× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 02.10.2011
Источник: "Коммерсант - Business Guide"

Темные лошадки

Темные лошадки

Неопределенное состояние мировой экономики неизбежно сказывается на всей нелинейной авиации. Если раньше старт или закрытие перспективной программы служили не менее чутким барометром, чем статистика продаж и толщина портфелей заказов, то в наше нестабильное время многие производители продолжают новые разработки, видимо, уже без четкого понимания картины ближайшего десятилетия, что всегда требовалось для любого нового проекта. На смену взлетам и падениям пришло странное безвременье, когда брошенные проекты не возобновляют, а начатые опасаются бросить. Никто толком не представляет себе, что будет дальше и какие самолеты будут востребованы рынком в ближайшие десятилетия. Впрочем, разглядеть некоторые ориентиры возможно.

Большой сектор и аэродинамика

Если кто и чувствует себя относительно спокойно, то это производители служебных самолетов тяжелого и дальнего класса. В секторе лидирует программа Gulfstream G650, в спину этому могучему самолету дышат Global 7000 и Global 8000 от Bombardier. По словам представителей канадского авиастроителя, к этим моделям проявляют особый интерес клиенты из России. Однако не страдает от недостатка внимания и новый Gulfstream. У каждого производителя свой рекламный козырь: Bombardier позиционирует новые самолеты как самые дальнобойные в мире, а G650 кроме огромной дальности получит в актив еще и околозвуковую максимальную крейсерскую скорость. Программа Global давно эволюционирует по пути флагманов линейки Gulfstream, но кое в чем традиционно уступает. Речь идет о крыле.

Вся программа служебных самолетов Gulfstream интересна прежде всего самобытным подходом к проектированию крыла, который стал возможен благодаря многолетнему сотрудничеству Gulfstream Aerospace и NASA.

В 1960-х производители гражданских самолетов по всему миру увлеклись так называемым суперкритическим профилем крыла, который позволяет значительно отодвинуть границу неблагоприятных явлений, поджидающих самолет на больших высотах вблизи звукового барьера. Крыло с суперкритическим профилем обладает минимальным сопротивлением на высоких скоростях, но существенно хуже держит самолет на скоростях взлета и посадки, вносит ограничения в технику пилотирования, требует сложной взлетно-посадочной механизации и автоматизации системы управления. В противоположность мировым тенденциям Gulfstream Aerospace оставила на своих самолетах старые профили крыла, но в сотрудничестве с NASA вылизала эти профили до совершенства. В результате то, что поначалу считали ретроградным чудачеством, превратилось в важнейшую особенность инженерной политики компании и обеспечило ее самолетам не только выдающиеся, но и очень сбалансированные летные характеристики.

Нельзя не сказать в связи с этим, что рекордная околозвуковая скорость нового G650 достигается на больших высотах, что всегда было отличительной чертой "старшей" линейки Gulfstream. Самолет — это крыло.

Впрочем, несмотря на хитрости с пересчетом показателей скорости, корона самого быстрого гражданского самолета останется у другой машины — Citation Ten от Cessna. Этот самолет, развитие Citation X, имеет все шансы сохранить специфическую нишу и в какой-то степени сглаживает последствия отказа Cessna от программы Columbus.

Полет по проводам

Всеобщее увлечение электродистанционными системами управления набирает обороты. Вслед за Falcon 7X искусство полетов по проводам освоил уже упомянутый G650, а следующими (судя по слухам) будут... Угадали? Правильно — Global 7000 и Global 8000. И это, возможно, самое удивительное.

Не так-то просто научить самолет летать по командам компьютера. Недавний инцидент с одним из Falcon 7X, который разбалансировался в полете, лишь доказывает, что при всей своей безопасности ЭДСУ в определенной ситуации может повести себя неожиданно. Самолет с ЭДСУ изначально проектируется статически неустойчивым: предполагается, что именно ЭДСУ будет принудительно обеспечивать устойчивость и балансировку. Проектирование самолетов с такими аэродинамическими особенностями требует опыта, причем опыта в военной сфере.

Dassault набила руку на истребителе Rafale, у Airbus был Eurofighter, у российской ГСС — опыт Су-27 и его модификаций. Уже Gulfstream Aerospace столкнулась с большими трудностями, несмотря на свое фамильное происхождение от Grumman, активное сотрудничество с NASA и традиционную дружбу с военно-промышленным сектором. Но у Bombardier ничего подобного нет, и если компания все же решится проектировать новые самолеты с учетом применения ЭДСУ, данный факт со всей очевидностью продемонстрирует, что границы технологических приоритетов размываются.

Маленькие полководцы революции

Кризис 2008 года окончательно развеял радужные надежды, которые рынок возлагал на особо легкие бизнес-джеты (very light jets). Еще в предкризисный момент стало понятно, что при всей заманчивой дешевизне современных технологий широко разрекламированный лозунг "джет за миллион" — не более чем мечта. 1,5-2 млн — это минимум еще в докризисных ценах. К тому же спад деловой активности в США, остающихся главным рынком реактивных служебных самолетов, сделал реактивную авиацию недосягаемой для владельцев и топ-менеджмента небольших компаний, а стремительно глобализирующийся бизнес крупных корпораций требует совсем другой авиационной техники.

Тем не менее необходимость обновления парков легких служебных самолетов диктует необходимость разработки новой техники и в этом обвалившемся секторе, и те немногие компании, которые умудрились уберечь свои перспективные программы от полного забвения, имеют шанс заработать.

Главным двигателем прогресса остается Embraer с программами Phenom. Но в техническом отношении бразильские самолеты ничего особенного собой не представляют. Совсем иное дело — HondaJet, стремительно приближающийся к выходу на рынок и имеющий весьма заманчивые заявленные характеристики, в том числе экономические. Необычное размещение двигателей на пилонах над крылом — один из видимых признаков борьбы создателей HondaJet с массой конструкции, ибо такая схема позволяет, как минимум, облегчить хвостовую часть фюзеляжа и сократить протяженность магистралей, что тоже полезно.

Еще один интересный проект, отважно старающийся выжить в нашем изменчивом мире,— это легкий бизнес-джет SPn. Необычность этого проекта — цельнокомпозитная конструкция самолета, задуманная в свое время как революционный шаг, но запоздавшая на пути к сердцам и кошелькам потенциальных заказчиков. Разработчиком SPn была германская компания Grob Aerospace, известная своими цельнокомпозитными планерами и легкими самолетами. Один из пионеров использования полимерных композитов в авиации, Grob Aerospace, сумела разработать действительно весьма остроумный реактивный служебный самолет, пригодный для индивидуального пользования и весьма универсальный благодаря наличию широкой грузовой двери. К сожалению, новизна конструкции сильно затянула сертификационные процедуры, а в 2008 году Grob Aerospace обанкротилась. Сегодня работу над SPn продолжают известная французская компания Daher Socata в сотрудничестве со швейцарской Allied Aviation Technologies. Летные испытания самолета возобновились в 2010 году. Партнеры уверены, что самолет задуман гениально, просто у разработчиков не хватило времени довести его до ума.

Не сдается также компания Spectrum Aeronautical с легким S-33 Independent, который медленно, но верно продвигается к сертификации. А вот с гораздо более интересным SF-250 Vision от компании Cirrus Aircraft вышла досадная промашка: Госдепартамент США закрыл прототип самолета в сарай на большой ржавый замок. Причина банальная: для продолжения работ по самолету Cirrus Aircraft не хватало денег, и компания вступила в альянс с китайской CAIGA. Радости обеих сторон не было предела — с китайской стороны потекли деньги, компаньоны начали принимать заказы. Но чиновники экспортного контроля США заявили, что двигатель Williams FJ33-4A-19 является продуктом двойного назначения и весьма поможет скорым на пиратское копирование инженерам Поднебесной улучшить характеристики крылатых ракет. Двигатель самолета придется заменить.

Александр Швыдкин


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
10 ноя 2025
"Рособоронэкспорт" за 25 лет поставил за рубеж 900 самолетов и 1 300 вертолетов
10 ноя 2025
Андрей Жуковский: "Ту-214 - не конкурент МС-21"
10 ноя 2025
Небесный богатырь. Как "Руслан" из Ульяновска мир покорил
10 ноя 2025
От чертежей до испытаний: студенты Луховиц пройдут полный цикл оборонного производства
10 ноя 2025
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
10 ноя 2025
Первый в мире: в чем уникальность разработок МАИ в области электроракетных двигателей
7 ноя 2025
Поправки в проект бюджета предусматривают 2,6 млрд рублей на беспилотные авиасистемы
7 ноя 2025
В НГТУ НЭТИ разрабатывают методику анализа авиационных многослойных конструкций на прочность и устойчивость
7 ноя 2025
КНИТУ-КАИ посвятил лицеистов "Галактики" в авиаинженеры
7 ноя 2025
Институт авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ отпраздновал 65-летие
6 ноя 2025
Первый полет самолета "Байкал" с российским двигателем состоится до конца года
6 ноя 2025
Россия начнет строить самолеты из термопластичных композитов: на 20% легче конкурентов
6 ноя 2025
Создание опытного образца самолета "Ладога" ожидается в 2025 году
6 ноя 2025
Роспатент отметил активное развитие беспилотных технологий в России за два года
6 ноя 2025
В России создали материал для снижения шума авиадвигателей
6 ноя 2025
"Крылья политеха": экскурсия на Иркутский авиазавод для учащихся инженерных классов
6 ноя 2025
Состоялось заседание рабочей группы по развитию беспилотных авиационных систем
6 ноя 2025
В России создали прототип электромотора для дронов среднего класса
5 ноя 2025
Подмосковный завод принимает участие в развитии российской авиационной отрасли
5 ноя 2025
В ЛИиДК состоялся облет самолета Як-40
5 ноя 2025
Карелия получит 1 млрд руб. на разработку беспилотных авиасистем
5 ноя 2025
Очередь из заказов. Минский завод гражданской авиации наращивает объемы производства
5 ноя 2025
Универсальный беспилотный вертолет испытали в Хабаровском крае
5 ноя 2025
Алан Лушников: "Досрочно выполнены государственные контракты на поставку УБ "КУБ" заказчикам"
10 ноя 2025
Новый «Суперджет» с ПД-8 успешно прошел испытания в «бассейне» на защиту двигателей от воды
10 ноя 2025
Генеральный директор ГосНИИАС С.В. Хохлов принял участие в праздновании 100-летия со дня рождения Генриха Васильевича Новожилова
7 ноя 2025
ОАК поставила Минобороны России очередную партию новых Су-34
7 ноя 2025
ЦАТ и МАИ расширяют сотрудничество в сфере подготовки специалистов по аддитивным технологиям
7 ноя 2025
Новая образовательная программа «Перспективы развития современного самолётостроения» для ОАК стартует на базе Московского авиационного института
7 ноя 2025
Специалисты ЦИАМ представили на конференции конгресса «Русский инженер» возможности своего IT-продукта
7 ноя 2025
Инновационные подходы к цифровизации авиастроения: ГосНИИАС на форуме «ИТОПК-2025»
7 ноя 2025
Свыше 11 тысяч школьников и студентов побывали в ОДК-УМПО на «Неделе без турникетов»
7 ноя 2025
ОДК-Сатурн развивает инженерные навыки у молодежи
6 ноя 2025
ЦИАМ принял участие в IV Российско-Китайском научно-техническом форуме «Наукоемкие технологии: от исследований к внедрению»
6 ноя 2025
"РТ-Техприемка" обсудила с госкорпорациями России уровень готовности отечественной промышленности к роботизации
6 ноя 2025
Завершена подготовка программы конференции ICAM-2025
5 ноя 2025
ОАК передала ВКС России новую партию истребителей Су-35С
5 ноя 2025
На петербургском предприятии ОДК-Климов назначен новый руководитель
1 ноя 2025
Министерство транспорта РФ отметило вклад ЦИАМ в «экологическую» позицию России в ИКАО
1 ноя 2025
"РТ-Техприемка" представит робототехнический комплекс для 3D-сканирования на премии "Приоритет-2025"
1 ноя 2025
Циамовцы обсудили вопросы технологических возможностей создания необходимого компрессорного оборудования в г. Казань
1 ноя 2025
В ОДК-Климов обсудили обучение теории решения изобретательских задач при подготовке инженеров
1 ноя 2025
«РТ-Техприемка» объединит опыт госкорпораций на конференции по вопросам роботизации промышленных предприятий
31 окт 2025
В "ОДК-Авиадвигатель" прошла встреча начальника ОКБ с молодыми руководителями
31 окт 2025
На ОДК-Сатурн первокурсники «Крыльев Ростеха» знакомятся с процессом создания авиадвигателей
31 окт 2025
В ОДК-Климов открыта выставка к 111-летию предприятия с уникальными экспонатами
31 окт 2025
Два специалиста У-УАЗ стали лауреатами премии "Человек труда"
30 окт 2025
Дочь авиаконструктора Миля посетила Казанский вертолетный завод в честь 60-летнего юбилея Ми-8
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Анкета члена САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».