Расточительная тяжелая авиация // Россия возобновляет производство "Русланов"

В рамках государственной программы перевооружения ульяновскому заводу "Авиастар-СП" будут заказаны 10 новых самолетов "Руслан" (Ан-124) и несколько десятков Ил-476. Об этом сообщил недавно назначенный вице-премьер Дмитрий Рогозин, который провел совещание по перспективам развития военной и гражданской авиации в Ульяновске. Кроме того, будут проведены модернизация и ремонт "Русланов", которые находятся в эксплуатации.
Военно-транспортные самолеты "Руслан" были созданы в начале восьмидесятых годов ОКБ Антонова, в первую очередь как средство быстрой переброски тягачей с межконтинентальными баллистическими ракетами. В результате самолет стал самым большим по грузоподъемности в мире: он может поднять в воздух до 120 тонн.
Самолет также позволяет перевезти до 900 вооруженных солдат. Хотя впоследствии в СССР была создана еще более грузоподъемная "Мрия", "Руслан" так и остался самым крупным серийным транспортным самолетом. Впрочем, в 1994 году его производство прекратилось; всего было выпущено чуть более полусотни машин.
Разговоры о возобновлении "Русланов" появились в середине 2000-х годов. В 2006-м этот вопрос обсуждался президентами России и Украины — Владимиром Путиным и Виктором Ющенко. После этого уже в России Объединенная авиастроительная корпорация рассчитала бизнес-план, согласно которому для возобновления производства требовался спрос в не менее чем 40 машин.
Впрочем, хотя предварительные и единичные заказы были еще в начале 2011 года, на ульяновском "Авиастаре" признали, что план полноценного производства пока отложен.
Десять машин еще не полноценное производство, констатирует эксперт. Необходимо говорить не о восстановлении производства, а о налаживании нового цикла, считает главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин. "Для экономической эффективности такого проекта необходимо большое количество новых машин – десять никоим образом не спасут положения. Эксперты называли цифры от 40 до 60 машин", — отмечает Фомин. По его словам, стоимость единицы самолета напрямую зависит от того, насколько массовым будет его производство. "Одно дело, когда машина стоит $80 млн, другое дело — $300 млн. Коммерческий оператор на закупку машины по такой цене ($300 млн) не пойдет", — уверен эксперт.— "Поэтому возник проект, по которому государство финансирует производство "Русланов" за свой счет, чтобы потом у предприятия появились средства для дальнейшего производства с целью коммерческих продаж", — отмечает Фомин.
Цена контрактов, по которым будут закуплены "Русланы", неясна. Рогозин напомнил, что на данном этапе ставится задача решить проблему цены между Минобороны и предприятиями. "Речь должна пойти о справедливой цене на закупки авиационной техники. В эту цену надо вложить такую разумную норму рентабельности, которая позволила бы проводить амортизацию основных фондов", — объяснил Рогозин. Он уже ранее делал заявления о том, что уровень рентабельности предприятий оборонной промышленности, который, по расчетам вице-премьера, находится на уровне 5–8%, должен быть увеличен.
"Русланы" — не единственное, что собирается закупить государство. "Речь идет о том, что мы выходим на стабильные закупки отечественной авиации", — отметил вице-премьер. Он пояснил, что это будут самолеты разного предназначения. "Речь пойдет о таком самолете, как Ту-204. Речь пойдет о модернизации практически нового самолета семейства Ил-76 — будут десятки самолетов выпускаться в Ульяновске", — отметил Рогозин. В присутствии вице-премьера прошла церемония передачи нового самолета Ту-204-300 управлению делами президента.
Ранее другой самолет "Ту" получил критику президента Дмитрия Медведева. В апреле этого года глава государства обрушился с критикой на продукцию отечественного авиастроения на совещании Совета безопасности, посвященном развитию российской авиации. "К сожалению, даже новые самолеты имеют проблемы, и в этом я убедился на личном опыте, — посетовал Медведев. — Нужно вкалывать, а не деньги требовать". Как рассказал "Газете.Ru" источник в Кремле, президент остался недоволен своим Ту-214, первый полет на котором совершил в конце октября 2010 года в Набережные Челны и Астрахань, а после летал им еще несколько раз.
Нарекания пассажиров "борта номер один" вызвали повышенная вибрация и шум.
Этот самолет был собран в Казани для президента по заказу управделами президента, которое после инцидента с Ту-214 намеревалось отказаться от использования отечественных самолетов. Теперь в Кремле вернулись к закупкам "Ту".