Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 20.03.2019
Источник: Сайт “N+1”

Всегда рядом // Зачем нужны беспилотные ведомые для пилотируемых истребителей

В конце февраля 2019 года американский авиастроительный концерн Boeing показал экспортную версию беспилотного ведомого Loyal Wingman для пилотируемых истребителей, а спустя примерно неделю другая американская компания — Kratos Unmanned Aerial Systems — провела первые успешные летные испытания своей версии сопровождающего беспилотника XQ-58A Valkyrie. Сегодня в США и некоторых других странах мира ведутся разработки беспилотников сопровождения для пилотируемых самолетов, которые, как считается, позволят летчикам эффективнее решать боевые задачи. Мы попытались разобраться, зачем вообще понадобилась разработка беспилотных ведомых, какие задачи в бою будут решать такие машины и смогут ли они самостоятельно применять вооружение.

Предпосылки

Что бы ни утверждали власти крупнейших военных держав, мир уже вступил в новый виток гонки вооружений. В ответ на создание нового оружия одной страной другие государства объявляют о выработке ответной тактики или о разработке аналогичного вооружения. Ярким примером этого является, например, создание гиперзвукового оружия, проекты которого в небольшом количестве вяло существовали с 1990-х годов.

Стоило президенту России Владимиру Путину в марте 2018 года объявить о создании гиперзвукового стратегического планера “Авангард, как другие страны тоже активизировались в этой области: во Франции стартовал проект VMAX, Китай испытал прототипы гиперзвукового планера DF-ZF, а в США началась разработка одновременно гиперзвукового планера и системы защиты от гиперзвукового оружия.

Следствием гонки вооружений и скачкообразного прогресса в области военных технологий является ускорение событий на поле боя. В будущем война может стать слишком быстрой для человека и бóльшую часть боевых задач придется передать различного рода умным системам и автономным роботам разных классов.

Например, США, Россия и Китай занимаются проработкой предварительных проектов истребителя шестого поколения, который, по-видимому, будет выполнять полеты и маневрировать на гиперзвуковой скорости. Таких серьезных перегрузок человеческий организм, скорее всего, не выдержит (он и относительно небольшие выдерживает с трудом), поэтому все проекты ориентированы на самолеты с беспилотным режимом полетов.

Кроме того, несмотря на активное развитие военной авиации, крупные военно-воздушные силы мира столкнулись с дефицитом летчиков, растущим с каждым годом. Например, по итогам 2018 года дефицит летчиков в ВВС США составил около двух тысяч человек. С нехваткой кадров сталкиваются и Воздушные силы самообороны Японии, и Воздушно-космические силы России, и Германия, и Швеция и даже объединенная авиация НАТО. Причин тому несколько, но важнейшими из них являются следующие: материальная ответственность летчиков за военную технику, не сопоставимый с денежным довольствием риск, активный рост гражданской авиации и зарплат в этом секторе. Кроме того, часть летчиков уходят в операторы беспилотников, где все выше: дефицит кадров, рабочая нагрузка, зарплата.

Но, несмотря на дефицит кадров, военно-воздушным силам приходится поддерживать высокий уровень боеспособности, то есть возможности участвовать в военных конфликтах разных масштабов и степени интенсивности.

При этом в мире с каждый годом становится все больше так называемых закрытых зон, в которых практически или вовсе невозможны действия военной авиации из-за работающих систем противовоздушной обороны, обширного радиолокационного покрытия и постоянного спутникового наблюдения. Американцы к таким зонам относят также территории, на которых невозможны обслуживание авиационной техники и поставка запчастей. Активным развитием закрытых зон сегодня занимаются Россия, США, Евросоюз и Китай.

В результате военные все чаще приходят к выводу, что им необходимо техническое решение, позволяющее поддерживать высокую боеспособность военно-воздушных сил, участвовать в боевых действиях в закрытых зонах и, по возможности, не терять драгоценные кадры, на подготовку которых необходимы годы и огромные вложения. И желательно, чтобы такое решение было недорогим.

Идеи

Так конструкторы пришли к идее беспилотного ведомого — дрона, способного летать в связке с пилотируемыми боевыми самолетами и близкого к ним по характеристикам. Подобную концепцию Пентагон обнародовал еще в конце 1990-х, а уже в начале 2000-х годов ВВС США начали всерьез рассматривать возможность создания беспилотных версий штурмовых самолетов A-10 Thunderbolt II и истребителей F-16 Fighting Falcon.

В 2010-х годах в Соединенных Штатах стартовали несколько масштабных проектов в области создания беспилотника сопровождения. Так, Центр прикладных исследований в области искусственного интеллекта создает мозг для беспилотных ведомых, а Lockheed Martin уже испытывает умную беспилотную версию истребителя F-16, созданную на базе мишени QF-16.

С середины 2010-х годов развитием концепции беспилотных ведомых занимаются Япония и Франция с Великобританией. Предположительно, перспективный российский тяжелый беспилотный летательный аппарат проекта “Охотник-Б также сможет действовать в режиме самолета сопровождения в звене.

Любопытно, что японский проект из-за пацифистской направленности конституции страны предполагает серьезное ограничение функций беспилотных ведомых. Например, они не смогут наносить удары по наземным объектам противника, поскольку в Японии это действие считается прямым актом агрессии, но будут способны вести воздушный бой. Последний в рамках все той же конституции может рассматриваться с точки зрения самообороны.

В целом, военные полагают, что беспилотные ведомые могли бы брать на себя значительную часть боевых функций пилотируемого самолета: воздушный бой, бомбардировку, дальнюю разведку и рекогносцировку, постановку радиоэлектронных помех и многое-многое другое.

Например, дроны могли бы нести более мощные радиолокационные станции и сенсоры или дополнительное вооружение, позволяя снизить радиолокационную и радиоэлектронную заметность пилотируемого ведущего в звене, или повысить его боевые возможности, выступая в роли своего рода летающего арсенала. Предполагается, например, что несколько беспилотных ведомых могли бы действовать при противодействии систем противовоздушной обороны противника, в то время как пилотируемый истребитель руководил бы ими издалека без входа в опасную зону.

В конечном итоге военные планируют получить умную летающую боевую систему, которая по своему поведению будет мало отличаться от летчика в сопровождающем истребителе. Командир сможет отдавать беспилотнику понятные приказы либо через систему управления полетными заданиями, либо и вовсе — голосом.

Голосовое управление, как единственный способ максимально ускорить передачу команд дрону, у военных в приоритете (произнести несколько команд быстрее, чем выбрать их же в меню бортового компьютера и отправить беспилотнику сопровождения). И совсем хорошо было бы ввести голосовое управление не в виде набора заученных команд, как это реализовано и сегодня в военных и гражданских системах, например в автомобилях, а в виде живой речи, на уровне общения человека с человеком.

В направлении именно такого общения и двигаются сегодня некоторые разработчики. Так, компания Raytheon по заказу Агентства перспективных оборонных разработок Пентагона создает нейросеть, способную, в отличие от уже существующих устройств, объяснить человеку, почему в ходе работы она приняла то или иное решение. Проект получил обозначение XAI (Explainable Artificial Intelligence, "объяснимый искусственный интеллект"). В перспективе американские военные намерены использовать эти наработки в более масштабном проекте по созданию в составе вооруженных сил боевых подразделений человек — робот, в том числе авиационных звеньев из пилотируемых и беспилотных аппаратов.

Пока существующие проекты беспилотных ведомых предполагают, что, несмотря на их высокую автоматизацию, самостоятельно принимать решение об использовании оружия и применять его дроны не будут. Эта прерогатива останется за человеком — ведущим в звене. Но если учесть, что гонка вооружений постоянно ускоряется, появления полностью автономных боевых систем следует ожидать не в таком уж далеком будущем — в ближайшие 40-50 лет.

Технически реализовать это даже на современных ударных беспилотниках не очень сложно — в любом случае, система подвески под крылом получает электрический сигнал на сброс бомбы или запуск ракеты от центрального процессора, а тот — пока — исполняет команду оператора. Оператора, в принципе, можно вычеркнуть.

В 2017 году Пентагон завершил формирование так называемой третьей компенсационной стратегии (Third Offset Strategy) и приступил к ее реализации. Этот документ, помимо прочего, предполагает активное развитие технических инноваций и их широкое использование в перспективных военных разработках. Речь, в том числе, идет и об искусственном интеллекте, который, как считается, значительно облегчит тяготы военной службы.

Системы искусственного интеллекта уже создаются, например для танков. Если же в будущем крупнейшие военные игроки — США или Россия — решат доверить искусственному интеллекту управление оружием, то эта практика станет повсеместной, и никакие увещевания правозащитников о нарушении принципов различения и соразмерности Женевских конвенций не помогут.

Проекты

До 2019 года о конкретных разработках беспилотных ведомых известно было мало. Характеристики аппаратов были по большей части засекречены, да и четкое представление о способах реализации концепции в целом, пожалуй, отсутствовало. Одни военные говорили о необходимости создания беспилотников с нуля, а другие — о переделке в беспилотных ведомых уже существующих боевых самолетов, желательно списанных.

Например, в США действует Кладбище (The Boneyard) списанных и переведенных на длительное хранение самолетов. Речь идет о площадке 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG) в Аризоне, где находятся около четырех тысяч самолетов разных классов. Одни из них просто законсервированы, другие служат источником для запчастей.

В конце февраля 2019 года американский авиастроительный концерн Boeing на авиационной выставке под Мельбурном представил модель сертифицируемого беспилотного ведомого Loyal Wingman. Его создание ведется по заказу министерства обороны Австралии. Сертифицируемость в будущем позволит беспилотнику получить разрешение австралийских авиационных властей на полеты в общем с гражданской авиацией воздушном пространстве.

Первый полет Loyal Wingman, в составе которого планируется использовать аппаратуру Airpower Teaming System (систему, позволяющую беспилотникам действовать совместно с другими дронами и пилотируемыми самолетами), должен состояться в 2020 году.

Согласно проекту, Loyal Wingman сможет выполнять полеты на расстояние до 3,7 тысячи километров, неся дополнительное вооружение или системы обнаружения и наблюдения. Размах крыла показанной на австралийской авиационной выставке модели составляет 11,7 метра. По заявлению концерна Boeing, беспилотник получит систему искусственного интеллекта, позволяющую автономно выполнять некоторые задания и в боевых условиях действовать подобно истребителю. Фактически, представленный американским концерном аппарат стал первым конкретным проектом, создание которого ведется по программе беспилотного ведомого.

В начале марта американская компания Kratos Unmanned Aerial Systems совместно с Исследовательской лабораторией ВВС США провела первые летные испытания беспилотного ведомого XQ-58A Valkyrie. Этот аппарат имеет в длину 9,1 метра и размах крыла 8,2 метра. Он способен нести боевую нагрузку массой 272 килограмма во внутренних отсеках вооружения или на внешней подвеске и выполнять полеты на высоте до 13,7 тысячи метров.

Предполагается, что перспективные аппараты, созданные на базе XQ-58A или других беспилотников, станут ведомыми для истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II, боевых самолетов четвертого поколения и бомбардировщиков. Другие подробности об американских проектах пока не раскрываются.

С ноября прошлого года испытания проходит российский беспилотник проекта Охотник-Б, при создании которого использовалось множество технологий перспективного тяжелого истребителя пятого поколения Су-57. Первый полет этого аппарата должен состояться в течение 2019 года.

В конце января бортовые системы беспилотника прошли испытания в режиме борт-борт. При этом оборудование Охотника-Б на борту истребителя Су-57, выполнявшего полеты, обменивалось данными с оборудованием беспилотника на земле. Режим борт-борт позволит Охотникам объединяться в группы и распределять между собой роли, а также, возможно, взаимодействовать с пилотируемыми истребителями при полетах в звене.

Российский аппарат создается по схеме летающее крыло. По итогам проекта Охотник-Б военные планируют получить беспилотник с максимальной взлетной массой до 20 тонн. По неподтвержденным данным, дальность полета аппарата составит около шести тысяч километров. Размах крыла Охотника составляет 19 метров, а длина — 14 метров. Беспилотник, оснащенный двигателем первого этапа для Су-57 (но без форсажной камеры), сможет выполнять полеты на дозвуковой скорости.

Другие подробности о дроне пока неизвестны. Сроки завершения проекта также пока не раскрываются, но можно предположить, что аппарат поступит на вооружение России ближе к 2030 году.

Прогресс в области развития нейросетей и машинного обучения неминуемо приведет к появлению групп человек — робот в составе вооруженных сил нескольких стран мира. Речь идет не о прикладном использовании роботов, как это происходит уже сейчас (роботы-саперы в составе инженерных подразделений, роботы-охранники в составе систем охраны важных объектов), а о практически полноценном взаимодействии людей и автономных систем. Например, Южная Корея, испытывающая серьезный недобор в вооруженные силы, намерена формировать смешанные подразделения из роботов и людей уже с 2024 года.

Василий Сычёв
Фото: fighter_bomber / t.me/fighter_bomber


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
10 июн 2025
Китай может опередить США в сфере истребителей шестого поколения
10 июн 2025
Катапульта учебного самолета УТС-800 успешно прошла испытания
10 июн 2025
Михаил Мишустин выступил за активное развитие технологий беспилотников
10 июн 2025
Инженеры для отрасли, которая изменит Россию
9 июн 2025
Владимир Путин призвал создавать нормативную базу для развития беспилотной авиации
9 июн 2025
Авиазавод в Саратове будет выпускать комплектующие для Як-42
9 июн 2025
Подготовка кадров для новой индустрии: Михаил Погосян поделился опытом МАИ на «Кадровом форуме БАС – 2025»
9 июн 2025
Дело за «Горизонтом»: доцент МАИ создал уникальную систему для повышения безопасности полётов
9 июн 2025
В Самарской области центр БАС выведут на мировой уровень
9 июн 2025
Порядка 5,5 тысяч школьников учатся в инженерных классах Ростеха
9 июн 2025
МГТУ ГА и «Транспорт будущего» заключили соглашение о сотрудничестве
6 июн 2025
Инженеры намерены создать в 2026 году российский бортовой комплекс для БПЛА
6 июн 2025
Проекты ульяновских авиастроителей признаны лучшими на конкурсе ОАК
6 июн 2025
Разработанный Китаем авиадвигатель AES100 получил производственный сертификат
6 июн 2025
Ростех: иностранные авиастроители вряд ли смогут вернуться на российский рынок
6 июн 2025
Ассоциация БАС, созданная в Самарской области, сформирует рынок беспилотных услуг
6 июн 2025
В Тольятти открылась выставка разработок для беспилотных систем
6 июн 2025
Германская компания Helsing приобретает производителя самолетов Grob Aircraft
6 июн 2025
Boeing выплатит $1,1 млрд для урегулирования претензий по катастрофам лайнеров 737 MAX
5 июн 2025
На Superjet проверили систему автоматического управления
5 июн 2025
Российская авиасистема "Горизонт-25" успешно испытана в небе над Подмосковьем
5 июн 2025
Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров оценил производство самолетов «Байкал» и «Ладога»
5 июн 2025
Создано покрытие для самолетов, на 40% сокращающее частоту ремонта
5 июн 2025
Инженеры МАИ разработали «не устающий» дрон для осмотра объектов и видеонаблюдения
10 июн 2025
Региональные отделения Союзмаша Челябинской и Ярославской областей обмениваются опытом в ОДК-Сатурн
10 июн 2025
Первая группа школьников получила рабочие профессии в Производственно-учебном центре "Вертолетов России"
9 июн 2025
ЦАГИ примет участие в форуме «Инженеры будущего – 2025»
9 июн 2025
ОДК-Кузнецов – двойной эколидер Самарской области
9 июн 2025
Инженер ЦИАМ стал победителем Гагаринских чтений
6 июн 2025
«Яковлев» назвал опытные «Суперджеты» в честь их создателей
6 июн 2025
На самарском предприятии ОДК открыта крупнейшая лаборатория для проверки двигателей
6 июн 2025
ОДК-Сатурн отметил победителей чемпионата «Построй карьеру в ОДК»
5 июн 2025
Молодые ученые ГосНИИАС – призеры «Гагаринских чтений»
5 июн 2025
ОДК-Сатурн привлекает молодых сотрудников к поиску инновационных решений
5 июн 2025
ОДК-Кузнецов присоединился к благотворительному проекту «Ракета Мечты»
4 июн 2025
В ОДК спроектировали детали для ПД-14 с помощью российского ПО
4 июн 2025
«Пермские моторы» награждены за внедрение новых мероприятий по охране труда
3 июн 2025
Продлен прием заявок на участие в XVIII Всероссийской мультиконференции по проблемам управления (МКПУ-2025)
3 июн 2025
На ПК «Салют» преподаватели колледжей освоили приёмы бережливого производства
2 июн 2025
Самолеты А.Н. Туполева: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
30 мая 2025
В ОДК-Сатурн повышают профессионализм специалистов в сфере метрологии
30 мая 2025
На предприятии "Вертолетов России" прошли сборы авиационных спасателей и поисковиков
30 мая 2025
ОДК-УМПО принимает заявки школьников на трек целевой подготовки инженеров «Крылья Ростеха»
29 мая 2025
У-УАЗ принял участие в "Технофесте"
27 мая 2025
ГосНИИАС участвует в разработке тренажеров самолета SJ-100
27 мая 2025
ОДК-СТАР – в лидерах краевого конкурса по охране труда
27 мая 2025
Самолет В.М. Петлякова: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
26 мая 2025
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в XXII Научных чтениях по авиации, посвященных памяти Н.Е. Жуковского
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».