МД-90А в топливозаправочном варианте подписали Пермский моторный завод (ПМЗ) и "ОАК-Транспортные самолеты". Компания Honeywell Aerospace (США) договорилась с Сибирским научно-исследовательским институтом авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА) о поставке более 300 двигателей TPE331-12UAN для модернизации самолета Ан-2. Начало поставок намечено на конец 2013 года.

Также Honeywell поставит российским заказчикам 126 комплектов БРЭО. Известно, что "Аэрофлот" приобретает 16 комплектов бортового электрооборудования для новых Boeing 777 и 50 комплектов – для Boeing 737NG. 40 комплектов авионики для Boeing 737NG и 20 — для Airbus А321 получит авиакомпания "ЮТэйр".

Заключенные соглашения о сотрудничестве

Значимые соглашения были заключены на МАКС-2013 в присутствии Председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева. Помимо контрактов на поставки самолетов, глава правительства присутствовал при подписании соглашений о развитии финансовых институтов и инфраструктурных объектов. В частности, ГСС и "Сбербанк Лизинг" подписали в присутствии Д.Медведева соглашение о создании лизинговой компании для продвижения самолетов Sukhoi Superjet 100. Согласно планам сторон, российским и зарубежным заказчикам может быть предоставлено в операционную аренду до 50 самолетов на сумму до $2 млрд по каталожным ценам.

Помимо этого, ОАК и Министерство обороны Российской Федерации подписали трехлетний контракт на обслуживание техники, находящейся в на вооружении Минобороны. Это одно из крупнейших подписанных за день соглашений — его общая сумма составляет 80 млрд рублей. Согласно документу, взаимодействие позволит повысить исправность техники и упорядочить систему поставки комплектующих для ее обслуживания, считают представители сторон. Согласно договоренностям ОАК консолидирует функции по сопровождению авиационной техники на протяжении всего жизненного цикла.

Трехстороннее соглашение о финансировании поставок на Кубу самолетов Ан-148 и Ан-158 было подписано между ИФК, "Внешэкономбанком" и "Росэксибанком". Речь идет о передаче четырех самолетов данного типа в 2014-2015 годах компании Aviaimpopt S.A.

Также в присутствии премьер-министра было подписано соглашение о создании Технопарка "Раменское", который должен стать крупнейшим в Московской области. В развитии проекта примут участие ОАО "Российская венчурная компания" (РВК), Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", Государственная корпорация "Ростех" и Правительство Московской области. Объем инвестиций в развитие соответствующей инфраструктуры составит до 30 млрд рублей.

Помимо этого, в регионе появится также сборочное производств отечественных космических аппаратов для систем связи "Ямал" и системы наблюдения "СМОТР". Соответствующее соглашение о намерениях подписали Внешэкономбанк, ОАО "Газпром космические системы", ООО "Газпром инвестпроект" и правительство Московской области. Предполагается, что проект будет профинансирован ВЭБ.

Ряд крупных соглашений заключила Госкорпорация Ростех и ее дочерние предприятия. Так подписано рамочное соглашение о сотрудничестве с Европейским аэрокосмическим и оборонным концерном (EADS). Ростех будет взаимодействовать с компанией по вопросам сборки турбовинтовых самолетов, разработки экологически чистого авиационного биотоплива, производству изделий из титана, о партнерстве в создании оборонной продукции. Документ подразумевает возможность сотрудничества между подразделением EADS, компанией Cassidian и структурами Ростеха.

"Вертолеты России" и "Концерн "Радиоэлектронные технологии" подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки бортового радиоэлектронного оборудования. В нем впервые использована модель поддержания жизненного цикла изделия и переход к продаже летного часа. Подобная методика продаж уже показала свою эффективность в зарубежной практике.

Также Концерн "Радиоэлектронные технологии" подписал соглашение о сотрудничестве с Ульяновской областью. Концерн будет отвечать за развитие производственного комплекса входящих в него предприятий региона и участвовать в социально-экономическом развитии Ульяновской области. Аналогичные соглашения в ходе МАКС-2013 концерн намерен подписать еще с несколькими регионами.

Холдинг "Авиационное оборудование" подписал меморандум о взаимопонимании с компанией Boeing. Согласно документу, российский производитель авиакомпонентов изучит возможность создания элементов шасси и систем управления для пассажирских самолетов американского производства.

Соглашение о трансфере технологий было подписано с немецкой Rohde & Schwarz. В рамках соглашения Госкорпорация Ростех сможет выпускать оборудование на основе комплектов крупноузловой сборки в России под собственной торговой маркой. Производство будет организовано на базе НПО им. М.В.Фрунзе.

"Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК) в первый день работы салона подписала два соглашения. По договоренности с французской Turbomeca ОДК будет ремонтировать двигатели Arrius 2G1 и Ardiden 3G в России. Работы по ремонту двигателей, которые ставятся на вертолеты Ка-226Т и Ка-62, будут выполняться на базе ОАО "Уральский завод гражданской авиации" на основе лицензионного соглашения.

Стратегическое партнерство ОДК заключила с банком ВТБ. Соглашение касается координации совместных действий по повышению качества обслуживания предприятий ОДК. Аналогичное соглашение с банком подписал и концерн "Алмаз-Антей".

Новикомбанк традиционно активно работал на авиасалоне МАКС, подписывая соглашения о расширении банковских услуг и кредитовании с предприятиями отрасли. Так соответствующие документы были подписаны с ОАО "Туполев" и ульяновским заводом "Авиастар-СП". Также Новикомбанк предоставит лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" кредитную линию в размере миллиарда рублей.

Корпорация Airbus и ВСМПО-АВИСМА подписали в ходе авиасалона соглашение о поставке штамповок для самолетов A320neo и A350-1000. Кроме того, был подписан меморандум, подразумевающий расширение стратегического сотрудничества в сфере производства, обработки и переработки титановой продукции.

Airbus подписал соглашение и с МГТУ ГА. Предмет сотрудничества — комплексное обучение специалистов инженерного профиля.

Компания Jepessen заключила пятилетнее соглашение с ГосНИИ АС о тестировании и оценке интеграции навигационного программного обеспечения американской компании для самолета МС-21 комплекс БРЭО. По результатам тестирования программное обеспечение будет доработано для большего удобства пилотов МС-21.

Программа деловых мероприятий

Ключевым событием деловой программы МАКС-2013 стал первый в истории авиасалона Международный авиационный конгресс. Его выступило Министерство промышленности и торговли РФ при участии ОАО "Авиасалон" и дирекции Международного авиатранспортного форума. Программа Конгресса была разработана с учетом формата авиасалона.

Пленарное заседание конгресса было посвящено проблеме взаимодействия государства и авиастроительной отрасли, а так же обмену опытом ведущих международных корпораций. К выступлению в рамках пленарного заседания были приглашены ответственные руководители Правительства РФ, профильных министерств и ведомств, ведущих компаний отрасли, научных институтов.

Подводя итоги работы первой сессии пленарного заседания авиационного конгресса, Председатель правительства Дмитрий Медведев пообещал всесторонне поддерживать развитие отечественной авиационной промышленности, подчеркнув значимость отрасли для отечественной экономики. Глава Правительства заметил, что следует развивать механизмы государственной поддержки этого сектора отрасли. Кроме этого, премьер-министр обратил внимание на необходимость совершенствования профильного образования.

Во второй части конгресса прошел ряд круглых столов. Их темами стали глобальные вызовы стоящие перед авиапромом, проблемы финансирования продаж новых продуктов, вопросы вывода на рынок инновационных изделий из композитных материалов и проблемы формирования кадрового потенциала.

Всего в работе мероприятий Международного авиационного конгресса в первый день приняли участие свыше 650 докладчиков и делегатов.

Также 27 августа состоялся форум "Будущее авиации и космонавтики за молодой Россией". В его рамках прошло подписание Международных соглашений о создании образовательных программ для предприятий территориального кластера "Газотурбостроение и энергомашиностроение" Ярославской области, а так же о создании учебных программ для центра подготовки инженерных и управленческих кадров дивизиона гражданских двигателей. Соглашения подписала РГАТУ совместно с корпоративным университетом Safran и университетом MGCM.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
20 июн 2025
Годовое общее собрание членов Союза авиапроизводителей России, пресс-релиз
20 июн 2025
ТАНТК выполняет ремоторизацию Бе-200 на российские двигатели ПД-8
20 июн 2025
Алиханов: пассажирский Ил-96-400М дополнит линейку гражданских самолетов ОАК
20 июн 2025
ОАК раскрыла детали развития "гражданского беспилотья"
20 июн 2025
Ассоциация «АЭРОНЕКСТ» разработает механизм тестирования потребительских свойств БАС
20 июн 2025
В Подмосковье построят завод по выпуску авиадеталей для гражданских самолетов
20 июн 2025
Будущее инженерной элиты России: НОВИКОМ и МГТУ им. Н.Э. Баумана обсудили на ПМЭФ совместные проекты
19 июн 2025
"Дронономика" может стать темой одного из следующих ПМЭФ
19 июн 2025
В МАИ разработали литий-ионные аккумуляторы нового поколения для увеличения дальности полёта БЛА
19 июн 2025
Создан хорошо обрабатываемый тугоплавкий сплав для авиапромышленности
19 июн 2025
Глава "Русавиапрома" рассказал о планах выпуска 10-15 самолетов ТВС-2МС в год
19 июн 2025
«Газпром нефть» создаст в России индустрию производства экологического биотоплива
19 июн 2025
Роман Старовойт: российские авиакомпании готовы заключить контракты на 200 самолетов МС-21
18 июн 2025
Владимир Путин: Boeing понес ущерб, уйдя с российского рынка
18 июн 2025
Производство самолетов Ту-214 планируется нарастить до 20 штук к 2027-2028 годам
18 июн 2025
В Новгородской области создадут центр коллективного пользования БАС
18 июн 2025
На Смоленщине утвердили программу производства беспилотников до 2030 года
18 июн 2025
ФЛА: у нас все летает
17 июн 2025
Задача № 1 для самолета МС-21-310: сбросить лишний вес
17 июн 2025
Шведским истребителем Gripen E впервые поуправлял искусственный интеллект
17 июн 2025
Иркутские политеховцы предлагают решения для авиационной отрасли
17 июн 2025
"Калашников" предложил свои БЛА учебным заведениям
11 июн 2025
Страны NATO не готовы к модернизированному российскому бомбардировщику Ту-160
11 июн 2025
Новый ZALA Т-20
20 июн 2025
«Ростелеком» и ОАК договорились о развитии технологического партнерства
20 июн 2025
ОДК-Кузнецов и Самарский университет организовали международную научно-техническую конференцию двигателестроителей
20 июн 2025
ОАК и МГТУ им. Н.Э. Баумана договорились готовить инженеров нового формата
20 июн 2025
ОДК модернизирует ИТ-инфраструктуру предприятий
20 июн 2025
ОДК и Сбер развивают сотрудничество в сфере искусственного интеллекта
20 июн 2025
Трансмашхолдинг и ОАК договорились о сотрудничестве в интересах авиастроения
18 июн 2025
У-УАЗ поставил "Газпром авиа" три вертолета Ми-8АМТ для обслуживания труднодоступных объектов
18 июн 2025
ОДК-Сатурн поделился опытом привлечения школьников и студентов в двигателестроение
18 июн 2025
ЦИАМ объявил прием в аспирантуру на 2025-2026 учебный год
10 июн 2025
Региональные отделения Союзмаша Челябинской и Ярославской областей обмениваются опытом в ОДК-Сатурн
10 июн 2025
Первая группа школьников получила рабочие профессии в Производственно-учебном центре "Вертолетов России"
9 июн 2025
ЦАГИ примет участие в форуме «Инженеры будущего – 2025»
9 июн 2025
ОДК-Кузнецов – двойной эколидер Самарской области
9 июн 2025
Инженер ЦИАМ стал победителем Гагаринских чтений
6 июн 2025
«Яковлев» назвал опытные «Суперджеты» в честь их создателей
6 июн 2025
На самарском предприятии ОДК открыта крупнейшая лаборатория для проверки двигателей
6 июн 2025
ОДК-Сатурн отметил победителей чемпионата «Построй карьеру в ОДК»
5 июн 2025
Молодые ученые ГосНИИАС – призеры «Гагаринских чтений»
5 июн 2025
ОДК-Сатурн привлекает молодых сотрудников к поиску инновационных решений
5 июн 2025
ОДК-Кузнецов присоединился к благотворительному проекту «Ракета Мечты»
4 июн 2025
В ОДК спроектировали детали для ПД-14 с помощью российского ПО
4 июн 2025
«Пермские моторы» награждены за внедрение новых мероприятий по охране труда
3 июн 2025
Продлен прием заявок на участие в XVIII Всероссийской мультиконференции по проблемам управления (МКПУ-2025)
3 июн 2025
На ПК «Салют» преподаватели колледжей освоили приёмы бережливого производства
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».