Сотрудники ЦИАМ приняли участие в Международной конференции "Проблемы и перспективы развития двигателестроения"
Сотрудники Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) приняли участие в Международной научно-технической конференции "Проблемы и перспективы развития двигателестроения".
Конференция, посвященная памяти генерального конструктора авиационных и ракетных двигателей, академика Н.Д. Кузнецова, прошла с 22 по 24 июня 2016 года в Самаре и собрала на своей площадке более 500 ученых и специалистов из России, Украины, Германии, США, Канады и других стран. В течение двух дней работы форума его участники представили свыше 300 докладов на наиболее актуальные для мирового двигателестроения темы.
ЦИАМ принял самое активное участие в подготовке и проведении мероприятия в качестве одного из его организаторов наряду с Министерством образования и науки РФ, Правительством Самарской области, рядом авторитетных научных, общественных организаций и предприятий промышленности. Кроме того, представители Института вошли в состав Программного и Организационного комитетов конференции, а также сопредседателей секционных заседаний.
Делегация ЦИАМ отличилась достаточно представительным составом, включающим заместителей руководителя Института, начальников отделов и секторов, среди которых 8 докторов наук, а также будущее отечественной науки — молодых ученых и аспирантов.
В рамках пленарного заседания на Конференции был представлен доклад генерального директора ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" В.И. Бабкина, научного руководителя - заместителя генерального директора А.И. Ланшина и заместителя генерального директора, начальника отделения "Динамика и прочность авиационных двигателей" Ю.А. Ножницкого. Выступление было посвящено формированию научно-технического задела для создания перспективных авиационных газотурбинных двигателей.
Сотрудники ЦИАМ широко представили Институт и в основной научной программе форума, подготовив для выступления более 20 докладов. В рамках секции "Проблемы конструкции, надёжности, проектирования двигателей" специалисты Института проанализировали опыт проектирования пустотелого диска турбины высокого давления с использованием методов параметрической и топологической оптимизации для аддитивного производства, рассказали о применении методов многокритериальной оптимизации для оценки эффективности использования различных конструктивных решений в дисках газотурбинных двигателей, а также о типах аэроупругих колебаний рабочих колес турбомашин, представили результаты расчётно-экспериментальных исследований по определению периодичности инспекций в эксплуатации деталей с учётом развития трещин многоцикловой усталости и т.д.
С докладом о применении программного обеспечения "виртуальный двигатель" в САУ ГТД на секции "Рабочие процессы и проектирование воздушно-реактивных двигателей" выступил коллектив авторов в составе Ф.Д. Гольберга, О.С. Гуревича, А.А. Петухова.
В докладах, представленных на секции "Контактная гидродинамика и надёжность узлов трения", учеными Института были представлены результаты работы по исследованиям работоспособности гибридных подшипников качения разных конструкций в ожидаемых условиях эксплуатации, влияния магнитных и электростатических полей на теплоотдачу и осадкообразование в моторных маслах ДЛА, а также рассмотрен вопрос комплексной фрактодиагностики конических зубчатых колёс.
Участвуя в работе секции "Камеры сгорания: процессы горения. Энергоэффективность тепловых двигателей", представители ЦИАМ поделились с коллегами опытом из области моделирования нестационарных процессов тепло- и массообмена в закрученных течениях в камерах сгорания ГТД, рассказали об исследованиях влияния противодавления в камере сгорания на характеристики факела распыливания за форсунками, рассмотрели проблемы разработки энергоустановок для микролетательных аппаратов.
Результаты исследований ЦИАМ в области прочности авиационных двигателей были широко представлены на секции "Прочность деталей турбомашин". В рамках заседания учеными Института были затронуты вопросы обеспечения прочностной надёжности перспективных газотурбинных двигателей различного назначения, а также модернизации экспериментальной базы прочностных исследований газотурбинных двигателей, рассмотрена математическая модель предсказания усталостной прочности композиционных материалов, представлены результаты расчётных и экспериментальных высокотемпературных исследований керамического узла соплового аппарата и др.
В целом тематика выступлений участников конференции была посвящена проблемам надежности двигателей, энергетических установок и систем, перспективам развития и применения двигателей для авиации, ракетно-космических систем, транспортного машиностроения и стационарных энергетических установок. Одним из ключевых направлений для обсуждения в рамках конференции стали прогрессивные технологии в двигателестроении, а также контроль и испытания летательных аппаратов и двигателей. Особое внимание участники форума уделили способам решения экологических проблем двигателестроения, энергетики и космических аппаратов.
Еще одним пунктом деловой программы делегации ЦИАМ в Самаре стало участие специалистов Института в IX заседании секции "Промышленные материалы и конструкции, в том числе композитные" Научно-технического совета по инновациям в машиностроительном комплексе Самарской области.
На заседании, посвященном вопросам промышленного применения 3D-принтинга, с докладом выступила д.т.н., начальник сектора и руководитель исследований аддитивных технологий в ЦИАМ Л.А. Магеррамова, которая рассказала о перспективах использования аддитивных технологий и привела результаты анализа их применения в авиационном двигателестроении.
В целом деловая программа делегации ЦИАМ в Самаре оказалась очень насыщенной. В представительном составе участники обоих мероприятий смогли обсудить ряд вопросов, касающихся развития отечественного и мирового двигателестроения, поделиться результатами своих научных исследований и рассмотреть перспективные направления деятельности.
Фото: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева