× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 24.10.2011
Источник: "Транспортный бизнес" (Украина)

Ан-140: мы его теряем? // На фоне заявлений о блестящих перспективах Ан-148 руководство ГК "Антонов" почему-то "забыло" о проекте, другого регионального самолета — Ан-140.

"Одесские авиалинии", "Аэромост-Харьков", "Ильич-Авиа", этот печальный список авиакомпаний, ставших заложниками системы организации производства и сопровождения техники ГК "Антонов". У каждой из них своя история, но общая проблема одна — это финансовые сложности, возникающие через несколько месяцев после начала эксплуатации Ан-140.

Скандалы сопровождают Ан-140 последние 10 лет. С самого начала запуска производства серийный завод — Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), обвиняло во всех проблемах проекта КБ Антонова. КБ, создав самолет, все проблемы связанные с сопровождением проекта и продвижением его на рынки взвалило на харьковчан. Устранением "детских" болезней самолета, сопровождением его в эксплуатации, закупкой запчастей, занялся ХГАПП. В то же время материнская структура, казалось, забыла о своем детище. В результате складывается парадоксальная ситуация, при серьезном спросе на региональные самолеты, и возможности их производить на ХГАПП, украинские авиакомпании все чаще отдают предпочтение иностранной технике, а те Ан-140, которые еще остались "на крыле", стоят "под забором".

Эксперты объясняют это теми самыми "детскими" проблемами, которые за последние десять лет так и не смогли толком решить. Типичная ситуация при эксплуатации Ан-140 следующая: возникает сбой в том или ином агрегате, самолет останавливался, лизинговые платежи надо платить, а доходов нет. Далее возникают проблемы с необходимостью оплаты работ по продлению ресурса различных комплектующих и планера.

Причем, стоимость таких работ внятно не могут объяснить ни в КБ Антонова, ни у основного производителя двигателей для самолета — в ОАО "Мотор-Сич". Так, например, типичная смета расходов при "при достижении самолетом Ан-140 и/или комплектующими изделиями границ наработки и/или сроков службы", после которых требуется продление этих характеристик, выглядит следующим образом: стоимость капитального ремонта одного двигателя - порядка $650 тыс., "продление" всех остальных узлов и агрегатов за этот же период времени соизмеримо со стоимостью капремонтов двух двигателей. То есть в общей сложности около $2,5-3 млн.

В результате, обеспечение эксплуатация самолета в течение пяти лет обойдется приблизительно в 20% от его стоимости, что ненормально. Эта тема поднималась неоднократно, но стоимость таких работ в КБ объяснить не могут. Чаще всего фигурирует абстрактная фраза "это экономически обоснованные расходы КБ". Посчитав такую "экономику" перевозчики отказываются от машины.

На сегодняшний день в Украине есть по крайней мере восемь Ан-140, которые можно эксплуатировать на внутренних авиалиниях страны и ближнего зарубежья. Из них действительно летает на регулярных рейсах только один — авиакомпании "Мотор-Сич" (UR-14005). Все остальные просто стоят в ожидании неизвестно чего.

Больше всего машин находятся на Харьковском авиазаводе - четыре. Две из них, предназначались для азербайджанской авиакомпании Azal (4K-AZ49 и 4K-AZ50). После авиакатастрофы в 2004 г. под Баку, авиакомпания отказалась от дальнейшей реализации контракта на поставку Ан-140, и сейчас перед харьковским авиазаводом стоит непростая задача урегулировать с Азербайджаном вопрос о возврате части средств, проплаченных за самолеты. Во время совещания у первого вице-премьера Андрея Клюева 29 апреля эту проблему планировали урегулировать, но до сих пор она не решена и самолеты могут быть арестованы в случае судебных разбирательств.

Еще 2 машины принадлежат "Укратранслизингу" (UR-14001 и UR-14002). До 2005 г. их эксплуатировала авиакомпания "Аэромост-Харьков", но после того как они попали на ХГАПП, машины оказались разукомплектованы и на сегодня не имеет летной годности. В 2009 г. "Укратранслизинг" через суд добился их возврата, причем с условием приведения самолетов в "летно-годное состояние". Однако, решение суда не выполняется. Более того, по данным наших источников, стоимость их восстановления после "общения" с заводчанами исчисляется несколькими миллионами долларов на каждый. Правда, эту ситуацию в Харькове не комментируют.

По одному Ан-140, принадлежащих компании "Укртранслизинг" находятся на хранении в Запорожье (UR-14006, "Мотор-Сич") и на АНТК им. Антонова в Святошино (UR-14004, после аварийной посадки в Борисполе в 2008 г. был восстановлен), еще одна машина, ранее принадлежавшая авиакомпании "Ильич-Авиа" (UR-14007) проходит предпродажную подготовку. Приведение этих машин в летное состояние оценивается в сумму более $1 млн. за каждый.

Однако опрошенные нами представители авиакомпаний считают эту сумму серьезно завышенной со стороны КБ Антонова. "Система продления ресурсов Ан-140, не прозрачна, за одну и ту же операцию с разных авиакомпаний берут разные суммы, при этом внятного объяснения, почему так делается, нет. Почему бы не представить сводный прайс — такой-то ресурс для агрегата "А" стоит столько-то, для агрегата "В" — столько-то, но в КБ на это не идут, поэтому нам проще связаться с тем же Saab, чем с антоновской техникой", — отметил представитель одной из украинских авиакомпаний, пожелавший остаться не известным.

В компании "Укртранслизинг" также затруднились ответить на вопрос о перспективах Ан-140 в Украине. Таким образом, получается замкнутый круг — самолеты есть, но из-за высоких расходов на их поддержание в пригодном для полетов состоянии перевозчики не хотят с ними связываться.

В тоже время, ситуация может в ближайшее время измениться и Украина вообще лишится этих машин. В РФ, после серии аварий и катастроф с Ту-134 и Ан-24, заговорили о запрете полетов этих машин на регулярных линиях, плюс к этому с 1 января 2012 г. вступает в действие "старый" запрет от 2009 г. на эксплуатацию самолетов без систем предупреждения о столкновениях с самолетами и землей TCAS и R-NAV. Если учесть, что в РФ сейчас эксплуатируется около двух сотен таких машин, то дефицит воздушных судов подобного класса может быть весьма серьезным. Чтобы этого не произошло, ряд руководителей восточных и северных регионов РФ, уже заявили о необходимости господдержки для приобретения новой техники. В частности, не исключается, что будет выделено финансирование и на получение в лизинг простаивающих в Украине Ан-140.

Сергей Баталин


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
14 ноя 2025
Торжественная церемония награждения «Авиастроитель года»: лучшие профессионалы отрасли
14 ноя 2025
MWM: Часть созданных для Су-57 компонентов могут применить при разработке ПАК ДА
14 ноя 2025
В России появился новый разработчик авиационной техники
14 ноя 2025
Россия впервые представит на Dubai Airshow линейку БПЛА Supercam и новую разработку
14 ноя 2025
Эксперт: собираемый в Иркутске МС-21 - межрегиональный самолет между Ту-154 и Ту-134
14 ноя 2025
Беспилотники "Орлан" покажут на выставке в Дубае
14 ноя 2025
Dubai Airshow 2025: АО "ЦАРС" впервые за рубежом представит беспилотник с модульной архитектурой
14 ноя 2025
В США построят крупнейший завод по выпуску устойчивого авиационного топлива
14 ноя 2025
Кировские школьники разработали симулятор сборки БПЛА в виртуальной реальности
14 ноя 2025
Школьник из Челябинска создал уникальный дрон для метеомониторинга
13 ноя 2025
Сергей Чемезов объявил о независимости российской авиации от импортных комплектующих
13 ноя 2025
Минпромторг поменяет стратегию развития БАС. Изучаем новый план до 2035 года
13 ноя 2025
Ювелирная точность без сверления: в МАИ разрабатывают отечественную технологию клеевого ремонта композитов
13 ноя 2025
В Самарском университете им. Королева разработали технологию, повышающую надежность напечатанных деталей для авиации
13 ноя 2025
Мьянма стала первым иностранным эксплуатантом российских Ми-38Т
12 ноя 2025
Ростех: дальность полета МС-21 покрывает потребности перевозчиков
12 ноя 2025
«Калашников» впервые представит интегрированные в единый комплекс беспилотники СКАТ 350 М и «КУБ-2Э» на выставке в Дубае
12 ноя 2025
Ростех создал первый отечественный шлифовальный станок для обработки критически важных деталей авиадвигателей
12 ноя 2025
В Москве на Транспортной неделе покажут учебно-тренировочный самолет Tango S7 Group
12 ноя 2025
В Казани планируют создать научно-производственный центр беспилотных авиасистем
12 ноя 2025
Ученые РГАТУ имени П.А. Соловьева получили патент
12 ноя 2025
Разработка ученых ускорит восстановление воздушных судов
11 ноя 2025
Ростех впервые представит Як-130М и импортозамещенный «Ансат-М» на Dubai Airshow 2025
11 ноя 2025
MWM сообщил об уникальной возможности подавления ПВО российскими Су-57
14 ноя 2025
Сегодня опытный МС-21 совершил беспосадочный перелет из Иркутска в Жуковский
14 ноя 2025
В Госкорпорации Ростех и ОДК отметили наградами успехи студентов трека «Крылья Ростеха»
13 ноя 2025
Учёный ЦАГИ представил инновационную разработку на Всероссийской конференции
13 ноя 2025
Новый дом для сотрудников предприятия ОАК построят в Ульяновске по программе "Квадратные метры Ростеха"
12 ноя 2025
Опытные двигатели ПД-8 для «Суперджета» наработали свыше 4000 часов в ходе испытаний
12 ноя 2025
Предприятия «Вертолетов России» во время «Недели без турникетов» посетили пяти тысяч школьников и студентов
12 ноя 2025
На У-УАЗ прошла "Неделя без турникетов" для детей и подростков
11 ноя 2025
ЦАГИ выступил соорганизатором Рахматулинских чтений
11 ноя 2025
"РТ-Техприемка" разработала единую систему управления промышленными роботами
11 ноя 2025
ЦАГИ принял участие в международной конференции ФизикА.СПб
10 ноя 2025
Новый «Суперджет» с ПД-8 успешно прошел испытания в «бассейне» на защиту двигателей от воды
10 ноя 2025
Генеральный директор ГосНИИАС С.В. Хохлов принял участие в праздновании 100-летия со дня рождения Генриха Васильевича Новожилова
7 ноя 2025
ОАК поставила Минобороны России очередную партию новых Су-34
7 ноя 2025
ЦАТ и МАИ расширяют сотрудничество в сфере подготовки специалистов по аддитивным технологиям
7 ноя 2025
Новая образовательная программа «Перспективы развития современного самолётостроения» для ОАК стартует на базе Московского авиационного института
7 ноя 2025
Специалисты ЦИАМ представили на конференции конгресса «Русский инженер» возможности своего IT-продукта
7 ноя 2025
Инновационные подходы к цифровизации авиастроения: ГосНИИАС на форуме «ИТОПК-2025»
7 ноя 2025
Свыше 11 тысяч школьников и студентов побывали в ОДК-УМПО на «Неделе без турникетов»
7 ноя 2025
ОДК-Сатурн развивает инженерные навыки у молодежи
6 ноя 2025
ЦИАМ принял участие в IV Российско-Китайском научно-техническом форуме «Наукоемкие технологии: от исследований к внедрению»
6 ноя 2025
"РТ-Техприемка" обсудила с госкорпорациями России уровень готовности отечественной промышленности к роботизации
6 ноя 2025
Завершена подготовка программы конференции ICAM-2025
5 ноя 2025
ОАК передала ВКС России новую партию истребителей Су-35С
5 ноя 2025
На петербургском предприятии ОДК-Климов назначен новый руководитель
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Анкета члена САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».