Исполнилось 55 лет со дня первого полета самолета Ил-18В — самой массовой модификации легендарного пассажирского самолета Ил-18 разработки ОКБ Ильюшина

Самолет Ил-18В стал самой массовой модификацией легендарного пассажирского самолета Ил-18 разработки ОКБ Ильюшина, выпускался до декабря 1965 года, всего было произведено 334 экземпляра. В отличии от предыдущей модификации Ил-18Б, на самолете были перекомпонованы пассажирские салоны и служебные помещения, установлен всережимный автофлюгер, обеспечен автономный бортовой запуск двигателей и улучшено пилотажно-навигационное оборудование. Новая компоновка получила обозначение “15А“, она предусматривала три пассажирских салона — на 20, 55 и 14 мест, буфет-кухню, два гардероба, три туалета.
Строительство первого серийного самолета Ил-18В с двигателями АИ-20 серии 3 завершилось на ММЗ “Знамя труда“ в 1960 году, первый полет самолет совершил 18 апреля, командир экипажа — В.К. Коккинаки. Именно на этом самолете 14 апреля 1961 года после своего космического полета прибыл в Москву первый космонавт земли Юрий Алексеевич Гагарин. Командир экипажа — П.М. Воробьев, командир отряда — Б.П. Бугаев, (впоследствии Министр гражданской авиации СССР в период с 1970 по 1987 год). Первый серийный Ил-18В эксплуатировался в административно-служебном варианте “Салон“, который предназначался для высокопоставленных государственных деятелей. Всего было разработано десять вариантов компоновок для таких самолетов (варианты “13А“, “22А“, “29А“, “39А“ и т.д.). В 1956-1969 гг. в варианты “Салон“ были переоборудованы 22 самолета Ил-18Б, Ил-18В и Ил-18Д.
Традиция доставки в Москву советских космонавтов после первых космических полетов на самолетах Ил-18 была продолжена 8 августа 1961 года, когда на Ил-18В в столицу прибыл Герман Титов, космонавт № 2 (командир экипажа — Е.П. Барабаш). 17 августа 1962 года на Ил-18В отдельного авиаотряда № 235 ГА (впоследствии — СЛО “Россия“) в Москву были доставлены космонавты А.Г. Николаев и П.Р. Попович, командир экипажа — заслуженный пилот СССР Е.К. Калиновский, 19 октября 1964 года на Ил-18В — космонавты В.М. Комаров, К.П. Феоктистов и Б.Б. Егоров, командир экипажа — С.Н. Кечаев.
Самолеты Ил-18В принимали участие в освоении Антарктиды. В декабре 1961 года Ил-18В принял участие в первой воздушной экспедиции турбовинтовых самолетов в Антарктиду и обратно (вторым самолетом был Ан-12). Руководитель перелета — начальник управления Полярной авиации ГВФ СССР, Герой Советского Союза М.И. Шевелев. Командир экипажа Ил-18В — опытнейший полярный летчик А.С. Поляков, второй пилот М.П. Ступишин, штурман М. Долматов, бортинженер Н. Пишков, бортмеханик П. Гончаров, бортрадист В. Меньшиков. Также на борту присутствовали 11 человек бригады технического обслуживания самолета и 16 человек из состава Седьмой советской антарктический экспедиции. Все участники перелета были награждены высокими правительственными наградами, а командир экипажа А.С. Поляков удостоен высокого звания Героя социалистического труда. Всего за 90 часов самолеты преодолели 52 800 километров. Для увеличения дальности полета Ил-18В имел дополнительные топливные баки, установленные в пассажирской кабине (вариант компоновки “26А“), дополнительное пилотажно-навигационное оборудование, обеспечивающее уверенное самолетовождение над малоориентирной местностью. Всего было построено три самолета такого типа.
Через два года, в ноябре 1963 года в Антарктиду отправились уже два Ил-18В, командиры экипажей А.С. Поляков и М.П. Ступишин, который в годы войны летал на штурмовике Ил-2. В перелете принимал участие корреспондент газеты “Комсомольская правда“ В.М. Песков, опубликовавший затем серию репортажей о работе в Антарктиде. В декабре 1965 года для участия в 11-ой советской антарктической экспедиции на южный полюс вновь отправился Ил-18В, командир экипажа И.В. Ляхович.
Конструкция самолета Ил-18В постоянно совершенствовалась. 18 апреля 1961 года совершил первый полет первый Ил-18В, оснащенный вспомогательной силовой установкой ТГ-16. До этого все самолеты Ил-18 выпускались с серебряно-цинковыми аккумуляторами СЦС-45 или свинцовыми аккумуляторами САМ-28, которые использовались в качестве источников электроэнергии на стоянке. В апреле 1963 года на ММЗ “Знамя труда“ был выпущен первый самолет Ил-18В с измененной компоновкой пассажирских салонов на 110 мест (24+72+14), в июле 1963 года — первый Ил-18В с новыми двигателями АИ-20К серии 5, в октябре 1964 — первый Ил-18В с циклической противообледенительной системой. 16 декабря 1966 года завершились испытания самолета Ил-18В, переоборудованного в 100-местный вариант силами авиаремонтного завода № 402 в Быково, что в последствии стало образцом для модернизированных самолетов при ремонте.
На базе серийного Ил-18В в мае 1964 года был создан первый самолетный измерительный пункт СИП, предназначенный для приема информации с ракет при испытаниях от запуска до приземления в расчетной точке. Всего в разные годы было переоборудовано восемь самолетов Ил-18 и Ил-20, получивших название Ил-18РТ и Ил-20РТ. В мае 1965 года на самолете Ил-18В выполнялись демонстрационный полеты в Индии, командир А.М. Тюрюмин, ведущий инженер по летным испытаниям Д.Н. Симанович.
Именно на самолете Ил-18В Владимир Константинович Коккинаки выполнил свой заключительный полет в качестве летчика-испытателя. Это было 01 октября 1964 года.
Самолеты Ил-18В и другие модификации Ил-18, а также самолеты, созданные на их основе, продолжают эксплуатироваться и сегодня в ВВС России, ВМФ России и ВМС Индии, в качестве летающих лабораторий, зарубежными коммерческими эксплуатантами.