3. В период 2011-2014 гг Дирекцией программ транспортной авиации ОАО «ОАК» сформирован полный модельный ряд транспортных самолетов нового поколения, определены сроки и порядок их создания:
На основе модельного ряда сформирована товарная программа на период до 2030 года. В настоящее время прорабатывается развитие товарной программы на период до 2040 года.
4. Главная роль генерального разработчика новой транспортной авиатехники отводится ОАО “Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина“, что предопределяет необходимость концентрации и развития всех имеющихся ресурсов: в первую очередь, проектных и производственных.
С этой целью запускается процесс формирования авиационной компании холдингового типа, в которую войдет группа предприятий транспортной авиации ОАО “ОАК“. Эта компания будет обеспечивать полный цикл создания и сбыта авиатехники: от концепта и разработки до поставки самолетов заказчикам и организации сервисного обслуживания.
Принято решение о создании такой компании холдингового типа на базе ОАО “Ил“. К концу 2015 года — в первом квартале 2016 года планируется завершить первый этап: объединение ОАО “Ил“ с ОАО “ОАК-ТС“ и ОАО “ЭМЗ им. В.М. Мясищева“.
На втором этапе в новую холдинговую структуру войдут два серийных завода: ЗАО “Авиастар-СП“ (Ил-76МД-90А, МТС/СВТС, семейство ПТС) и ОАО “ВАСО“ (Ил-112В).
5. Особое внимание будет уделено переформатированию проектных ресурсов.
В группу транспортной авиации решено привлечь ОАО “ЭМЗ им. В.М. Мясищева“, которое имеет богатый опыт создания больших самолетов и не первый год участвует в модернизации авиатехники специального назначения марки “Ил“. Этому конструкторскому бюро предстоит серьезная перестройка и развитие в качестве проектного научно-исследовательского центра (ПНИЦ) в создаваемой холдинговой структуре. Примерно в 2-2,5 раза планируется увеличить количество инженеров-конструкторов.
Серьезная перестройка предстоит в конструкторском бюро ОАО “Ил“, которое также войдет в новую холдинговую структуру в формате ПНИЦ. Под решение предстоящих задач в ОАО “Ил“ предстоит увеличить примерно в два раза количество инженеров-конструкторов.
Филиалы конструкторских бюро при серийных заводах планируется серьезно укрепить. Они будут активно участвовать в проектировании и, скорее всего, возьмут на себя функции заводских СКБ в части освоения и производства авиатехники.
Опыт работы в рамках программы Ил-76МД-90А говорит о наличии вопросов во взаимодействии конструкторского бюро и завода. Для их решения нужны эффективные управленческие решения, которые помогут повысить эффективность освоения и производства авиатехники. И такие решения уже наработаны, в самое ближайшее время они начнут реализовываться.
В итоге, на площадках в Москве (ОАО “Ил“), в Жуковском (ОАО “ЭМЗ им. В.М.Мясищева“), в Ульяновске (филиал ОАО “Ил“) и в Воронеже (филиал ОАО “Ил“) предстоит увеличить инженерно-конструкторский потенциал примерно в 2,5 раза.
В формате новой холдинговой компании планируется также объединить летно-испытательные базы ОАО “Ил“ и ОАО “ЭМЗ им. В.М. Мясищева“.
6. Будет совершенствоваться работа с молодежью. В первую очередь, через Совет молодых специалистов. Уже прорабатывается новая схема стимулирования профессионального роста и квалификации молодых специалистов, которая скоро будет запущена.
7. В части ППО и эксплуатации авиатехники (в том числе, ремонта и модернизации) ОАО “Ил“ придется самым активным образом заняться организацией сервисного обслуживания (авиатехники марки “Ил“ и авиатехники марки “Ан“).
По словам С.А. Сергеева: “здесь есть на кого равняться. За прошедшие 10-12 лет объем работ по сервисному обслуживанию авиатехники марки “Су“ увеличился более чем в 10 раз и исчисляется сотнями миллионов долларов в год. Связываю это как раз с тем, что сегментом ППО и эксплуатации стали заниматься авиационные холдинговые структуры, сумевшие успешно “раскрутить“ это направление.
Многие сегодня уже забыли, как в начале 21-го века, когда ОАО “Компания “Сухой“ и ОАО “НПК “Иркут“ делали первые шаги в этом направлении, была масса скептиков. Интересно, где эти критики сегодня!?
Объем работ по сервисному обслуживанию нашей авиатехники, установившийся за прошедшие годы, меня не устраивает. Считаю, что здесь имеются перспективы к значительному росту. В ближайшие несколько лет в формате авиационной компании холдингового типа планируем увеличить объемы сервисного обслуживания в разы.
Данное направление деятельности планируется также реорганизовать. В г. Жуковский перебазируется опытное производство ОАО “Ил“. Ресурсы ОАО “Ил“ и ОАО “ЭМЗ им. В.М. Мясищева“ по ремонту и модернизации, а также ППО и эксплуатации авиатехники, будут объединены, а в дальнейшем органично встроены в сервисный центр вновь создаваемой холдинговой структуры.
Параллельно под создание сервисного центра будет создана мощная маркетинговая служба, которая займется поиском заказчиков на сервисное обслуживание наших многочисленных самолетов в России и за рубежом. Думаю, что многие эксплуатанты будут с удовольствием пользоваться услугами нашего сервисного центра, к работе с которым напрямую будут подключены разработчики и изготовители самолетов, а также ремонтные заводы и предприятия основной кооперации“.
8. Кроме зарплаты и мотивации в рамках нашей работы, огромную роль имеют условия и здоровая обстановка в коллективе. Без этого рассчитывать на положительный итог невозможно.
Большое внимание планируется уделить ремонту помещений и оснащению. И на ОАО “Ил“, и на “ЭМЗ им. В.М. Мясищева“ потребность в этом большая. По словам С.А. Сергеева: “тот же “Мясищев“ своими силами сумел отремонтировать четыре этажа инженерного корпуса, где в цивилизованных условиях могут работать более 120 конструкторов. Был там в субботу 13 сентября, общался с людьми. Видел, с каким энтузиазмом мясищевцы настроены на работу в новых помещениях.
Обязательно рассмотрим вопрос расширения наших возможностей в части профессионального обучения. В этом плане есть предпосылки для роста“.
9. На ОАО “Ил“ действует одна из лучших в ОАО “ОАК“ страховая и социальная программа. С.А. Сергеев уверен, что и в дальнейшем необходимо удерживать эту планку.
В заключение С.А. Сергеев выразил благодарность всем, кто пришел на встречу и активно участвовал в ней, а также тем, кто ознакомился с настоящими материалами. Он высказал надежду на понимание и поддержку.