× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 20.10.2011
Источник: "Военный Паритет"

Беспилотникам принадлежит будущее военной авиации?

MQ-9, оснащенных ракетами и бомбами с лазерным наведением для уничтожения террористов в Афганистане, Пакистане, Йемене и Сомали, также использовали их для ударов по войскам и военным объектам в Ливии. Но нельзя называть их полностью беспилотными. Например, управление полетом БЛА Reaper MQ-9 (более мощной версии Predator MQ-1) обеспечивает наземный персонал численностью 180 человек, который может находиться на удалении 12000 км от района операции.

Но значит ли это, что будущее принадлежит БЛА? Мы видим усиление джихадистских боевиков, рост военной мощи Китая и возможное появление у Ирана баллистических ракет с ядерными боеголовками. Или лучше применять пилотируемые боевые самолеты, таких как F-35, программа которой страдает от бюджетных ограничений? Если ответ – «да, в пользу БЛА», то это должно означать революцию в военном деле. На США приходится преобладающее количество беспилотников в мире, хотя другие страны, как Великобритания, Италия и Израиль, бурно развивают свои достижения в этой сфере.

Беспилотники бывают разных форм и размеров. Хотя больше всего внимания уделяется "Предаторам" и "Риперам", они лишь часть разнообразного парка БЛА. Например, есть тяжелый реактивный стратегический разведывательный беспилотник RQ-4A Global Hawk, оснащенный мощной РЛС с синтезированной апертурой, способный без дозаправки в воздухе пролететь от США до Австралии, непрерывно наблюдая за территорией площадью 53 тысячи квадратных километров. Этот аппарат стоит дороже, чем истребитель F-18. Есть и миниатюрные БЛА, в ближайшем будущем появятся аппараты размером с птицу или насекомое (нано-БЛА), которые смогут садиться на подоконник вашего дома, чтобы послать оттуда информацию. Между этими классами БЛА существует огромное количество беспилотников размером со стендовую модель самолета, запускаемых с катапульты или с плеча.

Два года назад ВВС США опубликовали доклад под названием "Беспилотные летательные системы, план на 2009-2047 годы" (Unmanned Aircraft Systems Flight Plan 2009-2047). Самым важным был вывод о создании сетевых семейств БЛА, построенных на базе общего планера разных размеров, включая модульных, с открытой архитектурой оборудования, что обеспечит гибкость боевого применения. Крупнейшие БЛА возьмут на себя роль самолетов ДРЛО и управления, воздушных танкеров, стратегических транспортных самолетов и дальних бомбардировщиков. Новое поколение БЛА будет иметь искусственный интеллект, что придаст высокую степень оперативной самостоятельности.

Здесь мы подходим к вопросу, насколько этично применение боевых беспилотных аппаратов для уничтожения живой силы противника. Высказывалось мнение, что БЛА должны выполнять "тупые, грязные и опасные задачи", где применение пилотируемых самолетов или опасно, или нецелесообразно. Типичной "грязной задачей" БЛА назывался, например, такой род операции как разведка территорий, загрязненных химическим и биологическим оружием. Также БЛА должны использоваться для зондирования системы ПВО противника, где пилотируемый самолет может быть сбит, а пилот взят в плен.

Есть и другие потенциальные преимущества применения беспилотных аппаратов. Они могут предоставить более полную информацию о целях, оценки результатов ударов, которые, как правило, более точные и вызывают меньше жертв среди гражданского населения (информация о том, что БЛА постоянно атакуют толпы людей во время свадеб в Афганистане, является преувеличенной). Применение БЛА против террористов и повстанцев является более "дипломатичным", так как они управляются далеко от района применения. Обучение оператора БЛА обойдется в десятки раз дешевле, чем подготовка пилота реактивного истребителя.

Поскольку Китай и другие страны разрабатывают более точные баллистические и крылатые ракеты, способные поразить авианосцы на удалении 1000 км, Америка и ее союзники беспокоятся о том, смогут ли авианосцы, начиная с 1945 года, и дальше быть средством глобального проецирования силы. Палубная версия F-35 без внешних топливных баков имеет боевой радиус всего 680 миль, что еще больше наталкивает на пессимистические размышления. Ответ ВМС США должен быть в создании палубного беспилотного разведывательно-ударного аппарата (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike aircraft). ВМС уже попросили финансирование этой системы, ввод в боевой состав ожидается в 2018 году. Если этот большой БЛА дальнего действия сможет безопасно работать с палубы авианосца, это поможет развеять опасения за будущее авианосцев.

Еще одним преимуществом БЛА является их более высокая живучесть по сравнению с пилотируемыми самолетами. Отсутствие экипажа на борту позволяет создать оптимальные малозаметные формы планера. Они также могут обладать "гиперманевренностью". Современные достижения в области композиционных материалов и авионики позволяют создать новейшие БЛА, которые могут обладать чрезвычайно высокой маневренностью, особенно по боковым ускорениям, выдержать которых пилот не может.

Но не все аргументы работают в пользу БЛА. Сторонники пилотируемой авиации говорят, что беспилотные аппараты не могут в полной мере использовать двустороннюю спутниковую связь. Если оператор БЛА потеряет контроль над аппаратом, это чревато последствиями, в то время как пилотируемый самолет обладает большей гибкостью применения. Говорят также, что потерявший управление БЛА может представлять угрозу для коммерческих самолетов. Также БЛА могут быть уязвимы для воздействия средств РЭБ, кроме того, потеря спутника на орбите может полностью обесценить его боевое значение. Сегодня наблюдаются небольшие задержки с выполнением БЛА команд, исходящих от оператора. В отличие от БЛА пилот самолета сам может реагировать на угрозы и уклоняться от них. БЛА, работающие над Ираком, Афганистаном, Йеменом или Сомали, являются достаточно безопасными в плане управления, так как там нет сколько-нибудь серьезной угрозы, но когда "Предаторы" использовались над Боснией, были определенные потери от противодействия системы ПВО сербов, использовавших ЗРК и ЗА советского производства.

В настоящее время каждый БЛА имеет собственного оператора, но ВВС США в перспективе планируют, чтобы один оператор мог управлять действиями группы из четырех аппаратов. Ставится также цель запрограммировать БЛА таким образом, чтобы они сами принимали критически важные решения при полете группами для подавления системы ПВО противника.

Пропагандистские группы по соблюдению прав человека поднимают вопрос об этичности их использования для уничтожения людей, подозреваемых в терроризме. Например, в результате удара БЛА был убит террорист, который оказался гражданином США. Но пока использование БЛА не оспаривается Женевской конвенцией.

Но этические проблемы на этом не заканчиваются. Некоторых граждан приводит в ужас сама мысль о том, что оператор БЛА, живущий, скажем, в Неваде, после хирургически точного удара, повлекшего за собой смерть десятков людей в Пакистане, преспокойно пойдет ужинать со своей семьей в ресторан. Такие настроения приводят к расползанию имиджа Америки как "трусливого хулигана, который убивает и калечит людей, прячась за высокими технологиями".

Два года назад бывший министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates) сказал, что F-35, возможно, будет последним американским пилотируемым ударным истребителем. Вероятно, это заявление несколько преждевременно, но пилот в кабине самолета это определенно вымирающий вид.



Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
11 ноя 2025
Ростех впервые представит Як-130М и импортозамещенный «Ансат-М» на Dubai Airshow 2025
11 ноя 2025
MWM сообщил об уникальной возможности подавления ПВО российскими Су-57
11 ноя 2025
Россия передаст Индии лицензию на выпуск истребителя пятого поколения
11 ноя 2025
Кубанские авиаторы помогут уральским авиастроителям доработать самолет «Байкал»
11 ноя 2025
10 проектов школьников прошли в финал конкурса МАИ и СоюзМаш "Я - конструктор будущего"
11 ноя 2025
Первый в КНР пассажирский дирижабль начнут использовать в 2026 году
11 ноя 2025
Airbus собрала первый A350-1000ULR для сверхдальних рейсов
10 ноя 2025
"Рособоронэкспорт" за 25 лет поставил за рубеж 900 самолетов и 1 300 вертолетов
10 ноя 2025
Андрей Жуковский: "Ту-214 - не конкурент МС-21"
10 ноя 2025
Небесный богатырь. Как "Руслан" из Ульяновска мир покорил
10 ноя 2025
От чертежей до испытаний: студенты Луховиц пройдут полный цикл оборонного производства
10 ноя 2025
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
10 ноя 2025
Первый в мире: в чем уникальность разработок МАИ в области электроракетных двигателей
7 ноя 2025
Поправки в проект бюджета предусматривают 2,6 млрд рублей на беспилотные авиасистемы
7 ноя 2025
В НГТУ НЭТИ разрабатывают методику анализа авиационных многослойных конструкций на прочность и устойчивость
7 ноя 2025
КНИТУ-КАИ посвятил лицеистов "Галактики" в авиаинженеры
7 ноя 2025
Институт авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ отпраздновал 65-летие
6 ноя 2025
Первый полет самолета "Байкал" с российским двигателем состоится до конца года
6 ноя 2025
Россия начнет строить самолеты из термопластичных композитов: на 20% легче конкурентов
6 ноя 2025
Создание опытного образца самолета "Ладога" ожидается в 2025 году
6 ноя 2025
Роспатент отметил активное развитие беспилотных технологий в России за два года
6 ноя 2025
В России создали материал для снижения шума авиадвигателей
6 ноя 2025
"Крылья политеха": экскурсия на Иркутский авиазавод для учащихся инженерных классов
6 ноя 2025
Состоялось заседание рабочей группы по развитию беспилотных авиационных систем
11 ноя 2025
ЦАГИ выступил соорганизатором Рахматулинских чтений
11 ноя 2025
"РТ-Техприемка" разработала единую систему управления промышленными роботами
11 ноя 2025
ЦАГИ принял участие в международной конференции ФизикА.СПб
10 ноя 2025
Новый «Суперджет» с ПД-8 успешно прошел испытания в «бассейне» на защиту двигателей от воды
10 ноя 2025
Генеральный директор ГосНИИАС С.В. Хохлов принял участие в праздновании 100-летия со дня рождения Генриха Васильевича Новожилова
7 ноя 2025
ОАК поставила Минобороны России очередную партию новых Су-34
7 ноя 2025
ЦАТ и МАИ расширяют сотрудничество в сфере подготовки специалистов по аддитивным технологиям
7 ноя 2025
Новая образовательная программа «Перспективы развития современного самолётостроения» для ОАК стартует на базе Московского авиационного института
7 ноя 2025
Специалисты ЦИАМ представили на конференции конгресса «Русский инженер» возможности своего IT-продукта
7 ноя 2025
Инновационные подходы к цифровизации авиастроения: ГосНИИАС на форуме «ИТОПК-2025»
7 ноя 2025
Свыше 11 тысяч школьников и студентов побывали в ОДК-УМПО на «Неделе без турникетов»
7 ноя 2025
ОДК-Сатурн развивает инженерные навыки у молодежи
6 ноя 2025
ЦИАМ принял участие в IV Российско-Китайском научно-техническом форуме «Наукоемкие технологии: от исследований к внедрению»
6 ноя 2025
"РТ-Техприемка" обсудила с госкорпорациями России уровень готовности отечественной промышленности к роботизации
6 ноя 2025
Завершена подготовка программы конференции ICAM-2025
5 ноя 2025
ОАК передала ВКС России новую партию истребителей Су-35С
5 ноя 2025
На петербургском предприятии ОДК-Климов назначен новый руководитель
1 ноя 2025
Министерство транспорта РФ отметило вклад ЦИАМ в «экологическую» позицию России в ИКАО
1 ноя 2025
"РТ-Техприемка" представит робототехнический комплекс для 3D-сканирования на премии "Приоритет-2025"
1 ноя 2025
Циамовцы обсудили вопросы технологических возможностей создания необходимого компрессорного оборудования в г. Казань
1 ноя 2025
В ОДК-Климов обсудили обучение теории решения изобретательских задач при подготовке инженеров
1 ноя 2025
«РТ-Техприемка» объединит опыт госкорпораций на конференции по вопросам роботизации промышленных предприятий
31 окт 2025
В "ОДК-Авиадвигатель" прошла встреча начальника ОКБ с молодыми руководителями
31 окт 2025
На ОДК-Сатурн первокурсники «Крыльев Ростеха» знакомятся с процессом создания авиадвигателей
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Анкета члена САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».