Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 26.04.2018
Источник: "МАИ"

Наука молодых: в МАИ на "Гагаринских чтениях" назвали лучшие работы конференции

Имена победителей Международной молодежной научной конференции "Гагаринские чтения" в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) объявили в пятницу, 20 апреля, после финальной презентации и защиты проектов перед жюри. По словам председателя экспертной комиссии, проректора по научной работе МАИ Юрия Равиковича, перед его коллегами стоял непростой выбор. Все работы были очень сильные, перспективные, непохожие друг на друга. Тем не менее, нужно было решить, какие из них достойны войти в призовую тройку.

В результате победу одержал аспирант МАИ и инженер-конструктор отдела проектирования лопастей и несущих рулевых винтов Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля Максим Каргаев. Второе место досталось студенту МАИ Вячеславу Белкину, третье место занял инженер ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга Марат Ашряпов.

Ветер под расчет

Работа победителя конкурса молодых ученых на "Гагаринских чтениях", выпускника МАИ и сотрудника МВЗ им. М. Л. Миля Максима Каргаева была посвящена учету ветровых нагрузок при проектировании и эксплуатации лопастей несущего винта вертолета. Рассматривалось воздействие ветра на вертолет, находящийся на стоянке.

— Во время эксплуатации винтокрылые аппараты, находящиеся в стояночном положении, часто подвергаются воздействию ветровых нагрузок разной интенсивности, — поясняет победитель конкурса. — Эти нагрузки могут приводить к повреждениям лопастей несущего и рулевого винтов вертолета, а также связанных с ними единой силовой схемой агрегатов автомата перекоса и втулок, препятствуя возможности их дальнейшей эксплуатации. Ущерб от воздействия ветра на парк вертолетов может быть оценен сотнями тысяч долларов.

Подобные поломки оказываются возможными из-за малой собственной жесткости лопастей несущего винта, что делает их весьма чувствительными к ветровому нагружению.

— Конструкторам при проектировании винтокрылых летательных аппаратов необходимо принимать меры по обеспечению защиты от воздействий ветрового потока, — отмечает Максим. — В ходе работ, получено и решено уравнение статической аэроупругости лопасти. Построено решение, позволяющее избегать необходимости прямого интегрирования исходного уравнения. Итоговые расчетные формулы даны в виде, удобном для численного определения положений точек упругой оси лопасти, углов наклона, изгибающих моментов (напряжений).

Разработчику удалось получить расчетные формулы для определения критических скоростей ветрового потока однородных и неоднородных лопастей в зависимости от угла скольжения. Кроме того, для оценки характеристик устойчивости лопастей несущего винта вертолета под воздействием ветра предложен критерий — ветровой коэффициент лопасти.

— Полученные результаты позволят решить несколько важных задач, — отмечает автор работы. — Во-первых, они смогут наиболее полно обеспечивать требования авиационных правил к прочности винта на наземные случаи нагружения. Во-вторых, можно будет проектировать лопасти несущего винта исходя из обеспечения необходимых, заранее заданных значений скорости ветра, безопасных для его эксплуатации. Кроме того, методика исследования технического состояния агрегатов несущего и рулевого винтов вертолетов на стоянке позволит основательней подходить к вопросу об отстранении комплектов лопастей от эксплуатации после воздействия на них штормового ветра. Помимо этого, эксплуатанты, пользуясь полученными расчетным путем данными и опираясь на сведения метеослужб, смогут своевременно принимать меры по обеспечению сохранности лопастей несущего винта, в случае превышения ожидаемых скоростей ветра их безопасных значений.

Всюду сети

Понятия "интернета вещей" и "умного дома" у каждого на слуху. Однако далеко не все понимают, как это все работает и какой жизнью живет. А, между тем, за функционирование этой системы отвечает целый технологический пласт - беспроводные сенсорные сети. Именно этим разработкам посвящена работа студента МАИ Вячеслава Белкина, занявшая на конференции "Гагаринские чтения" второе место.

— На этом рынке не так уж много игроков, — отмечает Вячеслав. — Среди отечественных компаний их вообще можно по пальцам пересчитать. Я разработал программную платформу, которая в совокупности решает две задачи. Первая — это тулчейн для разработки приложений под семейство микропроцессоров MSP430 на Linux-подобных операционных системах. Вторая — стек коммуникационных протоколов. Именно он позволяет организовывать беспроводную сенсорную сеть.

По словам Вячеслава, он работает над увеличением энергоэффективности датчиков в составе беспроводной сенсорной сети, а также над топологией самой сети. Разработчик пытается совместить древовидную, иерархическую топологию и ячеистую.

— Конечно, я не первый, кто этот проект реализовывал, — отмечает Вячеслав. — Однако мой стек протоколов и тулчейн для разработки приложения обладает некоторой новизной и актуальностью на российском рынке. Это касается вопросов импортозамещения, ограничения использования зарубежных технологий в некоторых областях.

На "гражданке" использование беспроводных сенсорных сетей открывает большие горизонты. Это не только интернет вещей и "умный" дом, но и наблюдательный помощник для управляющих компаний и компаний-застройщиков. Оптимальным решением этот вариант будет и для сферы платных парковок.

— Во-первых, автовладельцы будут знать, где есть свободные места, — отмечает маевец. — Во-вторых, можно мониторить своего четырехколесного друга не выходя из дома благодаря установке датчиков в автомобиле и на столбах, которые находятся на парковке. Они ведь могут "общаться" между собой.

Помимо гражданского применения, беспроводные сенсорные сети востребованы в военной сфере и космонавтике.

Широкий жест

Третье место на конкурсе выиграл проект разработки перспективных сверхширокополосных радиолокаторов. Разработкой самих устройств и созданием математических алгоритмов для их работы занимается инженер ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга Марат Ашряпов вместе с доцентом кафедры 410 МАИ и директором Научно-исследовательского центра сверхширокополостных технологий МАИ Денисом Охотниковым.

— Сфера применения устройств сверхширокополосной радиолокации очень обширна, — отмечает Марат. — Например, радары можно применять при антитеррористических операциях, при чрезвычайных ситуациях, когда нужно оперативно найти человека под завалами. Кроме того, сверхширокополосные радары устанавливаются на беспилотники и пилотируемые летательные аппараты.

По словам разработчика, вместе с коллегами они решили расширить область применения перспективных разработок до гражданского сегмента. Математический алгоритм, разработанный Маратом и заложенный в небольшое устройство, совместно с радаром, может распознавать жесты и преобразовывать их в команды. Таким образом, человек взмахом руки будет способен управлять бытовыми предметами в собственном доме.

— Человек находится в зоне луча радара и делает движение рукой, — отмечает разработчик. — Отраженный эхо-сигнал фиксируется радаром. Затем предается в вычислительный модуль для сравнения с базой данных, в которой заложена эталонная сигнальная последовательность. При совпадении сигналов методом извлечения коэффициента корреляции выполняется привязанная к этому жесту команда.

Зона действия луча радара — до 5 метров. Система сможет распознать внушительное число жестикуляций. Кстати, изначально систему планировали создать для распознавания жестикуляции глухонемых людей.

— Эту систему удалось реализовать в завершенном макете, начиная с алгоритма обработки сигналов и заканчивая устройством сверхширокополосного радара, м отмечает разработчик. — За два года мы успели разработать алгоритм, смоделировать его работу, и перенести в программную часть. На тот момент уже был изготовлен первый образец устройства — сверхширокополосный радиолокатор, разработанный в НИЦ СШП МАИ. После сопряжения программной архитектуры и аппаратной части были получены первые успешные результаты, некоторые из которых легли в основу доклада. Сейчас проект дорабатывается в области программной части для повышения качества распознавания. Кстати, на конкурсе Марат продемонстрировал прототип системы. По его словам, в дальнейшем планируется серийный выпуск таких приборов.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
17 июл 2025
"Ростех": 14 самолетов МС-21 уже собраны в рамках серийного производства
17 июл 2025
Третий летный экземпляр ЛМС-901 "Байкал" собирают на нижегородской площадке АО "УЗГА"
17 июл 2025
Инженеры МАИ создали испытательные стенды для сокращения сроков разработки БПЛА
17 июл 2025
"Туполев" готов на новые контракты по Ту-214 с поставкой не ранее 2027 года
17 июл 2025
Прототип малошумного сверхзвукового самолета НАСА испытали в Японии
17 июл 2025
Антон Алиханов призвал удвоить возможности производства Ил-76 в течение 2,5 лет
17 июл 2025
Titra представляет модернизированный беспилотный вертолет ALPİN-2
16 июл 2025
Михаил Мишустин призвал установить сроки запуска в серию разрабатываемых воздушных судов
16 июл 2025
Состоялся первый полет летающей лаборатории с двигателем ВК-800 разработки УЗГА
16 июл 2025
Ростех начал прием заявок на соискание Премии имени Макаровца
16 июл 2025
Кабмин направит 765 млрд рублей на развитие авиапрома в следующие шесть лет
16 июл 2025
Мишустин: серийный выпуск МС-21 и "Байкал" намечен не позднее конца 2026 года
16 июл 2025
Михаил Мишустин: комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года нуждается в обновлении
16 июл 2025
БПЛА Supercam S350 нового поколения будут применять для обучения курсантов в Адыгее
16 июл 2025
В Красноярске разработали дроны для работы в условиях отсутствия связи
16 июл 2025
"Русские витязи" выступят в Уфе на 100-летии завода ОДК-УМПО
15 июл 2025
В Жуковском протестировали работу бортового радиоэлектронного оборудования МС-21
15 июл 2025
Мишустин распорядился провести авиасалон МАКС в 2026 и 2027 годах
15 июл 2025
"Русавиапром" планирует возобновить в Саратове авиастроение
15 июл 2025
Система беспилотной доставки грузов от МАИ и ООО "БАС Глори Эйр" успешно прошла испытания
15 июл 2025
Мэр Новосибирска поздравил авиазавод Чкалова с получением ордена
14 июл 2025
Ростех в рамках арт-проекта ТехнофаунаРостеха сделал из Superjet роботизированного стерха
14 июл 2025
Росатом почти вдвое увеличит объем производимых для авиаотрасли композитов
14 июл 2025
Франция захотела большую долю в европейском проекте истребителя FCAS
17 июл 2025
ГосНИИАС – участник проекта eMAKS-2025
16 июл 2025
ОДК-СТАР и Пермский Политех выпустили первых студентов проекта «Крылья Ростеха»
16 июл 2025
В НПК «Пермские моторы» приходят на работу инженеры нового времени
16 июл 2025
Команда Казанского вертолетного завода победила в "Гонке Героев"
15 июл 2025
На ОДК-Сатурн студенты получают практические навыки создания авиационных двигателей
14 июл 2025
Сергей Чемезов посетил Иркутский авиационный завод
14 июл 2025
ГосНИИАС представил авиационные подходы к созданию программного обеспечения и систем на ЦИПР-2025
14 июл 2025
На ОДК-Климов студенты «Крыльев Ростеха» получили дополнительную профессию
14 июл 2025
Более 300 выпускников-целевиков трудоустроены в ОДК-УМПО
11 июл 2025
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-34
11 июл 2025
В СибНИА проходят испытания двигателя ВК-800
11 июл 2025
Специалист ЦИАМ занял призовое место в конкурсе «Московские мастера»
10 июл 2025
СибНИА принял участие в первых в мире испытаниях интеллектуальных технологий бортового оборудования перспективного сверхзвукового гражданского самолета
10 июл 2025
Учебный центр ЦИАМ и исследовательский центр "Динамика, прочность, надежность" провели образовательный курс
10 июл 2025
«РТ-Техприемка» представляет высокотехнологичный роботизированный комплекс 3D сканирования на выставке «Иннопром-2025»
9 июл 2025
ОДК расширит производство авиационных двигателей при поддержке Москвы
9 июл 2025
ОДК и китайские компании разработают совместные газотурбинные решения для экспорта
9 июл 2025
Студенты ведущих российских вузов прошли стажировку на казанском предприятии «Вертолетов России»
8 июл 2025
Термопласты в авиадвигателях: ОДК покажет технологии будущего на «Иннопроме»
7 июл 2025
ОДК представит современные решения для энергетики на выставке «Иннопром»
7 июл 2025
«Вертолеты России» стали лидером форума «Инженеры будущего»
7 июл 2025
Работникам предприятий НПК "Пермские моторы" вручены дипломы выпускников Президентской программы
7 июл 2025
ОДК-Климов получил правительственную награду за инновации в подготовке кадров
7 июл 2025
Двигатели ОДК обеспечили доставку грузов к Международной космической станции
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».