Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 26.10.2011
Источник: "АвиаПорт.Ru "

Задержки в программе C919 неминуемы

Как стартовый заказчик компания ICBC Leasing будет принимать активное участие в проектах, связанных с научными исследованиями в программе C919, и непосредственно в разработке нового самолета. В то же время подписанный контракт является неотъемлемой поддержкой китайской авиастроительной корпорации. Что касается финансовых подробностей сделки, то пока стороны решили не раскрывать эти детали. С учетом подписанного контракта с ICBC Leasing портфель заказов корпорации Comac на данный момент увеличился до 145 авиалайнеров C919, причем практически все заказы были получены от китайских перевозчиков и лизинговых компаний.

Но несмотря расширяющийся портфель заказов у экспертов есть опасения относительно проекта C919. Поводом для таких сомнений послужили задержки с сертификацией регионального самолета ARJ21, который также разрабатывается корпорацией Comac. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) намерено завершить работу над сертификацией самолетов ARJ21, прежде чем подключаться к программе сертификации лайнеров C919, но вся проблема заключается в том, что проект C919 подошел к той стадии, когда необходимо участие специалистов FAA, в противном случае новый лайнер рискует не получить сертификат FAA вовсе. А для корпорации Comac, которая вынашивает планы глобальной экспансии, это будет серьезным ударом.

К тому же проекту ARJ21 не хватает инженеров, чтобы как можно скорее решить возникшие проблемы, а программа C919 уже отстает от намеченного графика. В результате перед Comac стоит серьезный вопрос — какому проекту уделить большее внимание. При этом своевременное завершение работы над проектом C919 имеет важное значение для Comac не только из-за обязательств по поставкам перед клиентами, которые должны начаться в 2016 г., но и ввиду появления на рынке ремоторизованных самолетов A320neo и 737MAX, которые по своей эффективности, скорее всего, будут лучше C919.

Никаких официальных комментариев со стороны представителей Comac на этот счет пока не было, однако, как отмечают информированные источники, Администрация гражданской авиации Китая (CAAC) должна выдать сертификат типа на самолет ARJ21 в сентябре или октябре 2012 г. Другой источник утверждает, что сертификация ARJ21 завершится только в 2013 г., то есть спустя 11 лет с момента начала работы над проектом. И здесь необходимо отметить, что CAAC не делает никаких снисхождений для корпорации Comac и требует внести изменения в конструкцию самолетов ARJ21, чтобы устранить выявленные проблемы.

В силу сложившихся обстоятельств эксперты считают, что задержки в программе C919 неминуемы. К тому же Comac уже и так выбилась из первоначального графика работы над этим проектом. Первый полет нового лайнера должен был состояться в 2014 г., тогда как поставки должны начаться в 2016 г., таким образом, на сертификацию по планам Comac отводилось два года вместо одного, как бывает обычно. Но возможные задержки в программе могут привести к тому, что у Comac не останется запасного времени.

Осведомленный источник в промышленных кругах, близкий к программе C919, отмечает, что данный самолет будет лишен тех проблем, с которыми столкнулась Comac в процессе проектирования лайнера ARJ21. В частности, проблемы касались системы управления полетом, а также конструкции алюминиевого крыла, которое не выдержало испытания нагрузкой. Кроме того, компании Honeywell и Rockwell Collins, которые являются поставщиками программы ARJ21, решили внести изменения в свое оборудование. Скорее всего, такое решение было вызвано недовольством со стороны CAAC к спецификациям оборудования.

Еще одной серьезной проблемой авиационно-строительной отрасли Китая является, по мнению экспертов, нехватка профессиональных летчиков-испытателей в составе CAAC и Comac. В настоящее время делается все возможное, чтобы решить эту проблему, например, китайские пилоты отправляются на обучение и стажировку в США, но этого все равно недостаточно, поскольку на подготовку профессионального летчика-испытателя уходит несколько месяцев. Все эти обстоятельства, в конечном итоге, могут привести к тому, что первый полет лайнера C919 состоится позже намеченных сроков.

В декабре 2010 г. руководство Comac заявило об окончании этапа предварительного обзора проекта C919, таким образом, специалисты компании смогли приступить к следующей фазе. Но фактически осталось множество нерешенных проблем, в том числе связанных с вопросами размещения различных узлов и агрегатов. В итоге эти нерешенные вопросы задерживают начало этапа детального проектирования. Одним из новых вопросов, с которым столкнулись специалисты Comac, является интеграция двигателей CFM Leap-X в конструкцию лайнера C919. Также до сих пор не выбраны основные материалы, которые будут использоваться в процессе производства нового самолета. Тем не менее, некоторые эксперты считают, что такие вопросы не являются серьезной проблемой, поскольку чем больше времени будет уделено этапу предварительного проектирования, тем меньше вероятность возникновения непредвиденных проблем в процессе детального проектирования.

В то же время корпорация Comac продолжает активное сотрудничество с канадской компанией Bombardier. Так, например, недавно обе компании идентифицировали приоритетные направления совместной работы, которая поможет достичь общности в рамках проектов C919 и CSeries. В числе выделенных областей отмечается поддержка клиентов, маркетинг, системы, материалы, технологии, поставщики, а также производственные технологии и процессы. Руководство компании Bombardier отмечает, что у программ C919 и CSeries есть 10 общих поставщиков, в числе которых Liebherr (шасси), Honeywell (ВСУ) и Rockwell Collins (авионика). Унификация обеих программ может оказаться полезной не только для авиастроителей, которые в данном случае могли бы сократить свои расходы, но и для покупателей, которые в конечном итоге могли бы держать в своем парке самолеты C919 и CSeries, сохраняя при этом определенную общность.

При этом в Bombardier не считают, что лайнеры C919 могут стать конкурентами самолетов CSeries. В частности, это объясняется тем, что минимальная вместимость лайнеров C919 составляет 160 чел., тогда как самолеты CS300 будут рассчитаны на максимальную вместимость равную 145 чел. В канадской компании также отметили высокий интерес к самолетам CSeries со стороны китайских авиакомпаний, таким образом, вполне возможно, что национальные перевозчики этой страны в будущем будут использовать совместно лайнеры производства Comac и Bombardier. Окончательное решение о возможном сотрудничестве в рамках проектов C919 и CSeries руководство Bombardier рассчитывает принять к концу 2011 г.

В Китае также продолжаются работы над новым двигателем для самолетов C919. В сентябре стало известно, что компания MTU Aero Engines, вероятно, станет партнером корпорации AVIC в рамках работы над проектом AVIC Commercial Aircraft Engine (ACAE). Будущая силовая установка для лайнеров C919, получившая обозначение CJ-1000A, будет разрабатываться в Китае, причем MTU Aero Engines и AVIC уже подписали в Шанхае предварительное соглашение о возможном будущем сотрудничестве.

На первом этапе обе стороны хотят провести технико-экономическое обоснование проекта, чтобы определить возможности по созданию такого двигателя в Китае. Сообщается, что запуск в эксплуатацию новой силовой установки с тягой 196 кН запланирован на 2020 г.

По информации MTU, предварительные исследования должны быть завершены в ноябре текущего года, в ходе которых стороны хотят определиться с основной структурой силовой установки и ее будущими характеристиками. Возможно, по результатам этих исследований к программе будут привлечены дополнительные партнеры. Напомним, что на первом этапе самолеты C919 будут оснащаться моторами CFM Leap-X, а двигатели китайского производства будут предлагаться клиентам уже в следующем десятилетии. Помимо этого AVIC рассчитывает предлагать моторы CJ-1000A на международном рынке.

В целом же, большинство экспертов, а также крупнейшие авиастроители сходятся во мнении, что китайский рынок в ближайшие два десятилетия будет демонстрировать один из самых высоких спросов на новые самолеты. По оценкам американской компании Boeing, к 2030 г. Китаю потребуется 5000 новых самолетов общей стоимостью $600 млрд, тогда как по оценкам европейской Airbus, этому рынку потребуется 4000 самолетов. В то же время корпорация AVIC рассчитывает, что китайской авиационной отрасли потребуется 4684 новых самолета.

Компания Boeing хочет удержать лидирующие позиции в Китае в ближайшие десятилетия, в то время как Airbus планирует увеличить свою долю на этом рынке, превысив отметку в 50%. Корпорация Comac в это время ставит перед собой достаточно амбициозные цели — занять до одной трети рынка Китая. Очевидно, что на первом этапе Comac рассчитывает нанести удар по позициям компаний Bombardier и Embraer, выпустив на рынок региональный самолет ARJ21. Но как мы уже писали выше, задержки в программе ARJ21 могут нарушить эти планы. В то же время, в Comac считают, что спрос на региональные самолеты в ближайшие годы будет увеличиваться, что связано с возможным увеличением пассажиропотока в небольших городах в предстоящее десятилетие.

Но тем не менее самым крупным сегментом авиационного рынка Китая остается сегмент узкофюзеляжных самолетов. На долю этих машин, по прогнозам Boeing, будет приходиться до 71% всех продаж новых самолетов. И здесь у Comac есть определенные шансы составить конкуренцию Boeing и Airbus, выпустив на рынок лайнер C919. Но перед этим Comac необходимо собрать все силы, чтобы решить проблемы с лайнерами ARJ21 и продолжить полноценную работу над проектом узкофюзеляжного самолета.

Пока что портфель заказов на этот самолет еще мал, причем практически все заказы были получены только в силу необходимости поддержки отечественного производителя. Что будет с дальнейшими заказами, пока неизвестно, но очевидно, что многое будет зависеть исключительно от профессионализма сотрудников и менеджеров Comac.

Артур Нургалеев

Обзор подготовлен по материалам Aviation Week, Financial Times, Flightglobal и Bloomberg.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
10 июн 2025
Китай может опередить США в сфере истребителей шестого поколения
10 июн 2025
Катапульта учебного самолета УТС-800 успешно прошла испытания
10 июн 2025
Михаил Мишустин выступил за активное развитие технологий беспилотников
10 июн 2025
Инженеры для отрасли, которая изменит Россию
9 июн 2025
Владимир Путин призвал создавать нормативную базу для развития беспилотной авиации
9 июн 2025
Авиазавод в Саратове будет выпускать комплектующие для Як-42
9 июн 2025
Подготовка кадров для новой индустрии: Михаил Погосян поделился опытом МАИ на «Кадровом форуме БАС – 2025»
9 июн 2025
Дело за «Горизонтом»: доцент МАИ создал уникальную систему для повышения безопасности полётов
9 июн 2025
В Самарской области центр БАС выведут на мировой уровень
9 июн 2025
Порядка 5,5 тысяч школьников учатся в инженерных классах Ростеха
9 июн 2025
МГТУ ГА и «Транспорт будущего» заключили соглашение о сотрудничестве
6 июн 2025
Инженеры намерены создать в 2026 году российский бортовой комплекс для БПЛА
6 июн 2025
Проекты ульяновских авиастроителей признаны лучшими на конкурсе ОАК
6 июн 2025
Разработанный Китаем авиадвигатель AES100 получил производственный сертификат
6 июн 2025
Ростех: иностранные авиастроители вряд ли смогут вернуться на российский рынок
6 июн 2025
Ассоциация БАС, созданная в Самарской области, сформирует рынок беспилотных услуг
6 июн 2025
В Тольятти открылась выставка разработок для беспилотных систем
6 июн 2025
Германская компания Helsing приобретает производителя самолетов Grob Aircraft
6 июн 2025
Boeing выплатит $1,1 млрд для урегулирования претензий по катастрофам лайнеров 737 MAX
5 июн 2025
На Superjet проверили систему автоматического управления
5 июн 2025
Российская авиасистема "Горизонт-25" успешно испытана в небе над Подмосковьем
5 июн 2025
Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров оценил производство самолетов «Байкал» и «Ладога»
5 июн 2025
Создано покрытие для самолетов, на 40% сокращающее частоту ремонта
5 июн 2025
Инженеры МАИ разработали «не устающий» дрон для осмотра объектов и видеонаблюдения
10 июн 2025
Региональные отделения Союзмаша Челябинской и Ярославской областей обмениваются опытом в ОДК-Сатурн
10 июн 2025
Первая группа школьников получила рабочие профессии в Производственно-учебном центре "Вертолетов России"
9 июн 2025
ЦАГИ примет участие в форуме «Инженеры будущего – 2025»
9 июн 2025
ОДК-Кузнецов – двойной эколидер Самарской области
9 июн 2025
Инженер ЦИАМ стал победителем Гагаринских чтений
6 июн 2025
«Яковлев» назвал опытные «Суперджеты» в честь их создателей
6 июн 2025
На самарском предприятии ОДК открыта крупнейшая лаборатория для проверки двигателей
6 июн 2025
ОДК-Сатурн отметил победителей чемпионата «Построй карьеру в ОДК»
5 июн 2025
Молодые ученые ГосНИИАС – призеры «Гагаринских чтений»
5 июн 2025
ОДК-Сатурн привлекает молодых сотрудников к поиску инновационных решений
5 июн 2025
ОДК-Кузнецов присоединился к благотворительному проекту «Ракета Мечты»
4 июн 2025
В ОДК спроектировали детали для ПД-14 с помощью российского ПО
4 июн 2025
«Пермские моторы» награждены за внедрение новых мероприятий по охране труда
3 июн 2025
Продлен прием заявок на участие в XVIII Всероссийской мультиконференции по проблемам управления (МКПУ-2025)
3 июн 2025
На ПК «Салют» преподаватели колледжей освоили приёмы бережливого производства
2 июн 2025
Самолеты А.Н. Туполева: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
30 мая 2025
В ОДК-Сатурн повышают профессионализм специалистов в сфере метрологии
30 мая 2025
На предприятии "Вертолетов России" прошли сборы авиационных спасателей и поисковиков
30 мая 2025
ОДК-УМПО принимает заявки школьников на трек целевой подготовки инженеров «Крылья Ростеха»
29 мая 2025
У-УАЗ принял участие в "Технофесте"
27 мая 2025
ГосНИИАС участвует в разработке тренажеров самолета SJ-100
27 мая 2025
ОДК-СТАР – в лидерах краевого конкурса по охране труда
27 мая 2025
Самолет В.М. Петлякова: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
26 мая 2025
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в XXII Научных чтениях по авиации, посвященных памяти Н.Е. Жуковского
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».