Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 07.11.2011
Источник: "АвиаПорт.Ru"

Западные эксперты с осторожностью оценивают потенциал новых российских самолетов

Ранее корпорация "Сухой" была известна исключительно своими сверхзвуковыми реактивными истребителями, поэтому первоначального доверия на рынке гражданской авиации у нее не было. Ошибки с системой кондиционирования воздуха, возникшие после передачи одного из первых самолетов SSJ100 авиакомпании "Аэрофлот", только укрепили столь неоднозначное отношение западных экспертов к детищу российского авиапрома. Безусловно, ошибки были исправлены, но они в очередной раз говорят о том, насколько сложной будет путь у ГСС к завоеванию доверия иностранных перевозчиков. По мнению аналитиков, российская авиационная промышленность слишком долго была подвержена проблемам с безопасностью, отказами и тяжелыми катастрофами. В итоге это привело к тому, что продукцию отечественного авиапрома соглашались покупать только бывшие союзные республики, Иран, Куба и ряд африканских стран.

По словам аналитика агентства Ascend Леса Уила, исторически у российских самолетов образовался своеобразный имидж, но лайнер Superjet во многом превзошел ожидания аналитиков. Однако большого спроса на этот самолет со стороны западных авиакомпаний не предвидится, поскольку для завоевания доверия у этих перевозчиков может потребоваться много времени.

Но в ГСС, тем не менее, возлагают большие надежды на самолеты Superjet. Каталожная цена нового лайнера равна $31,7 млн, таким образом, он дешевле примерно на одну треть по сравнению с самолетами сопоставимого класса, которые выпускаются компаниями Bombardier и Embraer.

Западные специалисты высоко оценивают интерьер российского авиалайнера, отмечая, что хорошо знакомая по самолетам Ту-154 и Ту-134 мрачная обивка, тусклое освещенные и унылый интерьер, остались в прошлом. Также лестных оценок заслуживают и двигатели SaM-146 с высокой степенью двухконтурности, которые в отличие от своих предшественников, стали намного тише.

ГСС рассчитывают реализовать в общей сложности более 800 самолетов Superjet в ближайшие 20 лет. Два лайнера уже эксплуатируются в авиакомпании "Аэрофлот", еще один летает под флагом армянской "Армавиа". В целом же, на данный момент корпорация "Сухой" получила более 170 заказов на самолеты SSJ100, причем в числе заказчиков были и зарубежные авиакомпании.

Одной из особенностей маркетинговой стратегии ГСС является то, что подчеркивались не сибирские корни самолета, которые могли вызвать неправильные ассоциации, а участие в проекте французских и итальянских партнеров, в частности при разработке двигателей и авионики для лайнеров Superjet. Возможно, такой ход будет действительно оправданным, учитывая желание компании продавать самолет на мировом рынке.

К слову, для некоторых западных авиакомпаний одним из основных требований является исключительно безукоризненная безопасность авиалайнеров. Например, в бюджетной авиакомпании Ryanair готовы покупать самолеты российского производства при условии, что они будут удовлетворять требованиям безопасности Евросоюза. При этом отмечается, что пассажиры в основном знакомы лишь с названием перевозчика, а на каком самолете лететь — этим вопросом мало кто задается. Что же касается непосредственно самолетов Superjet, то в Ryanair отметили, что эти лайнеры являются слишком маленькими для маршрутной сети авиакомпании, ну а репутация российских лайнеров при этом уже отходит на второй план.

Неполадки, обнаруженные летом в системе кондиционирования одного из лайнеров SSJ100 авиакомпании "Аэрофлот" были некритичными и были вызваны неисправностями одного из датчиков. Тем не менее, полеты самолета были приостановлены, что демонстрирует новую культуру безопасности у российских авиастроителей. Кроме того, при запуске в эксплуатацию этого самолета было выявлено, что он на две тонны тяжелее первоначально заявленной массы. Это в свою очередь сказывается на топливной экономичности самолета и его летных характеристиках. Однако, как отмечают в ГСС, такие отклонения вполне типичны для новых лайнеров.

В последние годы самолеты советской и российской постройки обрели дурную славу из-за целой череды крупных авиакатастроф. Такие обстоятельства, безусловно, сказываются на коммерческой привлекательности российского продукта. Международные эксперты в качестве одной из причин таких катастроф называют возраст самолетов, однако не последнюю роль в таких инцидентах играет и культура безопасности в российской авиационной отрасли. В частности, западные аналитики в очередной раз вспоминают инцидент с 70 инженерами, работавшими в ГСС, которые устроились на свои должности по поддельным дипломам. Правда, в самой компании отметили, что эти сотрудники не участвовали в производстве лайнеров Superjet.

Заградительные барьеры зачастую препятствуют выходу новых авиастроителей на мировой рынок, однако в настоящее время авиакомпании стремятся найти альтернативу продукции Bombardier и Embraer, по крайней мере, так считают в ГСС. Кроме того, некоторые перевозчики ищут альтернативу таким признанным лайнерам как Boeing 737 и Airbus A320neo. Одним из таких примеров является Ryanair, которая ведет переговоры о покупке лайнеров C919 и МС-21.

В скором времени SSJ100 может получить сертификат типа EASA, что откроет ему путь для поставок в Европу. Относительно сертификата FAA в ГСС отмечают, что участие в этой программе сертификации состоится только в случае получение твердого заказа из США. При этом в Superjet International считают, что клиенты из США однажды заинтересуются российским авиалайнером.

Корпорация "Иркут" в это время продолжает работать над лайнером МС-21, первый полет которого запланирован на 2014 г. До настоящего времени было получено около 200 заказов на новый узкофюзеляжный самолет, и сейчас ведутся работы над заводом заключительной сборки лайнера в Иркутске. Сертификация самолета должна завершиться в 2016 г., а первые поставки начнутся в 2017 г. По информации руководства корпорации "Иркут" проектирование самолета должно завершиться к концу 2012 г. В общей сложности "Иркут" рассчитывает выпустить около 1200 самолетов МС-21 в различных модификациях.

Очевидно, что на первом этапе "Иркут" придется конкурировать не только с продукцией концернов Boeing и Airbus, но и с новым узкофюзеляжным лайнером C919, который разрабатывается корпорацией Comac. Оба самолета — C919 и МС-21 — должны выполнить первый полет в 2014 г. Сомнений относительно планов "Иркут" пока не возникает, но в отношении Comac такие сомнения у экспертов есть. Отчасти такие опасения связаны с задержкой в программе разработки регионального лайнера ARJ21. Причем с задержками Comac столкнулась в тот момент, когда необходимо направить обширные ресурсы на работу с проектом C919.

Поставка первых ARJ21 в этом году, наверняка, не состоится. По крайней мере, западные эксперты уверены в этом. Однако до конца не ясно, насколько задержки в программе ARJ21 скажутся на проекте C919.

Тем не менее, самыми серьезными проблемами для новых лайнеров МС-21 и C919 являются ремоторизованные самолеты Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. Понятно, что обновленные лайнеры от двух гигантов авиастроения станут более эффективными, а соответственно более дешевыми в эксплуатации. Так, например, Airbus заявляет, что самолеты семейства A320neo будут потреблять на 15% меньше топлива по сравнению со своими предшественниками.

В компании Boeing, в свою очередь, утверждают, что их ремоторизованные лайнеры 737 MAX будут на 4% эффективнее самолетов A320neo. При этом Airbus уже получила более 1200 контрактов и обязательств о покупке авиалайнеров A320neo, тогда как у Boeing получено около 500 контрактов и обязательств.

Насколько эффективными будут самолеты МС-21 и C919 в сравнении с продукцией Boeing и Airbus, пока неизвестно. Но руководство и Comac, и "Иркут" уверено, что на рынке узкофюзеляжных самолетов найдется место для двух дополнительных авиастроителей, однако конкуренция будет непростой. Одним из путей успешной борьбы с Boeing и Airbus является предложение качественной и эффективной продукции по более низким ценам.

По планам Comac, лайнер C919 будет запущен в эксплуатацию в 2016 г., то есть в том же году, что и A320neo. При этом менеджмент Comac подчеркивает, что A320neo - это ремоторизованный самолет, тогда как C919 проектируется с чистого листа, что позволит конструкторам полностью реализовать потенциал новых двигателей CFM Leap-X. К слову, МС-21 будет запущен в эксплуатацию на год позже A320neo.

Западные эксперты пока неоднозначно оценивают потенциал проектов C919 и МС-21 на мировом рынке, считая, что нарушить дуополию Boeing и Airbus будет достаточно сложно. Однако на внутренних рынках у этих проектов перспективы достаточно радужные. И в России, и в Китае местные перевозчики, скорее всего, будут пользоваться продукцией своего авиапрома, но будет ли достаточно такого спроса для эффективной реализации программ еще неизвестно.

Компания Bombardier, тем временем, продолжает работу над проектом CSeries и достаточно высоко оценивает перспективы своего лайнера, отмечая, что самолет должен войти в обслуживание в 2013 г., как и было запланировано ранее. Первый полет лайнера CSeries должен состояться в конце 2012 г. При этом, как отмечает руководство Bombardier, компания в последнее время столкнулась с рядом проблем, но они не должны повлиять на ход работы над этим проектом.

В настоящее время инженеры Bombardier уделяют пристальное внимание системе электродистанционного управления, а также авионике и системе энергоснабжения. Также, по мнению руководства компании, необходимо уделить внимание композитному крылу и отдельным секциям фюзеляжа, которые производятся в Китае. С какими именно проблемами столкнулся канадский авиастроитель, не уточняется, но позиция руководителей Bombardier пока не вызывает у экспертов пессимизма в отношении будущего проекта CSeries.

По оценкам Bombardier, в ближайшие 20 лет на мировом рынке будет востребовано около 7 тыс. самолетов вместимостью от 100 до 149 чел. Причем CSeries является одним из наилучших вариантов в этом сегменте наряду с A319neo и 737-700 MAX. Но как говорит Ги Аши, руководитель канадской Bombardier, лайнеры Airbus и Boeing будут тяжелее самолетов CSeries, к тому же их поставки начнутся через несколько лет после запуска в эксплуатацию самолетов Bombardier.

Bombardier пока что не намерена останавливать выпуск самолетов семейства CRJ несмотря на то, что спрос на эту модель в последнее время резко снизился. Возможно, в следующем десятилетии на смену семейству CRJ придет новая модель, поскольку в настоящее время у Bombardier просто не хватает ресурсов для запуска новой программы.

Также неизвестна судьба удлиненной версии турбовинтовых самолетов Q400, создание которой ранее рассматривалось в Bombardier. Недавно Q400 открыл для себя новые рынки, включая Индию, так что перспективы продолжения жизненного цикла у этой модели еще есть. В настоящее время руководство канадской компании рассматривает два варианта: создание удлиненной версии этого самолета или же разработка совершенно новой модели. Но очевидно, что приоритет у этой программы пока также достаточно низкий.

По словам Г.Аши, у Bombardier есть определенные трудности с финансированием своих проектов, особенно, учитывая сложную экономическую обстановку в Еврозоне. В результате Bombardier ищет другие источники финансирования, включая ряд азиатских банков. Как бы то ни было, но пока в Bombardier не особо беспокоятся относительно финансового состояния компании, отмечая, что доходы авиастроителя находятся на приемлемом уровне. В перспективе Bombardier может перенести часть производства за пределы Канады, поскольку уже сейчас идет расширение инфраструктуры компании в Мексике и производится набор сотрудников в Индии.

Артур Нургалеев

Обзор подготовлен по материалам Aviation Week, Flightglobal и New York Times.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
19 июн 2025
"Дронономика" может стать темой одного из следующих ПМЭФ
19 июн 2025
В МАИ разработали литий-ионные аккумуляторы нового поколения для увеличения дальности полёта БЛА
19 июн 2025
Создан хорошо обрабатываемый тугоплавкий сплав для авиапромышленности
19 июн 2025
Глава "Русавиапрома" рассказал о планах выпуска 10-15 самолетов ТВС-2МС в год
19 июн 2025
«Газпром нефть» создаст в России индустрию производства экологического биотоплива
19 июн 2025
Роман Старовойт: российские авиакомпании готовы заключить контракты на 200 самолетов МС-21
18 июн 2025
Владимир Путин: Boeing понес ущерб, уйдя с российского рынка
18 июн 2025
Производство самолетов Ту-214 планируется нарастить до 20 штук к 2027-2028 годам
18 июн 2025
В Новгородской области создадут центр коллективного пользования БАС
18 июн 2025
На Смоленщине утвердили программу производства беспилотников до 2030 года
18 июн 2025
ФЛА: у нас все летает
17 июн 2025
Задача № 1 для самолета МС-21-310: сбросить лишний вес
17 июн 2025
Шведским истребителем Gripen E впервые поуправлял искусственный интеллект
17 июн 2025
Иркутские политеховцы предлагают решения для авиационной отрасли
17 июн 2025
"Калашников" предложил свои БЛА учебным заведениям
11 июн 2025
Страны NATO не готовы к модернизированному российскому бомбардировщику Ту-160
11 июн 2025
Новый ZALA Т-20
11 июн 2025
Томский центр производства дронов выпустил более 20 тысяч изделий
11 июн 2025
"Аэрофлот" планирует получить более 100 МС-21 к 2030 году
10 июн 2025
Китай может опередить США в сфере истребителей шестого поколения
10 июн 2025
Катапульта учебного самолета УТС-800 успешно прошла испытания
10 июн 2025
Михаил Мишустин выступил за активное развитие технологий беспилотников
10 июн 2025
Инженеры для отрасли, которая изменит Россию
9 июн 2025
Владимир Путин призвал создавать нормативную базу для развития беспилотной авиации
18 июн 2025
У-УАЗ поставил "Газпром авиа" три вертолета Ми-8АМТ для обслуживания труднодоступных объектов
18 июн 2025
ОДК-Сатурн поделился опытом привлечения школьников и студентов в двигателестроение
18 июн 2025
ЦИАМ объявил прием в аспирантуру на 2025-2026 учебный год
10 июн 2025
Региональные отделения Союзмаша Челябинской и Ярославской областей обмениваются опытом в ОДК-Сатурн
10 июн 2025
Первая группа школьников получила рабочие профессии в Производственно-учебном центре "Вертолетов России"
9 июн 2025
ЦАГИ примет участие в форуме «Инженеры будущего – 2025»
9 июн 2025
ОДК-Кузнецов – двойной эколидер Самарской области
9 июн 2025
Инженер ЦИАМ стал победителем Гагаринских чтений
6 июн 2025
«Яковлев» назвал опытные «Суперджеты» в честь их создателей
6 июн 2025
На самарском предприятии ОДК открыта крупнейшая лаборатория для проверки двигателей
6 июн 2025
ОДК-Сатурн отметил победителей чемпионата «Построй карьеру в ОДК»
5 июн 2025
Молодые ученые ГосНИИАС – призеры «Гагаринских чтений»
5 июн 2025
ОДК-Сатурн привлекает молодых сотрудников к поиску инновационных решений
5 июн 2025
ОДК-Кузнецов присоединился к благотворительному проекту «Ракета Мечты»
4 июн 2025
В ОДК спроектировали детали для ПД-14 с помощью российского ПО
4 июн 2025
«Пермские моторы» награждены за внедрение новых мероприятий по охране труда
3 июн 2025
Продлен прием заявок на участие в XVIII Всероссийской мультиконференции по проблемам управления (МКПУ-2025)
3 июн 2025
На ПК «Салют» преподаватели колледжей освоили приёмы бережливого производства
2 июн 2025
Самолеты А.Н. Туполева: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
30 мая 2025
В ОДК-Сатурн повышают профессионализм специалистов в сфере метрологии
30 мая 2025
На предприятии "Вертолетов России" прошли сборы авиационных спасателей и поисковиков
30 мая 2025
ОДК-УМПО принимает заявки школьников на трек целевой подготовки инженеров «Крылья Ростеха»
29 мая 2025
У-УАЗ принял участие в "Технофесте"
27 мая 2025
ГосНИИАС участвует в разработке тренажеров самолета SJ-100
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».