Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 03.10.2011
Источник: "Российская газета"

Не спешите их хоронить. Надо ли ставить крест на российских самолетах?

Самолеты Як-42 предназначены для эксплуатации на авиалиниях средней протяженности. К их созданию в ОКБ им. Яковлева приступили в 1972 году в связи с потребностью "Аэрофлота" заменить устаревшие Ил-18 и Ту-134. В 1980 г. самолет был сертифицирован по новым нормам летной годности и поступил в эксплуатацию.

Як-42 стал первым российским самолетом, прошедшим полную международную сертификацию, был допущен к полетам в Европе и летал более чем в 130 странах мира. Экспортировался в Китай и на Кубу. Все это говорит о его надежности. Як-42 работает на международных линиях даже после ужесточения норм ИКАО по шуму и эмиссии двигателя. Имеет высокие показатели безопасности.

С 1980 по 2004 год построен 181 самолет (94 — Як-42, 87 — Як-42Д). В отечественной гражданской авиации он стал своеобразным мостом к новому поколению пассажирских самолетов - экономичных и комфортабельных. Если бы не катаклизмы начала 90-х, его серийный выпуск и совершенствование продолжались бы еще долго. Даже сегодня он остается экономически рентабельным, несмотря на чуть более высокий удельный расход топлива по сравнению с современными аналогами "Боинг-737" и "Эрбас-А319".

Создавая Як-42, конструкторы предусмотрели решения, позволяющие использовать самолет на плохо оборудованных аэродромах, коих в России немало. Машина имеет собственный трап и гораздо менее требовательна к обслуживанию по сравнению с "Боингами" и "Эрбасами".

"Потенциальный срок жизни (ресурс) для Як-42—35 лет или 40 000 летных часов, — поясняют в ОКБ им. Яковлева. — Капремонт предусматривается после 20 000 часов налета (11 000 полетов) или 21 года службы и через следующие 15 000 часов налета (9000 полетов) или 18 лет службы. Каждому самолету назначается начальный ресурс, который должен реализоваться при строгом контроле за состоянием летательного аппарата и его агрегатов, ресурс которых значительно меньше.

Как показывает статистика, такой подход способствовал поддержанию технической готовности всего парка Як-42 на достаточно высоком уровне за 30 лет эксплуатации. Кроме трагедии в 1982 г., остальные 6 катастроф (без учета последней) не были связаны с отказами техники".

В Ярославле разбился Як-42 с бортовым номером 42434, принадлежавший ракетной корпорации им. Хруничева. Именно этот самолет, имеющий единый салон на 72 пассажира, в последние годы часто летал на Байконур. Туда доставляли руководство космического центра им. Хруничева и иностранных гостей. Нареканий к нему не было. В последнее время его сдавали в аренду столичной авиакомпании "Як-Сервис", которая специализируется на VIP-перевозках. Обслуживался он в казанской компании "Тулпар", считающейся одной из лучших по техобслуживанию самолетов этого типа. В последний раз самолет проходил техобслуживание с 1 по 16 августа 2011 г. На нем заменили правый боковой двигатель, у которого заканчивался ресурс. Претензий к состоянию самолета у специалистов не возникло. Его назначенный начальный ресурс составлял 15 000 летных часов (10 000 полетов). В авиационной практике такие самолеты называют "свежими", им еще далеко до капремонта.

Свидетельство летной годности в пределах назначенного ресурса на него истекало 1 октября, а потом, после проверки летной годности самолета, его должны были выдать на новый срок.

"В авиации нет понятия "старый самолет". Есть соответствие воздушного судна сертификационным требованиям, то есть может ли самолет обеспечить безопасность полетов, — говорит советник главы Росавиации Сергей Извольский. — Всего Як-42 было произведено более 180, и только 7 катастроф произошло. Это достаточно низкий показатель. Значит, самолет надежный. В частности, разбившийся самолет был произведен в 1993 году, у него было 2997 посадок, общая наработка 6391 час, на самом деле у него был еще достаточно большой эксплуатационный ресурс".

Нет понятия "старый самолет". Есть — соответствие сетификационным требованиям.

Потому представители совершенно разных ведомств говорят, что "с самолетом случилось что-то неординарное".

Сегодня в адрес российских самолетов все чаще звучат обвинения в том, что они — старье. Но взглянем на Боинги и Эрбасы, которые закупают наши авиакомпании. Не секрет, что большинство из них сильно подержанные и нередко постарше российских аналогов. Берут, потому что дешевле. Достаточно вспомнить хотя бы Боинг-737-500 авиакомпании "Аэрофлот-Норд", купленный у китайцев, которые нещадно его эксплуатировали 15 лет и разбившийся в 2008 г. в Перми.

В прошлом году в интервью одной из газет командир Ил-96 Владимир Сальников (39 лет в авиации, налет свыше 20 000 часов) рассказывал: "У нас находится масса людей, готовых лоббировать чужие интересы. Откаты захлестнули страну, в том числе авиацию. "Эрбас" в контракте на продажу самолетов прямо указывает: посредник получает 10% от суммы сделки. "Боинг", не стесняясь, обнародует данные о том, что в 2009 году потратил $72 млн на подкуп чиновников СНГ, продвигая свою технику. Причем в основном утиль. В районе Лас-Вегаса, в пустыне, у них есть два аэродрома, где стоят старые самолеты. А в США четкое правило: после того как самолет налетал 60 000 часов, он может возить только груз и почту. Если он для этого не востребован, его консервируют и оставляют на стоянке. Затем туда приезжают покупатели, в том числе из России. Для них машины подновляют и говорят: у себя на них вы можете летать, но над нашей территорией — ни в коем случае".

"Американцы благодарны российским властям за то, что те обеспечили 14 тысяч рабочих мест в инновационной сфере США, коей является самолетостроение, подписав документ о покупке 40 Боингов. Но что скажут люди, которые у нас потеряют в той же инновационной сфере России 14 тысяч рабочих мест?" — говорил в интервью "Радио "Свобода" бывший замминистра гражданской авиации РФ, заслуженный пилот РФ Олег Смирнов.

Специалисты уверяют: от возраста у самолета не снижается безопасность. Есть ресурс по времени, посадкам и налетам у самолета и у всех его составляющих вплоть до заклепки. Через положенное число налетов детали изымают. Таким образом, даже 30-летний самолет может быть молодым, так как его внутренности менялись 20-30 раз. Это миф о связи возраста самолетов с числом авиапроисшествий.

По словам Олега Смирнова, в США средний возраст самолетов — 17 лет, в Европе — 10, в Китае — 7. При этом на 1 млн часов налета в США происходит 0,5 авиакатастроф, в Европе —1,09 катастроф, в Китае — 2,6 катастроф. Таким образом, с более молодыми самолетами, эксплуатируемыми китайскими авиакомпаниями, происходит больше происшествий, чем с более старыми лайнерами, летающими в США и Европе.

В этой ситуации призывы запретить эксплуатацию Як-42 звучат по меньшей мере странно. "Во-первых, ресурс многих этих самолетов еще позволяет их эксплуатировать. Во-вторых, они составляют основу парка небольших авиакомпаний, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов в отдаленных регионах. И запрет на эксплуатацию Як-42 будет означать, что десятки тысяч российских граждан окажутся отрезанными от Большой земли, а это уже чревато социальным взрывом. В-третьих, такие меры вряд ли выдержат испытания законодательством, потому что волевой запрет на эксплуатацию судов без должных на то оснований приведет к валу судебных исков от эксплуатантов такой техники. В-четвертых, сегодня заменить эти самолеты по большому счету нечем.

Российских воздушных судов в нужном количестве не выпускается, новые иностранные, если закупать их, потребуют больших затрат, а кроме того, их нельзя быстро изготовить. Остается тогда покупать самолеты б/у, но сразу возникает риторический вопрос: а чем иностранные б/у самолеты лучше б/у российских и зачем их списывали? В-пятых, много Як-42 эксплуатируется в госструктурах, и если будет введен запрет, то их надо будет менять, а менять не на что и деньги в бюджете на это не предусмотрены", — считает ведущий эксперт УК "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов.

Да, самолетов нового поколения, способных заменить Ту-134, Як-42 или Ту-154, в России пока выпускается немного. Но ведь еще два года назад они не выпускались совсем. Между тем сегодня в расписании ряда наших авиакомпаний появились новые лайнеры отечественного производства. 12 сентября в небо поднялся третий "Сухой Суперджет" для "Аэрофлота". В тот же день совершил первый рейс с пассажирами Ан-148 авиакомпании "Полет". Развивается программа МС-21...

Так, может, не стоит требовать огульного списания машин предыдущего поколения, а синхронизировать их постепенный вывод из эксплуатации с запланированным ростом производства новых российских самолетов? Сегодня эмоциональное состояние общества неблагоприятно для авиации. В этой ситуации можно долго искать виновных, но истинные причины трагедии должна определить комиссия после расшифровки "черных ящиков", которые уже в лаборатории МАК в Москве.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
22 мая 2025
Первый в мире ОПЛА на базе беспилотного вертолета покажут в Белоруссии
22 мая 2025
ZALA «Ланцет-Э» показали спецслужбам Белоруссии и Киргизии
22 мая 2025
"Рособоронэкспорт" может начать производить БПЛА "Орлан" на территории заказчика
22 мая 2025
Экипаж проверил отечественную систему управления второго опытного SJ-100 во время испытаний в Жуковском
22 мая 2025
Экологичность и экономичность: в МАИ создали стенд для испытания двигателей будущего
21 мая 2025
«Калашников»: СКАТ и «КУБ» вызвали интерес премьер-министра Малайзии
21 мая 2025
В Братске заметили экспериментальный Як-40 с винглетами
21 мая 2025
Семь нижегородских изготовителей БПЛА участвуют в выставке HeliRussia 2025
21 мая 2025
Ростех импортозаместил фрезерный обрабатывающий центр для авиастроения и ОПК
21 мая 2025
Оборудование Ростеха поможет самолетам ориентироваться в гористой местности Армении
20 мая 2025
На втором опытном самолете Superjet с двигателями ПД-8 начались полеты в зачет программы сертификации
20 мая 2025
Топливная эффективность SJ-100 выросла на 3-4% за счет законцовок крыла
20 мая 2025
"Рособоронэкспорт" представит в Малайзии истребитель пятого поколения Су-57Э
20 мая 2025
Китай до конца июня планирует испытать "дрононосец" с дальностью полета 7 тыс. км
20 мая 2025
В России создали метод для разработки более экологичного топлива для самолетов
20 мая 2025
«Рособоронэкспорт» впервые за шесть лет примет участие в выставке LIMA в Малайзии
20 мая 2025
Первый шаг в авиационное братство: МАИ провёл для школьников фестиваль «Маёвский взлёт»
20 мая 2025
В Росавиации наградили финалистов Авиационной олимпиады школьников
19 мая 2025
ОАК планирует начать серийное производство беспилотника C-76 в 2028 году
19 мая 2025
НОВИКОМ расширяет сотрудничество с КнААЗ им. Ю.А. Гагарина
19 мая 2025
Создан стенд для испытания гибридных авиадвигателей будущего
19 мая 2025
ПИШ КАИ представила авиационные разработки на KazanForum 2025
19 мая 2025
ZALA представила обновленные версии своих БВС, предназначенных для воздушного мониторинга территорий
19 мая 2025
КЭМЗ представил на международной выставке HeliRussia-2025 собственный вертолет АП-55
22 мая 2025
ОАК принимает участие в MILEX – 2025
22 мая 2025
Молодые специалисты ГосНИИАС представили доклады на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2025»
22 мая 2025
КРЭТ впервые представляет на выставке за рубежом малогабаритную систему радионавигации для малой авиации
21 мая 2025
Продукция ОАК возвращается на один из ведущих авиасалонов Азиатско-Тихоокеанского региона
21 мая 2025
Холдинг «Вертолеты России» представил на LIMA 2025 Ми-171А3, «Ансат» и пожарный Ка-32А11М
21 мая 2025
СибНИА объявляет о бесплатных курсах подготовки авиационных специалистов по Ан-2 и ТВС-2МС
20 мая 2025
ЦИАМ принял участие в Международном форуме и выставке «Беспилотная авиация’25»
20 мая 2025
Пермские моторостроители провели акцию «Бессмертный цех»
20 мая 2025
Чтобы помнили: в ЦИАМ отдали дань уважения героям Великой Отечественной войны
19 мая 2025
Генеральный директор КРЭТ принял участие в заседании Бюро Союза машиностроителей России
19 мая 2025
Самолеты С.В. Ильюшина: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
19 мая 2025
«Пермские моторы» открыли историческую выставку о героях фронта и тыла
16 мая 2025
«ОАК» представит беспилотную транспортную систему внеаэродромного базирования на выставке в МВЦ «Крокус Экспо»
16 мая 2025
«РТ-Техприемка» отметила лучших участников «Студенческой научной весны» в области машиностроения
16 мая 2025
Инженер ЦИАМ победила в конкурсе
15 мая 2025
Демонстратор интеллектуальных технологий для перспективного сверхзвукового гражданского самолета показан в программе «Военная приемка»
15 мая 2025
Токарь ОДК-СТАР занял призовое место на краевом этапе конкурса "Лучший по профессии"
15 мая 2025
На КнААЗ выросли стипендии
13 мая 2025
ОАК поставила Минобороны России новые самолеты Су-35С
13 мая 2025
«РТ-Техприемка» провела для студентов Московского Политеха «Неделю без турникетов»
13 мая 2025
С мая 2025 года на КнААЗ вновь выросла заработная плата
13 мая 2025
На Казанском вертолетном заводе прошел праздничный митинг в честь 80-летия Великой Победы
12 мая 2025
МС-21 прибыл в Жуковский для проведения сертификационных испытаний
12 мая 2025
В ЦАГИ прошёл митинг, посвящённый Дню Великой Победы
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».