Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 16.11.2011
Источник: "Военное обозрение"

Следующее поколение американских "стратегов"

Тем не менее новый бомбардировщик Америке нужен, ибо B-2, как уже сказано, всего два десятка, B-1 имеет серьезные ограничения по применению вооружений, а B-52 устаревает даже физически. Когда B-2 только-только совершил свой первый полет, Пентагон планировал, что в течение следующих 15-20 лет будет создан новый бомбардировщик. Было даже придумано название программы — LRSS (long range strike system — ударная система большой дальности). Но дальше приблизительного рассмотрения перспектив стратегической авиации дело не пошло. Потом название изменили на "бомбардировщик 2018 года" — 2018 Bomber. А после следующего перепланирования 2018 Bomber стал называться NGB (Next Generation Bomber — бомбардировщик следующего поколения).

Список требований к новому бомбардировщику, равно как и сама необходимость последнего, появился далеко не сразу. Еще бы, ведь уже в 1999 году в "Дорожной карте бомбардировочной авиации" (Bomber Roadmap) USAF прямым текстом писали, что новый бомбардировщик им не понадобится до конца 30-х годов XXI века (заодно придумали и название этому самолету – 2037 Bomber). А до того времени в строю останутся B-2 и B-52 (самому новому из них тогда будет уже за 60 лет). Казалось бы, вопрос временно решен. Но уже в 2006-м в Quadrennial Defense Review (Четырехлетний доклад об обороне) появилось несколько строк относительно необходимости нового самолета. И уже не к 2037-му, а к 2018 году. К этому времени возраст B-2 будет приближаться к трем десяткам, что вкупе с все время улучшающимися системами ПВО может привести к крупным потерям "линкоров". О боевых перспективах B-52 в таких условиях и говорить не приходится. К тому же количество "крепостей" будет сокращаться.

Примерно одновременно с выпуском Quadrennial Defense Review ВВС США определились с обликом требуемого самолета. 2018 Bomber должен был быть средним бомбардировщиком и иметь малую радиолокационную и инфракрасную заметность. Ради этого конструкторам было разрешено пожертвовать скоростью. Поэтому последняя, согласно техзаданию, не должна превышать скорость звука. За счет снижения максимальной скорости Пентагон надеется снизить стоимость научно-исследовательских работ по теме и эксплуатации готовых самолетов. Дальность полета при этом должна быть не менее 9500 километров, а также самолет должен иметь возможность длительного "висения" в заданном районе. Само собой, бомбардировщик просто обязан иметь систему дозаправки в полете. Максимальная полезная нагрузка самолета оговаривалась в районе 10-12 тонн, с возможностью применения обычных и ядерных ракет и бомб. Дополнительные требования к "бомберу-2018", выполнение которых было желательно, хотя и не обязательно, касались двигателей (ВВС хотели самолет с уже имеющимися двигателями: опять попытка сэкономить) и беспилотности. USAF хотели иметь бомбардировщик с возможностью дистанционного управления с длительностью такого полета свыше 50 часов. Первоначальный план по закупкам 2018 Bomber предусматривал поставку 120 машин для строевой службы и 55 для обучения и резерва. Однако даже одна сотня бомбардировщиков не выглядела реально осуществимым объемом.

На конкурс по программе "Бомбардировщик 2018 года" свои проекты представили три фирмы: Lockheed Martin, Boeing и Northrop Grumman. Последние в конце 2008 года и были объявлены победителем тендера. Неизвестно, что успели сделать на фирме "Нортроп-Грумман" — вскоре после новости об их победе в конкурсе новые сообщения о судьбе бомбардировщика стали поступать все реже и реже. А в апреле 2009-го Р. Гейтс и вовсе сказал такое, что про 2018 Bomber или NGB можно было бы забыть на время. Министр обороны США заявил, что программа по созданию перспективного бомбардировщика замораживается на неопределенный срок. Причины — финансовая сторона дела, а также споры в высших эшелонах Пентагона относительно перспектив различных классов вооружения. В этом заявлении Гейтс припомнил грустную биографию B-2 с его финансовыми сторонами и отметил, что повторять подобный опыт точно не стоит и нужно подходить к делу гораздо серьезнее. А для этого надо скорректировать требования к самолету, на что понадобится время. Что интересно, некоторые военные чиновники США восприняли эту новость с радостью, к примеру, вице-председатель Комитета начальников штабов генерал Дж. Картрайт вообще не видит смысла в создании нового самолета, а начальник отдела по оценке расходов Пентагона К. Фокс считает бомбардировщики "устаревшим и слишком дорогим" оружием. В то же время, чтобы в войсках продолжало оставаться "устаревшее и дорогое", было решено еще раз продлить срок службы уже имеющихся типов.

Однако противники бомбардировщиков радовались недолго – уже 6 января 2011 года Р. Гейтс заявил о намерении Пентагона продолжить работы по теме NGB. По теперешним планам главная задача "бомбардировщика следующего поколения" — прорыв вражеской перспективной ПВО и поражение целей на большой глубине, в том числе и "расчистка местности" для других самолетов. Заодно Гейтс пообещал протолкнуть в военный бюджет на 2012 год строчку для NGB, а чтобы цифра в ней была в приемлемых пределах, новый самолет должен быть создан на основе уже существующих технологий. И Пентагон, подчеркнул министр, будет за этим тщательно следить. Возможно, конечно, подрядчику разрешат использовать и новые элементы и технологии, но большие нововведения придется оставить для 2037 Bomber. Так, к примеру, в качестве двигателей для бомбардировщика 18 года рассматриваются Pratt & Whittney F119, F135 или даже PW9000. Вскоре после объявления о возобновлении NGB при Пентагоне была создана специальная комиссия по надзору за осуществлением программы. Понятное дело, планируемые $45-50 млрд — не шутка даже для Штатов, и они должны пойти на создание самолета, а не на премии и бонусы для руководящих работников.

Требования к NGB от 2011 года в целом остались прежними. Однако теперь USAF хотят бомбардировщик, интегрированный в создаваемую перспективную систему управлениявсеми имеющимися вооружениями. Таким образом, NGB должен выполнять не только задачи по поражению целей, но и осуществлять разведку и целеуказание. Естественно, в меру возможностей. Возросли требования по дальности полета — теперь радиус действия NGB без дозаправки должен быть не менее 3500 километров. Ряд экспертов полагает, что при этой дальности возможно появление варианта самолета, предназначенного для базирования на авианосцах. Во всяком случае, такой дальности хватает для полета из почти любой точки земной суши до ближайшей акватории. Скажем прямо, такая версия на фоне техзадания выглядит сомнительной, т.к. вряд ли средний бомбардировщик сможет взлететь, а тем более сесть на сравнительно короткую палубу авианосца.

Если финансирование проекта все-таки начнется в следующем году, то первый полет NGB совершит не ранее 2015-16 года. Если бы программу не замораживали, то это событие могло бы случиться на 4-5 лет раньше. Хотя, возможно, первый полет состоится еще позже — быстро создать недорогую машину задача весьма и весьма непростая. Что интересно, Пентагон намерен публиковать финансовую информацию о проекте, а засекречивать только техническую. Есть версия, что это не столько попытка сэкономить, сколько своеобразный пиар-ход. Нельзя исключать, что контракт на разработку и строительство новой машины будет иметь фиксированную цену вместо привычной, формирующейся и дополняющейся по мере ведения работ. Если цена договора будет действительно жестко закреплена, то фирма-подрядчик рискует попасть в весьма неудобное положение. Во всяком случае, если она не будет тщательно следить за каждым центом.

На фоне сокращения расходов, а Пентагон не намерен покупать NGB более чем за $450-500 млн за штуку, все менее и менее реальным выглядит возможность создания беспилотной версии бомбардировщика. Беспилотник, конечно, имеет ряд преимуществ: более дешевая доставка свободнопадающих ядерных бомб; большие перспективы малозаметности и, как следствие, лучшие возможности по прорыву ПВО; автоматическое барражирование в заданном районе с последующим включением управления с земли и выполнением задачи. Но самолет с дистанционным управлением обладает и недостатками, в первую очередь это проблемы, связанные со связью. Радиосигнал можно просто заглушить, а если есть соответствующая возможность, "взломать" канал и перехватить управление беспилотником. При некоторой фантастичности второго варианта, первый выглядит более чем реально. Выходом могла бы стать автономная система, способная самостоятельно управлять самолетом, получая с земли только "советы". Однако до создания искусственного интеллекта пока далеко. Скорее всего, такого умного автопилота не будет даже на 2037 Bomber. Но помимо технических проблем у перспективного беспилотника на базе NGB есть и тактическо-политические. Главный враг Америки, как она декларирует, — международный терроризм, а он не имеет собственного государства и "арендует" чужие территории. Ни одно государство не разрешит применять на его землях ядерное оружие. К тому же большинство контртеррористических задач прекрасно решаются при помощи обычного вооружения, в том числе и применяемого с БПЛА. Вряд ли Америка нуждается в еще одном беспилотнике, пусть даже и несущем ядерное оружие.

Так что беспилотного NGB американские ВВС могут не дождаться. В то же время нельзя полностью исключать появление подобной машины. В начале ноября командующий ВВС США Н. Шварц сделал еще один штрих к портрету NGB: новая машина сначала будет "оптимизирована" для применения неядерных видов вооружения. Атомными бомбами и ракетами его оснастят позже. По мнению руководства USAF, такой шаг позволит сэкономить некоторое количество денег. Правда, конкретная сумма экономии названа не была.

Таким образом, если возможность применения ядерного оружия будет добавлена позже при помощи модульной схемы, нельзя исключать такой же подход и к наличию пилотов. Хотя, если честно, это только догадки, а что именно надумают ребята из "Нортроп-Грумман", пока непонятно.

Помимо непосредственно самолета - средства доставки, ВВС Штатов нуждаются и в новой ракете. Основная американская крылатая ракета "воздух-земля" AGM-86 ALCM в этом году "отмечает" тридцатую годовщину своего принятия на вооружение, а самая новая ее модификация (Block II) была создана почти десять лет назад. Пора бы заняться и новой ракетой. Но пока на этот счет нет никаких новостей. Пока даже не планируется начинать работу над заменой для "Алькам". Надо отметить, что первоначально планировалось начать замену AGM-86 еще во второй половине 90-х годов, но тогда срок службы ракет продлили до 2020 года. В командовании американских ВВС сейчас рассматривают возможность продлить срок еще на 10 лет, но это будет лишним — к 2030 году ракета успеет устареть окончательно и бесповоротно: кто, например, может исключить появление к тому времени ПЗРК, способных сбивать крылатые ракеты? Так что Пентагон должен в срочном порядке начать работу над новой ракетой. По различным оценкам, на создание замены ALCM понадобится потратить не более $1,5 млрд, при условии использования уже существующих ядерных боевых частей. Ракета с новой БЧ, само собой, обойдется дороже, хотя и в таком случае цена НИОКР будет гораздо меньше, чем планируется потратить на NGB.

Как бы то ни было, программа Next Generation Bomber Штатам нужна. Вряд ли в ближайшие годы США прекратит участвовать в различные вооруженных конфликтах, а ПВО возможных "противников демократии" со временем будет только улучшаться. Таким образом, если USAF не хочет терпеть большие потери самолетов, а Пентагон намерен воевать не только на небольшой глубине, но и на стратегической, то без NGB обойтись не получится. Как минимум, до создания 2037 Bomber.

Рябов Кирилл


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
20 июн 2025
Годовое общее собрание членов Союза авиапроизводителей России, пресс-релиз
20 июн 2025
ТАНТК выполняет ремоторизацию Бе-200 на российские двигатели ПД-8
20 июн 2025
Алиханов: пассажирский Ил-96-400М дополнит линейку гражданских самолетов ОАК
20 июн 2025
ОАК раскрыла детали развития "гражданского беспилотья"
20 июн 2025
Ассоциация «АЭРОНЕКСТ» разработает механизм тестирования потребительских свойств БАС
20 июн 2025
В Подмосковье построят завод по выпуску авиадеталей для гражданских самолетов
20 июн 2025
Будущее инженерной элиты России: НОВИКОМ и МГТУ им. Н.Э. Баумана обсудили на ПМЭФ совместные проекты
19 июн 2025
"Дронономика" может стать темой одного из следующих ПМЭФ
19 июн 2025
В МАИ разработали литий-ионные аккумуляторы нового поколения для увеличения дальности полёта БЛА
19 июн 2025
Создан хорошо обрабатываемый тугоплавкий сплав для авиапромышленности
19 июн 2025
Глава "Русавиапрома" рассказал о планах выпуска 10-15 самолетов ТВС-2МС в год
19 июн 2025
«Газпром нефть» создаст в России индустрию производства экологического биотоплива
19 июн 2025
Роман Старовойт: российские авиакомпании готовы заключить контракты на 200 самолетов МС-21
18 июн 2025
Владимир Путин: Boeing понес ущерб, уйдя с российского рынка
18 июн 2025
Производство самолетов Ту-214 планируется нарастить до 20 штук к 2027-2028 годам
18 июн 2025
В Новгородской области создадут центр коллективного пользования БАС
18 июн 2025
На Смоленщине утвердили программу производства беспилотников до 2030 года
18 июн 2025
ФЛА: у нас все летает
17 июн 2025
Задача № 1 для самолета МС-21-310: сбросить лишний вес
17 июн 2025
Шведским истребителем Gripen E впервые поуправлял искусственный интеллект
17 июн 2025
Иркутские политеховцы предлагают решения для авиационной отрасли
17 июн 2025
"Калашников" предложил свои БЛА учебным заведениям
11 июн 2025
Страны NATO не готовы к модернизированному российскому бомбардировщику Ту-160
11 июн 2025
Новый ZALA Т-20
20 июн 2025
«Ростелеком» и ОАК договорились о развитии технологического партнерства
20 июн 2025
ОДК-Кузнецов и Самарский университет организовали международную научно-техническую конференцию двигателестроителей
20 июн 2025
ОАК и МГТУ им. Н.Э. Баумана договорились готовить инженеров нового формата
20 июн 2025
ОДК модернизирует ИТ-инфраструктуру предприятий
20 июн 2025
ОДК и Сбер развивают сотрудничество в сфере искусственного интеллекта
20 июн 2025
Трансмашхолдинг и ОАК договорились о сотрудничестве в интересах авиастроения
18 июн 2025
У-УАЗ поставил "Газпром авиа" три вертолета Ми-8АМТ для обслуживания труднодоступных объектов
18 июн 2025
ОДК-Сатурн поделился опытом привлечения школьников и студентов в двигателестроение
18 июн 2025
ЦИАМ объявил прием в аспирантуру на 2025-2026 учебный год
10 июн 2025
Региональные отделения Союзмаша Челябинской и Ярославской областей обмениваются опытом в ОДК-Сатурн
10 июн 2025
Первая группа школьников получила рабочие профессии в Производственно-учебном центре "Вертолетов России"
9 июн 2025
ЦАГИ примет участие в форуме «Инженеры будущего – 2025»
9 июн 2025
ОДК-Кузнецов – двойной эколидер Самарской области
9 июн 2025
Инженер ЦИАМ стал победителем Гагаринских чтений
6 июн 2025
«Яковлев» назвал опытные «Суперджеты» в честь их создателей
6 июн 2025
На самарском предприятии ОДК открыта крупнейшая лаборатория для проверки двигателей
6 июн 2025
ОДК-Сатурн отметил победителей чемпионата «Построй карьеру в ОДК»
5 июн 2025
Молодые ученые ГосНИИАС – призеры «Гагаринских чтений»
5 июн 2025
ОДК-Сатурн привлекает молодых сотрудников к поиску инновационных решений
5 июн 2025
ОДК-Кузнецов присоединился к благотворительному проекту «Ракета Мечты»
4 июн 2025
В ОДК спроектировали детали для ПД-14 с помощью российского ПО
4 июн 2025
«Пермские моторы» награждены за внедрение новых мероприятий по охране труда
3 июн 2025
Продлен прием заявок на участие в XVIII Всероссийской мультиконференции по проблемам управления (МКПУ-2025)
3 июн 2025
На ПК «Салют» преподаватели колледжей освоили приёмы бережливого производства
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».