Ключевые и перспективные // Корпорация "Иркут" успешно выступила и по-военному, и по-граждански
Ключевые контракты
С компанией Bombardier Aerospace на МАКС-2013 Корпорация "Иркут" подписала соглашение о намерениях по сотрудничеству в области послепродажной поддержки эксплуатантов самолетов МС-21. Подписанный документ предусматривает организацию сотрудничества в сфере послепродажной поддержки лайнеров МС-21 производства корпорации "Иркут" за пределами России с использованием собственной инфраструктуры поддержки клиентов компании "Бомбардье", а также сети ее партнеров. Область сотрудничества может включать в себя: обучение пилотов и инженерно-технического персонала, поставки запасных частей, администрирование гарантий, техническое обслуживание планера, содействие в создании эксплуатационной документации.
Отметим, что Корпорация "Иркут" намерена предложить заказчикам МС-21 международный уровень качества послепродажной поддержки. В настоящее время "Иркут" выстраивает сеть послепродажного обслуживания МС-21 в России. Подписаны предварительные соглашения с российскими и международными центрами ТОиР, центрами подготовки авиаперсонала, изготовлены первые тренажеры. Сеть обслуживания МС-21 будет также включать существующие сети ремонтных организаций поставщиков компонентов МС-21.
И это было не единственное важное подписание в рамках реализации программы МС-21 на МАКС-2013. Так, ОАО "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) и ОАО "Корпорация "Иркут" заключили твердый договор купли-продажи 22 пассажирских самолетов МС-21-300. Документ предусматривает поставку самолетов, начиная с 2019 года. Этот контракт является реализацией опциона на 22 самолета в рамках действующего договора о приобретении лизинговой компанией "ИФК" 50 самолетов данного типа, заключенного в августе 2011 года на предыдущем авиасалоне "МАКС-2011". Приобретаемые в рамках договора воздушные суда будут реализованы заказчикам в России и за рубежом.
Также достаточно принципиальным специалисты считают подписанный на авиасалоне в Жуковском контракт между ЗАО "ИРАЭРО" и ОАО "Корпорация "Иркут" на поставку 10 самолетов семейства МС-21. Общая каталожная стоимость этих самолетов определена сторонами в $720 млн. Со стороны ЗАО "ИРАЭРО" документ подписал генеральный директор Юрий Лапин, со стороны ОАО "Корпорация "Иркут" — президент Олег Демченко. Передача воздушных судов заказчику будет осуществляться в период с 2019 года по 2022 год.
Также особо значимым признают подписанный на МАКС-2013 между ОАО "ВЭБ-лизинг" (группа Внешэкономбанка) и ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" договор поставки тридцати самолетов МС-21. Со стороны "ВЭБ-лизинга" документ подписал генеральный директор Вячеслав Соловьев, со стороны Корпорация "Иркут" — президент Олег Демченко.
Договор предусматривает приобретение ОАО "ВЭБ-лизинг" у ОАО "Корпорация "Иркут" 30 самолетов МС-21 общей каталожной стоимостью $2,5 млрд. Передача воздушных судов заказчику будет осуществляться в период с 2018 года по 2022 год. В рамках договора ОАО "Корпорация "Иркут" предоставит ОАО "ВЭБ-лизинг" гарантии качества в отношении каждого воздушного судна на срок 36 месяцев с даты поставки и услуги по обеспечению успешного ввода самолетов в эксплуатацию.
Ранее компаниями был заключен договор лизинга на приобретение и передачу в лизинг ОАО "Корпорация "Иркут" технологического оборудования в рамках реализации проекта по разработке и организации серийного производства среднемагистрального самолета семейства МС-21. Реализация договора будет способствовать обновлению и модернизации парка воздушных судов российских авиакомпаний, а также дальнейшему развитию отечественной авиастроительной индустрии.
"Проект по созданию самолета МС-21 является значимым и для авиационной отрасли и для отечественной экономики, поскольку ориентирован как на обновление и модернизацию парка воздушных судов российских авиакомпаний в частности, так и на развитие отечественной авиастроительной индустрии в целом", — заявил генеральный директор ОАО "ВЭБ-лизинг" Вячеслав Соловьев.
Президент ОАО "Корпорация "Иркут" Олег Демченко в свою очередь отметил : "Мы приступили к производству первых четырех самолетов для летных и статических испытаний. Начался монтаж автоматизированной линии сборки на Иркутском авиазаводе. Корпорация "Иркут" приложит все силы, чтобы и в дальнейшем работы по программе шли в соответствии с графиком".
Важной составляющей программы МС-21 является нацеленность на применение самых передовых и перспективных технологий. В этой связи в качестве иллюстрации можно привести трехстороннее соглашение, подписанное на МАКС-2013 президентом ОАО "Корпорация "Иркут" Олегом Демченко, президентом ОАО "Концерн "Международные аэронавигационные системы" Михаилом Кизиловым и исполнительным директором ФГУП "ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского" Сергеем Чернышевым. Соглашение предусматривает создание и установку на МС-21 бортовой системы вихревой безопасности полетов. Система обеспечит выполнение перспективных требований ИКАО, предусматривающих сокращение продольного эшелонирования воздушных судов по такому параметру, как турбулентность вихревого следа (RHSM-RECAT-2).
Самолет МС-21 станет первым в мире серийным воздушным судном, в состав бортового оборудования которого на этапе проектирования вводится бортовая система вихревой безопасности полетов. Функциональное программное обеспечение системы разрабатывается ОАО "Концерн "Международные аэронавигационные системы" при научно-методическом сопровождении ФГУП ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского для реализации в интегрированной системе наблюдения (ISS) самолета МС-21.
Упреждающая реализация перспективных требований ИКАО по установке на борту системы вихревой безопасности позволит повысить конкурентные преимущества самолета МС-21.
Полеты на радость и перспективу
В рамках работы авиасалона МАКС-2013 начальник Управления подготовки и применения авиации - заместитель начальника авиации Воздушных сил ВС Украины генерал-майор Игорь Черепенько совершил ознакомительный полет на учебно-боевом самолете нового поколения Як-130, серийно выпускаемым ОАО "Корпорация "Иркут".
В ходе полета экипаж в составе генерала Игоря Черепенько и шеф-пилота ОАО "ОКБ им. А.С.Яковлева", Героя России Романа Таскаева выполнил комплекс фигур высшего пилотажа, демонстрирующих уникальные возможности Як-130.
После полета генерал Игорь Черепенько заявил : "Я убедился, что летно-технические и пилотажные характеристики Як-130 соответствуют заявленным. Самолет устойчив на всех режимах и парирует ошибки неподготовленных летчиков".
Генерал-майор Черепенько сообщил , что Воздушные силы Украины в ближайшие годы выберут новый боевой самолет и соответствующую ему по возможностям учебно-боевую машину. "В этой связи важно, что Як-130 позволяет обучать летчиков любых истребителей 4 и 5-го поколений", — заявил он.
Игорь Черепенько отметил , что на самолете Як-130 установлены двигатели, разработанные известным украинским предприятием "Мотор Сiч". По словам генерала, в производственной программе по новому учебно-тренировочному самолету должна участвовать авиационная промышленность Украины.
Отметим еще один стратегический "полетный" факт, связанный с продукцией Корпорации "Иркут". В рамках работы авиасалона МАКС-2013 начальник 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ (г. Липецк) заслуженный военный летчик России генерал-майор Александр Харчевский выполнил полет на новом многофункциональном истребителе Су-30СМ, который поступает на вооружение ВВС России.
В ходе полета экипаж в составе Александра Харчевского и ведущего летчика-испытателя ОАО "Корпорация "Иркут" Героя России Вячеслава Аверьянова выполнил комплекс фигур высшего пилотажа, демонстрирующих уникальные возможности сверхманевренного истребителя Су-30СМ. После полета Александр Харчевский заявил : "Я всегда мечтал о чем-то необычном, но полет на Су-30СМ превосходит все мои мечты и ожидания".
Кроме того в рамках работы МАКС-2013 летчики авиационной группы высшего пилотажа "Русские Витязи" совершили ознакомительные полеты на Су-30СМ. В ходе полетов летчики выполнили комплекс фигур высшего пилотажа и ознакомились с уникальными сверхманевренными возможностями истребителя Су-30СМ. Они дали высокую оценку летно-техническим характеристикам самолета.
ОАО "Корпорация "Иркут" впервые продемонстрировала истребитель Су-30СМ на авиасалоне МАКС-2013. Действующие контракты предусматривают поставку Министерству обороны России 60-ти самолетов Су-30СМ. Первые машины переданы заказчику в 2012 году. В июне 2013 года Минобороны РФ подписало заключение с ОАО "Корпорация "Иркут" по специальным совместным летным испытаниям самолета, что открывает дорого к массовым поставкам истребителя в строевые части ВВС.
ПОДВЕРСТКА
ОАО "Корпорация "Иркут" (в составе ОАК) входит в число лидеров российского авиастроения. За последние 10 лет выручка компании возросла более чем в 3 раза. Продуктовый ряд ОАО "Корпорация "Иркут" включает многоцелевые истребители Су-30СМ, поставляемые Министерству обороны РФ, экспортные истребители Су-30МК, учебно-боевые самолеты нового поколения Як-130, которые успешно эксплуатируются ВВС России и за рубежом. Корпорация в качестве головного исполнителя активно работает над созданием семейства ближне-среднемагистральных самолетов МС-21.
Компания Bombardier Aerospace (в составе Bombardier ), численность персонала которой достигает 35 500 сотрудников, занимает передовые позиции на мировых рынка и осуществляет проектирование, изготовление и поддержку инновационной продукции для деловой, коммерческой, специализированной и гидроавиации. Предлагая максимально всеобъемлющий портфель моделей самолетов, является безусловным лидером в сегментах воздушных судов для деловой и региональной авиации.
ОАО "ВЭБ-лизинг" создано в 2003 году, с 2008 года входит в Группу Внешэкономбанка. Основными направлениями деятельности компании являются лизинг современных воздушных судов, высокотехнологического оборудования, подвижного состава, морских и речных судов, автомобилей и специальной техники. С 2009-го года ВЭБ-лизинг является лидером российской лизинговой отрасли в терминах объема нового бизнеса, а с первого полугодия 2012 года и по чистому лизинговому портфелю, занимая ключевые позиции в капиталоемких сегментах — лизинге авиатранспорта, железнодорожного подвижного состава, морских и речных судов. Объем нового бизнеса компании по итогам первых шести месяцев 2013 года составил 96 млрд руб., объем лизингового портфеля достиг 587 млрд руб.