Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 20.06.2018
Источник: "Свободная пресса"

Теперь "Бэкфайер" достанет авианосец даже за океаном

Российский сверхзвуковой ракетоносец Дальней авиации Т-22М3 (на Западе больше известный как "Бэкфайер") вооруженный крылатыми ракетами Х-32, способен поразить любой из десяти американских авианосцев, заявил РИА Новости доктор военных наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук капитан первого ранга Константин Сивков.

Успех операции обеспечивают уникальные возможности, которыми обладают и самолет, и ракета. "Шансов перехватить подлетающий к авианосной группе ракетоносец практически нет, поскольку дальность действия ракеты Х-32 — около тысячи километров, а радиус перехвата целей палубной авиацией — порядка 400 километров", — пояснил эксперт. Еще меньше шансов у средств противоракетной обороны противника перехватить саму ракету.

Надо сказать, что хоть этот самолет и был принят на вооружение уже давно (в 1989 году), но в последние годы его нельзя было назвать не только "убийцей авианосцев", но даже и стратегическим бомбардировщиком. Хоть теоретически он и принадлежит к тому же классу, что и Ту-95МС и Ту-160.

Изначально Ту-22М3 вооружался двумя типами ракет — сверхзвуковыми Х-15 и Х-22 "Буря". Однако Х-15 сняты с вооружения по причине закрытия их производства и истечения срока годности твердого смесевого топлива.

С Х-22 несколько иная история — они практически не защищены от помех, которые генерирует противник в оборонительных целях. Ракета явно устарела, и ее невозможно использовать при современном развитии военной техники. Поэтому до сих пор прекрасный самолет с максимальной скоростью в 2300 км/ч, боевым радиусом в 2000 км и полезной нагрузкой в 24 тонны вооружался только авиационными бомбами. Типичный атавизм.

В прошлом году наконец-то была принята на вооружение ракета Х-32, разработанная в КБ "Радуга". Она стала глубокой модификацией своей устаревшей предшественницы — Х-22. В связи с чем американские эксперты, прежде всего в журнале The National Interest, начали заранее оплакивать не только свои авианосцы, но и прочие стратегические виды вооружения.

У ракеты существенно возросла дальность — с 600 км до 1000 км. Как увидим далее — это очень существенный момент. Помехоустойчивость радиолокационной ГСН стала такой, что американские средства радиоэлектронной борьбы "ослепить" ракету не в состоянии.

Есть сведения, что подросла и максимальная скорость, достигнув нижней границы "гиперзвука", однако официальных данных на этот счет нет, ракета засекречена. Но габариты остались теми же самыми.

Необходимо сказать (этот момент все комментаторы почему-то упускают), что эту ракету "прописали" на новой модификации ракетоносца — Ту-22М3М. К модернизации имеющихся самолетов сейчас приступают на Казанском авиазаводе. Предположительно, доработаны будут порядка 30 машин. При этом у них появятся новая авионика и новые двигатели, такие же, как и у Ту-160М2.

Интересно, что конструкторы КБ "Радуга" даже не задавались целью снижения радиолокационной заметности Х-32. Это объясняется тем, что даже в случае обнаружения атаки существующие средства ПРО США и стран НАТО не в состоянии перехватить эту ракету.

Мало того. Х-32 близка к своему устаревшему прототипу Х-22 и по весу БЧ, и по скорости, и по профилю полета. Но за счет увеличения дальности действия ее носитель — Ту- 22М3 — стал неуязвимым при атаке авианесущей ударной группы (АУГ). Объясняется это просто. Зона патрулирования сил ПВО американской АУГ составляет порядка 650−700 км. Таким образом, раньше российскому ракетоносцу для нанесения удара приходилось заходить в зону ПВО, подвергая себя серьезной опасности. Потому что максимальная дальность ракеты Х-22 равна всего 600 км.

Теперь все круто переменилось. Дальность нового оружия (Х-32) почти вдвое больше — 1000 км. В связи с чем Ту-22М3 запускает ее с недостижимого для палубных истребителей противника расстояния.

После старта Х-32 поднимается на высоту в 40 км и совершает горизонтальный маневрирующий полет. Это делает ее недосягаемой и для противоракет корабельной системы ПРО "Иджис" ВМС США. Самая совершенная противоракета RIM-174 SM-6 ERAM, принятая на вооружение в 2013 году в Штатах, "не достает" по высоте до траектории полета Х-32 минимум семи километров.
Помимо этого американская противоракета, хоть и имеет значительную перегрузочную способность до 50g, но способна сбивать аэродинамические цели (т.е. крылатые ракеты), скорость которых не превышает 800 м/с. А у Х-32 этот важнейший показатель составляет 1500 м/с.

Правда, американская ПРО морского базирования имеет ракету Standard SM-3, которая способна перехватывать не только баллистические ракеты, но даже и спутники, находящиеся на высотах до 500 км. Но Standard SM-3 работает лишь по целям, траектория которых предсказуема. Именно так, не маневрируя, перемещаются спутники.

SM-3 может корректировать свой полет, однако в недостаточных пределах, чтобы отслеживать непредсказуемые "прыжки" по курсу и тангажу практически гиперзвуковой ракеты Х-32.

Справедливости ради следует сказать, что SM-6 способна взлетать и выше 33 километров. Но достигнет высоты полета Х-32 она, что называется, на излете. Ее полет управляется при помощи аэродинамических рулей, которые в условиях разряженной атмосферы на высоте 40 км практически бесполезны. Так что опять - "мимо кассы".

На финишном участке траектории, когда Х-32 идет уже под управлением ГСН (дальность захвата цели — 200−300 км), российская ракета почти отвесно пикирует на цель. Благодаря тому, что она набрала громадную скорость и маневрирует с большими перегрузками, ракету не способны перехватить ни SM-6, ни, тем более — "неповоротливая" SM-3. Это объясняется тем, что ГСН SM-6 захватит ракету Х-32 на расстоянии в 8−12 км. Чего явно недостаточно, чтобы скорректировать полет, точно выведя противоракету на цель. Потому что сближение ракет будет происходить на суммарной скорости в 2200-2300 м/с. То есть —сближение произойдет максимум через 4−5 секунд. Этого слишком мало для точного перехвата.

Константин Сивков в из своих предыдущих публикаций, основываясь на расчетах, утверждает, что при самых благоприятных для обороняющихся условиях, когда целеуказание зенитной ракете выдает корабль, ее запускающий, одна SM-6 может перехватить Х-32 с вероятностью 0,05−0,08. Если же целеуказание выдает другой корабль или самолет типа АВАКС, то вероятность снижается до 0,01−0,02. При использовании для наведения спутниковой группировки результат и того хуже.

То есть для того, чтобы сбить одну российскую ракету потребуется, при самом благоприятном случае, не менее 12 противоракет с кораблей охранения авианосца. За краткое время, в которое уложится наш удар, два крейсера УРО, входящие в АУГ, смогут выпустить максимум 40 противоракет. Выходит, даже теоретически американцы поразят максимум три ракеты Х-32. Однако именно столько ракет способен нести лишь один Ту-22М3 (две под крыльями и одна под фюзеляжем).

Однако в одиночку на столь ответственные задания ракетоносцы никогда не вылетают. Авиационный ракетный удар по таким целям может быть только групповым. Скажем, в советские времена отрабатывалось уничтожение американской АУГ не менее чем морским ракетоносным полком в полном составе. А это никак не менее полутора-двух десятков Ту-22М3. Тогда суммарный залп окажется, по самому скромному счету, в 40−50 крылатых Х-32. Подавляющее большинство из них авианосец, эсминцы и крейсера сопровождения неизбежно примут на себя.

При этом следует учитывать, что у Х-32 предусмотрено не только обычное, но и тактическое ядерное оснащение. Что просто гарантирует неизбежный разгром ордера.

Однако модернизация ракетоносца в части придания ему нового оружия этим не ограничивается. Для Ту-22М3М российскими инженерами и конструкторами создается еще одна ракета, которая пока не имеет индекса. Она называется "изделие 715". Существуют сведения, что это глубокая модификация сверхдальней крылатой ракеты Х-101, способной поражать цели на удалении до 5500 км.

Почему возникла надобность в подобной разработке? Дело в том, что Х-101 "в чистом виде" для Ту-22М3М не подходит. Из-за габаритов она не может быть размещена во внутреннем отсеке самолета. А внешние подвески заняты ракетами Х-32.

Чтобы устранить эту проблему, конструкторы КБ "Радуга" существенно снизили размеры "изделия 715". Теперь внутри ракетоносца на пусковой установке револьверного типа можно разместить до 6 сверхдальних крылатых ракет. Ориентировочная дальность их полета поменьше, чем у Х-101 — "всего лишь" 3000−4000 км. Но и это, по сути, делает их стратегическим оружием.

Разумеется, конструкторы "изделия 715" не могли даже теоретически, одновременно увеличивая дальность полета и уменьшая габариты, добиться еще и сверхзвуковой скорости.

Собственно, и Х-101 — ракета сравнительно не шибко шустрая. На маршевом участке она летит со скоростью порядка 0,65 М. На финише ускоряется до 0,85 М. Ее главное достоинство (помимо дальности) в другом. Ракета имеет целый набор мощных средств, позволяющих прорывать противоракетную оборону противника. Тут и малозаметность — ЭПР порядка 0,01 кв.м. И комбинированный профиль полета — от стелящегося до высоты в 10 км. И эффективный комплекс радиоэлектронной борьбы.

При этом круговое вероятное отклонение от цели при стрельбе на максимальную дальность в 5500 км равно всего 5 метрам. Столь высокая точность достигается за счет комбинированной системы наведения. На финальном участке работает оптико-электронная головка самонаведения, которая ведет ракету по карте, "заложенной" в электронной памяти.

Точность "изделия 715" ожидается такой же.

В результате модернизации ракетоносец, который без ракет был, по сути, самолетом фронтовой авиации, восстановит себя в звании ударного средства Дальней авиации ВКС России.

Владимир Тучков
Фото: снимок с видео/пресс-служба Министерства обороны РФ/ТАСС



Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
20 июн 2025
Годовое общее собрание членов Союза авиапроизводителей России, пресс-релиз
20 июн 2025
ТАНТК выполняет ремоторизацию Бе-200 на российские двигатели ПД-8
20 июн 2025
Алиханов: пассажирский Ил-96-400М дополнит линейку гражданских самолетов ОАК
20 июн 2025
ОАК раскрыла детали развития "гражданского беспилотья"
20 июн 2025
Ассоциация «АЭРОНЕКСТ» разработает механизм тестирования потребительских свойств БАС
20 июн 2025
В Подмосковье построят завод по выпуску авиадеталей для гражданских самолетов
20 июн 2025
Будущее инженерной элиты России: НОВИКОМ и МГТУ им. Н.Э. Баумана обсудили на ПМЭФ совместные проекты
19 июн 2025
"Дронономика" может стать темой одного из следующих ПМЭФ
19 июн 2025
В МАИ разработали литий-ионные аккумуляторы нового поколения для увеличения дальности полёта БЛА
19 июн 2025
Создан хорошо обрабатываемый тугоплавкий сплав для авиапромышленности
19 июн 2025
Глава "Русавиапрома" рассказал о планах выпуска 10-15 самолетов ТВС-2МС в год
19 июн 2025
«Газпром нефть» создаст в России индустрию производства экологического биотоплива
19 июн 2025
Роман Старовойт: российские авиакомпании готовы заключить контракты на 200 самолетов МС-21
18 июн 2025
Владимир Путин: Boeing понес ущерб, уйдя с российского рынка
18 июн 2025
Производство самолетов Ту-214 планируется нарастить до 20 штук к 2027-2028 годам
18 июн 2025
В Новгородской области создадут центр коллективного пользования БАС
18 июн 2025
На Смоленщине утвердили программу производства беспилотников до 2030 года
18 июн 2025
ФЛА: у нас все летает
17 июн 2025
Задача № 1 для самолета МС-21-310: сбросить лишний вес
17 июн 2025
Шведским истребителем Gripen E впервые поуправлял искусственный интеллект
17 июн 2025
Иркутские политеховцы предлагают решения для авиационной отрасли
17 июн 2025
"Калашников" предложил свои БЛА учебным заведениям
11 июн 2025
Страны NATO не готовы к модернизированному российскому бомбардировщику Ту-160
11 июн 2025
Новый ZALA Т-20
20 июн 2025
«Ростелеком» и ОАК договорились о развитии технологического партнерства
20 июн 2025
ОДК-Кузнецов и Самарский университет организовали международную научно-техническую конференцию двигателестроителей
20 июн 2025
ОАК и МГТУ им. Н.Э. Баумана договорились готовить инженеров нового формата
20 июн 2025
ОДК модернизирует ИТ-инфраструктуру предприятий
20 июн 2025
ОДК и Сбер развивают сотрудничество в сфере искусственного интеллекта
20 июн 2025
Трансмашхолдинг и ОАК договорились о сотрудничестве в интересах авиастроения
18 июн 2025
У-УАЗ поставил "Газпром авиа" три вертолета Ми-8АМТ для обслуживания труднодоступных объектов
18 июн 2025
ОДК-Сатурн поделился опытом привлечения школьников и студентов в двигателестроение
18 июн 2025
ЦИАМ объявил прием в аспирантуру на 2025-2026 учебный год
10 июн 2025
Региональные отделения Союзмаша Челябинской и Ярославской областей обмениваются опытом в ОДК-Сатурн
10 июн 2025
Первая группа школьников получила рабочие профессии в Производственно-учебном центре "Вертолетов России"
9 июн 2025
ЦАГИ примет участие в форуме «Инженеры будущего – 2025»
9 июн 2025
ОДК-Кузнецов – двойной эколидер Самарской области
9 июн 2025
Инженер ЦИАМ стал победителем Гагаринских чтений
6 июн 2025
«Яковлев» назвал опытные «Суперджеты» в честь их создателей
6 июн 2025
На самарском предприятии ОДК открыта крупнейшая лаборатория для проверки двигателей
6 июн 2025
ОДК-Сатурн отметил победителей чемпионата «Построй карьеру в ОДК»
5 июн 2025
Молодые ученые ГосНИИАС – призеры «Гагаринских чтений»
5 июн 2025
ОДК-Сатурн привлекает молодых сотрудников к поиску инновационных решений
5 июн 2025
ОДК-Кузнецов присоединился к благотворительному проекту «Ракета Мечты»
4 июн 2025
В ОДК спроектировали детали для ПД-14 с помощью российского ПО
4 июн 2025
«Пермские моторы» награждены за внедрение новых мероприятий по охране труда
3 июн 2025
Продлен прием заявок на участие в XVIII Всероссийской мультиконференции по проблемам управления (МКПУ-2025)
3 июн 2025
На ПК «Салют» преподаватели колледжей освоили приёмы бережливого производства
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».