Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 07.11.2011
Источник: "АвиаПорт.Ru"

Биотопливо набирает популярность

В конце июня 2011 г. авиакомпания KLM выполнила первый запланированный полет на биотопливе, вслед за этим немецкая Lufthansa стала первым перевозчиком, который стал использовать биотопливо в регулярном сообщении. В июле был дан старт шестимесячной программе полетов самолета Airbus A321, который четыре раза в день выполняет полеты по маршруту Франкфурт - Гамбург с использованием смеси топлива, состоящей на 25% из биологического сырья, получаемого на основе ятрофы, рыжиков и жиров животного происхождения.

Авиакомпания Finnair и мексиканские перевозчики Aeromexico и Interjet недавно также выполнили первые коммерческие рейсы с использованием биотоплива, тогда как с сентября британская авиакомпания Thomson Airways приступила к выполнению полетов по маршруту Бирмингем - Пальма на самолете Boeing 757 с использованием топливной смеси, на 50% состоящей из биологического сырья, полученного из отработанного кулинарного жира.

В начале октября авиакомпания Air France выполнила первый полет на самолете A321 по маршруту Тулуза - Париж с использованием топлива, на 50% состоящего из биосырья, полученного из отработанного растительного масла. Как отмечают в компании Airbus, непосредственно сотрудничавшей с Air France в этом проекте, в ходе данного демонстрационного полета удалось добиться снижения выбросов CO2 практически в два раза. Такой высокий показатель был достигнут не только за счет биотоплива, но и благодаря применению специальных процедур ОрВД, включая более высокую крейсерскую высоту полета и процедуру непрерывного снижения. В частности, отмечается, что использование оптимизированных процедур ОрВД позволило сократить выбросы CO2 на 10%.

В начале октября свой первый регулярный рейс по маршруту Мадрид - Барселона с использованием биотоплива на самолете Airbus A320 выполнила испанская авиакомпания Iberia. Сообщается, что используемая топливная смесь на 75% состояла из обычного авиакеросина и на 25% из биологического топлива, полученного путем переработки рыжиков. Используемый биокеросин был произведен одним из подразделений компании Honeywell, а его сертификацию проводила компания Repsol. По информации Iberia, за время полета было использовано 2800 кг топлива, а выбросы CO2 сократились практически на 1500 кг.

Перспективная возможность внедрения биотоплива в гражданскую авиацию подталкивает авиакомпании и промышленные организации к созданию различного рода совместных предприятий. Так, например, авиакомпания Virgin Atlantic в сотрудничестве с энергетической компанией LanzaTech намерена заняться разработкой специального топлива с низким содержанием углеводородов. Новое топливо должно будет использоваться в течение трех лет на рейсах перевозчика из Лондона в Шанхай и Дели.

LanzaTech займется создание специальных предприятий по выработке этого топлива на территории Китая и Индии. В текущем году в Шанхае должна состояться демонстрация нового сырья, а его коммерческое производство будет запущено в Китае с 2014 г.

По информации Virgin Atlantic новое топливо будет производиться на основе отработавших газов металлургической промышленности. Эти газы за счет специального химического процесса, в основе которого лежат технологии, разработанные шведской компанией Swedish Biofuels, будут преобразовываться в авиатопливо. Поначалу планируется использование топливной смеси в пропорции 50:50, хотя в перспективе создатели проекта планируют выйти на уровень в 100%.

На первом этапе завод в Шанхае должен будет производить до 379 тыс. литров этанола в год из отработавших газов с металлургических заводов. Полученный этанол будет отправляться на завод Swedish Biofuels, откуда уже будет выходить готовое для использования топливо.

По оценке LanzaTech в этом проекте могут принять участие около двух третей сталелитейных заводов, тем самым промышленные масштабы производства такого топлива будут удовлетворять потребностям авиационной индустрии. Причем в перспективе к этому проекту могут присоединиться и крупные тепловые электростанции, работающие на каменном угле. По словам руководства Virgin Atlantic, потенциально металлургическая отрасль может вырабатывать до 68 млрд литров топлива ежегодно. Причем стоимость производства такого топлива практически равноценна выработке обычного авиакеросина.

В LanzaTech тем временем заверяют, что использование авиатоплива, полученного за счет переработки отработавших газов с металлургических заводов, позволит значительно сократить выбросы вредных веществ в атмосферу при выполнении коммерческих полетов. Необходимо добавить, что к 2020 г. Virgin Atlantic планирует сократить выбросы парниковых газов своими самолетами на 20%.

Экспериментальное производство этанола по представленной схеме ведется в Новой Зеландии, где выпускается до 68 тыс. литров этанола в год из ресурсов, получаемых со сталелитейного завода BlueScope Steel.

В компании Swedish Biofuels уверяют, что получаемое таким образом биотопливо в перспективе может стать полноценной заменой таким видам топлива как JP-8, Jet A-1 и др.

В свою очередь, авиакомпания Virgin Australia, входящая в состав Virgin Group, объединила свои усилия с компанией General Electric, создав консорциум, который займется разработкой проекта по промышленному производству биотоплива в Австралии. В первую очередь, консорциум сосредоточит свои усилия на изучении процесса пиролитического преобразования биомассы, получаемой из эвкалипта, в авиационное топливо. Пока перед консорциумом стоит задача по открытию экспериментального завода в Австралии в 2012 г., который мог бы производить данное топливо. General Electric будет участвовать в процессе разработки нового вида биотоплива, а также поможет с его последующей сертификацией. Помимо Virgin Atlantic и GE в данный консорциум входят такие компании, как Renewable Oil Corporation, Future Farm Industries CRC и канадская фирма Dynamotive Energy Systems, специализирующая на производстве биотоплива.

Тем временем, американская биоэнергетическая компания SG Biofuels (SGB) присоединилась к консорциуму, организованному компанией Airbus и бразильской авиакомпанией TAM. Данный консорциум занимается производством авиатоплива на основе биологического сырья, получаемого из ятрофы.

На первом этапе консорциум планирует открыть плантации по выращиванию ятрофы в Бразилии общей площадью 75 тыс. акров. Впоследствии полученные зерновые культуры будут переработаны в биокеросин, который преимущественно будет использоваться бразильскими авиакомпаниями.

Компания SGB объединит свои усилия с бразильскими фирмами Bioventures Brasil и Rio Pardo Bioenergia для выбора и тестирования различных видов ятрофы, которые впоследствии будут выращиваться на подготовленных плантациях. Как отмечают в компании Airbus, ятрофа была выбрана не случайно для этого проекта. Как показывают проведенные исследования, данное растение является самым рентабельным и конкурентоспособным сырьем для производства биотоплива.

Авиакомпания TAM, которая станет основным потребителем данного вида топлива, уже выполнила демонстрационный полет с использованием авиакеросина, в состав которого входило биологическое сырье, полученное из ятрофы.

В конце ноября 2011 г. демонстрационный полет с использованием биотоплива на самолете Boeing 747-400 должна выполнить китайская авиакомпания Air China. Полет будет выполняться в рамках программы по энергетическому сотрудничеству между США и Китаем, старт которой был дан в 2009 г. В мае 2010 г. было заключено специальное соглашение между авиакомпанией Air China, компанией PetroChina и компанией UOP, входящей в состав корпорации Honeywell. Данное соглашение предусматривает выполнение демонстрационного полета с использованием авиатоплива, полученного из биологического сырья, выращенного в Китае. Кроме того, предусматривается совместная оценка перспективного производства биотоплива на территории Китая.

Биологическое сырье предоставляет компания PetroChina, тогда как его переработкой в авиатопливо занимается американская UOP. В качестве возможного сырья для производства биотоплива в Китае рассматривается ятрофа и ксантоцерас рябинолистный (кустарник, выращиваемый на севере Китая).

Производство биотопливо в перспективе могло бы обеспечить растущие потребности авиационной отрасли Китая в авиакеросине. По прогнозам, в 2015 г. китайским авиакомпаниям потребуется 23,7 млн тонн топлива, а в 2020 г. эта цифра увеличится до 35,8 млн тонн.

Безусловно, с маркетинговой точки зрения использование биотоплива положительное сказывается на имидже авиакомпанией, однако у авиационной отрасли до сих пор нет четкой стратегии по использованию этого сырья в будущем. Уже сейчас возникают определенные проблемы. Например, спрос на биотопливо в настоящее время превышает предложение. Поэтому, как отмечают ведущие эксперты, на первом этапе необходимо определить наиболее эффективные технологии, которые могли бы использоваться для производства этого вида топлива, и заняться отладкой логистической цепочки.

В компании Boeing говорят, что к 2015 г. около 1% всего используемого в авиации топлива должно быть произведено из биологического сырья (приблизительно 2,7 млрд литров). Только после достижения этой цели можно будет говорить о дальнейшем увеличении доли биотоплива до 5, 10 и 20%.

В авиакомпании Thomson Airways соглашаются с такой позицией Boeing, отмечая, что главной задачей в настоящее время является совершенствование цепочки поставщиков и как следствие уменьшение затрат на производство биотоплива. При этом подобные проекты требуют большого количества инвестиций, а вот их эффективность начнет проявляться гораздо позже. Авиакомпании на данный момент закупают небольшое количество биотоплива, в основном по причине его высокой стоимости. Для снижения затрат на производство этого вида горючего требуется создание новых перерабатывающих заводов, желательное с более оптимальным месторасположением.

При этом некоторые аналитики сомневаются в скором внедрении биотоплива в постоянное коммерческое использование, поскольку большая часть инвестиций в эти проекты должна исходить от национальных правительств и банков, которые пока не стремятся участвовать в подобного рода программах. В настоящее время правительства в большей степени обеспокоены лишь ограничениями выбросов CO2 в атмосферу, но мало кого действительно интересуют методы достижения этой цели.

По мнению аналитиков инвестиционной фирмы CLSA, объемы производства биотоплива в мире, в первую очередь, будут зависеть от мировых цен на нефть. Например, когда в I кв. 2011 г. стоимость нефти марки Brent составляла $120 за баррель, спрос на биотопливо увеличился. Но когда цена на нефть падает ниже отметки в $100 за баррель, спрос на авиакеросин, изготовленный из биологического сырья, также снижается.

Однако предстоящее включение авиакомпаний в Европейскую систему торговли квотами на выброс парниковых газов (EU ETS) может стать своего рода катализатором повышения спроса на биотопливо, поскольку в этом случае затраты перевозчиков на покупку квот могут значительно сократиться. Однако, как считают аналитики CLSA, добиться существенного сокращения выбросов парниковых газов и снижения расхода топлива можно только за счет совершенствования конструкции самолетов.

Но в компании Boeing царит более оптимистичное настроение. Предполагается, что биотопливо в будущем все же будет играть важную роль в авиаиндустрии. Большая часть бюджета Boeing, направленного на исследования в области биоэнергетики, сосредоточена на потенциальном использовании морских водорослей в качестве сырья для производства авиакеросина. В этом случае можно было бы избежать негативной реакции со стороны противников биотоплива, которые указывают на то, что для производства этого сырья занимаются жизненно необходимые земельные участки. По оценкам Boeing, топливо из морских водорослей станет коммерчески доступным через пять - восемь лет. При этом благодаря высокой репродуктивности морских водорослей это билогическое сырье в долгосрочной перспективе может обеспечить все потребности авиационной отрасли в авиакеросине.

Артур Нургалеев

Обзор подготовлен по материалам Aviation Week и Flightglobal


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
17 июл 2025
"Ростех": 14 самолетов МС-21 уже собраны в рамках серийного производства
17 июл 2025
Третий летный экземпляр ЛМС-901 "Байкал" собирают на нижегородской площадке АО "УЗГА"
17 июл 2025
Инженеры МАИ создали испытательные стенды для сокращения сроков разработки БПЛА
17 июл 2025
"Туполев" готов на новые контракты по Ту-214 с поставкой не ранее 2027 года
17 июл 2025
Прототип малошумного сверхзвукового самолета НАСА испытали в Японии
17 июл 2025
Антон Алиханов призвал удвоить возможности производства Ил-76 в течение 2,5 лет
17 июл 2025
Titra представляет модернизированный беспилотный вертолет ALPİN-2
16 июл 2025
Михаил Мишустин призвал установить сроки запуска в серию разрабатываемых воздушных судов
16 июл 2025
Состоялся первый полет летающей лаборатории с двигателем ВК-800 разработки УЗГА
16 июл 2025
Ростех начал прием заявок на соискание Премии имени Макаровца
16 июл 2025
Кабмин направит 765 млрд рублей на развитие авиапрома в следующие шесть лет
16 июл 2025
Мишустин: серийный выпуск МС-21 и "Байкал" намечен не позднее конца 2026 года
16 июл 2025
Михаил Мишустин: комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года нуждается в обновлении
16 июл 2025
БПЛА Supercam S350 нового поколения будут применять для обучения курсантов в Адыгее
16 июл 2025
В Красноярске разработали дроны для работы в условиях отсутствия связи
16 июл 2025
"Русские витязи" выступят в Уфе на 100-летии завода ОДК-УМПО
15 июл 2025
В Жуковском протестировали работу бортового радиоэлектронного оборудования МС-21
15 июл 2025
Мишустин распорядился провести авиасалон МАКС в 2026 и 2027 годах
15 июл 2025
"Русавиапром" планирует возобновить в Саратове авиастроение
15 июл 2025
Система беспилотной доставки грузов от МАИ и ООО "БАС Глори Эйр" успешно прошла испытания
15 июл 2025
Мэр Новосибирска поздравил авиазавод Чкалова с получением ордена
14 июл 2025
Ростех в рамках арт-проекта ТехнофаунаРостеха сделал из Superjet роботизированного стерха
14 июл 2025
Росатом почти вдвое увеличит объем производимых для авиаотрасли композитов
14 июл 2025
Франция захотела большую долю в европейском проекте истребителя FCAS
17 июл 2025
ГосНИИАС – участник проекта eMAKS-2025
16 июл 2025
ОДК-СТАР и Пермский Политех выпустили первых студентов проекта «Крылья Ростеха»
16 июл 2025
В НПК «Пермские моторы» приходят на работу инженеры нового времени
16 июл 2025
Команда Казанского вертолетного завода победила в "Гонке Героев"
15 июл 2025
На ОДК-Сатурн студенты получают практические навыки создания авиационных двигателей
14 июл 2025
Сергей Чемезов посетил Иркутский авиационный завод
14 июл 2025
ГосНИИАС представил авиационные подходы к созданию программного обеспечения и систем на ЦИПР-2025
14 июл 2025
На ОДК-Климов студенты «Крыльев Ростеха» получили дополнительную профессию
14 июл 2025
Более 300 выпускников-целевиков трудоустроены в ОДК-УМПО
11 июл 2025
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-34
11 июл 2025
В СибНИА проходят испытания двигателя ВК-800
11 июл 2025
Специалист ЦИАМ занял призовое место в конкурсе «Московские мастера»
10 июл 2025
СибНИА принял участие в первых в мире испытаниях интеллектуальных технологий бортового оборудования перспективного сверхзвукового гражданского самолета
10 июл 2025
Учебный центр ЦИАМ и исследовательский центр "Динамика, прочность, надежность" провели образовательный курс
10 июл 2025
«РТ-Техприемка» представляет высокотехнологичный роботизированный комплекс 3D сканирования на выставке «Иннопром-2025»
9 июл 2025
ОДК расширит производство авиационных двигателей при поддержке Москвы
9 июл 2025
ОДК и китайские компании разработают совместные газотурбинные решения для экспорта
9 июл 2025
Студенты ведущих российских вузов прошли стажировку на казанском предприятии «Вертолетов России»
8 июл 2025
Термопласты в авиадвигателях: ОДК покажет технологии будущего на «Иннопроме»
7 июл 2025
ОДК представит современные решения для энергетики на выставке «Иннопром»
7 июл 2025
«Вертолеты России» стали лидером форума «Инженеры будущего»
7 июл 2025
Работникам предприятий НПК "Пермские моторы" вручены дипломы выпускников Президентской программы
7 июл 2025
ОДК-Климов получил правительственную награду за инновации в подготовке кадров
7 июл 2025
Двигатели ОДК обеспечили доставку грузов к Международной космической станции
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».